Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 02:02, дипломная работа
Современная социокультурная ситуация требует подъема общеобразовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательным учреждением на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. 7
1.1. Характеристика информационных технологий как средства повышения эффективности управления образовательным учреждением 7
1.2. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением 29
ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 38
2.1. Характеристика бызы исследования 38
2.2. Исследование использования информационных технологий в территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЯ 6
Наиболее короткое и лаконичное определение информационной технологии предложено в учебном пособии А.В. Соловьева. Информационные технологии – систематизированная совокупность методов, средств и действий по работе с информацией [21].
Кроме того, информационная технология – это совокупность средств и методов, представляющая собой целостную техническую систему, которая призвана обеспечить эффективность в процессах деятельности на том или ином иерархическом уровне за счет эффекта интеграции и взаимодействия элементов информационной технологии, таких, как компьютерные комплексы, компьютерные сети, интеллектуальные терминалы, комплекс средств и методов организации массивов данных, кодирования, поиска информации и д.р. [Энциклопедия «Информационные технологии в бизнесе»]
По сложившейся традиции, информационными технологиями принято называть программные комплексы, что не является корректным, так как они являются лишь их частью. Так же под современными или новыми информационными технологиями понимаются компьютерные технологии. Это обусловлено тем, что управленческая деятельность основана на одновременной реализации различных информационных технологий в соответствии с последовательностью и содержанием отдельных этапов процесса принятия решений (сбор, накопление, выдача и защита данных). Исходя из этого, современные информационные технологии обеспечения управленческой деятельности базируются на совместном использовании различных видов информационных процессов на базе единого технического комплекса, основой которого являются средства компьютерной техники.
Информационная технология предполагает наличие объекта воздействия (данных на материальном носителе), целенаправленного изменения какого-либо его свойства, соответствующих методов его преобразования. Конкретное воплощение информационной технологии выражается прежде всего в выборе и реализации методов преобразования, т.е системы средств и методов их использования. В этом отношении конкретная информационная технология для своей реализации предполагает наличие:
Переходя к вопросу об эффективности управления образовательным учреждением. Отметим требования информационных технологий как к средству повышения эффективности государственного управления:
Безусловен тот факт, что информационные системы, информационные технологии могут привести к повышению производительности государственного управления [18]. Однако, технология - это не сам успех, необходимо компетентное, энергичное, ответственное руководство. Важно оценить варианты предполагаемого использования информационной технологии с точки зрения организационной системы в целом.
Рассмотрим классификацию информационных технологий, а так же классификацию компьютерных технологий.
Классификация компьютерных информационных технологий по степени автоматизации задач управления, типу пользовательского интерфейса и способу построения сети ЭВМ:
Однако существуют и более развернутые классификации. Например, классификация предложенная в учебном пособии под редакцией Г.А. Титоренко [7].
Итак, приступим к описанию
характеристики информационных
технологий в управлении
В современных условиях развития общества именно от руководителя образовательного учреждении зависит использование новых информационных технологий в школе, т.к. только руководитель определяет приоритеты в развитии учреждения. Если руководитель сам использует информационные технологии в управлении и глубоко осознает необходимость внедрения информационных технологий в образовательный процесс, то он способен оказать всемерную поддержку учителю и преподавателю, который в конечном итоге формирует, воспитывает и подготавливает представителя нового поколения для существования в новой информационной среде. Причем поддержка в таком случае осуществляется комплексно – от направления учителя на учебу до обеспечения его необходимой материально-технической базой и программно-педагогическими средствами.
Сейчас можно сказать, что многие приоритеты, в развитии информационных технологий в образовательных учреждениях меняются. На первый план выходит уже не материально-техническая, а программно-педагогическая составляющая. Программное обеспечение предметов во многих образовательных учреждений России оставляет желать лучшего.
Эффективность управления районной образовательной системой складывается из многочисленных компонентов: это и эффективность образовательного процесса, начиная с результативности процесса и заканчивая отношениями в коллективах, это и анализ финансовых потоков и т.д. Вся совокупность параметров, определяющих эффективность управления районной образовательной системой взаимосвязана и взаимозависима, что затрудняет статистическое исследование и выявление значимости отдельных факторов.
Во многих, если не сказать во всех случаях, оценка эффективности носит эмпирический, экспертный характер, является субъективной. Более того, субъективные критерии эффективности не могут быть оценены статистическими методами по результатам, собранным за длительный период, поскольку эти критерии сильно колеблются во времени: часть из них отвергается, часть - появляется, что связано в появлением новых технологий как в образовании, так и в управлении образованием, стимулированных не в последнюю очередь бурным техническим прогрессом.