Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 02:02, дипломная работа
Современная социокультурная ситуация требует подъема общеобразовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательным учреждением на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. 7
1.1. Характеристика информационных технологий как средства повышения эффективности управления образовательным учреждением 7
1.2. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением 29
ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 38
2.1. Характеристика бызы исследования 38
2.2. Исследование использования информационных технологий в территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЯ 6
Однако внедрение и использование информационных технологий должно происходить, как и в органах осуществляющих управление образовательными учреждениями, так и в самих образовательных учреждениях. Если взять как пример средние общеобразовательные школы (из беседы с начальником отдела образования), то в них наблюдается приток единиц компьютерной техники, введение в штат ставок специалистов по информационным технологиям разного квалификационного уровня. Так по запросу директора новые специалисты в школах могут создать и внедрить необходимые директору (чаще всего) базы или программы. Осуществляется оснащение школ выделенной сетью для выхода в интернет.
Из информации, полученной в Интернете (различные форумы, сайты), видно, что не только Москва активно развивает и внедряет информационные технологии в управлении образованием, но и другие города России.
Так в городе Омске внедрению и применению информационных технологий способствую следующие городские программы.
В 2001 году Программа информатизации системы образования города Омска на 2001-2005г.г. была разработана, принята администрацией города и утверждена Горсоветом.
При городском управлении образования был создан Координационный совет по проблемам информатизации.
С 1999 года работает межшкольный образовательный сервер управления образования. На сервере размещена информация: обо всех омских школах, методические материалы для учителей и учащихся, для библиотекарей и управленцев, последние новости из школ и управления, объявления. Традиционно проведение интернет-форума в преддверии Городской августовской педагогической конференции.
Планируется создание Корпоративной сети системы образования города Омска. КС – информационная платформа для системы образования, которая включает в себя совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих применять в образовательном процессе новые информационные технологии и осуществлять сбор, хранение и обработку данных системы образования, расширение контактов педагогов в профессиональной области, обеспечивает открытость системы образования.
Основными участниками и пользователями КС будут ученики, педагоги, руководители школ и специалисты управления образования. Создавая систему, основанную на территориальном принципе, можно предоставить доступ к информационным и техническим ресурсам широких слоев населения города.
КС предполагает подключение всех школ города к Интернет, уменьшение затрат на содержание канала и обеспечение бесплатного внутригородского обмена информацией между ее участниками.
И так, видим, что использование информационных технологий способствует эффективному управлению образовательных учреждений города Омска.
Одним из средств управления образовательными учреждениями России является их аккредитация. Здесь так же могут успешно использоваться информационные технологии. Так на протяжении семи лет Центр государственной аккредитации Минобразования России проводит работу по формированию и сопровождению Центрального банка данных государственной аккредитации (ЦБД ГА), на основе которого осуществляется процедура государственной аккредитации образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации [11].
ЦБД ГА пополняется посредством ежегодного сбора данных о деятельности образовательных учреждений (для этого используется специально разработанное программное обеспечение – Модуль сбора данных), кроме того, в банк данных вносится информация о результатах государственной аккредитации вузов, средних специальных учебных заведений (ссузов) и учреждений дополнительного профессионального образования.
Согласно законодательству, высшие учебные заведения России независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности проходят лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию на федеральном уровне, технология их аккредитации отработана и успешно используется: практически все российские вузы в начале каждого года присылают информацию в ЦБД ГА, регулярно вносятся результаты работы Аккредитационной коллегии Минобразования России, принимающей решение о государственной аккредитации вузов.
Учреждения среднего профессионального образования (СПО) в России проходят лицензирование на уровне субъектов Российской Федерации, а аттестацию и государственную аккредитацию в зависимости от подчиненности в федеральном органе управления образованием (Министерстве образования РФ или другом федеральном ведомстве) или органах управления образованием субъектов [17]. Вследствие «нелинейной» структуры государственного механизма гарантии качества в настоящее время не существует единого информационного пространства системы управления средним профессиональным образованием. Рассредоточение информации на различных уровнях управления в этой сфере затрудняет эффективное принятие управленческих решений, определение объективных единых показателей и критериев государственной аккредитации учреждений СПО, а также ведение реестра аккредитованных ссузов Российской Федерации.
Решить указанные проблемы, по мнению специалистов Центра государственной аккредитации Минобразования России, позволит создание единого банка данных государственной аккредитации учреждений среднего профессионального образования, имеющего распределенную архитектуру и обеспечивающего: хранение данных (на федеральном и региональном уровнях) по всем ссузам Российской Федерации, независимо от их подчиненности (включая информацию по лицензионным показателям), санкционированный доступ к данным в соответствии с полномочиями и должностными инструкциями пользователей различного уровня (работники Министерства образования РФ, органов управления образованием, Центра государственной аккредитации, других заинтересованных в информации органов), обработку информации в соответствии с технологиями лицензирования и государственной аккредитации (заполнение бланков лицензий на образовательную деятельность, свидетельств о государственной аккредитации и приложений к ним), выполнение аналитических функций (запросы, выборки и т.п.).
На основе распределенного банка данных государственной аккредитации учреждений СПО возможно создание информационно-аналитической системы управления средним профессиональным образованием, типология, которой воспроизводит иерархическую структуру государственных органов управления образования РФ: федеральный орган управления образованием – органы управления образованием субъектов.
Каждый узел данной системы должен обеспечивать работу с базой данных локального (регионального) уровня с информацией по лицензионным и аккредитационным показателям ссузов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации; на федеральном уровне будет храниться обобщающая информация о системе СПО, а также обеспечиваться функционирование всей системы. Удаленный регламентированный многопользовательский доступ к узлам возможен посредством Internet-технологий.
