История развития менеджмента в системе управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать историю развития техники управления.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- изучить основные периоды развития науки управления;
-проанализировать использование исторических подходов к технике управления на современном этапе;
- определить какие методы управления актуальны в настоящее время.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1 Исторические аспекты развития теории и практики управления…………5
1.1 Понятие управления, основные функции управления……..………..10
1.2 Объект и предмет техники управления……………………………....16
2 Эволюция становления техники управления….……………………………10
2.1 «Революционный путь» развития техники управления…………...19
2.2 Исторические взгляды на технику управления…………………….23
3 Использование исторических подходов к технике управления на современном этапе……………………………………………................................................23
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованных источников…………………………………………47

Файлы: 1 файл

Курсовая ПЕРЕДЕЛАНАЯ.docx

— 84.65 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1 Исторические аспекты развития теории и практики управления…………5

    1. Понятие управления, основные функции управления……..………..10
    2. Объект и предмет техники управления……………………………....16

2 Эволюция становления техники управления….……………………………10

       2.1 «Революционный  путь» развития техники управления…………...19

       2.2 Исторические  взгляды на технику управления…………………….23

3 Использование исторических подходов к технике управления на современном этапе……………………………………………................................................23

Заключение……………………………………………………………………...45

Список использованных источников…………………………………………47

 

 

Введение

 

Любая наука, в том числе  и управление, базируется на использовании  исторического опыта. Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и  ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития науки.

Наука управления, в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она  интересуется прошлым, настоящим и  будущим. Анализ прошлого позволяет  лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать, заглянуть в будущее.

Знание истории управления определяет многие возможности его  эффективного совершенствования. Ведь современное управление - это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как  бы невидимыми, неразличимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Понимание их источников позволяет  ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее  время, что является главным, а что - второстепенным.

  Заметное  влияние   на  формирование   менеджмента   оказали   английские исследователи. Так, англичане Р. Фэлк  и Л.  Урвик   занимались   разработкой принципов управления.

Во Франции вопросами  менеджмента занимались Анри Луи Ле Шателье Шарль Фремен-виль братья Андре и Эдуард Мишлен. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.

Проблемами техникой управления производством в Германии  занимался Вальтер Ратенау, Макс Вебер.

Заметный след в истории  России и улучшении ее  системы  управления оставили известный русский  экономист  А.Л.  Ордин-Нащокин,  А.П.  Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н.  Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по  1740  г.)  и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов.

Знание истории управления играет большую роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного  мышления.

Искусство управления формируется  на историческом фундаменте, знание истории  стимулирует поиск разнообразных  вариантов решений, из которых легче  выбрать наиболее удачный.

Все это в полной мере относится к современной науке  управления. Она утвердилась как  особая область знаний, оформилась в основных концептуальных положениях, стала предметом изучения высшей школы. Её дальнейшее развитие и практическое использование во многом определяется знанием истории.

Не существует никаких  универсальных приемов или твердых  принципов, которые бы делали управление эффективным. Однако существуют подходы, которые помогают руководителям  повысить вероятность эффективного достижения целей.

Искусство управлять - врожденное, ему практически невозможно научить, но возможно его грамотное использование, анализируя уроки истории, учиться  не только на своих ошибках, но и  использовать многолетний опыт других управленцев.

Объект исследования –  развитие техники управления.

Предмет исследования –  становление и развитие техники  управления.

Цель курсовой работы –  рассмотреть и проанализировать историю развития техники управления.

Задачи исследования вытекают из поставленной цели:

- изучить основные периоды развития науки управления;

-проанализировать использование исторических подходов к технике управления на современном этапе;

- определить какие методы  управления актуальны в настоящее  время.

 

1 Исторические аспекты развития теории и практики управления

 

Сегодня вряд ли кто скажет, как и когда зародились искусство  и наука управления. Управление в  той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого  общества:

    • социальной — необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах;
    • экономической — необходимость в производстве и распределении ресурсов;
    • оборонительной — защита от врагов и диких зверей.

Даже в самых древних  обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп (сбор пищи, строительство  жилья и т. п.). К примеру, египетские пирамиды — это памятник управленческого  искусства того времени, поскольку  строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в  планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью[20].

Рассматривая развитие теории и практики управления, выделяют несколько  исторических периодов.

1-й период - древний  период

Наиболее длительным был  первый период развития управления - начиная  с 9-7 тыс. лет до н.э. примерно до XVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководящее начало всех видов деятельности того периода.

