Государственное управление и МСУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 05:55, курсовая работа

Краткое описание

Для повышения эффективности работы органов государственной власти и городского самоуправления необходима активизация темпов формирования гражданского общества, укрепления режима законности, повышение степени социальной активности населения. Поэтому исследование роли государства в процессе становления и развития институтов гражданского общества и наоборот - гражданского общества как предпосылки зрелого правового государства составляет одну из актуальных задач правовой науки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 5
1.1 Понятие государственного управления 5
1.2 Правовое регулирование государственного управления: предмет и метод, формы и структура 6
1.3 Характерные черты государства как субъекта управления общественными процессами 8
1.4 Объективные основы и субъективный фактов государственного управления 10
1.5 Системные характеристики государственного управления 12
1.6 Принципы государственного управления: понятие, аспекты, основания системы. Применение принципов. 14
1.7 Законность в государственном управлении: сущность, способы обеспечения. 16
ГЛАВА 2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 18
2.1 Органы местного самоуправления в Российской Федерации 18
2.2 Местное самоуправление осуществляется также в соответствии с федеральными законами 21
2.3 Проблемы разграничения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Государственное управление и МСУ.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Система экономических  отношений - данная систем а соединяет производственную базу с человеческим потенциалом и обеспечивает воспроизводство материальных продуктов, а также социальных и иных услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека

Социальная сфера - состоит  из специфических социальных интересов, социальных отношений в узком смысле слова, социальной инфраструктуры.

Духовная культура - имеет  два среза - субъективный, связанный  с тем, что духовность есть проявление субъективного фактора и объективный, отражающий материальное закрепление духовного, превращение его в историческое наследие.

Любое государственное  решение выдает человек, следовательно  это решение несет субъективный фактор и олицетворяет собой сознание в действии, определенное слияние  мыслительного и практического процессов. То есть - сознание и деятельность.

Система элементов субъективного  фактора: “потребности - интересы - цели - воля - нормы - мотивы (установки) - стимулы” в рамках этой системы формируется  и реализуется ГУ. Характеристики субъективного в области ГУ:

Субъективный фактор в своем составе имеет элементы различного уровня развития потенциала, по-разному соотносящихся и взаимодействующих  между собой.

Развитие субъективного  фактора представляет собой сложный  процесс, в котором все элементы и свойства преобразовываются неравномерно, при противоречивом подчас влиянии друг на друга, они по-разному и в неодинаковой мере отражают объективную действительность, по-разному поддаются ее влиянию и столь же различны их собственная устойчивость, самостоятельность, способность к изменениям.

Различные элементы и  свойства субъективного фактора  с разной силой, целенаправленностью  и рациональностью влияют на объективную  действительность, последствия влияния  их также многообразны - от конструктивных, созидательных до негативных, разрушительных.

 

1.5 Системные характеристики государственного управления

Для государственного управления системное представление его  компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое  и методологическое значение.

Особенности накладываются характером взаимосвязей между субъектом и объектами государственного управления, из-за чего система субъектно- объектных зависимостей характеризуется в широком и узком смысле слова.

В широком смысле: субъект  управления (государство как управляющая подсистема) - взаимодействия (подсистема прямых и обратных связей) - общественная система (подсистема компонентов общества, подверженных государственному управлению).

В узком смысле система  субъектно-объектных зависимостей включает в себя: субъект управления - воздействия - управляемые объекты, где преимущество находится на стороне субъекта управления.

Система субъектно-объектных  зависимостей обуславливает и предполагает присутствие трех элементов: субъекта управления (СУ) или его отдельного управляющего компонента (государственного органа, должностного лица, участника управления); создаваемого и реализуемого им управляющего воздействия; объектов воздействия в виде, главным образом, деятельности организаций, учреждений, предприятии, отдельных граждан (в том числе и входящих в состав субъекта управления).

СУ федеральный уровень  региональный уровень уровень местного самоуправления управляемый объект деятельность людей по производству материальных социальных и духовных продуктов 

Система субъекта государственного управления: природа субъекта - цели что делать? - функции как управлять? - структура кто делает? – процесс (реальное функционирование) каким образом? - принципы научные положения отображающие познания взаимосвязи ГУ.

Система элементов управленческого процесса: “информация - знания способность и умение анализировать управляемые объекты и находить объективные рычаги воздействия на объект - ресурсы - идеи - экспертные оценки - решения - действия - результаты”.

Социальный механизм формирования и реализации государственного управления это совокупность и логическая взаимосвязь социальных элементов, процессов и закономерностей, посредством которых субъект государственного управления (его компоненты) “схватывает” потребности, интересы и цели общества в управляющих воздействиях, закрепляет их в своих управленческих решениях и действиях и практически приводит их в жизнь, опираясь на государственную власть. Он может быть выражен через следующую цепь: “потребности - интересы - цели - решения - действия - результаты”.

Существование, развитие, содержание и формы, направления  и смысл совершенствования ГУ определяются объективными потребностями  общества.

Общественные потребности  в управлении проявляют себя прежде всего как управленческие интересы людей, их коллективов, общностей, в целом общества.

Объективные потребности  в управлении, выраженные через управленческие интересы, порождают и обуславливают  управленческие цели. Цели управления закрепляются в управленческих решениях - социальных актах, в которых в  логической форме выражены действия управляющих звеньев, необходимые для достижения поставленных целей.

Чтобы решения практически  осуществлялись, нужны конкретные действия по практической реализации соответствующих  решений.

Реализация управляющих  воздействий, выраженных в управленческих решениях, приводит к определенным результатам управления, которые состоят в удовлетворении общественных потребностей в государственном управлении.

 

1.6 Принципы государственного управления: понятие, аспекты, основания системы. Применение принципов.

Принцип ГУ представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Отличительные свойства диалектичность и системность.

Систематизация принципов: Первое - общесиситемные принципы ГУ - общеуниверсальные закономерности (их применение):

Принцип объективности  государственного управления обусловливает  необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных  закономерностей (естественно-природных  и общественно- исторических) и реальным возможностям общественных сил.

Принцип демократизма - воспроизводит  народовластие в государственном  управлении. Предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями жизнедеятельности людей всех элементов  государственного управления.

Принцип правовой упорядоченности  государственного управления. Обусловливает необходимость законодательного определения основные аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления.

Принцип законности государственного управления: установление в государственном  управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов.

Принцип разделения власти в государственном управлении.

Принцип федерализма  государственного управления - позволяет  развивать и укреплять местное  управление, вовлекать в управленческие процессы значительное число граждан.

Принцип публичности  государственного управления.

Втрое основание систематизации связано с анализом и научной  характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые  организуют группы онтологических элементов (цели, функции, структура, процесс). Структурные принципы подразделяются на:

1. Структурно-целевые; 

2. Структруно-функциональные;

3. Структурно- орагнизационные; 

4. Структурно-процессуальные.

Третье основание классификации  принципов: Специализированные принципы: принципы госслужбы, принципы работы с управленческим персоналом, принципы информационного обеспечения государственного управления и т.д.

Систематизация принципов (Г.А.Атаманчука):

Общественно-политические - сформулированы в результате познания социальной природы ГУ общих закономерностей и основных особенностей его развития;

Функционально структурные - абстрагированные посредством исследования взаимодействий компонентов субъекта и объекта ГУ и раскрывающих закономерности структуры государственных управляющих воздействий;

Организационно-структурные - отражают характер, закономерности и  специфику орг. структуры ГУ, служат отправными моментами при его  формировании;

Государственно-управленческой деятельности - раскрывают закономерности, отношения и взаимосвязи методов, форм управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций и поддержания собственной жизнедеятельности.

Госслужащие должны соизмерять свои поступки и действия с принципами ГУ.

1.7 Законность в государственном управлении: сущность, способы обеспечения.

Закон (в широком смысле) не может существовать без законности - механизма и средства приведения его в жизнь. (В Российской истории  законы существуют сами по себе, а деятельность людей сама по себе.) Законность - систем юридических правил, норм, средств и гарантий с соответствующими им государственными структурами, призванную обеспечить практическую реализацию законов и других правовых актов.

Свойства законности:

1. Единство - охватывает  все государство, все структуры государственного управления и местного самоуправления, в равной мере касается всех, обязательна для каждого в государстве, на всей территории и при реализации любых решений.

2. Единообразие -. одинаковое  понимание и осуществление в различных местах, разными людьми и оргструктурами и в различных жизненных обстоятельствах.

3. Всеохватываемость  - законность распространяется в  равной мере на гос. органы, органы местного самоуправления, общественные структуры и граждан.

4. Гарантированность и устойчивость - создаются специальными мерами обеспечения законности.

Способы обеспечение  законности.

1. Построение государственной  власти, разделение ее по горизонтали

(законодательная, исполнительная, судебная) и по вертикали (федеральная,  субъектов, местное самоуправлении), формирование системы сдержек и противовесов.

2. Судебная власть - особый  статус ее делает независимой  от других подсистем государственной  власти.

3. Прокуратура. В прокурорском  надзоре заложена функция контроля  за законностью актов государственного управления.

4. Органы исполнительной  власти -создаются контрольные механизмы,  позволяющие отслеживать управленческие  решения и действия с точки  зрения их соответствия законам  и иным нормативным правовым  актам. внешний контроль - когда одни госорганы осуществляют его по отношению к другим:

- общий контроль - вышестоящих  за нижестоящими

- специализированный  контроль - таможня, антимонопольный  контроль и т.д.

- внутренний контроль - руководителями, должностными лицами  либо подразделениями ( отдел контроля) - не особо эффективен.

5. Само общество. Общественные  объединения, граждане, СМИ, трудовые  коллективы, профсоюзы и т.д.

6. Человек. - важна его  позиция. т.к. все “формализованные”  институты приводятся в движение  его мыслью, чувством и поступком.

 

 

ГЛАВА 2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

2.1 Органы местного самоуправления в Российской Федерации

Публичная власть в РФ имеет двухуровневую структуру: государственный уровень (органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти) и местный (муниципальный) уровень (органы местного самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаются исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему органов исполнительной власти. Однако в системе организации публичной власти ее исполнительные органы взаимодействуют с органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления начали создаваться в России вначале 90-х гг. после принятия Закона РСФСР от 6 июля1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР». В связи с прекращением деятельности районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 октября 1993 г. № 1617 "О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации"1) их функции стала выполнять соответствующая местная администрация.

Информация о работе Государственное управление и МСУ