Информационные технологии как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 02:02, дипломная работа

Краткое описание

Современная социокультурная ситуация требует подъема общеобразовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательным учреждением на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. 7
1.1. Характеристика информационных технологий как средства повышения эффективности управления образовательным учреждением 7
1.2. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением 29
ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 38
2.1. Характеристика бызы исследования 38
2.2. Исследование использования информационных технологий в территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЯ 6

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 637.32 Кб (Скачать)

Внедрение информационно-коммуникативных технологий позволяет:

руководству органов государственного управления, Администрации образовательного учреждения

  • вести управление по результатам деятельности;
  • принимать эффективные управленческие решения;
  • четко видеть динамику происходящих в системе образования  изменений;
  • объективно оценивать деятельность работников;
  • повысить уровень организации управленческого труда.

Методистам, специалистам органов государственного управления, педагогическим работникам образовательного учреждения

  • управлять познавательной деятельностью учащихся  и воспитанников;
  • отслеживать результаты обучения и воспитания;
  • принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня воспитанности и обученности и эффективности системы качества образования;
  • целенаправленно совершенствовать методическое мастерство;
  • получить доступ к специальной, педагогической информации.

Представителям учредителя, городской методологической службе

  • иметь информацию о деятельности системы образования и ее развитии;
  • корректировать и консультировать администрацию и педагогических работников по конкретным объективным данным итогов образовательного процесса и принимать оперативные управленческие решения.

Учащимся и их родителям, представителям общественности

  • иметь доступ к информации о деятельности органов государственного управления, образовательных учреждений и результатах образовательного процесса;
  • оказывать влияние на формирование образовательного спроса, развитие школы и качество обучения и воспитания.

Применение информационно-коммуникативных технологий в управлении образованием позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создавать резервы для работы муниципальной системы образования в режиме развития.

Для использования информационных и коммуникационных технологий в процессе управления образовательными учреждениями, в образовательных учреждениях могут создаваться локальные сети (канцелярия - директор - завуч и учительская - замдиректора по воспитательной работе, социальный педагог, психолог). Учитывая основные направления информационных потоков в образовательных учреждениях а, также учитывая необходимость быстрого и "качественного" доступа к достоверной и полной информации для принятия своевременного эффективного управленческого решения, на основе использования современных информационных технологий, мы пришли к необходимости создания единой образовательной информационной системы образовательного учреждения, т.е. единой сети. Ключевыми моментами которой будут:

  • сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности образовательного учреждения;
  • материалы, определяющие деятельность образовательного учреждения, в частности, законодательные и иные нормативные правовые акты и т.д.;
  • сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте персонала образовательного учреждения, совокупность всех данных, характеризующих человеческий потенциал, т.е. другими словами базы данных об учащихся и сотрудниках;
  • данные об успеваемости учащихся и их посещаемости - электронный школьный журнал (который прошел успешную апробацию в школе, и принято решение о его внедрении в образовательный процесс);
  • сведения об учебно-методическом и техническом обеспечении образовательного учреждения;
  • сведения об инновационной деятельности образовательного учреждения;
  • электронный каталог школьной библиотеки;
  • электронная внутришкольная почта (осуществляющая передачу документации внутри школы).

Итак, анализ эффективности управления образовательным учреждением через использование информационных технологии складывается из следующих компонент:

  • это и эффективность образовательного процесса, которая складывается через создание электронных средств и материалов учебного процесса;
  • это и эффективная работа с документами, приходящими в образовательное учреждение;
  • это и эффективность управленческой деятельности, наличие баз данных по учащимся, кадрам, сетевых ресурсов между структурами образовательного учреждения.

Современные технологии и конкретные программные решения дают возможность создавать «информационную вертикаль» управления сферой образования, снабжая органы управления оперативной и актуальной информацией обо всех аспектах деятельности учебных заведений: организации учебного процесса, успеваемости учеников, кадровом обеспечении образования и т. д., включая подготовку разнообразных отчетов и справок.

Наличие актуальных отчетных данных в рамках единой информационной системы минимизирует возможность появления ошибок, связанных с ручной подготовкой данных, освобождает время администраторов от проведения рутинных расчетов, позволяя им сосредоточить свое внимание на аналитическом изучении данных, выявлении позитивных и негативных тенденций, поиске своевременных эффективных решений.

В ходе исследования эффективности использования информационных технологий в управлении образовательным учреждением, было выявлено, что в органах местного самоуправления не применяются многие новейшие информационные технологии. О чем подробнее будет рассказано ниже. Здесь целесообразно рассмотреть отечественный опыт использования информационных технологий в управлении образовательным учреждением. 

Институт криосферы Земли Сибирского отделения Российской академии наук (ИКЗ СО РАН), город Тюмень.

Рассматривается создание информационно-аналитической системы мониторинга основных показателей эффективности деятельности образовательных учреждений региональной системы управления образованием.

В условиях модернизации системы образования совершенствуются формы и методы управления образовательными учреждениями. Очевидно, что принятия грамотных и взвешенных управленческих решений возможно лишь на основе анализа большого объема оперативной и достоверной информации. Однако стремление иметь как можно больше данных часто приводит к обратному результату: образовательные учреждения задыхаются под гнетом увеличивающейся отчетности, а органы управления по накапливаемым данным зачастую не могут сделать достоверные выводы состояние дел на местах, сопоставить результаты деятельности образовательных учреждений. В этих условиях актуальной является задача систематизации данных региональной системы управления образованием, определения основных показателей эффективности деятельности образовательных учреждений, создания автоматизированной информационной системы сбора и анализа данных.

