Государственное управление в США

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 15:35, реферат

Краткое описание

В США за основу построения системы гос. власти был взят принцип разделения властей, который трансформировался в т.н. систему сдержек и противовесов (checks and balances). В Конституции проведено последовательное разделение властей между тремя ветвями гос. власти, представленных, соответственно, Конгрессом, Президентом и Верховным судом. Каждому из них предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках.

Файлы: 1 файл

сгу в сша.docx

— 31.05 Кб (Скачать)

Полномочия  Палаты представителей 

Палата представителей (435) - на два года по одномандатным  округам. Депутатом может стать  гражданин США не менее 7 лет, 25 лет  и проживающее в штате, где  находится его избирательный  округ (разд. 2, ст. 1). Депутаты не ответственны перед избирателями, не могут быть отозваны ими досрочно, не несут  ответственности за выступления  в Конгрессе, свобода слова и  голосования, фактически не пользуются депутатской неприкосновенностью. 

Конгресс работает сессионно: одна сессия ежегодно (с  января до осени с перерывами на каникулы). Президент - право созыва Конгресса на специальные сессии. Каждая палата имеет свою внутреннюю систему вспомогательных органов: председатели палат, комитеты, партийные  фракции, административно-технические  службы.  

Председателем палаты представителей является спикер, формально  избираемый палатой. Его избрание предопределено - является представителем партийного большинства в палате. Спикер - "третье" должностное лицо в государстве: занимает пост президента вслед за вице-президентом. Спикер обладает большими правами: определяет повестку дня, руководит  дебатами и обсуждением законопроектов, решает различные процедурные вопросы, назначает членов согласительного  комитета, направляет законопроекты  на рассмотрение в постоянные комитеты, под его руководством осуществляется деятельность чиновников палаты. Спикер поддерживает связи с высшими  должностными лицами федеральной власти и находится всегда в курсе  политики государства. Право голоса имеет только при равенстве голосов. 

Важную роль в  деятельности Конгресса выполняют  комитеты: объединенные, комитеты всей палаты, специальные, согласительные, постоянные.  

Объединенные включают членов обеих палат (экономический, по налогообложению, по библиотеке Конгресса) и координируют деятельность палат Конгресса в определенной сфере (заседание палаты в полном составе).  

Специальные комитеты носят временный характер - создаются  для решения конкретного вопроса. В палате представителей действовали  специальные комитеты по разведке, по делам престарелых, по проблемам  наркомании.  

Согласительные комитеты учреждаются обеими палатами в случае возникновения разногласий между  ними по определенному вопросу.  

Решающая роль в  законодательной деятельности Конгресса  принадлежит постоянным комитетам  палат, в Палате представителей - 22 постоянных комитета (по иностранным делам, по делам вооруженных сил, юридический, по ассигнованиям, по образованию и труду и др.). Председатели постоянных комитетов: определяют повестку дня, назначают слушание (могут ускорить или задержать), назначают докладчиков по законопроектам, контролируют работу служащих комитета. Они имеют право создавать подкомитеты (уже более 200).  

+ Рулевой комитет  (занят обеспечением партийного  единства), комитет правил (определяет  порядок прохождения билля, а  фактически его судьбу), комитет  всей палаты (по существу пленарное  заседание, но назначается председатель  и применяется упрощенная процедура). 

Важное место в  деятельности Конгресса принадлежит  партийным фракциям. Их возглавляют  лидеры, избираемые на конференциях партийных  фракций. Они руководят партийными организаторами ("кнутами"), "рулевым  комитетом" (ведующим назначениями в комитеты), политическим комитетом, вырабатывающим партийную программу в сфере законодательства. Лидер большинства планирует партийную стратегию парламентской деятельности, поддерживает постоянные связи с официальными лицами, президентом, министрами, оказывает влияние на назначения в комитеты палаты. 

Компетенция Конгресса (разд. 8 и 9 ст. 1, поправка XVI).  

Финансовые полномочия: устанавливать и взимать налоги, пошлины, подати и акцизные сборы  единообразно на всей территории США; уплачивать долги, делать займы, чеканить монету, регулировать стоимость валюты США, устанавливать наказания за подделку государственных ценных бумаг  и монет.  