Разработка информационно-аналитической системы СПО позволит осуществлять мониторинг системы среднего профессионального образования, а также обеспечит принятие эффективных решений на всех уровнях управления.
Так же для эффективного управления образованием используется база современного пакета офисных программ, такого как Microsoft Office [9]. Этот программный продукт использует в своей повседневной работе большое количество пользователей, он установлен практически на каждый персональный компьютер.
Пакет предлагает широкие возможности автоматизации работы с документами. Однако зачастую программы пакета используются как «пишущая машинка» с расширенными возможностями оформления. Рядовой пользователь не обладает знаниями и навыками, необходимыми для применения всех функциональных возможностей пакета. При этом он хотел бы использовать программы пакета наиболее эффективно. Задача программиста - помочь ему в этом.
Разработанный Автономной некоммерческой организацией «Институт компьютинга», города Пермь Пакет Office-CASE позволяет автоматизировать создание систем документов. Основная задача пакета -автоматизация подготовки данных и формирования на их основе первичных и сводных отчетов.
Пакет Office-CASE прошел апробацию при разработке единой унифицированной системы документов, используемой в межведомственной информационной системе учета отдыха, оздоровления и занятости детей в Пермской области. С его помощью создана система документов, обеспечивающая подведение итогов летней оздоровительной кампании на территории Пермской области.
Система включает три уровня отчетности: отчеты учреждений оздоровления и структурных подразделений администраций районов, отчеты территориальных координационных советов и отчеты регионального уровня. Учреждения, участвующие в оздоровительной кампании, различаются по уровню обеспеченности вычислительной техникой, средствам передачи информации. Их специалисты имеют различные уровни подготовки.
Применение пакета Office-CASE позволяет создать гибкую систему автоматизации подготовки данных, формирования первичных и сводных отчетов.
Внедрение информационных технологий в систему управления образованием является одним из важнейших факторов повышения эффективности управленческой деятельности. Считают в Комитете по образованию Администрации Вологодской области. В связи с этим Комитетом выявлен ряд проблем вызывающие снижение эффективности управления образованием Вологодской области. А так же предложены пути решения. Вот некоторые из выявленных проблем:
Управлять образовательной системой и контролировать действия муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений в данных условиях затруднительно.
Подобные проблемы есть и в Ярославле.
Цель внедрения информационных технологий в процесс управления: прежде всего, повысить качество, обоснованность и оперативность принимаемых управленческих решений; обеспечить эффективность труда управленца; перейти на безбумажную технологию работы.
Достичь данной цели можно только при наличии:
Практически каждый из перечисленных выше пунктов не реализуется в отделе образования Заволжского района мэрии города Ярославля.
Проблема оснащения компьютерным оборудованием, системными и прикладными программными продуктами муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений Волгоградской области решается благодаря активной позиции Администрации Волгоградской области и поддержке Министерства образования Российской Федерации.
В 2002 году по инициативе Комитета по образованию при активном участии акционерного общества открытого типа «Электронно-вычислительная техника» областная Дума утвердила областную целевую программу «Компьютеризация сети образовательных учреждений Волгоградской области за счет внедрения информационной спутниковой системы «Образование из космоса» (2003 - 2007 годы). Эта программа предусматривает, в том числе, решение задачи оснащения компьютерной техникой и информационными ресурсами системы образования
Кроме этого ежегодно в Волгоградской области принимается областная программа «Информатизация высшего профессионального образования». Реализация данной программы позволяет ежегодно на укрепление материальной базы вузов Волгоградской области выделять средства из областного бюджета.
Таким образом, вопросы оснащения компьютерным оборудованием, программными продуктами Комитетом по образованию решаются совместно с заинтересованными сторонами.
Одной из важных проблем, возникших в ходе внедрения информационных технологий, является недостаточность информационных ресурсов системы образования. В Комитете по образованию Администрации Волгоградской области сформированы локальные Базы данных по сферам образования (по общему образованию, по профессиональному образованию, по финансово-экономической деятельности и т.д.) и по вертикали. Также в муниципальных органах управления образованием, образовательных учреждениях созданы локальные Базы данных. В настоящее время организована работа по включению локальных Баз данных в единую Базу данных и создания Единой информационной системы Комитета по образованию Администрации Волгоградской области.
Еще одним информационным ресурсом стал Сервер Администрации Волгоградской области, созданный в прошлом году.
А в городе Москве предлагается создание межведомственной информационной системы. В Учебно-методическом центре по информационно-аналитической работе Департамента образования (ИАЦ) города Москвы считают, что одним из важных направлений при создании единого информационного пространства является создание интегрированных межведомственных информационных систем. Такие системы повышают достоверность информации, используемой различными органами управления, а соответственно, повышают эффективность от принятия управленческих решений.
Учебно-методический центр создает интегрированные межведомственные системы для управления образованием в городе Москве. Примерами таких систем являются система подбора профессии ребенку инвалиду (совместная с социальными органами), система учета и профилактики преступлений и правонарушений среди учащихся (совместно с ГУВД).
Особое место занимает межведомственная комплексная система по мониторингу движения детей «Всеобуч». Эта система позволяет сформировать банк данных детей, имеющих прописку или регистрацию в городе Москве, и содержащий данные по истории получения ими дошкольного, начального, основного полного, среднего полного, начального, среднего профессионального образования.
Автоматизированная система мониторинга используется для соблюдения права ребенка на получение образования, при установлении ответственности должностных лиц за правильность и своевременность принимаемых по ребенку решений, для разработки целевых программ, при решении межведомственных проблем, связанных с перемещением учащихся, оказывать значительную помощь в профилактике беспризорности и преступности среди несовершеннолетних.