Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 01:12, дипломная работа
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что имидж любой организации является фактором, влияющим на имидж ее услуг, привлекательность ее как партнера, доверие со стороны общественности, внутренний климат и взаимоотношения внутри организации, т.е. практически на все сферы жизнедеятельности организации.
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему:
«Имидж как фактор эффективности
Фирмы»
СОДЕРЖАНИЕ
В условиях конкурентной борьбы, одним из основных инструментов улучшения рыночного положения организации является улучшение ее фирменного имиджа. В отличие от западных стран, где комплексное и системное формирование имиджа фирмы уже давно имеет самостоятельное и весьма важное теоретическое и практическое значение, в советское время в системе знаний менеджмента эта проблема практически не разрабатывалась и даже не упоминалась. Лишь организации, имевшие внешние контакты, были ориентированы на поддержание фирменного имиджа. Процесс становления имиджеведения как науки на постсоветском пространстве только начинается и является жизненно необходимым для развития деловой и политической культуры в стране.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что имидж любой организации является фактором, влияющим на имидж ее услуг, привлекательность ее как партнера, доверие со стороны общественности, внутренний климат и взаимоотношения внутри организации, т.е. практически на все сферы жизнедеятельности организации.
Имидж представляет собой образ организации, сформировавшийся в сознании общественности. Поскольку в своей деятельности организация сталкивается с самыми различными группами общественности, имеющими неодинаковые интересы и предъявляющими к ней самые разные (а иногда и противоречащие друг другу) требования, постольку любая организация может иметь несколько имиджей. Исследование проблемы имиджа социального объекта приобретает в последнее время все большую практическую и теоретическую значимость в свете тех новаций, которые происходят в экономической и политической жизни нашего общества, а также в связи с развитием адекватных мировым тенденциям рыночных отношений.
Понятие имиджа является важным для многих сфер практики: политики, рекламы, маркетинга, массовых коммуникационных процессов, менеджмента и др. Исследование имиджа представляет интерес и для социальной психологии, а именно, сферы социальной перцепции, которая включает в себя область процессов восприятия социальных объектов: людей, социальных групп, больших общностей.
Управление своим информационным полем становится необходимостью для любой организации, функционирующей в обществе, достигшем информационной ступени цивилизации.
Сегодня необходимо управлять тем, что люди думают и чувствуют, формировать общественное мнение и настроение. Такое управление предполагает установление и ведение целенаправленных коммуникаций с различными группами общественности – с партнёрами, с широкой общественностью, с госструктурами, с финансовой общественностью.
Трудность обобщения данных состоит в том, что имидж традиционно употребляется в нескольких контекстах: имидж товара, человека (чаще всего политического деятеля), имидж фирмы (корпорации, предприятия), причем в зависимости от этого контекста выделяются особенности, свойства, дается определение.
Цель дипломной работы состоит в исследовании и совершенствовании деятельности организации по развитию своего имиджа.
Объектом исследования является система управления крупнейшего предприятия текстильной отрасли республики ЗАО «Тиротекс», а также его окружающая среда.
Предмет исследования – деятельность организации, ее руководства в области совершенствования связей с общественностью и создания благоприятного имиджа, способствующего выживанию в конкурентной обстановке.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ литературы, изучение и обобщение опыта управленческой деятельности, наблюдение, беседа, анализ результатов исследования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и списка использованных источников.
В первой главе раскрыты сущность понятия «имидж», взаимосвязь внешнего и внутреннего имиджа организации, механизмы формирования имиджа.
Во второй главе приведена характеристика предприятия – объекта исследования, его социально-экономической деятельности, организационная структура, основные показатели производственно-хозяйственной деятельности;
В третьей главе охарактеризованы факторы, формирующие имидж и культуру предприятия, а также его организационная культура.
В заключении приведены выводы по работе в целом и предложения, включающие мероприятия по развитию позитивного корпоративного имиджа для представителей каждой группы восприятия.
В процессе написания дипломной работы автором были использованы научная, методическая, справочная литература, нормативные и законодательные акты; материалы периодической печати.
Практическая значимость изучения и объяснения феномена имиджа чрезвычайно велика. Ведь успешная деятельность организации, устойчивость в условиях кризиса, сохранение лидерской позиции на рынке услуг, привлекательность для партнеров и работников – во многом решаются за счет формирования положительного имиджа. Поэтому в данном исследовании акцентировано внимание на разработке методики формирования и поддержания положительного фирменного имиджа организации.
Теоретической основой работы являются публикации отечественных и зарубежных ученых по проблеме корпоративного имиджа, связей с общественностью, маркетинга, психологии и особенностям экономического поведения, по вопросу рекламы, этики и иным вопросам, прямо или косвенно связанным с созданием и поддержкой положительного имиджа организации.
Информационную базу дипломной работы составили статистические данные и публикации экономической и социальной периодики, а также другие материалы средств массовой информации.
В условиях становления рыночной экономики возросла озабоченность компаний тем, как они воспринимаются общественностью. В отечественных организациях активно стали создаваться подразделения по связям с общественностью, одной из главных целей которых стало формирование имиджа организации, представляющего собой образ организации в представлении групп общественности. Рост внимания к проблеме формирования сильного (способного оказывать положительное для фирмы влияние на маркетинговое окружение) имиджа организации не случаен.
Сильный корпоративный имидж становится необходимым условием достижения фирмой устойчивого и продолжительного делового успеха. И этому есть вполне разумное объяснение. Во-первых, сильный имидж организации дает эффект приобретения организацией определенной рыночной силы, в том смысле, что приводит к снижению чувствительности к цене. Во-вторых, сильный имидж уменьшает заменяемость товаров, а значит, защищает организацию от атак конкурентов и укрепляет позиции относительно товаров-заменителей. И, в-третьих, сильный имидж облегчает доступ фирмы к ресурсам разного рода: финансовым, информационным, человеческим и т.д. [14]
Высокая значимость имиджа для успеха организации стимулирует развернутые исследования на эту тему. Еще в начале 1980-х гг. более половины крупнейших компаний Великобритании вели исследования по имиджевой тематике. Аналогичные исследования ведут более 160 крупнейших европейских компаний. В США анализ корпоративного восприятия ведет журнал Fortune, в Австралии – National Business Bulletin. [3].
Работа по формированию, поддержке и оптимизации имиджа ведется сегодня не только для организаций и персон, но и для государств, а также регионов стран и мира. Глобализация рынков и методов деловой активности, развитие глобальных информационных коммуникаций, мощных систем поддержки решений обусловили резкий рост значимости работы все большего числа структур и организаций по созданию имиджа.
В общественном сознании все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от которой зависит успешность деятельности любой организации. Это понятие активно используется в средствах массовой информации, в системе маркетинга, рекламы и связей с общественностью. Имидж относят к таким социальным реальностям, как человек, группа людей или организация (например, имидж артиста, членов правительства, страны) и результатам их деятельности (взглядам, теориям и т.д.). Понятие имиджа имеет ряд близких по значению слов: мнение, рейтинг, репутация, образ, отношение, известность, слава, популярность, престиж, авторитет и т.п.
Проблема имиджа в западных странах (главным образом в США) становится актуальной с 1950-х годов. В 60-х годах XX столетия в Америке и Европе отмечен рост числа исторических, социологических, философских и психологических исследований имиджа. В отечественной науке до конца 80-х годов, близкие по направленности исследования проводились в рамках психологии пропаганды, массовых коммуникаций, социального познания. Большой размах получило изучение индивидуального и общественного сознания. В целом, отечественная научная мысль имеет значительную базу для плодотворного исследования не новой для нас, но ставшей актуальной проблематики имиджа.
Отсутствием единого трактования сущности имиджа обусловлена необходимость выявить наиболее распространенные аспекты употребления этого понятия. Имидж (image) – английское слово, произошедшее от латинского – imago – изображение, подобие. В современном английском языке слово image имеет множество значений и оттенков. Среди них следует выделить не только традиционно отмечаемые – «образ», «изображение», но и такие значения, как «олицетворение», «представление» (о чем-либо), «репутация», «престиж». Современные английские словари трактуют имидж и как общее впечатление, «публикуемое» личностью, организацией, товаром и т.д. Важно отметить и такое словосочетание, используемое в англоязычной литературе, как «imagebulding» – в смысле «создание репутации», «лица» фирмы. Эти значения больше соответствуют пониманию имиджа, которое сложилось в современной науке [61].
Перевод слова image как изображение, вероятно, послужил основанием для интуитивного понимания имиджа как наглядного, зрительно выраженного явления. Признавая важность зрительного образа объекта имиджа, следует учесть и то, что социальные и социально-психологические характеристики объекта имиджа не визуальны. Поэтому представляется недостаточным при определении имиджа опираться лишь на визуальные характеристики.
Другой взгляд на сущность имиджа состоит в акцентировании его символического характера. Роль символизации в ходе формирования имиджа несомненна, однако, если смотреть с позиции того же символического интеракционизма, все социальное поведение человека заключается в производстве и оперировании символами. Картины мира организуются с помощью символов и на человека оказывают действие естественная среда и символическая [12]. Очевидно, что констатации лишь символической природы имиджа для его определения недостаточно.
Отнесение имиджа к феномену влияния исторически является одним из первых подходов к его пониманию. В данном контексте имидж представлен как способ психологического воздействия на мотивацию поведения, как механизм управления массовым и индивидуальным сознанием. Ряд отечественных исследователей рассматривают имидж как «влияние, подчинение воли одного человека воле другого», другие представляют его как социальное программирование духовной жизни и поведения субъектов. Несомненно, «влиятельный» характер имиджа следует учесть при определении его сущности, избегая, однако, сведения этой сущности к собственно влиянию или авторитету.
Следует отметить, что большинство исследователей определяют имидж через понятие психического образа, формирующегося в массовом сознании. Понятие “образ” используется в психологии для описания отражения объективного мира [56]. Как результат психических познавательных процессов, выступающий либо в сенсорной, либо в идеализированной форме, образ является одним из базовых понятий и в общей и в социальной психологии. Отражаемые явления и предметы входят в содержание образа. При этом отмечается активность образа: процесс построения и функционирования образа может быть рассмотрен как особый вид деятельности.
Появление в научном лексиконе термина «имидж» связано не столько с англоязычной экспансией, сколько с тем, что имидж – это не просто психический образ, а образ, обладающий определенными особенностями, которые обычно не афишируются. Как научные понятия, образ и имидж не тождественны (рис.1.1). Нетождественность понятий «имиджа» и «образа» исходит из их представленности на разных уровнях научного знания. Понятие «образ» является родовым понятием по отношению к имиджу и способствует раскрытию его сущности как психологического явления [61].
Рис. 1.1. Соотношение объема понятий «образ» и «имидж»
В рамках данного подхода имидж как образ характеризуется двумя основополагающими признаками: эмоциональной окрашенностью и устойчивостью. Устойчивость имиджа отличает его от более динамичных общественного мнения и настроения. Для его формирования и изменения необходимо большее время и более существенная информация. Такая устойчивость приводит подчас к аналогиям между имиджем и социальным стереотипом. Однако такое представление требует уточнения.