Информационные технологии как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 02:02, дипломная работа

Краткое описание

Современная социокультурная ситуация требует подъема общеобразовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательным учреждением на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. 7
1.1. Характеристика информационных технологий как средства повышения эффективности управления образовательным учреждением 7
1.2. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением 29
ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 38
2.1. Характеристика бызы исследования 38
2.2. Исследование использования информационных технологий в территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЯ 6

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 637.32 Кб (Скачать)

Создана база данных на детей, учащихся в городских образовательных учреждениях. Сейчас проводится интеграция «Всеобуча» с системой «Учета и идентификации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних». Ожидаемым эффектом от применения комплексной системы будет снижение числа беспризорных детей, не обучающихся в образовательных учреждениях.

Таким образом, становится, очевидно, что роль информационных технологий в управлении образовательными учреждениями весьма существенна.   Объем   информации,   которым   владеет   администрация   (в частности отдел образования), очень велик и ценен. И отсутствие средств позволяющих быстро находить необходимую для работы достоверную информацию снизит уровень оперативности и эффективности, который и без того не очень высок. Быстрая передача полученной информации тоже крайне важна. Здесь может помочь Интернет и электронная почта.

Основная цель отдела образования территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля управление качеством образования, его повышение. Для этого должны использоваться все новейшие технологии, в том числе и информационные для быстрого и оперативного разрешения возникающих проблем, а так же текущих нужд.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Тема нашей выпускной квалификационной работы «Информационные технологии как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением». На основании изучения управленческой, педагогической литературы и литературы по информационным технологиям, изучения практического опыта использования информационных технологий в управлении образовательным учреждением мы пришли к следующим выводам:

  • Информационные технологии – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации, а так же способы ее защиты от несанкционированного использования.

Требования информационных технологий как к средству повышения эффективности государственного управления:

  • Информация - это стратегический ресурс. Она должна быть полной, актуальной, достоверной, охватывать весь спектр интересующих госструктуру проблем, собираться регулярно, с определенной периодичностью и в необходимых объемах.
  • Информация должна отвечать комбинации целей, которые ставит управленческая структура, с теми средствами, которыми она намерена их добиваться. Ее качественность и достаточность позволяют госструктуре иметь перед собой действенный план.
  • Систематизация, обработка, аккумулирование и экспертиза. Организацию этой работы, а также анализ поступающей информации, ее объемов, качества и актуальности можно возложить на соответствующий орган, например информационно-аналитический отдел или аналитическую группу.
  • Помимо официальной информационной системы должна использоваться и неформальная система. Неформальная система в отличие от формальной не связана структурными ограничениями и последовательностью отдельных операций. 
  • Аксиомой является тот факт, что информация обладает только потенциальной возможностью стать полезной для пользователя. Действительная цена информации выявляется после ее использования, часто через несколько лет. Следовательно, принцип, которого придерживаются японские менеджеры, является единственно верным - не делить первичную информацию на нужную и ненужную, а собирать всю. В органах государственного управления данное умозаключение приобретает особенно глубокий смысл.      
  • Среди технологических нововведений, обещающих рост производительности труда, как рядовых сотрудников, так и руководящего звена, хотелось бы отметить следующее новшество - расширение возможности управления базами данных. Система  управления базами данных - это пакет программ, предназначенный для того, чтобы обеспечить системный и гибкий подход к организации данных и доступ к ним.

Внедрение информационно-коммуникативных технологий позволяет:

руководству органов государственного управления, Администрации образовательного учреждения

  • вести управление по результатам деятельности;
  • принимать эффективные управленческие решения;
  • четко видеть динамику происходящих в системе образования  изменений;
  • объективно оценивать деятельность работников;
  • повысить уровень организации управленческого труда.

Базой нашего исследования была территориальная администрация Заволжского района мэрии города Ярославля. На основе изучения управленческой, педагогической документации и документации по информационным технологиям, изучения опыта повышения эффективности управления образовательным учреждением по средствам информационных технологий в городах России (Москва, Омск, Пермь, Вологодская область, Тюмень, Рязань) подтверждается гипотеза нашей выпускной квалификационной работы, которая предполагает, что информационные технологии являются средством повышения эффективности управления образовательным учреждением при следующих условиях:

Во-первых, планирование внедрения информационных технологий в процесс управления образовательным учреждением. Так в Комитете по управлению образованием Администрации Вологодской области по средствам планирования были выявлены проблемы вызывающие снижение эффективности управления образованием Вологодской области, и как следствие разработаны и предложены пути их решения. Организована работа по включению уже созданных локальных Баз данных в единую Базу данных и создания Единой информационной системы Комитета по управлению образованием Администрации Вологодской области. Таким образом, Комитетом по управлению образованием Вологодской области реализуется цель внедрения информационных технологий в процесс управления, а именно: повышение качества, обоснованность и оперативность принимаемых управленческих решений; обеспечение эффективности труда управленца; переход на безбумажную технологию. Тогда как в Ярославле не все органы управления образованием оснащены локальными Базами данных (отдел образования, центр обеспечения функционирования ОУ, управление образованием), что существенно тормозит процесс передачи информации из одного ведомства в другое, а также снижет ее достоверность. И как следствие снижение эффективности использования информационных технологий в управлении образовательным учреждением.

