Государственное управление и МСУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 05:55, курсовая работа

Краткое описание

Для повышения эффективности работы органов государственной власти и городского самоуправления необходима активизация темпов формирования гражданского общества, укрепления режима законности, повышение степени социальной активности населения. Поэтому исследование роли государства в процессе становления и развития институтов гражданского общества и наоборот - гражданского общества как предпосылки зрелого правового государства составляет одну из актуальных задач правовой науки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 5
1.1 Понятие государственного управления 5
1.2 Правовое регулирование государственного управления: предмет и метод, формы и структура 6
1.3 Характерные черты государства как субъекта управления общественными процессами 8
1.4 Объективные основы и субъективный фактов государственного управления 10
1.5 Системные характеристики государственного управления 12
1.6 Принципы государственного управления: понятие, аспекты, основания системы. Применение принципов. 14
1.7 Законность в государственном управлении: сущность, способы обеспечения. 16
ГЛАВА 2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 18
2.1 Органы местного самоуправления в Российской Федерации 18
2.2 Местное самоуправление осуществляется также в соответствии с федеральными законами 21
2.3 Проблемы разграничения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Государственное управление и МСУ.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

 

Содержание 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В российской истории  накоплен богатый и разнообразный  опыт по организации местного самоуправления, а также по его теоретическому осмыслению. Традиции самоуправления развивались в различных формах на протяжении веков. Это - историческая база, на которую следует опираться в сегодняшней работе по созданию органов местного самоуправления.

Создание эффективной модели местного самоуправления предполагает осуществление децентрализации власти с тем, чтобы локальные вопросы решались местными органами самостоятельно и под свою ответственность. Только это сделает систему управления наиболее пригодной для обеспечения интересов населения на местах с учетом исторических, этнических и иных традиций, создаст условия для того, чтобы каждый гражданин стал действительно непосредственным участником происходящих социально-политических перемен.

Для повышения эффективности работы органов государственной власти и городского самоуправления необходима активизация темпов формирования гражданского общества, укрепления режима законности, повышение степени социальной активности населения. Поэтому исследование роли государства в процессе становления и развития институтов гражданского общества и наоборот - гражданского общества как предпосылки зрелого правового государства составляет одну из актуальных задач правовой науки.

Помимо научной актуальности проблемы состояние историографии вопроса также сказалось на выборе темы исследования.

В дореволюционной общественной науке конца XIX — начала ХХ веков зародилось научное направление, ставившее своей основной задачей изучение местного самоуправления как правового феномена различных исторических эпох. Однако в большинстве работы современников являлись лишь накоплением и обобщением фактов по деятельности различных структур местных общественных, городских и земских форм самоуправления. Особую группу составляют труды русских и зарубежных государствоведов прошлого и начала нынешнего века, исследовавших политико-правовую природу местного самоуправления. Следует особо выделить работы Н.Н.Алексеева, А.Д.Градовского, А.А.Кизеветтера, Н.М.Коркунова, Н.И.Лазаревского, и др.

Большое внимание общетеоретическим основам местного самоуправления, как российского, так и зарубежного, уделяется и современными учеными, такими как Бажинов М.А., Глазырин М.В., Дмитриев Ю.А. , Игнатов В.Г., Кутафин О.Е., Фадеев В.И., Лагуткин А.В., Михеева Т.Н., Суник Б.В., Шлихтер А.А., и др.

 

ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

 

1.1 Понятие государственного управления

Государственное управление - это практическое, организующее и  регулирующее воздействие государства  на общественную жизнедеятельность  людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность - наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Свойства государственного управления:

В государственном управлении его управляющие воздействия  опираются на государственную власть, подкрепляются и обеспечиваются ею.

Распространяется на все общество, на каждую сферу деятельности общества, даже за его пределы, на другие общества людей в рамках проводимой государством международной политики.

Объективно, системно, организовано.