Полномочия в области  экономики и торговли: принимать  единообразные законы по вопросам о банкротстве, регулировать торговлю с иностранными государствами и между отдельными штатами создавать почтовые службы, содействовать развитию науки и полезных ремесел, регулировать патентное и авторское право, устанавливать единицы мер и весов.  

Военные полномочия: объявлять войну, формировать и  обеспечивать армию, создавать и  содержать военно-морской флот, издавать правила по организации и управлению армией и флотом, создавать милицию  для обеспечения исполнения законов, подавления мятежей и отражения  вторжений.  

Иные полномочия: регулировать порядок приобретения гражданства США, учреждать федеральные  суды, исключительные законодательные  полномочия в федеральном округе Колумбия.  

Отличия полномочий: только в палату представителей могут  вноситься финансовые законопроекты. Палата представителей формулирует  обвинения в порядке импичмента в отношении Президента и др; избирает президента республики, если ни один кандидат не получит абсолютного большинства голосов выборщиков (прецеденты: в 1820 г. - Т. Джефферсон, в 1824 г. - Д. Адамс). 

Местное самоуправление 

Местное самоуправление в США играет значительную роль в  общественно-политической жизни страны. В США на службе в органах местного самоуправления занято более 55% всех работников управленческого аппарата, на долю муниципальных бюджетов приходится около 40% бюджетных доходов государства.  

Система органов  местного самоуправления строится на основе административно-территориального деления. Конституция США (поправка 10) относит к компетенции штатов вопросы административно-территориального деления и учреждения местного самоуправления. Конституции 50 штатов установили весьма разнообразное административно-территориальное  деление и различные системы  местного самоуправления.  

Штаты (кроме штатов Коннектикут и Род-Айленд) делятся  на графства (всего 3042), в которых  население избирает советы (комитеты) графства, а также управления и  некоторых должностных лиц (шерифа, прокурора, коронера, казначея и др.). Графства существуют вне городских поселений.  

Города выделены из графств. Органы местного самоуправления крупных городов обладают полномочиями органов графств. В США сложились  три системы городского управления:  

1. Совет-управляющий  (менеджер)  

Эта система распространена в большинстве городов США (55,5%). Население избирает городской совет. Председательствует на его заседаниях мэр, избираемый советом. Но не он выступает  в качестве исполнительного органа. Совет избирает на определенный срок чиновника-менеджера, которому и вверяется  исполнительная власть. Он фактически определяет деятельность совета, составляет бюджет города, назначает чиновников и руководит их работой.  

2. Мэр-совет (39% всех  городов)  

Население избирает городской совет, который реализует  свои полномочия через периодические  собрания. Мэр, избираемый населением города на два-четыре года, имеет право  налагать вето на решения совета, назначать  чиновников, составлять бюджет города, исполнять решения совета. Ему  принадлежит фактическая власть в городе.  

3.Комиссионная система  (6% городов)  

Население города избирает на два-четыре года комиссию в составе  от трех до семи членов, которые одновременно выполняют функции городского совета и исполнительного аппарата.  

Графства подразделяются на тауны и тауншипы (в основном, на Севере и Северо-Востоке). В таунах и тауншипах вопросы местного управления решаются на собраниях жителей общин, входящих в тауны. На этих собраниях избираются исполнительные комитеты (три-пять чел.), некоторые должностные лица (казначеи, констебли), которые выполняют в тауне исполнительную работу. В мелких таунах и тауншипах проводятся собрания всех жителей этих административных единиц (таун-митинг), на которых решаются вопросы местного управления и избираются исполнительные комитеты (три-пять чел.).  

В США существует большое число специальных округов (по образованию, водоснабжению, противопожарной  службе и т.д.), границы которых не совпадают с границами административно-территориальных единиц. Управляются они либо выборными комитетами, либо чиновниками, назначенными теми органами, которые учредили специальный округ.  

Компетенция органов  местного самоуправления определяется конституциями и законами штатов. Она включает следующие основные направления деятельности:  

1. Охрана общественного  порядка. Указанные органы руководят  местной полицией, юстицией, доводят  до населения законы и постановления  государственных органов федерации  и штатов, информируют вышестоящие  органы о положении на местах.  

2. Фискальные права.  Они устанавливают местные налоги  и сборы, определяют местный  бюджет.  

3. Оказание социальных  услуг. К ведению органов местного  самоуправления отнесено школьное  дело, здравоохранение, социальное  обеспечение, жилищное строительство,  коммунальное хозяйство, строительство  и содержание местных дорог.  

4. Управление имуществом. Местным органам принадлежат  некоторые предприятия, различные  хозяйственные службы.  

В целом, компетенция  органов местного самоуправления в  США все более расширяется  на базе тенденции децентрализации  власти. 

Место и роль главы государства 

В конституции США  записано: "Исполнительная впасть осуществляется Президентом...” (разд. 1 ст. II). Президент США является главой государства и главой правительства. Его полномочия огромны. В его непосредственном подчинении находится весь государственный аппарат управления: министры, которым он делегирует некоторые свои полномочия, главы многочисленных ведомств. Президент республики и исполнительный государственный аппарат образуют в США президентскую власть.  

 Конституция США  предоставляет Президенту республики  обширные полномочия исполнительной  власти. Он "обеспечивает точное  соблюдение законов и определяет  полномочия всех должностных  лиц Соединенных Штатов" (разд. 3 ст. II). Подобная  общая формула  конституционной компетенции позволяет  президенту расширять ее путем  делегирования полномочий со  стороны Конгресса ("чрезвычайные  полномочия"), а также на основе  так называемых "подразумеваемых  полномочий", выводимых  из  духа конституции, из практики  ее применения.  
 

Прерогативы Президента США, как главы президентской  республики, более значительны, чем  президентов в парламентских  республиках. Как высшее должностное  лицо он: 

представляет государство  в отношениях с другими государствами,  

назначает послов ("по совету и с согласия сената") и  отзывает их.  

Президент  имеет  право вести переговоры с иностранными государствами  и заключать международные  договоры (некоторые из них относятся  к соглашениям исполнительной власти и не подлежат ратификации сенатом).  

Он является главнокомандующим  вооруженными  силами и национальной гвардии; причем это правомочие  существует не номинально, а реально. Именно на основе решений президента американские вооруженные силы осуществляли  военные акции во Вьетнаме, Ливане и в других "горячих точках".  

Он наделен правом помилования и отсрочки исполнения  приговоров, награждает медалями и  другими знаками отличия.   

Президент США, как  глава государства назначает  министров ("по совету и с согласия" сената), которые несут ответственность  перед ним и могут по его  воле быть освобождены с поста  в любое время.  

Он назначает членов Верховного суда и многих других высших должностных лиц ("по совету и  с согласия сената").  Низшие должностные  лица назначаются президентом единолично,  без "совета и согласия" сената.  

(в отношении Конгресса): 

Президент республики направляет Конгрессу “информацию  о положении в Союзе”, в которых  сообщаются сведения о положении  в стране и обосновывается  принятие Конгрессом необходимых законов. Конституционное положение: "Президент рекомендует к его рассмотрению  такие меры, которые он сочтет необходимыми и целесообразными..." ( разд. 3 ст. II) фактически закрепляет за ним право законодательной инициативы.  

Президент США имеет право  созывать Конгресс на чрезвычайные сессии.  

Президент промульгирует (утверждает и опубликовывает) законы, принятые Конгрессом. При этом ему предоставлено право в случае несогласия  с законом возвращать его на повторное рассмотрение в Конгресс (отлагательное вето). При преодолении вето президента  палаты Конгресса должны повторно одобрить указанный закон 2/3 голосов. В условиях США, когда ни одна из партийных фракций не обладает 2/3 голосов, отлагательное вето является весьма эффективным средством "сдерживания" президентом законодательной деятельности Конгресса. Многолетняя практика свидетельствует, что Конгресс преодолевает не более 7-11% вето президентов. Президентское вето может быть применено к любому закону, кроме поправок к конституции. 

Информация о работе Государственное управление в США