Информационные технологии как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 02:02, дипломная работа

Краткое описание

Современная социокультурная ситуация требует подъема общеобразовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательным учреждением на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. 7
1.1. Характеристика информационных технологий как средства повышения эффективности управления образовательным учреждением 7
1.2. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением 29
ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 38
2.1. Характеристика бызы исследования 38
2.2. Исследование использования информационных технологий в территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЯ 6

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 637.32 Кб (Скачать)

Работа системы управления связана с получением и обработкой огромного количества приходящих из образовательных учреждений документов. Многие из них носят формальный характер, позволяющий автоматизировать их обработку. Такая автоматизация существенно экономит время персонала, позволяет уменьшить количество людей, занятых в процессе автоматизированной обработки, повысить надежность и качество документопотока. В то же время, успех внедрения компьютерных технологий связан с квалификацией персонала, количеством и качеством техники, администрированием программного обеспечения.

Детальное изучение проблемы эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в управлении районной образовательной системой, дает возможность оценить потенциал управления районной образовательной системой на современном уровне.

Потенциал – степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, необходимых для чего-нибудь [19]. Потенциал отображает реальные возможности управления данной образовательной системой. Используя данные по выявлению эффективности использования информационно-коммуникативных технологий в процессе управления, можно оценить потенциал системы в целом.

Очевидно, что основой эффективного управления образовательной системой является анализ соответствующей полной и достоверной информации о состоянии и динамике образовательной инфраструктуры. Следственно, встает задача сбора, передачи, организации, хранения и анализа информации об образовательной системе. Немало важным является и вопрос выбора технологий управления, т.е. выбора совокупности определённых процедур, исполнение которых обеспечивает эффективную реализацию управленческих целей.

Элементами технологий выступают: информационное обеспечение; порядок выработки решений; характер связей с персоналом и др.

В сфере управления образовательной системой эти технологии делятся на следующие классы:

  • технологии принятия управленческих решений, требующих оперативного вмешательства;
  • технологии управления функционированием образовательной системы;
  • технологии целевого управления развитием системы.

В связи с внедрением информационных и коммуникационных технологий в процесс управления образовательными учреждениями, созданием на их основе единой образовательной информационной системы, встает вопрос о содержании управленческой информации, которая будет заложена в эту систему. В числе ключевых единиц такой информации предлагается выделить:

  • сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности образовательного учреждения;
  • данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих социальную, культурную и иную деятельность образовательного учреждения;
  • материалы, определяющие деятельность образовательного учреждения, в частности, законодательные и иные нормативные правовые акты и договорные обязательства, указания вышестоящих органов, результаты контрольных актов и т.д.;
  • сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте персонала образовательного учреждения, совокупность всех данных, характеризующих человеческий потенциал;
  • данные об успеваемости учащихся;
  • данные о внешних связях образовательного учреждения;
  • сведения об учебно-методическом, техническом и финансовом обеспечении образовательного учреждения;
  • сведения об инновационной деятельности образовательного учреждения.

Такие единицы информации должны соответствовать уровню и масштабам управляющих подсистем и их звеньев. В них нужны также данные и о развитии научно-педагогической мысли, а также о новейших достижениях, о передовом управленческом (организационном) опыте в стране и за рубежом.

Для анализа процессов существенное значение имеет полная и достоверная информация о развитии образовательной инфраструктуры района. Основными показателями для приятия управленческих решений являются:

1. Показатели, характеризующие  результативность деятельности  образовательного учреждения;

1.1. Наполняемость образовательного  учреждения (контингент обучающихся  по классам); 
1.2. Итоговая аттестация выпускников; 
1.3. Востребованность выпускников; 
1.4. Результаты мониторинга качества образования; 
1.5. Личные достижение обучающихся;

2. Показатели, характеризующие  обеспеченность образовательного  процесса;

2.1. Кадровое обеспечение  образовательного процесса; 
2.2. Финансовое обеспечение образовательного процесса; 
2.3. Материально-техническое и методическое обеспечение реализации учебной программы и учебного плана;

3. Показатели достижения  значимых социальных и педагогических  результатов образовательного учреждения;

3.1. Организационная деятельность  образовательного учреждения; 
3.2. Общественные связи образовательного учреждения; 
3.3. Реализация "личностных" целей учащихся;  
3.4. Здоровьесберегающая политика; 
3.5. Гражданская ответственность.

Опишем подробную структуру блоков, позволяющую, в конечном, итоге определить количественную характеристику статуса районной образовательной системы. 
1.1. Наполняемость образовательного учреждения: 
1.1.1. Контингент обучающихся по классам; 
1.1.2. Показатели "скрытого" отсева; 
1.1.3. Показатели движения контингента обучающихся; 
1.2. Итоговая аттестация выпускников: 
1.2.1. Качественные характеристики итоговой аттестации; 
1.2.2. Количественные характеристики итоговой аттестации; 
1.2.3. Количество учащихся, получивших документ об образовании; 
1.2.4. Результаты совмещенной итоговой аттестации; 
1.2.5. Результаты интегрированного экзамена; 
1.2.5.1. Доля тем "дипломных" проектов, особенно отмеченных государственной экспертной комиссией; 
1.2.5.2. Доля "дипломных" проектов, содержательная часть которых опубликована или представлялась на конференциях, семинарах, выставках не ниже городского уровня; 
1.2.5.3. Доля "дипломных" проектов, защищенных на иностранном языке с оценкой отлично; 
1.2.6. Результаты открытого экзамена; 
1.2.7. Численность "золотых" и "серебряных" медалистов; 
1.2.8. Средний бал выпускника по итоговым оценкам (в приложении к аттестату); 
1.3. Востебованность выпускников; 
1.3.1. Наличие договоров о сотрудничестве с ВУЗами; 
1.3.2. Процент выпускников, поступивших в ВУЗы (от общего количества выпускников) на дневное отделение; 
1.4. Результаты мониторинга качества образования: 
1.4.1. Результаты срезовых контрольных работ по блоку физико-математических дисциплин; 
1.4.2. Результаты срезовых контрольных работ по блоку естественнонаучных дисциплин; 
1.4.3. Результаты срезовых контрольных работ по блоку гуманитарных дисциплин; 
1.4.4. Результаты срезовых контрольных работ по блоку социально-экономических дисциплин; 
1.4.5. Результаты срезовых контрольных работ по иностранному языку; 
1.4.6. Результаты срезовых контрольных работ по навыкам пользования персональным компьютером. 
1.5. Личные достижение обучающихся: 
1.5.1. Количество победителей на: 
- районном туре предметных олимпиад; 
- на городском туре предметных олимпиад; 
- на федеральном туре предметных олимпиад; 
1.5.2. Количество победителей в спортивных соревнованиях: 
- районного уровня; 
- городского уровня; 
- федерального уровня. 
1.5.3. Количество победителей в конкурсах и смотрах: 
- районного уровня; 
- городского уровня; 
- федерального уровня. 
2. Показатели, характеризующие обеспеченность образовательного процесса; 
2.1. Кадровое обеспечение образовательного процесса: 
2.1.1. Результаты аттестации педагогических кадров; 
2.1.2. Повышение квалификации (переподготовка, стажировка) педагогических кадров; 
2.1.3. Движение педагогических кадров; 
2.1.4. Личные достижения учителей; 
2.1.5. Доля нагрузки преподавателей с высшей категорией (от общей педагогической нагрузки ОУ); 
2.2. Финансовое обеспечение образовательного процесса; 
2.2.1. Доля реального финансирования потребностей образовательного процесса; 
2.2.2. Доля реального финансирования заработной платы и социальных выплат; 
2.2.3. Платные образовательные услуги; 
2.3. Материально-техническое и методическое обеспечение реализации учебной программы и учебного плана; 
2.3.1. Информационное обеспечение обучающихся: 
2.3.1.1. Обеспечение учебной литературой; 
2.3.1.2. Доступ к компьютерной технике во внеурочное время; 
2.3.1.3. Доступ к ресурсам телекоммуникационных сетей; 
2.3.2. Обеспеченность учебного процесса оборудованием, расходными материалами, позволяющими полностью реализовать действующую учебную программу и учебный план: 
2.3.2.1. Оборудованием; 
2.3.2.2. Расходными материалами; 
2.3.2.3. учебно-методическими материалами. 
3. Показатели достижений значимых социальных и педагогических результатов образовательного учреждения; 
3.1. Организационная деятельность образовательного учреждения; 
3.1.1. Результаты участия в педагогических конкурсах и смотрах; 
3.1.2. "Специализация" образовательного учреждения и формы приема учащихся; 
3.1.3. Спектр реализации образовательных программ; 
3.1.4. Участие в реализации образовательных программах и проектах; 
3.1.5. Статус образовательного учреждения - "экспериментальная площадка": 
- городского уровня; 
- федерального уровня; 
3.1.6. Договорные обязательства; 
3.1.7. Результаты контрольных актов; 
3.2. Общественные связи образовательного учреждения; 
3.3. Реализация "личностных" целей учащихся; 
3.3.1. Участие в детских - общественных организациях; 
3.3.2. Система дополнительного образования; 
3.3.3. Состояние воспитательной системы; 
3.4. Здоровьесберегающая политика; 
3.4.1. Сведения о травматизме; 
3.4.2. Сведения о летней оздоровительной компании; 
3.4.3. Сведения о нарушениях ПДД; 
3.5. Гражданская ответственность; 
3.5.1. Учет жалоб и обращений граждан в отдел образования; 
3.5.2. Сведения о правонарушениях учащихся образовательного учреждения; 
3.5.3. Количество учащихся состоящих на учете в ОППН.

Учитывая основные направления информационных потоков, а также учитывая необходимость быстрого и "качественного" доступа к достоверной и полной информации для принятия своевременного эффективного управленческого решения, на основе использования современных информационных технологий, необходимо выделить основные показатели оценки этой деятельности:

1. Наличие информационно-коммуникационной  сети образования в районе; 
1.1. Информационная сеть образовательных учреждений; 
1.2. Локальная сеть ТОУО; 
1.3. Локальная сеть централизованной бухгалтерии; 
1.4. Рабочие места служб технадзора и закупок; 
1.5. Районный копировально-множительный (полиграфический) комплекс; 
1.6. Районная информационная система по воспитательной работе; 
1.7. Информационная система служб сопровождения (методической, психологической, социальной); 
1.8. Проведение непрерывного мониторинга состояния районной образовательной системы; 
2. Автоматизация бизнес - процессов; 
2.1. Использование системы автоматизации делопроизводства; 
2.2. Использование телекоммуникационных систем передачи информации между субъектами образовательной системы; 
2.3. Использование системы контроля исполнительной дисциплины; 
2.4. Автоматизация системы планирования развития сети; 
2.5. Подготовка проектов бюджета; 
2.6. Анализ жалоб и обращений граждан; 
3. Районный информационный и коммуникационный узел; 
3.1. Наличие WWW-сервера; 
3.2. Структура сервера; 
3.3. Штатные единицы специалистов для обслуживания информационно-коммуникативных технологий районной информационной системы; 
4. Использование специализированного программного обеспечения для нужд образовательной системы; 
4.1. Автоматизация сбора и обработки данных получаемых из образовательных учреждений: 
4.1.1. Использование удаленного доступа; 
4.1.2. Передача данных по FTP- протоколу или электронной почте; 
4.1.3. Авторизация данных; 
4.1.4. Использование различных информационных систем и АРМ; 
5. Оснащение образовательного учреждения средствами вычислительной техники; 
5.1. Качество компьютерной техники; 
5.2. Доступ к ресурсам телекоммуникационной сети; 
5.3. Штатные единицы специалистов по информационно-коммуникативным технологиям в образовательных учреждениях; 
6. Учебно-методическое обеспечение информационно-коммуникативных технологий образования; 
6.1. Проведение подготовки (переподготовки) специалистов образовательного учреждения по применению и использованию информационных технологий в управлении образовательным учреждением; 
6.2. Методические материалы по вопросам эффективного использования информационно-коммуникативных технологий; 
6.3. Использование дистанционной системы обучения и повышения квалификации.

Выше были приведены описания показателей анализа эффективности использования информационных технологий в управлении образовательной системы района. Не затрагивая вопроса о структурах баз данных, на основании которых проводится количественная оценка, опишем принципы, на основе которых можно обосновывать принимаемые решения.

Легко заметить, что построенные ранее показатели по своему характеру предоставляются относительными величинами и имеют инвариантный характер. Таким образом, характеризуемый показателями внутренний потенциал использования информационных технологий в управлении районной образовательной системы выражает степень гарантированности принятия эффективных управленческих решений на основе использования достаточно "полной" и "достоверной" информации.

Учитывая, что процесс внедрения информационно-коммуникативных технологий в процесс управления районной системы образования зависит от целого ряда объективных и субъективных показателей для каждого района: наличие финансирования, наличие высококвалифицированных специалистов по информационно-коммуникативным технологиям, наличие компьютерной техники, каналов передачи информации, наличия специализированного программного обеспечения и т.д., а также для проведения дальнейших работ в области реформирования образования, следует в настоящее время говорить, что для оценки эффективности использования информационно-коммуникативных технологий в управлении районной образовательной системой важнее прослеживать динамику изменения этого показателя.

Вообще временные характеристики оказываются важными и по другим причинам: только набранная в течение нескольких лет статистика позволяет оценить объективность весовых коэффициентов оценок и уточнить их. Статистические данные обычно сравниваются с аналогичными показателями за истекший период и таким образом выстраивается линия тренда.

 

 

    1. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением.

 

Основная ошибка большинства существующих систем, что они рассматривают информационные технологии через призму существующих процессов и проблема формулируется: «как использовать новую технологию, чтобы улучшить то, что мы сейчас делаем?». Однако простое накладывание может блокировать процесс повышения эффективности, сохранив прежние способы ведения дел. Для достижения новых целей необходимо ставить вопрос следующим образом: «как с помощью новой технологии делать то, что мы еще не делали?» (например, в форме телеконференций проведение коротких совещаний с руководителями подведомственных организаций или вышестоящей администрацией, использование их в процессе обучения, прямой связи с жителями и прочее).

Информация о работе Информационные технологии как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением