Институциональные основы и механизм государственного управления в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить научные основы и механизм развития государственного управления в Соединенных Штатах Америки, а также предложить направления совершенствования системы функционирования государственного управления в Республике Беларусь на основе американского опыта.
Следовательно, для написания курсовой работы необходимо решение следующих задач:

- изучить научные основы государственного управления США;

- рассмотреть механизм государственного управления в Соединенных Штатах Америки;

- проанализировать современное развитие государственного управления в США и возможность применения американского опыта в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………...………………………4

1 Институционализм государственного управления США и его общая характеристика…………………………………………………………………….5

1.1 Возникновение и общая характеристика институционализма……………..5

1.2 Институциональные основы государственного управления США….........7

2. Механизм государственного управления в США…………………………..13

2.1 Американский механизм государственного управления…………………13

2.2 Исполнительные органы государственной власти………...………………14

3. Современное развитие государственного управления в США и применение американского опыта в Республике Беларусь…………………………………20

3.1 Административные реформы США………………………………………..20

3.2 Пути совершенствования государственного управления Республики Беларусь (на основе опыта США)………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 117.52 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 

Кафедра национальной экономики и государственного управления 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине: Государственное и местное управление

      на  тему: Институциональные основы и механизм государственного управления в США 
       
       
       
       
       
       
       
       

Студент

ФМ, 4-й  курс, ДКМ                                                                    Е.А. Атрахимович 
 

Руководитель                                                                                М.А. Мажинская 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………...………………………4

1 Институционализм государственного управления США и его общая характеристика…………………………………………………………………….5

1.1 Возникновение  и общая характеристика институционализма……………..5

1.2 Институциональные основы государственного управления США….........7

2. Механизм  государственного управления в США…………………………..13

2.1 Американский  механизм государственного управления…………………13

2.2 Исполнительные органы государственной власти………...………………14

3. Современное  развитие государственного управления  в США и применение американского  опыта в Республике Беларусь…………………………………20

3.1 Административные реформы США………………………………………..20

3.2 Пути совершенствования  государственного управления Республики  Беларусь (на основе опыта США)………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………...29

 

              РЕФЕРАТ

     Курсовая  работа: 29с., 17 источников.

     СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ, ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ  ОСНОВЫ, МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ

     Объект  исследования – государственное управление США.

     Предмет исследования – институциональные основы государственного управления США и его механизм.

     Цель  работы: изучить научные основы и механизм развития государственного управления в Соединенных Штатах Америки, а также предложить направления совершенствования системы функционирования государственного управления в Республике Беларусь на основе американского опыта.

     Методы  исследования: сравнительного анализа и экономического, анализ научной литературы, обобщение изученной информации, диалектический метод. 

     При подготовке работы были использованы монографии, учебные пособия, нормативно-правовые документы, научные труды по исследуемой  проблеме. 

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно- аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              ______________ 

               
              ВВЕДЕНИЕ
               

     Экономика Соединенных Штатов Америки характеризуется  быстрым экономическим ростом, причинами  которого явились уничтожение рабства, отсутствие феодальных пережитков, наличие  богатых природных ресурсов, постоянное техническое и технологическое  совершенствование производства, а  также эффективное федеративное устройство. США стали первым примером современного федеративного государства.

     Появление институционализма в США было отнюдь не случайно. Оно определялось всем ходом предшествующего хозяйственного развития страны и состоянием западной экономической теории. Быстрый рост промышленного и сельскохозяйственного производства в США на протяжении XIX столетия, существенное укрепление их позиций в мировом сообществе, выдвижение страны в качестве мирового лидера нашли отражение в оптимистических идеях общества и гармонии интересов классов и наций, справедливом распределении.

     Американцы  склонны видеть также одну из причин своих успехов в возникшем  более двухсот лет назад конституционном  строе, смысл которого заключается  в жестком разделении законодательной, исполнительной и судебной властей, федерального правительства и правительств штатов, знаменитой системе «сдержек и противовесов». Конституция США подробно регламентирует порядок формирования и компетенцию высших органов власти.

     Современное экономическое и политическое значение Соединенных Штатов Америки заслуживает более детального изучения институциональных основ и сложного механизма государственного управления, что и предопределило выбор темы курсовой работы.

     Следовательно, для написания курсовой работы необходимо решение следующих задач:

     - изучить научные основы государственного  управления США; 

     - рассмотреть механизм государственного управления в Соединенных Штатах Америки;

     - проанализировать современное развитие государственного управления в США и возможность применения американского опыта в Республике Беларусь.

        

      1 ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ США  И ЕГО ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА 

      1.1 Возникновение и общая характеристика институционализма 
 

      На  рубеже XIX и XX в. зародилось новое направление, получившее название «институционализм». Название происходит от латинских слов «институт» или «институция», означающих определенный обычай, порядок, принятый в обществе и устанавливающий границы и формы взаимодействия людей. Под ними понимаются:

  • общественные институты, т.е. семья, государство, монополии, профсоюзы, юридическо-правовые нормы и др.;
  • общественная психология, т.е. мотивы поведения, способы мышления, обычаи, традиции, привычки.

      Институционализм возникает и получает широкое распространение в США в 20-30-х годах ХХ в. США в этот период стали ведущей промышленной державой. Главной составляющей успеха были широко применяемые в производстве различные технические нововведения, поддерживаемые правительством.

      При этом быстрый экономический рост сопровождался усилением монополистических  тенденций, господством высококонцентрированных  производств на рынках.

      В американской рыночной системе возникли в этот период острые социальные противоречия между рабочими и предпринимателями. Одновременно шло формирование новых  социальных групп в рамках «среднего  класса», требующих защиты своих  интересов посредством реформирования экономики.

      Как и в большинстве других стран  Запада, в экономической науке  США в начале ХХ века господствовали представления экономического либерализма. Недопустимым считалось активное вмешательство  государства в хозяйственную  жизнь общества, а капитализм рассматривался как устойчивая саморегулирующаяся система, способная достичь и обеспечить равновесие на рынке, позволяющая ликвидировать безработицу, не допускать затяжных кризисных ситуаций. Необходимым условием экономического и социального прогресса считалась частная собственность и свободное предпринимательство, защищенные законодательством. В центре либеральной концепции стоял «экономический человек», а важнейшим методологическим приемом был индивидуализм – анализ действий изолированного, рационально действующего, субъекта.

       Институционалисты утверждали, что  экономическая наука не должна ограничиваться изучением лишь чисто экономических  отношений. Для полноты и точности картин хозяйственного развития экономисты обязаны изучать самые разнообразные  стороны человеческой деятельности, в сущности все, что влияет на хозяйственную  деятельность. Из громадного числа факторов особо выделялись внеэкономические: система права и законодательства, политическая и социальная структура общества, общественная психология. Это приводило к внеэкономической трактовке хозяйственных процессов, что являлось важнейшей особенностью институционализма. Такой подход институционалистов существенно расширил предмет экономической науки [14].

      С момента своего возникновения институционализм развивался как оппозиционное критическое направление в западной науке, требующее реформирования официальной экономической науки по следующим направлениям:

  • создания новой поведенческой модели «homo economicus» («человека экономического»);
  • пересмотра модели рынка «совершенной конкуренции»;
  • отказа от равновесного подхода к исследованию экономических процессов.

      Следует выделить основные методологические принципы институционализма, общие для всех сторонников данного направления:

  • Первый – принцип холизма или междисциплинарный подход, связанный с самим объектом исследования – институтами, структурными и функциональными аспектами экономической системы как части общественного механизма. Такая проблематика предполагает расширение рамок экономического анализа за счет введения элементов других социальных дисциплин – социологии, политологии, психологии, права, этики и т.п.;
  • Другой провозглашаемый институционалистами методологический принцип – принцип историзма – выражается в стремлении выявить движущие силы и факторы развития, основные тенденции общественной эволюции, а также обосновать целенаправленное воздействие на перспективы общественного развития [14].

      Институционалисты выступали против неоклассической  доктрины саморегулирования рыночной экономики. Согласно их подходу, рынок  не может считаться нейтральным  и безотказным механизмом распределения. Рынок, не подконтрольный государству, дает возможность легкого обогащения крупным предпринимателям.

      Институционализм  выступил против неоклассического тезиса о недопустимости государственного вмешательства в экономику. Ученые настаивали на необходимости расширения различных форм государственного регулирования, делая акцент на социальных программах.

      Большинство институционалистов не ограничивалось критикой рыночной системы, предлагая  различные варианты ее реформирования с позиций «социального контроля»  над экономикой – контроля общества над бизнесом, подчинения его общественным интересам.

      Институционализм  в своем развитии прошел три этапа:

  • Первый этап – период широкого распространения институционализма в 20-30-е годы ХХ в. – старая негативная школа институционализма. Его родоначальниками явились Т.Веблен (1857-1929), Дж.Коммонс (1862-1945), У.Митчелл (1874-1948). В этот период формируются теоретико-методологические основы институционализма;
  • Второй этап – послевоенный период до середины  
    60-70-х годов ХХ в. Главные представители этого периода –  
    Дж. М.Кларк, выпустивший книгу «Экономические институты и благосостояние людей», А.Берли, опубликовавший работу «Власть без собственности», Г.Минз, констатировавший в своих статьях рост числа акционеров и процесс отделения капитала-собственности от капитала-функции;
  • Третий этап развития институционализма – с 60-70-х годов ХХ в. Он вошел в историю экономической мысли как социально-институциональное направление, а позднее на его базе сформировался неоинституционализм. Его представителями являются Дж.Гэлбрейт, Г.Мюрдаль, Р.Коуз, Дж.Бьюнекен.

Информация о работе Институциональные основы и механизм государственного управления в США