Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:01, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении способов исследования систем управления и их практическое применение на предприятии. Объект исследования - способы исследования систем управления. Предмет исследования – процесс совершенствования методов ИСУ на ООО ”Амет плюс”. В соответствии с целью и границами исследования в работе были поставлены и решены следующие задачи:1.Конкретизировать такие основополагающие понятия, как “исследование систем управления”, “стратегические цели” “способы и методы ИСУ”.2.Охарактеризовать финансовое и экономическое состояние деятельности ООО ”Амет плюс” и выявить способы ИСУ, применяемые на предприятии.3.Разработать пути совершенствования политики в ООО ”Амет плюс”.
Введение………………………………………………………………………3
1.Роль и значение исследовательской деятельности среди других функций менеджера. ………………………………………………………………………….4
1.1. Суть и назначение основных функций управления…………………..6
1.2 Методы получения информации……………………………………...16
2. Практическое применение методов и способов исследования систем управления на примере ООО ”Амет плюс”………………………………………23
2.1 Общая характеристика предприятия ООО ”Амет плюс”……………..23
2.2 Методы исследования, проведенные на предприятии ООО ”Амет плюс”………………………………………………………………………………..25
2.2.1 Исследование с помощью метода управленческого обследования..25
2.2.2 Исследование с помощью метода экспертных оценок……………..28
2.2.3 Исследования с помощью метода целей…………………………….31
Заключение………………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………………36
Методы экспертных оценок - это комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для принятия того или иного решения. Методы экспертных оценок позволяют выявить информацию, содержащуюся в скрытом виде у специалистов, представителей деловых кругов, продавцов, покупателей и т.д.
Для проведения экспертизы создается группа экспертов-организаторов (или рабочая группа) и группа непосредственных экспертов (или экспертная группа). Рабочая группа формирует саму проблему, определяет цель и задачи экспертизы, разрабатывает процедуру экспертизы, формирует экспертную группу, проводит опрос экспертов, обрабатывает полученные оценки, анализирует их, делает выводы, дает рекомендации.
Подготовку экспертизы начинают с постановки проблемы, с определения цели ее решения, формирования перечня факторов, которые характеризуют данную проблему. Перечень факторов позволяет примерно определить число и профиль требуемых для экспертизы специалистов. Точность и надежность процедуры экспертизы в значительной степени зависит от количества факторов, подвергаемых оценке. Экспертиза дает наиболее надежные результаты, если количество факторов колеблется в пределах 10.
Экспертная группа выполняет оценочные операции. При формировании группы экспертов исходят из профессиональной компетентности специалиста в данной области, его достаточной эрудированности в смежных областях, деловитости, объективности, заинтересованности эксперта в участии в работе в экспертной группе.
При индивидуальном опросе требования к экспертам выше, чем при групповом опросе, т.к. точность оценки исследуемых факторов существенно зависит от числа экспертов.
Опрос - главный этап совместной работы организаторов экспертизы и непосредственных экспертов. В зависимости от характера проблемы, ее целей организаторы экспертизы выбирают методы опроса. Опрос бывает:
Среди методов индивидуального опроса наиболее распространены два вида экспертизы: интервьюирование и анкетирование.
Проведение экспертной оценки методом интервью требует от эксперта умения быстро давать качественные ответы на поставленные вопросы. Условно можно выделить следующие формы организации интервью: свободная беседа, "вопрос-ответ", "перекрестный допрос" (здесь участвуют несколько, чаще два, эксперта-организатора). Интервью позволяет нередко получить информацию, которую трудно получить при анкетном опросе. Но интервью обладает и недостатками. Здесь возможно сильное влияние интервьюера на ответы эксперта, мало времени на глубокое обдумывание ответов, много времени тратится на опрос всего состава экспертов.
