История развития менеджмента в системе управления организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать историю развития техники управления.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- изучить основные периоды развития науки управления;
-проанализировать использование исторических подходов к технике управления на современном этапе;
- определить какие методы управления актуальны в настоящее время.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3
1 Исторические аспекты развития теории и практики управления…………5
1.1 Понятие управления, основные функции управления……..………..10
1.2 Объект и предмет техники управления……………………………....16
2 Эволюция становления техники управления….……………………………10
2.1 «Революционный путь» развития техники управления…………...19
2.2 Исторические взгляды на технику управления…………………….23
3 Использование исторических подходов к технике управления на современном этапе……………………………………………................................................23
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованных источников…………………………………………47

Файлы: 1 файл

Курсовая ПЕРЕДЕЛАНАЯ.docx

— 84.65 Кб (Скачать)

Третья тенденция - интернационализация менеджмента и бизнеса и порожденные ею новые проблемы техники управления [15, 115]. Это, например, проблема кросс-культурного переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере техники управления и др.

По мнению большинства  исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что  сегодня сформировалась новая парадигма  техники управления. Она обозначается, как «тихая управленческая революция», а ее ключевыми чертами являются следующие [40, 187]:

1. Отказ от управленческого  рационализма классических школ  менеджмента, состоящего в убеждении,  что ключ к успеху управления  лежит в правильном воздействии  на внутренние факторы организации.  Вместо этого на первый план  выдвигается проблема гибкости  и адаптации к постоянным изменениям  внешней среды. Последняя диктует  стратегию и тактику управления, определяет структуру организации  и формы управления ею.

2. Использование в управлении  теории систем позволило не  только сформулировать новый  взгляд на организацию как  «органическое целое», имеющее свою  логику и законы, но и выделить  ряд универсальных переменных  любой системы, контроль за  которыми составляет основу эффективного  управления.

3. Ситуационный подход  к управлению, составляющий доминанту  современной теории и практики управления. Главный его тезис - вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне.

4. Признание социальной  ответственности менеджмента как  перед обществом в целом, так  и перед индивидом, работающим  в организациях. Важнейшей характеристикой  менеджмента на современном этапе  является ориентация на новую  социальную группу в организациях - когнитариат. Он уже не может рассматриваться, как только один из экономических факторов, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится самой основной задачей менеджмента. Эти и другие положения являются основными принципами современной техники управления.

Таким образом, процессы глобализации общественной жизни, отражающие постоянно  растущую взаимозависимость стран  и регионов, становятся главным фактором, определяющим развитие теории и практики управления в современном мире [23, 138].

Влияние глобализации вызвало  необходимость поиска новых подходов к управлению компаниями различного направления деятельности.

Так, с позиций стратегического  менеджмента для компаний сегодня  очень важно научиться работать одновременно в двух измерениях - в  системе глобальной мировой экономики  и политической разобщенности. Исследователи  утверждают, что границы современного менеджмента больше не совпадают  с государственными границами [24, 139]. Устранение торговых барьеров между государствами, создание новых рынков, растущая конкуренция привели к тому, что сегодня современные компании работают не на региональные или национальные рынки, а на глобальный, при этом принимаемые управленческие решения, как в коммерческой, так и в некоммерческой сферах, все в большей степени определяются интересами самих компаний, а не политическими интересами государства. В этой связи основным залогом роста и бесконфликтного сосуществования становится партнерство разных типов, а не прямое владение, принуждение и контроль.

Распад СССР и открытие его рынков и рынков стран Восточной  Европы, введение единой валюты в рамках Европейского сообщества, вступление в силу Североамериканского соглашения о свободной торговле открыли перед компаниями новые перспективы развития и стимулировали повышение качества товаров и услуг. В большей степени этому способствовало принятие новых международных стандартов качества. В настоящее время любая организация (и не только коммерческая) должна ориентироваться на стандарты, достигнутые в той или иной отрасли мировыми лидерами.

По мнению большинства  исследователей, в сфере производственного  менеджмента постоянно растущая конкуренция со стороны иностранных  производителей способствовала снижению уровня издержек и более гибкому  взаимодействию со стремительно меняющейся внешней средой [23, 142]. В маркетинговых стратегиях приоритетным направлением стали разработка новых товаров и постоянные инновации, связанные с повышением уровня обслуживания потребителей. Сроки создания и вывода на рынок новинок при этом резко сократились.

Одной из наиболее сильных  тенденций развития современного менеджмента  является усиление процесса наделения  властью сотрудников, их вовлечение в процедуру принятия решений [23, 146]. Традиционная модель, когда менеджер контролирует работников, в условиях высоко турбулентной внешней среды перестала быть эффективной. Под наделением властью имеется в виду не столько передача властных полномочий, сколько оценка потенциала работников и его раскрытие. У сотрудников растет потребность в доверии, общении, в связи, с чем возрастает значение личных контактов персонала, позволяющее понять, чего ждать друг от друга. Особую важность в условиях информационной революции и введения системы трудовых отношений, при которой сотрудники трудятся совместно, но не вместе, приобретает адекватное информирование каждого работника, в особенности о переменах. Самым ценным активом любой компании XXI века становятся работники умственного труда и их производительность. Самой большой и быстрорастущей группой персонала в категории работников умственного труда становятся «новые служащие», которые занимаются не только интеллектуальным трудом, но и физическим, гармонично сочетая их.

Следует отметить, что Россия отстает от развитых стран по качеству подготовки менеджеров, поскольку программы  подготовки несколько устарели и  качество подготовки недостаточное обучение менеджменту в РФ также отстает от мирового уровня. В России только около 55 программ МВА и около ста факультетов менеджмента. Ежегодно получают дипломы примерно 5000 магистров МВА и примерно 15000 дипломированных менеджеров. А потребность экономики РФ составляет около 100000 менеджеров. Следовательно, пока покрывается только 20 % потребности. Однако учёные утверждают, что указанные проблемы при высоких темпах развития экономики вполне разрешимы.

 

 

Заключение

 

    В  соответствии  с  целью  и  задачами  курсовой  работы  можно  сделать следующие выводы:

    1.Подготовка современных  менеджеров-профессионалов невозможна  без знания истории развития техники управления. Она  развивалась  на  протяжении  веков, прежде  чем   превратился   в   самостоятельную   отрасль   знания,   науку.

Значительное влияние  на формирование  техники управления  оказали:  школа научного управления,  классическая  (административная)  школа,  школа  психологии   и человеческих отношений, школа науки  управления  (количественная  школа),  а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф.  Тейлор,  А.  Файоль, Э. Мэйо и др.

     2.Рыночная  экономика требует адекватной  ей системы управления,  которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе  со  всем  обществом.  В условиях  перехода  к  рыночным   отношениям   важнейшим   фактором   успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

     3.Большое значение  приобретает  изучение  передового  и  прогрессивного опыта  техники управления  зарубежных  стран  и  использование   его   при   анализе собственных  управленческих  проблем.  Поэтому  изучение  истории   развития теории и практики зарубежного управления крайне актуально.

      В  современных   условиях  перестройки  экономики   на  основе  рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является  выработка  основных теоретических и методологических  позиций  по  использованию  техники управления  в практической  деятельности  российских  организаций.  Основной  особенностью управленческой мысли становится поиск  новых  конкретных  и  реальных  путей совершенствования  системы  управления,  выработка  позиции   по   различным проблемам  техники управления  применительно  к  рыночным  условиям  и   на   основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №4
  2. Бавыкин В.В. Новый менеджмент. - М., 2007.
  3. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации. М: Москва. -2003.-С. 256.
  4. Вершигора Е. Е. Менеджмент: учебное пособие. — М., 1999.
  5. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебное пособие. - М., 2005.
  6. Веснин В. Р. Основы менеджмента: Курс лекций для студентов высших учебных заведений. - М., 2007.
  7. Веснин В.Р. Основы менеджмента: Учебник. - М., Институт международного права и экономики. Издательство "Триада, Лтд", 1996.
  8. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М., 2007.
  9. Виханский О. С. Стратегическое управление. – М.: Гардарика,- 2002.-С.40.
  10. Волгин А.П., Матирко В.И., Модин А.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. М., «Дело».- 2002.-С.86.
  11. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М., Наука, 1972.
  12. Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления. –М.: ТРТУ.- 2000.- С.152.
  13. Гольдштейн Г.Я. Стратегические аспекты управления. –М.: ТРТУ.- 2000.-С.157.
  14. Грачев М.В. Управление трудом. (Теория и практика капиталистического хозяйствования) / Отв. ред. Н.А. Климов. - М., Наука, 1990.
  15. Друкер П. Энциклопедия менеджмента.: Пер. с англ. - М., 2004.
  16. Дункан Дж.-У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики. - М., 1996
  17. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении // Искусство управления - 2007. - № 7.
  18. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: ИИД «Филин».- 2007. – С. 154.
  19. Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. - М.: ИИД «Филин».- 2007.-С. 157.
  20. История менеджмента: Учебное пособие / под ред. Д. В. Валового. - М.: ИНФРА - М., 1997
  21. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  22. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебное пособие. – М., 2010.
  23. Комаров А.Г. и др. Современный менеджмент: теория и практика. - СПб., 2007.
  24. Комарова Н.В. Теоретические основы менеджмента: Курс лекций. - М., 2005.
  25. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Эволюция и достижения мировой управленческой мысли. Современные теории управления. // Наука и практика. - 2004. - № 5.
  26. Кравченко А. И. История менеджмента // Основы управления. - 2008. - № 7.
  27. Кравченко А.И. История менеджмента. Учеб. пособие. - М., 2000.
  28. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. М.: Русская Деловая Литература, 2006.-С.56.
  29. Кунц Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. – М.: Прогресс, 1981. Т. 1. – С.92.
  30. Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций. М., «Люксарт», 2006.-С.124.
  31. Менеджмент организации: учебное пособие / под ред. Румянцевой З.П. и др. - М.: ИНФРА - М, 1995.
  32. Менеджмент: учебник / под. ред. Виханского О.С., Наумова А.И. - М.: Гардарика, 2007.
  33. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.   Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704с.
  34. Основы менеджмента: учебник / под ред. И. Ю. Солдатовой. - М.: Наука - Пресс, 2009.
  35. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под. общ. ред. В. П. Сальникова. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
  36. Общий и специальный менеджмент / Общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин.- М.: РАГС, 2000.
  37. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: Учеб. пособие. - СПб., 2007.-С. 115.
  38. Попов А.В.  Теория и организация американского менеджмента. – М.: МГУ, 1991. – С.12.
  39. Роберт М. Фалмер. Энциклопедия современного управления. В 5 томах. Том 1. - М., ВИПКэнерго, 1992.
  40. Рябцев И.М. Менеджмент: учебное пособие. - Ростов-на-Дону, 2006.
  41. Семенова И.И.   История менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 222 с.
  42. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. - М., ЮНИТИДАНА, 1999.
  43. Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. Современный менеджмент (в схемах). - Киев, 2008.
  44. Словарь - справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. - М., 2006.
  45. Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии.- М.: Москва.-2007. - С.45.
  46. Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии.- М.: Москва.-2007.- С.52
  47. Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии.- М.: Москва.-2007.- С.53
  48. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М: «Банки и биржи», «ЮНИТИ».- 2004.- С. 80.
  49. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы менеджмента. М., «Дело».- 2005.-С.154.
  50. Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - №4.
  51. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2006. – С. 345
  52. Экономическая стратегия фирмы. Под ред. А.Л. Градова, СПб., «Специальная литература».- 2005.-С. 56.
  53. Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: учебное пособие. - С-Пб.: Нева, 2004.
  54. (http://otherreferats.allbest.ru/management/00039389_0.html)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История развития менеджмента в системе управления организацией