Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 01:12, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что имидж любой организации является фактором, влияющим на имидж ее услуг, привлекательность ее как партнера, доверие со стороны общественности, внутренний климат и взаимоотношения внутри организации, т.е. практически на все сферы жизнедеятельности организации.
Под «стратегическим управлением имиджем промышленного предприятия» понимается процесс, определяющий последовательность действий промышленного предприятия по созданию и развитию устойчивого представления субъектов взаимодействия о предприятии, обеспечивающий предприятию достижение целей и развитие в долгосрочной перспективе.
Ключевым моментом стратегического управления имиджем промышленного предприятия является «имидж-стратегия промышленного предприятия», под которой понимается стратегия, направленная на создание и развитие устойчивого представления субъектов взаимодействия о промышленном предприятии, отвечающего основным требованиям субъектов взаимодействия, учитывающего внутренний потенциал предприятия и его внешнее окружение, обеспечивающего предприятию достижение его целей.
В современных условиях конкуренции промышленное предприятие не может в своей стратегии опираться только на снижение цен и улучшение качественных характеристик продукции, поскольку ведущие мировые производители обеспечивают приблизительно одинаковый их уровень. На первый план в конкурентной борьбе стали выходить нематериальные активы промышленного предприятия, которые невозможно заменить или скопировать в краткосрочном периоде, к которым в том числе относится имидж предприятия.
Положительный имидж промышленного предприятия как элемент конкурентного преимущества создает дополнительную ценность, позволяющую одерживать превосходство над конкурентами. Ценности, создаваемые положительным имиджем промышленного предприятия представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Ценности, создаваемые положительным
имиджем
промышленного предприятия
Субъекты взаимодействия |
Ценности положительного имиджа |
Покупатели |
Формирует лояльность покупателей Позволяет получать ценовую премию Формирует узнаваемость товара Повышает удовлетворенность от покупки Обеспечивает более простое продвижение новых товаров Повышает эффективность рекламы, снижает маркетинговые расходы Увеличивает жизненный цикл товара и предприятия |
Персонал |
Повышает удовлетворенность работников Способствует привлечению квалифицированных кадров Повышает эффективность труда работников Повышает уровень дисциплины труда работников |
Окончание табл. 1.1
Партнеры |
Обеспечивает предоставление услуг на лучших условиях Обеспечивает предоставление услуг высокого качества Выступает гарантией соблюдения обязательств предприятия |
Инвесторы |
Формирует инвестиционную привлекательность Обеспечивает рост стоимости акций |
Государственные и муниципальные органы управления |
Защищает от необоснованных претензий Формирует благосклонное отношение (снижение штрафных санкций, предоставление дотаций, субсидий) |
Население |
Формирует благосклонное отношение общества в кризисных ситуациях Увеличивает число потенциальных покупателей Обеспечивает капитализацию стоимости предприятия Формирует инвестиционную привлекательность Обеспечивает возможность выхода на региональные и национальные рынки Создает привлекательность предприятия как потенциального работодателя |
Рассмотрение имиджа промышленного предприятия в качестве элемента конкурентного преимущества влечет изменение его места и роли среди ресурсов предприятия. В современных условиях имидж промышленного предприятия становится самостоятельным стратегически важным ресурсом, поэтому его следует ввести в один ряд с другими стратегическими факторами успеха. Управление имиджем промышленного предприятия должно носить стратегический характер.
Имидж-стратегию промышленного предприятия необходимо рассматривать как функциональную стратегию в системе стратегического управления, поскольку в условиях конкуренции имидж-стратегия в рамках общей стратегии промышленного предприятия позволяет обеспечивать предприятию достижение его общих целей и выживание в долгосрочной перспективе. Новое место имидж-стратегии промышленного предприятия в системе стратегий предприятия представлено на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Место имидж-стратегии в системе стратегий предприятия
Имидж промышленного предприятия следует рассматривать через совокупность устойчивых представлений субъектов взаимодействия (стейкхолдеров) о предприятии.
Он находится в сознании людей, именно по этой причине предприятие не обладает одним единственным имиджем. Имидж многообразен, так как у разных людей складываются разные представления об одном и том же предприятии. Для целей настоящего исследования автор разделил окружение промышленного предприятия на 6 групп субъектов взаимодействия, которые, обладая различными целями, интересами, ожиданиями по отношению к предприятию, по-разному воспринимают его. Выделенные субъекты взаимодействия представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Субъекты взаимодействия и их ожидания
Субъекты взаимодействия |
Статус предприятия по отношению к субъекту |
Цели, интересы, ожидания субъекта по отношению к предприятию |
Покупатели (конечные, промежуточные; розничные, оптовые) |
Производитель продукции |
Производство, продажа необходимого товара |
Персонал (занятые) |
Работодатель |
Обеспечение занятости, выплата зарплаты |
Партнеры (поставщики, обслуживающие организации) |
Игрок рынка, контрагент |
Выполнение обязательств, соглашений |
Инвесторы (акционеры, сторонние инвесторы) |
Объект инвестиций |
Создание и распределение прибыли |
Государственные и муниципальные органы управления |
Субъект правового пространства |
Соблюдение законодательства, уплата налогов и сборов |
Население |
Член общества |
Участие в жизни общества, помощь региону |
Соответственно имидж промышленного предприятия проявляется в совокупности устойчивых представлений воспринимающих его субъектов взаимодействия, что схематично показано на рисунке 1.4.
Рис.1.4. Имидж промышленного предприятия
Следовательно, содержание имиджа промышленного предприятия необходимо определять относительно каждой группы субъектов взаимодействия в отдельности, так как составляющие имиджа для разных групп различны.
Элементы имиджа промышленного предприятия внутри каждой группы субъектов взаимодействия также могут отличаться для разных предприятий в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, его территориального расположения, размера предприятия, этапа жизненного цикла предприятия, формы собственности.
В диссертации Чубуковой Л.В. предложена интересная методика оценки имиджа промышленного предприятия [60], которая обладает следующими значимыми характеристиками:
3. Объективность оценки: оценка имиджа предприятия производится посредством оценки его элементов, которые ранжируются по своей значимости.
В процессе оценки имиджа промышленного предприятия используются следующие показатели:
i – порядковый индекс группы субъектов взаимодействия, i=1,2…L;
j – порядковый индекс элемента имиджа промышленного предприятия для каждой группы субъектов взаимодействия, j=1,2,…N;
k ijm – ранг значимости j-го элемента имиджа промышленного предприятия при формировании имиджа промышленного предприятия в восприятии i-той группы субъектов взаимодействия для m-го респондента, k=1,2,…N;
A ср ij – средняя весомость j-го элемента имиджа промышленного предприятия i-группы субъектов взаимодействия;
B ijm – оценка соответствия j-го элемента существующего имиджа промышленного предприятия ожиданиям m-го респондента i-группы субъектов взаимодействия;
B ср ij – средняя оценка j-го элемента имиджа промышленного предприятия i-группы субъектов взаимодействия;
Ci – оценка имиджа промышленного предприятия i-той группой субъектов взаимодействия.
Определение элементов имиджа производится в два этапа.
Первоначально определение элементов имиджа промышленного предприятия производится посредством проведения опросов, фокус-групп с представителями групп субъектов взаимодействия и иных методов сбора информации. Определение элементов имиджа производится в отдельности для каждой i-той группы.
На основе анализа их установок, ожиданий, ценностей в отношении предприятия в процессе исследования выявляются те элементы, посредством которых субъект воспринимает и оценивает данное промышленное предприятие.
В качестве дополнительного источника информации предлагается использовать данные модели премии Правительства Российской Федерации в области качества. Элементы, составляющие модель премии Правительства РФ в области качества, обеспечивают формирование положительного имиджа предприятия. Результатом данного этапа является составление максимального перечня элементов, определяющих отношение субъектов взаимодействия к предприятию.
В последующем производится выявление значимых элементов имиджа промышленного предприятия из всей совокупности элементов, названных респондентами в процессе исследования. Для этой цели предлагается использовать метод экспертного опроса.
Эксперты отбирают из всей совокупности названных респондентами элементов те, которые имеют максимальное количество упоминаний и оказывают наибольшее влияние на формирование имиджа.
В качестве экспертов предлагается привлечь специалистов по маркетингу промышленных предприятий, а также сотрудников исследовательских учреждений, занимающихся изучением имиджа предприятия.
Для дальнейшего исследования используются лишь те элементы, которые были отобраны экспертами в качестве имеджеобразующих для данного предприятия. Составленный перечень элементов представляет собой совокупность достоверных элементов, которые подлежат дальнейшей оценке респондентами.
Таким образом, результатом данного этапа оценки является совокупность элементов j (j=1,2,…N), формирующих имидж промышленного предприятия заданной сферы деятельности, заданного размера, расположенного на заданной территории для каждой i-той группы субъектов взаимодействия.
3. На третьем этапе проводится
ранжирование элементов имиджа
промышленного предприятия
имиджа промышленного предприятия на предмет его вклада в формирование имиджа предприятия для i-той группы в целом. Для этого испытуемые проставляют ранг k (k=1,2,...N) для каждого j-го элемента имиджа предприятия в интервале от 1 до N по мере возрастания его значимости.