Институциональные основы и механизм государственного управления в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 00:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить научные основы и механизм развития государственного управления в Соединенных Штатах Америки, а также предложить направления совершенствования системы функционирования государственного управления в Республике Беларусь на основе американского опыта.
Следовательно, для написания курсовой работы необходимо решение следующих задач:

- изучить научные основы государственного управления США;

- рассмотреть механизм государственного управления в Соединенных Штатах Америки;

- проанализировать современное развитие государственного управления в США и возможность применения американского опыта в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение…………………………………………………...………………………4

1 Институционализм государственного управления США и его общая характеристика…………………………………………………………………….5

1.1 Возникновение и общая характеристика институционализма……………..5

1.2 Институциональные основы государственного управления США….........7

2. Механизм государственного управления в США…………………………..13

2.1 Американский механизм государственного управления…………………13

2.2 Исполнительные органы государственной власти………...………………14

3. Современное развитие государственного управления в США и применение американского опыта в Республике Беларусь…………………………………20

3.1 Административные реформы США………………………………………..20

3.2 Пути совершенствования государственного управления Республики Беларусь (на основе опыта США)………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………….28

Список использованных источников…………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 117.52 Кб (Скачать)

     Следует отметить, что американские ученые внесли огромный вклад в развитие институционализма. Неоспоримым фактом следует считать то, что именно американская школа институционализма заслужила более детального рассмотрения, так как это научное течение открыл американский экономист Т. Веблен. И в последующее время это течение прогрессивно развивалось, дойдя до современного этапа.

 

     2 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО  УПРАВЛЕНИЯ В США 

     2.1 Американский механизм  государственного  управления 

      Для того, чтобы наиболее целостно рассмотреть, как же все-таки функционирует государственное управление США, недостаточно только теоретических основ. Необходимо также определить, какой механизм государственного управления существует на современном этапе.

      Итак, механизм государственного управления Соединенных Штатов Америки заслуживает отдельного изучения из-за современного экономического и политического значения данного государства.

      Современная система государственного управления США опирается на ряд базовых  принципов, лежащих в основе ее организации  и функционирования.

  1. Система сдержек и противовесов. Конституция США учредила республиканскую форму правления в виде президентской республики. Для того чтобы ни одна ветвь власти не могла узурпировать полномочия другой, была создана система «сдержек и противовесов». Ее суть состоит в жестком «горизонтальном» разделении функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, полномочия которых в Конституции прописаны очень подробно. Конгресс принятыми законами «сдерживает» Президента и Верховный суд, а в случае несоблюдения законов может прибегнуть к импичменту. Президент «сдерживает» Конгресс правом вето, а Верховный суд - правом назначения членов суда. Кроме того, равновесие между тремя ветвями власти достигается путем установления различных сроков полномочий субъектов государственной власти. Палата представителей избирается на два года, Президент - на четыре, сенаторы - на шесть, федеральные судьи назначаются бессрочно, «пока ведут себя хорошо». Это позволяет, с одной стороны, постоянно обновлять государственные институты, с другой - усиливает возможность конфликта между ними, так как личный состав властных органов отражает различные фазы меняющихся общественных настроений. Наконец, важную роль в системе «сдержек и противовесов» играет «вертикальное» разделение полномочий между властями федерации и штатов. Оно также проведено недостаточно четко, что создает возможность конфликта между ними, взаимного контроля [12, с. 110].
  2. Двухпартийная система. В США сформировалась двухпартийная система. В 1828 г. на юге возникла Демократическая партия. В 1854 г. была образована Республиканская партия. Американские политические партии являются слабыми и не отличаются внутренним единством и дисциплинированностью. Однако, несмотря на это, политические партии США играют важную роль в политической системе общества. Для политиков принадлежность к традиционной партии помогает делать карьеру, облегчает их деятельность в законодательных органах. Для рядовых избирателей приверженность той или другой партии позволяет сформулировать собственную позицию и выразить отношение к актуальным общественным проблемам.
  3. Активная роль заинтересованных групп. США отличает широкое распространение лоббизма, которое компенсирует пассивную роль политических партий в политическом процессе. Лоббистская деятельность законодательно регламентирована. В 1938 г. был принят Закон о регистрации иностранных агентов с целью правового регулирования лоббистского влияния иностранных государств на государственные институты США. Были приняты Федеральный закон о регулировании лоббизма (1946), и Закон и раскрытии лоббистской деятельности (1995), определяющие порядок и процедуры участия лоббистов в политическом процессе [10, с.273].
  4. Федеральное государственное устройство. США стали первым примером современного федеративного государства. Первоначально именно власти штатов оказывали решающее влияние на жизнь рядового американца, который ощущал себя в первую очередь гражданином своего штата, и только во вторую – США. Затем положение изменилось, но и сейчас штаты обладают обширными полномочиями, особенно в вопросах землепользования, образования, полиции. Их права защищает не только Конституция, но и мнение общественности, сохраняющей, несмотря на усилившуюся миграцию населения, привязанность к своим штатам. Стремления правительственных учреждений к централизации встречает также противодействие Конгресса, состоящего из членов, тесно связанных с местными интересами.

     Федеративное  устройство справедливо считается  одной из причин успешности американского  государства. Однако конфликтов между  штатами и федерацией избежать не удалось, они неоднократно создавали  угрозу единству США [12, с.111]. 

     2.2 Исполнительные органы государственной власти 

     Для того, чтобы понять, как функционирует механизм государственного аппарата, следует рассмотреть исполнительную ветвь государственной власти, ее структуру, функции.

     Исполнительная  власть в стране осуществляется президентом  США, с помощью аппарата исполнительной власти.

     Всего на федеральной службе в ведомствах исполнительной власти состоит около 3 миллионов человек.

     На  уровне штатов носителями исполнительной власти являются губернаторы, возглавляющие  административные органы своих штатов.

     Многие  функции исполнительной власти  осуществляются органами самоуправления и управления на местах.

     Президент США.

     Итак более подробно необходимо остановиться на деятельности Президента США, так как исполнительная власть согласно Конституции принадлежит ему.

     Исполнительная  власть предоставлена Президенту в  личном качестве. Президент независим, он не подотчетен Конгрессу, неподконтролен ему и несет ответственность  только перед народом, от которого он получил свой мандат. Его полномочия закреплены в достаточно широком  объеме, но без строгих пределов, что и способствовало их неуклонному  фактическому возрастанию. В то же время  президентская власть не переросла  в личную диктатуру, поскольку она  всегда сдерживалась определенными  полномочиями Конгресса и Верховного суда.

     Президент США совмещает полномочия главы  государства и главы правительства. Он избирается на 4 года, с возможностью переизбрания только один раз.  Президентом США может быть любой гражданин США по рождению, не моложе 35 лет, проживающий на территории США не менее 14 лет. Официальная резиденция - Белый дом, Вашингтон.

     Полномочия  президента США:

     · верховный главнокомандующий вооруженными силами США,

     · верховный представитель страны на международной арене,

     · назначение федеральных судей, включая  членов Верховного суда, послов, и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти

     · созыв чрезвычайных сессий конгресса,

     · помилование лиц, осужденных по федеральным  законам,

     · чрезвычайные полномочия в кризисных  внутренних и внешних ситуациях,

     · формирование законодательной программы администрации (послания конгрессу),

     · представление бюджета конгрессу,

     · издание президентских приказов, имеющих силу закона [10, c.98].

     Вице-президент.

     Избирается  вместе с президентом на 4-хлетний  срок, причем президент и вице-президент не могут быть из одного штата.

     Кроме конституционного полномочия председательствовать в сенате, он является преемником президента в случае смерти или недееспособности последнего (20-ая поправка, принятая в 1933 году) [11, c.86].

     Исполнительное  управление президента - неконституционный надведомственный орган при Белом доме, координирующий и контролирующий важные аспекты государственной деятельности состоит из следующих подразделений:

     · аппарат Белого дома,

     · административно-бюджетное управление,

     · экономический совет при президенте,

     · совет национальной безопасности, управление по разработке политики,

     · управление по вопросам политики в области науки и техники [10, c.121].

     Кабинет министров.

     Это неконституционный совещательный  орган при президенте.  В состав кабинета входят главы пятнадцати федеральных министерств (секретари) и глава министерства юстиции (генеральный атторней).  Члены кабинета обычно принадлежат к той же партии, что и президент.

     Система министерств и  ведомств.

     Руководители  министерств (федеральных департаментов) подчинены непосредственно Президенту, назначаются им при согласии Сената. Административные ведомства (независимые агентства) учреждаются по инициативе Конгресса, он же определяет круг их полномочий. Главы министерств и ведомств не могут быть членами Конгресса.

     Министерства:

     1. Департамент сельского хозяйства.

     Основан в 1889 году, занимается решением вопросов в области сельского хозяйства и продовольствия. В том числе, данный департамент занимается продовольственной безопасностью, финансированием научных исследований сельскохозяйственной направленности и развитием сельских районов страны.

     2. Департамент торговли.

     Занимается  продвижением свободной торговли в  США и мире, поддерживает инновации, осуществляет международные экономические  миссии и управляет морскими ресурсами  страны.

     3. Департамент обороны. 

     Занимается  решением всех вопросов в военной  области и обеспечении национальной безопасности страны. База ведомства  находится в Пентагоне.

     4. Департамент образования.

     Распределяет  федеральные деньги на образование, занимается сбором информации об американских школах и решает вопросы равного  доступа к образованию.

     5. Департамент энергетики.

     Отвечает  за производство электроэнергии, а  также всю ядерную отрасль  страны, в том числе, ядерные реакторы и ядерное оружие.

     6. Департамент здравоохранения и  социального обеспечения.

     Является  проводником общей федеральной  политики в области медицины и  социального благополучия.

     7. Департамент национальной безопасности.

     Правительство США создало его после терактов 11 сентября 2001 года для повышения  уровня безопасности в стране.

     8. Департамент жилищного и городского строительства.

     Занимается  решением вопросов, связанных с недвижимостью, в том числе, развитием строительства  и ипотеки в стране.

     9. Департамент юстиции.

     Обеспечивает  исполнение законов и отправление  правосудия.

     10. Департамент труда.

     Занимается  обеспечением прав работников, улучшением условий труда, повышением занятости  населения и защитой пенсионных и больничных выплат.

     11. Государственный департамент.

     Аналог  министерства иностранных дел, занимается решением вопросов внешнеполитической направленности.

     12. Департамент внутренних дел.

     Занимается  управлением землей, находящейся  под федеральной юрисдикцией.

     13. Департамент финансов.

     Определяет  и следит за исполнением денежной и экономической политики США, регулирует импорт и экспорт, собирает налоги, печатает бумажные деньги и чеканит  монеты.

     14. Департамент транспорта.

     Управляет вопросами транспорта, а после  теракта 11 сентября 2001 года правительство США также возложило на него обязанности по обеспечению безопасности на транспорте.

     15. Департамент по делам ветеранов.

     Занимается  решением вопросов социального обслуживания, лечения и адаптации ветеранов  армии США [5, c.186].

       Федеральные административные  ведомства (независимые  агентства и государственные корпорации).

     Они выполняют административные, исполнительные и нормотворческие функции, выходящие  за пределы компетенции существующих министерств. Их статус и полномочия определяются актами конгресса. В настоящее время существует около шестидесяти ведомств, как, например, агентство по охране окружающей среды, НАСА, почтовая служба США, ЦРУ, комиссия по гражданским правам.

     Органы  государственного регулирования  экономики.

     Экономическое регулирование в США осуществляется широкой сетью государственных  органов, федеральных министерств  и административных ведомств (независимых  агентств). Их можно разделить на две группы:

     1. осуществляющие общее руководство  и разработку государственной  экономической политики;

     2. ответственные за конкретные  направления государственного регулирования.

     По  сферам деятельности можно выделить такие направления, как внутри- и внешне- экономическое регулирование, кредитно-денежное и налогово-бюджетное регулирование.

     Внешнеполитическая  деятельность ведётся под непосредственным руководством президента.

Информация о работе Институциональные основы и механизм государственного управления в США