В основе большинства экспертных методов лежит анкета (опросный лист), с помощью которой осуществляется сбор необходимой информации. Анкета - набор вопросов (факторов), каждый из которых логически связан с главной задачей экспертизы. Содержание анкеты должно быть предельно ясным для опрашиваемого. Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, четкое указание формы ответа. При составлении анкет используются следующие типы вопросов:
Вопрос называется открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме, т.е. ответ ничем не регламентирован. Вопрос называется закрытым, если в его формулировке содержатся возможные варианты ответов (альтернатив), один из которых и должен выбрать специалист. Одним из вариантов закрытых вопросов является вариант, в котором перечень возможных ответов исчерпывается альтернативой "да-нет". При использовании таких вопросов важно чередовать формы согласия или несогласия.
Прямой вопрос формулируется обычно в личной форме: "Что Вы думаете о..." или "Ваше мнение по поводу..." и т.д. Косвенные вопросы ставятся в полубезразличной форме, например: "Некоторые специалисты полагают, что... А как Вы думаете?"
Сравнительную оценку предлагаемых в анкете объектов (факторов) можно осуществлять несколькими приемами. Экспертам может быть предложено, например, количественно оценить исследуемые объекты на безразмерной шкале или в единицах какого-либо конкретного параметра. Иногда используются методы, в которых экспертам предлагается указать меру ценностей или различия в ценности анализируемых альтернатив путем их "взвешивания", например, по 10-ти бальной шкале. Иногда экспертам предлагают дать вероятностные оценки факторам. Кроме анкет-вопросников, экспертам должна быть дана пояснительная записка, содержащая информацию о целях экспертизы, задачах опроса объектах экспертизы, необходимые организационные сведения и инструкцию по заполнению анкет, в которой приводятся примеры порядка и способа заполнения.
Методы коллективной экспертизы предполагают получение обобщенного мнения в ходе совместного обсуждения поставленной проблемы группой экспертов, находящихся в непосредственном контакте. К этим методам можно отнести:
"Метод комиссий" предполагает проведение общей дискуссии с целью выработки единого мнения по обсуждаемому кругу вопросов. Типичным примером использования этого метода являются регулярно проводимые конъюнктурные совещания по основным товарным рынкам. Этот метод имеет существенные недостатки, т.к. здесь большую роль играют такие психологические факторы, как мнения авторитетов.
Сущность метода "мозговой атаки" заключается в разделении решения двух задач: генерирования новых идей и оценки предложенных идей. Соответственно образуются две разные группы: группа генераторов идей и группа аналитиков. Правила проведения заседаний по методу "мозговой атаки" формулируются следующим образом. Необходимо концентрировать внимание участников на одной, четко сформулированной проблеме, но при этом важно подхватывать любую идею, даже если ее практическая ценность в данный момент кажется сомнительной. "Мозговой атакой" руководит ведущий. Сеанс начинается со вступительного слова ведущего, объясняющего проблему и необходимость ее решения, а также напоминающего правила заседания; затем он предлагает начать выдвигать идеи или выдвигает для начала сам одну-две идеи. Сеанс продолжается от 15-20 до 40-45 мин. без перерывов и заканчивается когда поток предложений иссякает. Время выступления - не более одной-двух минут.
Метод "суда" основан на том, организация работы коллектива экспертов осуществляется в соответствии с правилами ведения судебного процесса. "Подсудимым" является анализируемая проблема. Группа заинтересованных в ее правильном решении лиц выполняет роль судьи и заседателей. Лидеры, высказывающие альтернативные точки зрения групп экспертов, находятся на месте прокурора и защиты. Суд ведет обсуждение и выносит окончательное решение.
Метод "Дельфи" получил свое название от греческого города Дельфи и мудрецов, славившихся в древности предсказаниями будущего. Впервые этот метод, разработанный в американской исследовательской организации РЭНД Корпорейшн О.Хелмером, Н.Долки, Т.Гордрном, использовался для целей военного научно-технического прогнозирования будущего. Метод "Дельфи" представляет собой ряд последовательно проводимых процедур, направленных на формирование группового мнения. Для этого метода характерны:
В основе метода "Дельфи" лежат следующие предпосылки:
Алгоритм работы экспертов по методу "Дельфи":
- формулировка задачи;
- выявление мнения каждого эксперта;
- выявление преобладающего мнения;
- выявление крайних суждений;
- формулирование принципиальных расхождений между экспертами;
- исследование причин расхождений во мнениях;
- доведение до всех
экспертов, участвующих в
- анализ каждым экспертом указанных выше результатов и переоценка своего первоначального мнения (или сохранение его);
- выявление преобладающего мнения.