Система мониторинга показателей деятельности охватывает образовательные учреждения всех уровней: дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования. Определена различная периодичность представления информации: месячная, квартальная, полугодовая и годовая отчетность. Показатели характеризуют основные направления деятельности образовательных учреждений:

  • общие данные (учащиеся, педагогические работники, материально-техническая база и др.);
  • качество образования (выполнение требований образовательных стандартов, подготовка специалистов, методическая работа и т.д.);
  • сохранение и укрепление здоровья (индекс здоровья, организация питания, здоровьесберегающие технологии и др.);
  • воспитание (досуговая деятельность, состояние преступности, употребление наркотиков и т.д.);
  • информатизация (количество компьютеров, использование в учебной деятельности, подключение к Интернет и др.);
  • эффективное управление отраслью (оплата труда, внебюджетные средства).

Информационная система имеет иерархическую структуру и включает следующие уровни:

  • Уровень образовательного учреждения. В зависимости от вида образовательного учреждения осуществляет ввод и редактирование первичных данных, формирование отчетных форм, передача информации в вышестоящие уровни, поддержка управления образовательным учреждением.
  • Уровень муниципальных органов управления образованием. Реализует прием и верификацию первичных данных от образовательных учреждений, формирование сводных данных, передачу информации на вышестоящий уровень. Осуществляет поддержку функций управления образовательными учреждениями территории.
  • Уровень регионального органа управления образованием. Осуществляет прием и верификацию данных от территорий, консолидацию информации по региону. Реализует анализ данных во временном и территориальном разрезе, формирует отчеты для поддержки управленческих решений.

Информационная система объединяет данные различных уровней в единую систему, обеспечивает решение задач комплексного мониторинга эффективности деятельности региональной системы образования и повышение эффективности функционирования органов управления.

 

В рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» в Ханты-Мансийском автономном округе компания ПРАЙМ ГРУП осуществила внедрение образовательного портала, который создан с помощью продукта Microsoft SharePoint Portal Server. База данных портала содержит более 5 тыс. классифицированных документов, для которых реализована возможность поиска по их содержимому. Портал поддерживает такие функции, как рассылка, неограниченное количество новостных лент и система анонсов. Наличие системы обсуждений позволяет увеличить его интерактивность.

Microsoft SharePoint Portal Server – это новейший продукт в семействе корпоративных серверов NET, обеспечивающий создание собственного интранет-портала, служащего единым легкодоступным источником корпоративной информации. SharePoint Portal Server предоставляет удобный доступ к функциям управления документами (блокировка рабочего документа, контроль версий, быстрая публикация и т. д.), которые необходимы при работе с популярными инструментальными средствами и офисными приложениями.

«Создание портала позволило установить единое информационное поле для педагогов, учащихся и административных управленческих структур округа, что значительно упрощает образовательный процесс и делает его более гибким, –  рассказывает Александр Богдыль, генеральный директор ПРАЙМ ГРУП. – Работники образования теперь могут получить любую интересующую их информацию, повысить свою квалификацию и обсудить актуальные вопросы на тематических форумах в режиме реального времени, находясь при этом на большом расстоянии друг от друга». В рамках программы развития образовательной сети Ханты-Мансийского округа планируется также создание культурологического и молодежного порталов.

Компания Microsoft накопила богатый опыт внедрения информационных систем с целью совершенствования управления образованием на разных уровнях: школ и вузов, школьных округов и университетских городков (кампусов), региональных органов управления. Этот уникальный опыт корпорация стремится донести до специалистов, профессионально занимающихся вопросами управления в сфере образования.

«Тесная интеграция офисных приложений Microsoft Office позволяет связать электронный журнал, тематическое планирование, конспекты уроков, контрольные и самостоятельные работы и т. п. в  единое целое, получив, таким образом, программно-методический комплекс учителя. Любая контролирующая программа, используемая на уроке, должна иметь средства экспорта результатов в электронные таблицы. Такая совместимость позволяет анализировать результаты работы ученика на уроках проверки знаний с разнообразным программным обеспечением». Найденова О. Н., преподаватель школы № 37, город Рязань

В рамках поддержки реализуемой Правительством России федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы" представительство Microsoft в России и странах СНГ разработало методические материалы, которые помогут учебным заведениям более широко использовать программные продукты корпорации Microsoft в образовательном процессе в школе, - "Администратор школьной интернет-площадки. Учебный курс". Данный курс допущен Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебно-методического пособия для учителей общеобразовательных школ (приказ №13-58-485/17 от 21 апреля 2003 года). Предназначенный для самостоятельного изучения, он позволит школьному учителю информатики грамотно установить и настроить программное обеспечение в компьютерном классе.

Из вышесказанного видно, что во внедрении новейших информационных технологий в процесс управления образовательным учреждением в большей степени преуспели экономически высокоразвитые регионы России. Но нельзя отрицать тот факт, что пакет офисных приложений от Microsoft Office могут значительно облегчить работу с информацией, которая в сфере образования очень объемна. В ходе исследования (беседа с начальником и секретарем отдела образования территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля) было выявлено, что в отделе для упрощения организационной работы не применяются такие приложения от Microsoft Office как Access и Excel.  
ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

    1. Характеристика базы исследования.

Информация о работе Информационные технологии как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением