Информационные технологии как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 02:02, дипломная работа

Краткое описание

Современная социокультурная ситуация требует подъема общеобразовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательным учреждением на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. 7
1.1. Характеристика информационных технологий как средства повышения эффективности управления образовательным учреждением 7
1.2. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением 29
ГЛАВА II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 38
2.1. Характеристика бызы исследования 38
2.2. Исследование использования информационных технологий в территориальной администрации Заволжского района мэрии города Ярославля 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЯ 6

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 637.32 Кб (Скачать)

Наиболее короткое и лаконичное определение информационной технологии предложено в учебном пособии А.В. Соловьева. Информационные технологии – систематизированная совокупность методов, средств и действий по работе с информацией [21].

Кроме того, информационная технология – это совокупность средств и методов, представляющая собой целостную техническую систему, которая призвана обеспечить эффективность в процессах деятельности на том или ином иерархическом уровне за счет эффекта интеграции и взаимодействия элементов информационной технологии, таких, как компьютерные комплексы, компьютерные сети, интеллектуальные терминалы, комплекс средств и методов организации массивов данных, кодирования, поиска информации и д.р. [Энциклопедия «Информационные технологии в бизнесе»]

По сложившейся традиции, информационными технологиями принято называть программные комплексы, что не является корректным, так как они являются лишь их частью. Так же под современными или новыми информационными технологиями понимаются компьютерные технологии. Это обусловлено тем, что управленческая деятельность основана на одновременной реализации различных информационных технологий в соответствии с последовательностью и содержанием отдельных этапов процесса принятия решений (сбор, накопление, выдача и защита данных). Исходя из этого, современные информационные технологии обеспечения управленческой деятельности базируются на совместном использовании различных видов информационных процессов на базе единого технического комплекса, основой которого являются средства компьютерной техники.

Информационная технология предполагает наличие объекта воздействия (данных на материальном носителе), целенаправленного изменения какого-либо его свойства, соответствующих методов его преобразования. Конкретное воплощение информационной технологии выражается прежде всего в выборе и реализации методов преобразования, т.е системы средств и методов их использования. В этом отношении конкретная информационная технология для своей реализации предполагает наличие:

  • комплекса соответствующих технических средств, выполняющих процесс преобразования;
  • системы средств управления техническим комплексом (для вычислительной техники это программные средства);
  • организационно-методического обеспечения, увязывающего осуществление всех действий технических средств и персонала в единый технологический процесс в соответствии с назначением конкретного информационного процесса в рамках обеспечения определенной функции управленческой деятельности.

Переходя к вопросу об эффективности управления образовательным учреждением. Отметим требования информационных технологий как к средству повышения эффективности государственного управления:

  1. Информация - это стратегический ресурс. Она должна быть полной, актуальной, достоверной, охватывать весь спектр интересующих госструктуру проблем, собираться регулярно, с определенной периодичностью и в необходимых объемах.
  2. Информация должна отвечать комбинации целей, которые ставит управленческая структура, с теми средствами, которыми она намерена их добиваться. Ее качественность и достаточность позволяют госструктуре иметь перед собой действенный план, определять реальные и точные цели управленческих воздействий.
  3. Систематизация, обработка, аккумулирование и экспертиза. Организацию этой работы, а также анализ поступающей информации, ее объемов, качества и актуальности можно возложить на соответствующий орган, например информационно-аналитический отдел или аналитическую группу. Такое подразделение наряду с определением результативности поступающей информации должно прогнозировать ее влияние на деятельность органа управления.
  4. Помимо официальной информационной системы должна использоваться и неформальная система. Неформальная система в отличие от формальной не связана структурными ограничениями и последовательностью отдельных операций. 
  5. Аксиомой является тот факт, что информация обладает только потенциальной возможностью стать полезной для пользователя. Действительная цена информации выявляется после ее использования, часто через несколько лет. Следовательно, принцип, которого придерживаются японские менеджеры, является единственно верным - не делить первичную информацию на нужную и ненужную, а собирать всю. В органах государственного управления данное умозаключение приобретает особенно глубокий смысл.      
  6. Среди технологических нововведений, обещающих рост производительности труда, как рядовых сотрудников, так и руководящего звена, хотелось бы отметить следующее новшество - расширение возможности управления базами данных. Система  управления базами данных - это пакет программ, предназначенный для того, чтобы обеспечить системный и гибкий подход к организации данных и доступ к ним. Существует технология, позволяющая накапливать данные в одной центральной базе и обеспечивать доступ сотрудников-специалистов к сведениям, относящихся к их компетенции.

Безусловен тот факт, что информационные системы, информационные технологии могут привести к повышению производительности государственного управления [18]. Однако, технология - это не сам успех, необходимо компетентное, энергичное, ответственное  руководство. Важно оценить варианты предполагаемого использования информационной технологии с точки зрения организационной системы в целом.

Рассмотрим классификацию информационных технологий, а так же классификацию компьютерных технологий.

  1. По типу обрабатываемой информации: для данных – системы управления базами данных, табличные процессы, для текста – текстовые процессы, для графики – специальные графические процессоры, для знаний – экспертные системы, для изображения и звука – мультимедийные средства.

 

 

  1. По универсальности среди информационных технологий выделяются:
    1. обеспечивающие информационные технологии – технология обработки информации, которая используется как инструментарий для решения задач в различных предметных областях (например, электронные таблицы).
    2. Функциональные информационные технологии – модификация обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуется одна предметная технология (например, только анализа бюджетных показателей плановым отделом местной администрации).
  2. По типу интерфейса:
    1. Операционной системы:
      1. Однозадачная операционная система (в каждый момент времени выполняется не более одной программы), многозадачная операционная система, многопользовательская операционная система.
      2. Командный интерфейс операционной системы обеспечивает взаимодействие пользователя и информационной системы с помощью команд, вводимых с клавиатуры (например, DOS), WIMP (Windows image menu point) – окно с пиктограммами доступных программ (MS Windows), SILK (Speech Image Language Knowledge) – распознавание речевых команд.
    2. Прикладного интерфейса функциональных информационных технологий:
      1. Пакетная (пользователь после запуска программы уже не вмешивается в ее работу) – применяется, если алгоритм решения задачи формализован, и процесс не требует вмешательства человека, имеется большой объем вводных, выходных и промежуточных, длительное время решения задачи обусловлено большими объемами данных, регламентированность.
      2. Диалоговая (является дополнением пакетной, когда отсутствует жестокая последовательность операций обработки данных).
      3. Сетевая обеспечивает взаимодействие многих пользователей, что позволяет децентрализовать процесс обработки информации, обеспечить одновременную работу над большими документами, коллективно использовать данные.

Классификация компьютерных информационных технологий по степени автоматизации задач управления, типу пользовательского интерфейса и способу построения сети ЭВМ:

  

Однако существуют и более развернутые классификации. Например, классификация предложенная в учебном пособии под редакцией Г.А. Титоренко [7].

  • степень централизации технологического процесса;
  • тип предметной области;
  • степень охвата задач управления;
  • класс реализуемых технологических операций;
  • тип пользовательского интерфейса;
  • способ построения сети.
  1. По степени централизации технологического процесса информационные технологии в системах управления делят на:
    1. централизованные;  
    2. децентрализованные;
    3. комбинированные технологии.
  1. По типу предметной области выделяют функциональные классы задач соответствующих предприятий и организаций, решение которых производится с использованием современной автоматизированной информационной технологии. К ним относятся:
    1. бухгалтерский учет;
    2. страховая деятельность;
    3. банковская деятельность;
    4. налоговая деятельность;
    5. аудит и другие.
  2. По степени охвата автоматизированной информационной технологией задач управления выделяют:
    1. автоматизированную обработку информации на базе использования средств вычислительной техники;
    2. автоматизацию функций правления;
    3. информационную технологию поддержки принятия решений, которые предусматривают использование методов, моделей и специализированных пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам;
    4. электронный офис, как программно-аппаратных комплекс для автоматизации и решения офисных задач;
    5. экспертная поддержка, основанная на использовании экспертных систем и баз знаний конкретной предметной области.
  3. По классам реализуемых технологических операций информационные технологии рассматриваются в соответствии с решением задач прикладного характера такими как:
    1. текстовые и графические редакторы;
    2. табличные процессоры,
    3. системы управления базами данных;
    4. мультимедийные  системы;
    5. гипертекстовые системы и др.
  4. По типу пользовательского интерфейса автоматизированные информационные технологии подразделяются в зависимости от возможностей доступа пользователя к информационным, вычислительным и программным ресурсам, соответствующей используемой на экономическом объекте автоматизированной информационной технологии:
    1. пакетная информационная технология не предоставляет пользователю возможности влиять на обработку  информации;
    2. диалоговая технология позволяет пользователю взаимодействовать с вычислительными средствами в интерактивном режиме, оперативно получая информацию для принятия управленческих решений;
    3. сетевая автоматизированная информационная технология предоставляет пользователю телекоммуникационные средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам.
  5. По способу построения сети:
    1. локальные;
    2. многоуровневые (иерархические);
    3. распределительные. (Приложение)

 Итак, приступим к описанию  характеристики информационных  технологий в управлении образовательными  учреждениями. Причем рассмотрим не только организацию этого процесса непосредственно в образовательном учреждении, но и еще каким образом органы государственной власти управляют образовательными учреждениями. А так же на основе данных полученных в ходе исследования определим, являются ли информационные технологии средством повышения эффективности управления образовательными учреждениями. 

В современных условиях развития общества именно от руководителя образовательного учреждении зависит использование новых информационных технологий в школе, т.к. только руководитель определяет приоритеты в развитии учреждения. Если руководитель сам использует информационные технологии в управлении и глубоко осознает необходимость внедрения информационных технологий в образовательный процесс, то он способен оказать всемерную поддержку учителю и преподавателю, который в конечном итоге формирует, воспитывает и подготавливает представителя нового поколения для существования в новой информационной среде. Причем поддержка в таком случае осуществляется комплексно – от направления учителя на учебу до обеспечения его необходимой материально-технической базой и программно-педагогическими средствами.

Сейчас можно сказать, что многие приоритеты, в развитии информационных технологий в образовательных учреждениях меняются. На первый план выходит уже не материально-техническая, а программно-педагогическая составляющая. Программное обеспечение предметов во многих образовательных учреждений России оставляет желать лучшего.

Эффективность управления районной образовательной системой складывается из многочисленных компонентов: это и эффективность образовательного процесса, начиная с результативности процесса и заканчивая отношениями в коллективах, это и анализ финансовых потоков и т.д. Вся совокупность параметров, определяющих эффективность управления районной образовательной системой взаимосвязана и взаимозависима, что затрудняет статистическое исследование и выявление значимости отдельных факторов.

Во многих, если не сказать во всех случаях, оценка эффективности носит эмпирический, экспертный характер, является субъективной. Более того, субъективные критерии эффективности не могут быть оценены статистическими методами по результатам, собранным за длительный период, поскольку эти критерии сильно колеблются во времени: часть из них отвергается, часть - появляется, что связано в появлением новых технологий как в образовании, так и в управлении образованием, стимулированных не в последнюю очередь бурным техническим прогрессом.

Информация о работе Информационные технологии как средство повышения эффективности управления образовательным учреждением