Обычно бывает достаточно двух-четырех раундов, чтобы выработать общее мнение, которое можно считать достоверным.
Конечная цель экспертизы - начертание картины вероятного будущего: определение возможностей, которыми следует воспользоваться, и потенциальных опасностей, которых следует избежать.
Под личным (очным) методом опроса подразумевается процедура, в процессе которой организатор осуществляет непосредственный контакт с экспертом при подготовке ответов на вопросы анкеты.
Заочный опрос обычно осуществляется путем пересылки анкеты эксперту по почте. Основные преимущества заочного опроса - его простота и дешевизна. Однако некоторые вопросы эксперт может неправильно истолковать, и поэтому надежность полученных данных может быть ниже, чем при очном опросе.
Грамотное использование вышеперечисленных методов для организации исследовательской функции позволяет менеджеру получить полное представление о проблемах, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно при выполнении своих профессиональных обязанностей.
2. Практическое применение методов и способов исследования систем управления на примере ООО ”Амет плюс”.
2.1 Общая характеристика предприятия ООО ”Амет плюс”.
ООО”Амет плюс” является
официальным представителем ОАО
“Ашинский металлургический завод”.
Образовано при непосредственном участии
завода 14 февраля 2006 года с целью
представления интересов Завода
в Центральном Федеральном
”Амет плюс” является подразделением с правом юридического лица, находится на полном хозяйственном расчёте, имеет самостоятельный баланс, вправе открывать в отделениях банка счета и заключать , с правом подписи, договоры, включая и с банковскими учреждениями на получение ссуд и кредитов, имеет круглую печать и угловой штамп с указанием своего наименования.
Стратегия развития
объединения нацелена на будущее, поэтому
выпускаемый ассортимент
ООО ”Амет плюс” ведет активную работу по освоению новых изделий выпускаемого ассортимента, внедряет новые технологии.
Выручка от реализации компании по сравнению с базовым периодом увеличилась (с 641300,0 тыс.руб. на конец дек. 2011 года до 690000,0 тыс.руб. на конец дек. 2012 года). За анализируемый период изменение объема продаж составило 48700,0 тыс.руб. Тем прироста составил 7,6%.
Валовая прибыль на конец дек. 2011 года составляла 27731,0 тыс.руб. За анализируемый период она снизилась на -16731,0 тыс.руб., что следует рассматривать как отрицательный момент и на конец дек. 2012 года составила 11000,0 тыс.руб.
Прибыль от продаж на конец дек. 2011 года составляла 26261,0 тыс.руб. За анализируемый период она , также как и валовая прибыль, снизилась на -17461,0 тыс.руб., что следует рассматривать как отрицательный момент и на конец дек. 2012 года составила 8800,0 тыс.руб.
Отрицательным моментом являются убытки по прочим доходам и расходам - на конец дек. 2012 года сальдо по ним установилось на уровне -400,0 тыс.руб., однако наблюдается положительная тенденция – за период с конца дек. 2011 года по конец дек. 2012 года сальдо по прочим доходам и расходам увеличилось на 17336,0 тыс.руб.
Рассматривая показатели рентабельности, прежде всего, находясь в условиях рыночной экономики, следует отметить, что и на начало, и на конец анализируемого периода величина прибыли до налогообложения, деленная на выручку от реализации (показатель общей рентабельности) находится у ООО ”Амет плюс” ниже среднеотраслевого значения, установившегося на уровне 10,0%. На начало периода показатель общей рентабельности на предприятии составлял 1,3%, а на конец периода 1,2% (изменение в абсолютном выражении за период - (-0,1%)). Это следует рассматривать как отрицательный момент и искать пути повышения эффективности деятельности организации.
Повышение рентабельности собственного капитала c 0,83% до 2,24% за анализируемый период было вызвано увеличением чистой прибыли предприятия за анализируемый период на 5208,0 тыс.руб.
В сложившейся ситуации
представляется целесообразным предложить
ряд методов мотивации
Информация о работе Исследования и их роль в практической деятельности менеджера