В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным  хозяйством. В этот период (3000 - 2800 гг. до н.э..) сформировался достаточно развитый для того времени государственный  управленческий аппарат и его  обслуживающая прослойка (чиновники-писцы  и пр.).

Одним из первых, кто дал  характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470-399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные  формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления.

Платон (428-348 гг. до н.э.) дал  классификацию форм государственного управления, сделал попытки разграничить функции органов управления.

Александр Македонский (356-323 гг. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками.

2-й период - индустриальный  период (1776-1890).

Наибольшая заслуга в  развитии представлений о государственном  управлении в этот период принадлежит  А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как сделал анализ различных  форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства.

Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений  и школ менеджмента оказало учение Р. Оуэна. Его идеи гумманизации управления производством, а также признание  необходимости обучения, улучшения  условий труда и быта рабочих  актуальны и сегодня.

Первый переворот в  теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 г. английский математик Ч. Беббидж разработал проект "аналитической машины" - прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже  тогда управленческие решения принимались  более оперативно.

 

3-й период - период систематизации (1856-1960).

Наука об управлении находится  в постоянном движении. Формируются  новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный  аппарат, наконец, меняются сами исследователи  и их взгляды. С течением времени  менеджеры изменяли ориентиры от потребностей своей конкретной организации  на изучение сил управления, действующих  в их окружении. Некоторые из них  решали свои управленческие проблемы теми способами, которые, казалось, срабатывали  и в прошлые периоды. Другие исследователи  искали более систематизированные  подходы к управлению. Их индивидуальные успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров.

В сущности, то, что мы сегодня  называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции  в XIX в. Возникновение фабрики как  первичного типа производства и необходимость  обеспечения работой больших  групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать  за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников - обучали для того, чтобы  они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это  и были первые менеджеры.

4-й период - информационный  период (1960 г. по настоящее время)

Более поздние теории управления разработаны в основном представителями  количественной школы, часто называемой управленческой школой. Появление управленческой школы управления - следствие применения математики и компьютеров в управлении. Ее представители рассматривают  управление как логический процесс, который может быть выражен математически. В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающихся  на использование математического  аппарата, с помощью которого достигается  интеграция математического анализа  и субъективных решений менеджеров.

Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, маркетинга и т.п.). Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.

В современных условиях математические методы используются практически во всех направлениях управленческой науки.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов  анализа. Так называемый системный  подход в управлении был связан с применением общей теории систем для решения управленческих задач. Он предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи, технология, ресурсы[27].

Главная идея системной теории управления состоит в том, что  ни одно действие не предпринимается  в изоляции от других. Каждое решение  имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет  избежать ситуаций, когда решение  в одной области превращается в проблему для другой.

На базе системного подхода  разрабатывались задачи управления в нескольких направлениях. Так возникла теория непредвиденных ситуаций. Суть ее состоит в том, что каждая ситуация, в которой оказывается менеджер, может быть сходной с другими  ситуациями. Однако ей будут присущи  уникальные свойства. Задача менеджера  в этой ситуации состоит в том, чтобы проанализировать все факторы  в отдельности и выявить наиболее сильные зависимости (корреляции).

В 70-е гг. появилась идея открытой системы управления. Организация  как открытая система имеет тенденцию  приспосабливаться к весьма многообразной  внутренней среде. Такая система  не является самообеспечивающейся, она  зависит от энергии, информации и  материалов, поступающих извне. Она имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Таким образом, следуя теории систем, можно предположить, что  любая формальная организация должна иметь систему функционализации (т.е. различные формы структурного деления):

    • систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия;
    • систему власти;
    • систему логического принятия решений.

С точки зрения экономики  организации наиболее существенные в научно-методическом плане результаты были получены в рамках ситуационного  подхода. Суть ситуационного подхода  состоит в том, что формы, методы, системы, стили управления должны существенно  варьироваться в зависимости  от сложившейся ситуации, т.е. центральное  место должна занимать ситуация. Это  конкретный набор обстоятельств, которые  сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Другими словами, суть рекомендаций по теории системного подхода состоит в требовании решать текущую, конкретную организационно-управленческую проблему в зависимости от целей  организации и сложившихся конкретных условий, в которых эта цель должна быть достигнута. Т.е. пригодность различных  методов управления определяется ситуацией[41].

Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации, касающиеся применения научных положений  к практике управления в зависимости  от сложившейся ситуации и условий  внешней и внутренней среды организации. Используя ситуационный подход, менеджеры  могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации.

Информация о работе История развития менеджмента в системе управления организацией