Информационные технологии как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 02:02, дипломная работа

Краткое описание

Современная социокультурная ситуация требует подъема общеобразовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательным учреждением на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. 7
1.1. Характеристика информационных технологий как средства повышения эффективности управления образовательным учреждением 7
1.2. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением 29
ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 38
2.1. Характеристика бызы исследования 38
2.2. Исследование использования информационных технологий в территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЯ 6

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 637.32 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

государственное образовательное учреждение 

высшего профессионального образования

«Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

 

Институт педагогики и психологии

 

Специальность 080507.65 – «менеджмент организации»

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

 

на тему: «Информационные технологии как средство

повышения эффективности управления образовательным учреждением»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа выполнена студентом:

Крохоняткиной Варварой Платоновной

 

Научный руководитель:

кпн, доцент кафедры

социальной педагогики и ОРМ

Лекомцева Елена Николаевна

 

Допустить к защите

 

дпн, заведующая кафедрой управления образованием, доцент

Золотарева Ангелина Викторовна

«____»_____________________2008 года


 

 

 

Ярославль

2008

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I.     Теоретико-методологические основы информационных технологий как средства повышения эффективности управления образовательным учреждениЕм. 7

1.1. Характеристика информационных технологий как средства повышения  эффективности управления образовательным учреждением 7

1.2. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением 29

ГЛАВА II.     ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 38

2.1. Характеристика бызы исследования 38

2.2. Исследование использования информационных технологий в территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

БИБЛИОГРАФИЯ 6

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Информация - явление несравненно более древнее, чем человеческая цивилизация. Природа в ходе эволюции передавала закодированную информацию от одного живого организма другому. С первых шагов своих люди ищут и находят новые средства передачи и хранения информации. Об этом рассказывают и наскальные рисунки, и иероглифические папирусы древних египтян. Однако никогда ранее человечество не накапливало информацию и знания столь стремительными темпами.

Поскольку распространяющаяся информация охватывает сотни миллионов, даже миллиарды людей, она становится все более заметной материальной силой, воздействующей не только на технический вопрос, но и на экономику, на социальную сферу, на характер современного мышления.

Все очевиднее возрастающая зависимость национального развития от состояния информационных ресурсов. Информационное невежество в наши дни ведет к технологическому банкротству и национальному унижению, к превращению страны в сырьевую колонию или свалку устаревшей технологии.

Реальными в "новом информационном мире" оказались, прежде всего, два момента. Во-первых, ранее буквально невиданное насыщение общества информационной техникой, которая проникает повсюду: в правительственные учреждения и деловые конторы, в больницы и библиотеки, на заводы и в научно-исследовательские институты, в банки и магазины, в аэропорты, полицейские участки и что особенно нас интересует в контексте рассматриваемой проблемы в школы и университеты. Во-вторых, многократно возросло число ее служителей.

В мировой истории сошлись как бы три могучих потока: потоки технологии, информации и людей, являющихся создателями или служителями того и другого. В известной мере можно говорить о создании новой, наиболее могущественной в информационном отношении, из всех ранее существовавших цивилизаций. В этой цивилизации на наших глазах начинают исчезать ремесла, имеющие тысячелетние традиции, и возникают ранее неизвестные. Меняются функции и задачи работников, характер их труда. Происходят огромные перемены в формах и организации управления.

Современная социокультурная ситуация требует подъема общеобразовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательным учреждением на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий. Информатизация управления образованием способствует моделированию высокоорганизованной информационной среды, оказывающей влияние на все стороны жизнедеятельности современного общества, обусловливая процессы интеллектуализации деятельности членов общества во всех сферах, включая сферу образования, изменение структуры общественных взаимоотношений, взаимосвязей, инициируя формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил. Однако на практике реализация информационных технологий как средства повышения эффективности управления образовательными учреждениями выявляет ряд противоречий:

- между потребностями  в компьютеризации управления  образовательными учреждениями  и их возможностями в разработке  управляющей информационной системы;

- между необходимостью  поступательного развития школы  с учетом обновления среды  и отсутствием методологически  обоснованного алгоритма, обеспечивающего  процесс развития в условиях  компьютеризации управленческой  деятельности;  
- между декларированием стимулирования инновационного поиска как основы развития образовательных учреждений и разработкой современной информационно-коммуникативной модели управления образовательным учреждением.  
Выявленные противоречия позволили определить тему настоящего исследования - «информационные технологии, как средство повышения эффективности управления образовательными учреждениями».

База исследования: общий отдел и отдел образования территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля.

Проблема исследования: являются ли информационные технологии средством повышения эффективности управления образовательным учреждением.

Цель: определить условия, при которых информационные технологии способствуют повышению эффективности управления образовательным учреждением.

Объект исследования: процесс повышения эффективности управления образовательным учреждением по средствам информационных технологий.

Предмет исследования: условия, при которых информационные технологии способствуют повышению эффективности управления образовательным учреждением.

Гипотеза: информационные технологии являются средством повышения эффективности управления образовательным учреждением при следующих условиях:

  1. планирования внедрения информационных технологий в процесс управления образовательным учреждением; 
  2. наличия АРМ для каждого сотрудника органа управления (100%-ное обеспечение);
  3. организация систематических курсов повышения компьютерной грамотности для пользователей;
  4. создания единой базы данных.

Задачи:

  1. изучить теоретико-методологические основы информационных технологий, как средства повышения эффективности управления образовательным учреждением;
  2. изучить опыт использования информационных технологий в управлении образовательным учреждением;
  3. выявление особенностей применения информационных технологий в управлении образовательным учреждением в разных регионах России;

Методы исследования.

  1. теоретические:
    • анализ,
    • синтез,
    • выводы на основе изучения управленческой литературы.
  1. эмпирические:
    • изучение документации,
    • беседа,
    • тестирование.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Во введении нами доказана актуальность темы и приведен аппарат исследования.

В первой главе «теоретико-методологические основы информационных технологий как средства повышения эффективности управления образовательным учреждением» дана характеристика информационных технологий как средства повышения эффективности управления образовательным учреждением, а так же описаны методы использования информационных технологий в управлении образовательным учреждением.

Во второй, главе «информационные технологии как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением» нами рассмотрена база исследования, проведено исследование использования информационных технологий в территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля.

В заключении содержатся выводы по результатам проведенного исследования.

Библиография содержит 30 источников.

 

 

ГЛАВА I.  Теоретико-методологические основы информационных технологий как средства повышения эффективности управления образовательным учреждением.

 

    1. Характеристика информационных технологий как средства повышения  эффективности управления образовательным учреждением.

 

Термин «информация» - один из самых популярных в нашем лексиконе. Очевидно, что любая деятельность человека основывается на информации.

Информация – это сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.) и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами [19].

Информация, являясь отражением материальной сущности, служит способом описания взаимодействия между источником информации и получателем. Одно и то же сообщение одному получателю может дать много информации, а другому - мало или ничего. То есть «информировать» в терминах теории информации означает сообщать ранее неизвестное. Так как информацию можно хранить, преобразовывать и передавать, должны быть ее носители, передатчики, каналы связи и приемники. Эта среда объединяет источники информации и ее получателей в информационную систему. Как говорилось выше, активными участниками информационного обмена необязательно должны быть люди: обмен информацией происходит также в животном и растительном мире, но когда речь идет о человеке как об участнике информационного процесса, то имеется в виду смысловая или семантическая информация.

Когда говорят об информации, то упоминают ряд ее свойств, от которых непосредственно зависит эффективность принимаемых решений.

Информация достоверна, если она не искажает истинного положения дел. Информация адекватна, если с помощью полученной информации об объекте, процессе или явлении создается их образ определенного уровня соответствия. Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Информация выражена кратко и четко, если она не содержит в себе ненужных сведений. Информация ясна и понятна, если она выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена. Информация своевременна (оперативность информации), если она не потеряла актуальность и несет в себе сведения, необходимые в данный момент для понимания и принятия решений.

Кроме этих свойств информации можно оценить ее ценность – меру расширения совокупности сведений, которыми располагает потребитель информации при ее получении и интерпретации, степень снижения состояния неопределенности.

Теперь, когда мы определились с понятием «информация», дадим определение собственно предмету нашего изучения – информационной технологии.

Как известно, технология – это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса. Но другими словами можно сказать, что, в сущности, любая технология (в том числе и технология информационная) представляет собой инструмент для достижения поставленных целей.

Информационные технологии существовали давно, поэтому с развитием компьютеров и средств связи начинали появляться различные вариации: «информационные и коммуникационные технологии», «компьютерные информационные технологии», «автоматизированные информационные технологии» и д.р. Конечно, существует множество определений данного термина [21].

По определению, принятому ЮНЕСКО, информационная технология – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

Информационные технологии – это система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации, а так же способы ее защиты от несанкционированного использования.

Информация о работе Информационные технологии как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением