Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:35, реферат
В США за основу построения системы гос. власти был взят принцип разделения властей, который трансформировался в т.н. систему сдержек и противовесов (checks and balances). В Конституции проведено последовательное разделение властей между тремя ветвями гос. власти, представленных, соответственно, Конгрессом, Президентом и Верховным судом. Каждому из них предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках.
Полномочия
Палаты представителей
Палата представителей
(435) - на два года по одномандатным
округам. Депутатом может стать
гражданин США не менее 7 лет, 25 лет
и проживающее в штате, где
находится его избирательный
округ (разд. 2, ст. 1). Депутаты не ответственны
перед избирателями, не могут быть
отозваны ими досрочно, не несут
ответственности за выступления
в Конгрессе, свобода слова и
голосования, фактически не пользуются
депутатской
Конгресс работает
сессионно: одна сессия ежегодно (с
января до осени с перерывами на
каникулы). Президент - право созыва
Конгресса на специальные сессии.
Каждая палата имеет свою внутреннюю
систему вспомогательных
Председателем палаты
представителей является спикер, формально
избираемый палатой. Его избрание предопределено
- является представителем партийного
большинства в палате. Спикер - "третье"
должностное лицо в государстве:
занимает пост президента вслед за
вице-президентом. Спикер обладает большими
правами: определяет повестку дня, руководит
дебатами и обсуждением законопроектов,
решает различные процедурные вопросы,
назначает членов согласительного
комитета, направляет законопроекты
на рассмотрение в постоянные комитеты,
под его руководством осуществляется
деятельность чиновников палаты. Спикер
поддерживает связи с высшими
должностными лицами федеральной власти
и находится всегда в курсе
политики государства. Право голоса
имеет только при равенстве голосов.
Важную роль в
деятельности Конгресса выполняют
комитеты: объединенные, комитеты всей
палаты, специальные, согласительные,
постоянные.
Объединенные включают
членов обеих палат (экономический,
по налогообложению, по библиотеке Конгресса)
и координируют деятельность палат Конгресса
в определенной сфере (заседание палаты
в полном составе).
Специальные комитеты
носят временный характер - создаются
для решения конкретного
Согласительные комитеты
учреждаются обеими палатами в случае
возникновения разногласий
Решающая роль в
законодательной деятельности Конгресса
принадлежит постоянным комитетам
палат, в Палате представителей - 22 постоянных
комитета (по иностранным делам, по
делам вооруженных сил, юридический,
по ассигнованиям, по образованию и труду
и др.). Председатели постоянных комитетов:
определяют повестку дня, назначают слушание
(могут ускорить или задержать), назначают
докладчиков по законопроектам, контролируют
работу служащих комитета. Они имеют право
создавать подкомитеты (уже более 200).
+ Рулевой комитет
(занят обеспечением
Важное место в
деятельности Конгресса принадлежит
партийным фракциям. Их возглавляют
лидеры, избираемые на конференциях партийных
фракций. Они руководят партийными
организаторами ("кнутами"), "рулевым
комитетом" (ведующим назначениями
в комитеты), политическим комитетом, вырабатывающим
партийную программу в сфере законодательства.
Лидер большинства планирует партийную
стратегию парламентской деятельности,
поддерживает постоянные связи с официальными
лицами, президентом, министрами, оказывает
влияние на назначения в комитеты палаты.
Компетенция Конгресса
(разд. 8 и 9 ст. 1, поправка XVI).
Финансовые полномочия:
устанавливать и взимать
Полномочия в области
экономики и торговли: принимать
единообразные законы по вопросам о
банкротстве, регулировать торговлю с
иностранными государствами и между отдельными
штатами создавать почтовые службы, содействовать
развитию науки и полезных ремесел, регулировать
патентное и авторское право, устанавливать
единицы мер и весов.
Военные полномочия:
объявлять войну, формировать и
обеспечивать армию, создавать и
содержать военно-морской флот, издавать
правила по организации и управлению
армией и флотом, создавать милицию
для обеспечения исполнения законов,
подавления мятежей и отражения
вторжений.
Иные полномочия:
регулировать порядок приобретения
гражданства США, учреждать федеральные
суды, исключительные законодательные
полномочия в федеральном округе
Колумбия.
Отличия полномочий:
только в палату представителей могут
вноситься финансовые законопроекты.
Палата представителей формулирует
обвинения в порядке импичмента
в отношении Президента и др; избирает
президента республики, если ни один кандидат
не получит абсолютного большинства голосов
выборщиков (прецеденты: в 1820 г. - Т. Джефферсон,
в 1824 г. - Д. Адамс).
Местное
самоуправление
Местное самоуправление
в США играет значительную роль в
общественно-политической жизни страны.
В США на службе в органах местного
самоуправления занято более 55% всех работников
управленческого аппарата, на долю
муниципальных бюджетов приходится
около 40% бюджетных доходов государства.
Система органов
местного самоуправления строится на
основе административно-
Штаты (кроме штатов
Коннектикут и Род-Айленд) делятся
на графства (всего 3042), в которых
население избирает советы (комитеты)
графства, а также управления и
некоторых должностных лиц (шерифа,
прокурора, коронера, казначея и др.).
Графства существуют вне городских поселений.
Города выделены
из графств. Органы местного самоуправления
крупных городов обладают полномочиями
органов графств. В США сложились
три системы городского управления:
1. Совет-управляющий
(менеджер)
Эта система распространена
в большинстве городов США (55,5%).
Население избирает городской совет.
Председательствует на его заседаниях
мэр, избираемый советом. Но не он выступает
в качестве исполнительного органа.
Совет избирает на определенный срок
чиновника-менеджера, которому и вверяется
исполнительная власть. Он фактически
определяет деятельность совета, составляет
бюджет города, назначает чиновников
и руководит их работой.
2. Мэр-совет (39% всех
городов)
Население избирает
городской совет, который реализует
свои полномочия через периодические
собрания. Мэр, избираемый населением
города на два-четыре года, имеет право
налагать вето на решения совета, назначать
чиновников, составлять бюджет города,
исполнять решения совета. Ему
принадлежит фактическая власть
в городе.
3.Комиссионная система
(6% городов)
Население города избирает
на два-четыре года комиссию в составе
от трех до семи членов, которые одновременно
выполняют функции городского совета
и исполнительного аппарата.
Графства подразделяются
на тауны и тауншипы (в основном, на Севере
и Северо-Востоке). В таунах и тауншипах
вопросы местного управления решаются
на собраниях жителей общин, входящих
в тауны. На этих собраниях избираются
исполнительные комитеты (три-пять чел.),
некоторые должностные лица (казначеи,
констебли), которые выполняют в тауне
исполнительную работу. В мелких таунах
и тауншипах проводятся собрания всех
жителей этих административных единиц
(таун-митинг), на которых решаются вопросы
местного управления и избираются исполнительные
комитеты (три-пять чел.).
В США существует
большое число специальных
Компетенция органов
местного самоуправления определяется
конституциями и законами штатов.
Она включает следующие основные
направления деятельности:
1. Охрана общественного
порядка. Указанные органы
2. Фискальные права.
Они устанавливают местные
3. Оказание социальных
услуг. К ведению органов
4. Управление имуществом.
Местным органам принадлежат
некоторые предприятия,
В целом, компетенция
органов местного самоуправления в
США все более расширяется
на базе тенденции децентрализации
власти.
Место
и роль главы государства
В конституции США
записано: "Исполнительная впасть осуществляется
Президентом...” (разд. 1 ст. II). Президент
США является главой государства и главой
правительства. Его полномочия огромны.
В его непосредственном подчинении находится
весь государственный аппарат управления:
министры, которым он делегирует некоторые
свои полномочия, главы многочисленных
ведомств. Президент республики и исполнительный
государственный аппарат образуют в США
президентскую власть.
Конституция США
предоставляет Президенту
Прерогативы Президента
США, как главы президентской
республики, более значительны, чем
президентов в парламентских
республиках. Как высшее должностное
лицо он:
представляет государство
в отношениях с другими государствами,
назначает послов ("по
совету и с согласия сената") и
отзывает их.
Президент имеет
право вести переговоры с иностранными
государствами и заключать международные
договоры (некоторые из них относятся
к соглашениям исполнительной власти
и не подлежат ратификации сенатом).
Он является главнокомандующим
вооруженными силами и национальной
гвардии; причем это правомочие
существует не номинально, а реально.
Именно на основе решений президента
американские вооруженные силы осуществляли
военные акции во Вьетнаме, Ливане
и в других "горячих точках".
Он наделен правом
помилования и отсрочки исполнения
приговоров, награждает медалями и
другими знаками отличия.
Президент США, как
глава государства назначает
министров ("по совету и с согласия"
сената), которые несут ответственность
перед ним и могут по его
воле быть освобождены с поста
в любое время.
Он назначает членов
Верховного суда и многих других высших
должностных лиц ("по совету и
с согласия сената"). Низшие должностные
лица назначаются президентом
(в отношении Конгресса):
Президент республики
направляет Конгрессу “информацию
о положении в Союзе”, в которых
сообщаются сведения о положении
в стране и обосновывается принятие
Конгрессом необходимых законов. Конституционное
положение: "Президент рекомендует
к его рассмотрению такие меры, которые
он сочтет необходимыми и целесообразными..."
( разд. 3 ст. II) фактически закрепляет за
ним право законодательной инициативы.
Президент
США имеет право
созывать Конгресс на
чрезвычайные сессии.
Президент промульгирует
(утверждает и опубликовывает) законы,
принятые Конгрессом. При этом ему предоставлено
право в случае несогласия с законом
возвращать его на повторное рассмотрение
в Конгресс (отлагательное вето). При преодолении
вето президента палаты Конгресса
должны повторно одобрить указанный закон
2/3 голосов. В условиях США, когда ни одна
из партийных фракций не обладает 2/3 голосов,
отлагательное вето является весьма эффективным
средством "сдерживания" президентом
законодательной деятельности Конгресса.
Многолетняя практика свидетельствует,
что Конгресс преодолевает не более 7-11%
вето президентов. Президентское вето
может быть применено к любому закону,
кроме поправок к конституции.