Во-вторых, наличие автоматизированного рабочего места для каждого сотрудника органа управления (100%-ное обеспечение). Каждый город и регион по-своему решает проблему недостатка финансирования для оснащения компьютерными средствами. Вологодской области оказывает поддержку Министерство образования Российской Федерации, а так же активную позицию занимает сама администрация Вологодской области. В Ярославле есть возможность привлечения средств из Федерального бюджета в рамках подготовки города к 1000-летию. Однако все солидарны во мнении, что обеспеченность АРМ служащих должна быть 100%.           

Во-вторых, организации систематических курсов повышения компьютерной грамотности для пользователей. В рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» в Ханты-Мансийском автономном округе компания ПРАЙМ ГРУП осуществила внедрение образовательного портала, который создан с помощью продукта Microsoft SharePoint Portal Server.

 «Создание портала  позволило установить единое  информационное поле для педагогов, учащихся и административных управленческих структур округа, –  рассказывает Александр Богдыль, генеральный директор ПРАЙМ ГРУП. – Работники образования теперь могут получить любую интересующую их информацию, повысить свою квалификацию».

В городе Ярославле регулярно проводятся курсы повышения компьютерной грамотности. Однако из-за недостатка финансирования воспользоваться этими услугами территориальная администрация Заволжского района мэрии города Ярославля возможности не имеет. Как показывает опыт даже при практически 100%-ном оснащении рабочих мест компьютерной техникой не каждый работник в состоянии максимально эффективно воспользоваться техническим информационным ресурсом Следовательно эффективность применения ИТ в управлении образовательным учреждением снижается.

В четвертых, создания единой базы данных. Необходимость создания подобных Баз данных осознают во многих городах России. В Ярославле как  показали исследования, тоже видят в них решение ряда проблем связанных со снижением эффективности применения информационных технологий в управлении образовательным учреждением. Однако в настоящее время и локальные Базы данных не получили повсеместного распространения.

Но в других городах на создание единого информационного пространства сделан значительный упор. Так в Москве предлагается создание межведомственной информационной системы. Такие системы повышают достоверность информации, используемой различными органами управления, а следовательно повышают эффективность управленческих решений. Примером создания одной из таких систем может послужить межведомственная комплексная система по мониторингу движения детей «Всеобуч».

Разработанный Автономной некоммерческой организацией «Институт компьютинга», города Пермь Пакет Office-CASE позволяет автоматизировать создание систем документов. С помощью пакета Office-CASE создана система документов, обеспечивающая подведение итогов летней оздоровительной кампании на территории Пермской области. Система включает три уровня отчетности: отчеты учреждений оздоровления и структурных подразделений администраций районов, отчеты территориальных координационных советов и отчеты регионального уровня.

Применение пакета Office-CASE позволяет создать гибкую систему автоматизации подготовки данных, формирования первичных и сводных отчетов.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод: информационные технологии повышают  эффективность управления образовательным учреждением при следующих условиях:

  1. планирования внедрения информационных технологий в процесс управления образовательным учреждением; 
  2. наличия АРМ для каждого сотрудника органа управления (100%-ное обеспечение);
  3. организация систематических курсов повышения компьютерной грамотности для пользователей;
  4. создания единой базы данных.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена. 
БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Архипова, Н.И. Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях/ Н.И. Архипова, В.В. Кульба. – 2-е изд. М.: РГГУ, 1998. – 316 с.
  2. Голицына, О.Л. Базы данных/ О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов – М.: Форум, 2003. – 352 с.
  3. Гринберг, А.С. Информационные технологии управления/ А.С. Гринберг, Н.Н. Горбачев, А.С. Бондаренко: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 479 с.
  4. Информационные технологии в местном самоуправлении: проблема использования, уровень оснащенности, оценка эффективности. Результаты комплексного исследования/ Под ред. к.п.н. С.В. Зкевой. – Ярославль: Городской научно-методический центр социальной политики, 2006. – 136 с.
  5. Информационное обеспечение управленческой деятельности. В.В. Годин, И.К. Корнеев, М.:2001. – 287 с.
  6. Информационные технологии в образовании. Международный конгресс конференций. Сборник трудов. М.: Просвещение, 2003. – 159 с.
  7. Информационные технологии управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 384 с.
  8. Информационные технологии управления образовательным процессом/ под общ. ред. Б.И. Канаева: сборник статей опытно-экспериментальных площадок ИИО РАО. Москва-Тольятти, 2003. – 260 с.
  9. Информационный бюллетень Microsoft. Специальный выпуск. Август 2002 года
  10. Козырев, А.А. Информационные технологии в экономике и управлении/ А.А. Козырев: Учебник. – СПб: Изд-во Михайлова А.А., 2000. – 259 с.
  11. Комплексная оценка высших учебных заведений: Учебное пособие/ Наводнов В.Г., Геворкян Е.Н., Мотова Г.Н., Петропавловский М.В. – Москва – Йошкар – Ола: Научно-информационный центр государственной аккредитации, 2001;
  12. Короткова, Т.Л. Исследование систем управления/ Т.Л. Короткова: Учебное пособие. – М.:МИЭТ, 1998. 165 с.
  13. Коуров, Л.В. Информационные технологии/ Л.В. Коуров. – М.: Амалфея, 2000. – 192 с.
  14. Логический словарь ДЕФОРТ. Составитель В.Н. Переверзев. М., Мысль,1994. 719 с.
  15. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической, инженерной психологии /ред. сост. и авт. коммент. В.А.Барабанщиков. - АПН СССР. - М.: Педагогика, 1991. 253 с.
  16. Моделирование региональных образовательных систем. Учебник/ Л.И. Лурье. – М.: Гардарики, 2006. 94 с.
  17. Мотова Г.Н. Система государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования//Среднее профессиональное образование. – 2002 - №9 – С. 52-56
  18. Муниципальный менеджмент. Справочное пособие. В.В. Иванов, А.Н. Коробова, М.: 2002;
  19. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова: 4-е изд., доп.- М.: Азбуковник, 2003. 812 с.
  20. Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Научное издание "Большая российская энциклопедия": 2002. 683 с.
  21. Саак, А.Е. Информационные технологии в управлении/ Саак А.Е., Пахомова У.В., Тюшняков В.Н. Учебник. – СПб.:ПИТЕР, 2004. 411 с.
  22. Соловьев, А.В. Информационные технологии управления/ А.В. Соловьев: Учебное пособие, ЯрГУ, 2006. 427 с.
  23. Теория организации. Учебник. Б.З. Мильнер, М.: 2005. 562 с.
  24. Туманова, С.В. Информационные технологии в муниципальном самоуправлении/ С.В. Туманова, С.А. Трунов, под редакцией В.Б. Зотова// Местное самоуправление в России   М.: Прима-Пресс, 1999. - № 11. С. 108-116;
  25. Уотерман, Д. Руководство по экспертным системам/ Д. Уотерман: пер. с англ. – М.: Мир, 1989. – 262 с.
  26. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". М., Российская газета, 22 февраля 1995 года
  27. Френк Уэбстер; пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. – М.: Аспект Пресс, 2004
  28. Черемных, С.В., Семенов И.О., Ручкин В.С. Структурный анализ систем/ С.В. Черемных, И.О. Семенов, В.С. Ручкин: IDEF- технологии. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 192 с.
  29. Эффективное управление школой в современных условиях. Учебно-методическое. – СПб.: КАРО, 2006. – 78 с.
  30. Яблонский, В.Б. Информационные системы управления образованием и внедрение инноваций/ В.Б. Яблонский. – НПК «Московская наука: вчера, сегодня, завтра».

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

Информационные технологии

 

Приложение 5

Частота посещения респондентами интернета

(в % от общего числа  респондентов)


 

дома

53,4%

на работе

25,3%

интернет-кафе

29,9%

через коллег, друзей

17,4%

другое

- через библиотеку,

- в университете,

- через мобильный телефон,

- в почтовом отделении.


 

Степень осведомленности респондентов

об интернет-сайте  органов городского самоуправления

(в % от числа посещающих интернет)

 

 

Мнение респондентов о первоочередных направлениях в развитии новых информационных технологий

(в % от общего числа респондентов)

 

Повышение оперативности работы городских служб

54,4

Повышение информированности граждан о решении их проблем

42,3

Сокращение времени на подачу запросов о решении проблем

31,5

Удобство доступа информации о работе городских служб

29,5

Повышение уровня прозрачности деятельности городских служб

26,8

Устранение межведомственных барьеров

16,2


 

Способы осуществления платежей

(в % от общего числа  респондентов)

 

Степень согласия респондентов

осуществлять платежи через сеть Интернет

(в % от общего числа  респондентов)

 


 

 

из них 35,7 % имеют доступ в Интернет

 

 

 

 

Приложение № 6

Характер фактического получения информации подразделениями

Информация о работе Информационные технологии как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением