Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:35, реферат
В США за основу построения системы гос. власти был взят принцип разделения властей, который трансформировался в т.н. систему сдержек и противовесов (checks and balances). В Конституции проведено последовательное разделение властей между тремя ветвями гос. власти, представленных, соответственно, Конгрессом, Президентом и Верховным судом. Каждому из них предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках.
Государственное
управление в США
Принцип
разделения властей
В США за основу построения
системы гос. власти был взят принцип
разделения властей, который трансформировался
в т.н. систему сдержек и противовесов
(checks and balances). В Конституции проведено
последовательное разделение властей
между тремя ветвями гос. власти, представленных,
соответственно, Конгрессом, Президентом
и Верховным судом. Каждому из них предоставлена
возможность действовать самостоятельно
в конституционных рамках. Установленные
отношения между ними имеют целью предотвратить
усиление одного из них за счет другого,
подобная система препятствует возможности
узурпации власти со стороны какого-либо
из названных органов.
Принцип разделения
властей проведен через все важные
положения Конституции. Он выражается,
в частности, в раздельном и
последовательном изложении правового
статуса трех ветвей власти. Большинство
учрежденных федеральных
Фактические отношения
между тремя основными органами
власти - Конгрессом, Президентом (кстати,
он именуется не Президентом республики,
а Президентом Соединенных
Юридическим средством
воздействия Президента на Конгресс
является:
1)(а)право вето в
отношении законопроектов, принятых последним.
Законопроект возвращается Президентом
в Конгресс, который может преодолеть
вето двумя третями голосов в каждой палате.
(б)В арсенале Президента
имеется также так называемое карманное
вето, процедура принятия которого состоит
в том, что свое неодобрение акта Конгресса
Президент выражает не письменным
запрещением, а тем, что оставляет законопроект
неподписанным до перерыва сессии Конгресса,
когда такой перерыв наступает до истечения
10-дневного срока, предусмотренного Конституцией
для подписания акта Президентом. В этом
случае Конгресс должен снова принять
законопроект на следующей сессии. Президент
не обязан излагать мотивы применения
«карманного вето».
Вето распространяется
на весь законопроект, даже если глава
государства не согласен с его
отдельными положениями. Другими словами,
если он не хочет промульгировать какую-либо
часть законопроекта, то должен отвергнуть
весь акт. Вето может быть применено к
любому законопроекту, кроме вносящего
изменения в Конституцию. Впрочем, для
принятия Конгрессом поправок (точнее
- предложения поправок) к Конституции
требуется две трети голосов в палатах;
именно столько необходимо для преодоления
вето Президента.
2)Вторым важным
средством воздействия на
3)Из других полномочий
Президента в отношении Конгресса
можно выделить право главы
государства созывать Конгресс
на специальные сессии; в настоящее
время оно почти не
В то же время Конгресс
США по праву считается высшим
органом власти страны. Большая часть
полномочий, перечисленных в Конституции,
передана в ведение Конгресса (раздел
8 ст. 1), тогда как компетенция
Президента республики освещена в гораздо
меньшей степени.
1)Законодательство
- монополия Конгресса:
он принимает законы,
обладает исключительным
правом принятия бюджета, установления
налогов;
палаты Конгресса
обладают широкими контрольными полномочиями,
могут учреждать специальные
расследовательские комитеты.
2)Кроме того, Сенат
утверждает высших должностных
3)разрешает Президенту
ратифицировать международные договоры.
4)Конгресс может
предать суду (Палата представителей)
и судить (Сенат) Президента, Вице-президента
и других должностных лиц США
в порядке импичмента.
Чтобы управлять
страной, Президент должен сотрудничать
с Конгрессом, которому в случае
разногласий принадлежит
Верховный суд США,
помимо указанных в Основном законе
полномочий, с 1803 г. присвоил себе право
конституционного контроля, т. е. право
решать вопрос о соответствии Конституции
актов Конгресса, Президента и органов
власти штатов. Толкуя конституционные
нормы, судьи Верховного суда, как
и других судов, осуществляющих такой
контроль в США, определяют судьбу
правовых актов, и гибкость всех подразделений
государственной власти.
Структура
исполнительной власти
Согласно Конституции
вся исполнительная власть принадлежит
Президенту. Он руководит и осуществляет
полный контроль за деятельностью системы
органов федерального управления.
Но один Президент
руководить всей страной не может. Существует
механизм в виде президентского кабинета
(в США вообще не используется термин
“правительство”). Этот орган не предусмотрен
ни Конституцией, ни законодательством,
но играет важную роль в организации
федерального управления. Кабинет существует
как совещательный орган при
Президенте, он состоит из 13 глав ведомств
и других членов (вице-президент, помощники
президента и т.д.), которые определяются
самим назначаются Президентом. Заседания
кабинета проводятся как правило не чаще
одного раза в месяц; каких-либо актов
кабинет не принимает.
В настоящее время
система органов федерального управления
включает следующие звенья:
1)Исполнительное
управление Президента. Сюда входят:
Канцелярия Белого Дома, Служба
вице-президента, Административно-бюджетное
управление, Совет национальной
безопасности, Совет экономических
консультантов, Совет внешней политики,
Совет по качеству окружающей среды, Совет
по стабилизации цен и з/п, Управление
по науке и технике, Управление по торговле.
Это очень важная
часть механизма ИВ, ИУП играет
всю большую роль, нередко оттесняя
министерства и ведомства.
2)департаменты (в
США их очень мало, т.к. их
очень трудно создавать), их всего-навсего
13(!): Государственный департамент (министерство
иностранных дел, торговли, обороны, юстиции,
финансов, внутренних дел, образования,
труда, транспорта, с/х, жилья, здравоохранения
и социальных служб, энергетики.
В функции отраслевых
департаментов входят исполнение законов
и осуществление национальных программ
в соответствующих сферах общественно-политической
и экономической жизни (самостоятельного
значения не имеют).
3)третье звено
- это чисто американская
О чем здесь идет
речь? Изменить количество департаментов
в соответствии с законодательством
практически невозможно. А независимые
агентства - это организации, которые
создаются Конгрессом; с формальной
точки зрения они не входят в систему
механизма ИВ, но de facto занимаются ее
функциями.
Все 3 группы образуют
механизм ИВ. Именно поэтому в США
не используется термин “правительство”,
вместо него используется другой термин
- “администрация”. В общей сложности
в аппарате федеральной исполнительной
власти занято около 3 млн. гос. служащих.
Сенат (конституционно-правовой
статус и полномочия)
Сенат (100): каждый штат
избирает по два сенатора на шесть
лет, Сенат обновляется через 2 года
на 1/3 состава. Сенатором может стать
гражданин США не менее 9 лет, 30 лет
и проживающий в штате, от которого
избирается (разд. 3, ст. 10). Сенаторы и депутаты
не ответственны перед избирателями, не
могут быть отозваны ими досрочно, не несут
ответственности за выступления в Конгрессе,
свобода слова и голосования, фактически
не пользуются депутатской неприкосновенностью.
Конгресс работает
сессионно: одна сессия ежегодно (с
января до осени с перерывами на
каникулы). Президент - право созыва
Конгресса на специальные сессии.
В сенате председательствует вице-президент.
В случае его отсутствия избирается
временный председатель от партийной
фракции большинства.
Важную роль в
деятельности Конгресса выполняют
комитеты: объединенные, комитеты всей
палаты, специальные, согласительные,
постоянные.
Объединенные включают
членов обеих палат (экономический,
по налогообложению, по библиотеке Конгресса)
и координируют деятельность палат Конгресса
в определенной сфере (заседание палаты
в полном составе).
Специальные комитеты
носят временный характер - создаются
для решения конкретного
Решающая роль в
законодательной деятельности Конгресса
принадлежит постоянным комитетам
палат, в сенате - 16 постоянных комитетов
(по сельскому хозяйству, финансовый,
по вопросам малого бизнеса, по иностранным
делам и др.). Постоянные комитеты определяют
судьбу каждого законопроекта (около 90%
законопроектов, одобренных постоянными
комитетами, принимаются палатами без
поправок), контролируют исп. власть.
Председатели постоянных
комитетов: определяют повестку дня, назначают
слушание (могут ускорить или задержать),
назначают докладчиков по законопроектам,
контролируют работу служащих комитета.
Они имеют право создавать
подкомитеты (уже более 200).
Важное место в
деятельности Конгресса принадлежит
партийным фракциям. Их возглавляют
лидеры, избираемые на конференциях партийных
фракций. Они руководят партийными
организаторами ("кнутами"), "рулевым
комитетом" (ведующим назначениями
в комитеты), политическим комитетом, вырабатывающим
партийную программу в сфере законодательства.
Лидер большинства планирует партийную
стратегию парламентской деятельности,
поддерживает постоянные связи с официальными
лицами, президентом, министрами, оказывает
влияние на назначения в комитеты палаты.
Компетенция Конгресса
(разд. 8 и 9 ст. 1, поправка XVI).
Финансовые полномочия:
устанавливать и взимать
Полномочия в области
экономики и торговли: принимать
единообразные законы по вопросам о
банкротстве, регулировать торговлю с
иностранными государствами и между отдельными
штатами создавать почтовые службы, содействовать
развитию науки и полезных ремесел, регулировать
патентное и авторское право, устанавливать
единицы мер и весов.
Военные полномочия:
объявлять войну, формировать и
обеспечивать армию, создавать и
содержать военно-морской флот, издавать
правила по организации и управлению
армией и флотом, создавать милицию
для обеспечения исполнения законов,
подавления мятежей и отражения
вторжений. Иные полномочия: регулировать
порядок приобретения гражданства
США, учреждать федеральные суды,
исключительные законодательные полномочия
в федеральном округе Колумбия.
Верхняя палата наделена
исключительными полномочиями: право
ратифицировать международные договоры,
утверждать назначения на высшие должности
в государстве, производимые президентом
республики (“по совету и с согласия сената”),
решать вопрос о виновности должностного
лица в порядке импичмента, избирать вице-президента,
если ни один кандидат не получит абсолютного
большинства голосов выборщиков. Сенат
рассматривается как орган, представляющий
интересы штатов и обеспечивающий преемственность
государственной власти (с этой целью
сенат обновляется по частям).