Субъектом ГУ выступает  не аппарат, а государство, как политико- правовая организация общества, совокупность всех граждан и др. жителей страны. ГУ - это управление в масштабе общества, призванное создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально-актуального ведения любых видов человеческой деятельности.

ГУ, как сложное социальное явление многоэлементно и многомерно. ГУ субъективно, оно плод мыслей и  действий людей, с другой стороны  объективно, наполнено объективно необходимым содержанием (цели и функции) и имеет объективно целесообразные формы (структура и процесс).

ГУ существует чтоб познавать  потребности и интересы управляемых  объектов, оценивать и структурировать  их, совершать действия по их практическому  удовлетворению.

Особенности управляющих  воздействий:

Момент целепологания (выбор цели идеального состояния ресурсов и др.).

Организационное (количество людей для реализации определенной цели).

Момент регулирования  в рамках данной организации данных людей для достижения конкретных целей.

 

1.2 Правовое регулирование государственного управления: предмет и метод, формы и структура

ПР государственного управления - это деятельность государства  по организации государственных  органов и установлению правил их функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение целепологания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов.

Предмет ПР:

1. Отношения между  государством (его органами) и обществом,  благодаря которым формируется государственно-управляющее воздействие.

2. Отношения внутри  государства, между его органами  по поводу распределения предметов  их ведения и государственной  власти, необходимой для управления  ими (полномочий), т.е. правовой  статус государственных органов вообще и в сфере управления в частности.

3. Волевые отношения  между людьми, вовлеченными в  государственно- управленческие процессы - либо по причине профессионального  несения государственной службы, либо обращающихся в государственные  органы при решении каких-либо своих проблем.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов, средств, способов воздействия социальных управляющих систем, входящих в гос. аппарат, на социально-правовую сферу  в целом и на составляющие ее элементы.

Способы правового регулирования:

- позитивное обязывание - возложение на лиц прямой  обязанности совершать определенные  положительные действия;

- запрещение - возложение  на лиц обязанности воздерживаться  от совершения действий определенного  рода ;

- дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия.

Формы ПР (должны быть согласованы  как по своему характеру, так и  по содержанию; должны создавать в  совокупности систему ПР государственного управления:

Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.

Законы, определяющие как  статусные положения, так и юридический  порядок ведения тех или иных дел.

Указы и распоряжения Президента.

Подзаконные правовые нормативные  акты - нормативно юридические акты компетентных органов: а) общие федеральные (постановление Правительства); б) общие субъектов федерации (акты глав правительств (администраций) субъектов федерации); в) ведомственные (министерство, комитет, служба, и т.д.); г) местные, в том числе и органов местного самоуправления (уставы городов и районов, уставы местного самоуправления);) локальные (внутриорганизационные) - издаются государственными органами и органами местного самоуправления в целях упорядочение своей внутренней управленческой жизнедеятельности (регламенты, положения, должностные инструкции)

Структура ПР должна быть такой, чтобы каждому из элементов  ГУ была придана та правовая форма, которая соответствует его сущности и предназначению и обеспечивает его эффективную реализацию: а) законодательное  регулирование; б) нормативное определение ряда элементов государственного управления посредством органов районного и городского государственного управления и местного самоуправления; в) внутриподсистемное нормативное регулирование управленческих процессов, осуществляемое органами исполнительной власти общей и специальной компетенции; г) самоуправленческое регулирование в рамках небольших территорий, где можно непосредственно выразить волю населения; д) правоохранительное регулирование управленческих процессов, идущее по линии контрольных и правоохранительных органов, призванное гарантировать и защищать права и свободы людей, установленные принципы и институты в государственном управлении.

 

1.3 Характерные черты государства как субъекта управления общественными процессами

Государство - многомерное  явление, причем каждое его проявление имеет смысл, поскольку несет  в себе что-то от его сущности. Основные характеристики государства:

Форма общества. Оно повязано системой общественных отношений людей, соучаствует в их сознании, поведении и деятельности, способствует организации жизни, в том числе экономической.

Территориальная организация  людей, особым юридическим способом объединяет людей, формой чего выступает  институт гражданства.

Юридическая взаимосвязь  между людьми посредством института гражданства.

Объединяет не только граждан, но и иностранцев, лиц без  гражданства, т.е. объективно выражает общие для всех, интегрированные  потребности, интересы и целя жизнедеятельности  своего сообщества людей. Общенациональную идею должно найти государство.

Через структуры и  механизмы государства формируется  и закрепляется всеобщая воля, придающая  государственным установлениям  обязательный характер.

Государству принадлежит  легитимная монополия на законодательствование  и принуждение при его реализации.

Для реализации своих  целей государству необходим  аппарат осуществляющий свою деятельность на профессиональной основе. (Проблема аппарата и его иерархии).

Структура и механизм общественного самоуправления.

Выражает национальные интересы своего народа на международной арене.

Внешняя политика.

Типология государств:

1. По источнику и  суверенному носителю властной  силы:

- монархия; - аристократия (коллективное управление со стороны  элиты с распределением власти  по вертикали и по горизонтали); - демократия (построение государственной власти и государственного управления снизу вверх от народа, посредством формы прямого волеизъявления..

2. По форме правления,  то есть по организации общегосударственной  власти:

- парламентская республика;

- президентская республика;

- смешанная форма 

- полупрезидентская республика  или 

- парламентарная монархия

В парламентской республике приоритетом пользуется выборный законодательный  орган, который из своего состава  формирует правительство, подотчетное  ему (Италия).

В президентской республике законодательный орган и глава  исполнительной власти равно избираются населением, самостоятельны в своих  функциях, но связаны между собой  посредством сдержек и противовесов.

3. По форме государственного  устройства, т.е. по способу разделения государства на определенные части, с соответствующим разделением власти по управлению ими - унитарные и федеративные. Унитарные государства подразделяются на административно-территориальные единицы, управляемые по вертикали единой системой государственной власти.

Федеративные - единое государство  с обширной автономией его составных  частей.

4. По политическому  режиму:

- деспотический (тоталитарный, автократический, авторитарный режимы) - способ реализации государственной  воли - насилие, подавление, произвол, ограничение свободы и т.д.

- либеральный - государственная  власть исходит прежде всего  из прав и свобод человека  и их осуществлению подчиняет  свои возможности, власть обслуживает  свободу.

- демократически-правовой - сущность состоит в проведении в жизнь демократически сформированной всеобщей воли народа строго в рамках материального и процессуанального законодательства.

 

1.4 Объективные основы и субъективный фактов государственного управления

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

В качестве объективных  основ государственного управления следует назвать:

Природно-географические условия. Каждый народ занимает свою территорию на земном шаре, и природные свойства этой территории (почва, климат, рельеф, водные ресурсы, географическое расположение и т.д. диктуют людям отвечающие им технологии производственной деятельности и формы общественной жизни.

Естественно-общественные условия, которые сформировались вследствие длительного взаимодействия человека и природы. География расселения людей, типы градо и домостроений, характер поселений, технологии земледелия, виды коммуникаций, способы и приемы труда и быта, ценности общежития, традиции, обычаи и менталитет.

Культурно-историческое наследие, которое создано субъективным фактором (сознанием и деятельностью  людей) и выступает на сегодня  объективной жизненной опорой. Общественные формы жизнедеятельности людей: в России такие формы как веч, собор, казачий круг, дума, артель, община товарищество. и др., отличающиеся коллективистским началом.

Производственная база - со своей технологией, специализацией и кооперацией в рамках территории определенного сообщества людей может и должна рассматриваться как объективная данность. Реально она представляет собой единственную материальную (техногенную ) основу существования общества.

Информация о работе Государственное управление и МСУ