Государственное управление и МСУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 05:55, курсовая работа

Краткое описание

Для повышения эффективности работы органов государственной власти и городского самоуправления необходима активизация темпов формирования гражданского общества, укрепления режима законности, повышение степени социальной активности населения. Поэтому исследование роли государства в процессе становления и развития институтов гражданского общества и наоборот - гражданского общества как предпосылки зрелого правового государства составляет одну из актуальных задач правовой науки.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ 5
1.1 Понятие государственного управления 5
1.2 Правовое регулирование государственного управления: предмет и метод, формы и структура 6
1.3 Характерные черты государства как субъекта управления общественными процессами 8
1.4 Объективные основы и субъективный фактов государственного управления 10
1.5 Системные характеристики государственного управления 12
1.6 Принципы государственного управления: понятие, аспекты, основания системы. Применение принципов. 14
1.7 Законность в государственном управлении: сущность, способы обеспечения. 16
ГЛАВА 2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 18
2.1 Органы местного самоуправления в Российской Федерации 18
2.2 Местное самоуправление осуществляется также в соответствии с федеральными законами 21
2.3 Проблемы разграничения компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Государственное управление и МСУ.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Местное самоуправление нельзя полностью изолировать от государственных органов, поскольку, во-первых, реальные возможности органов местного самоуправления на практике оказываются гораздо уже, чем органов государства, во-вторых, государство может иметь на данной территории свои интересы, выражающие общенародный интерес, который может противоречить интересу населения данной территории. В таком случае государство будет обеспечивать защиту своих интересов силами собственных органов.

В целом взаимоотношение органов  местного самоуправления с государством определяется структурой полномочий, соответствующих тому или иному уровню местного самоуправления. Можно выделить следующие важнейшие группы полномочий органов местного самоуправления: полномочия в области формирования органов власти и управления и определения структуры и компетенции органов местного самоуправления; решение вопросов административно-территориального деления; полномочия в области социального развития территории; полномочия в области развития культуры и искусства; а также полномочия в области охраны общественного порядка, профилактики правонарушений и борьбы с ними.

Как известно, граждане обладают конституционным правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Понятно, что реализация этого права невозможна без выдвижения кандидатов в выборные органы на собраниях граждан по месту жительства. Следовательно, местное сообщество имеет право выдвижения кандидатов на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. Действующее законодательство о местном самоуправлении не содержит норм, в необходимой мере регулирующих данное правомочие. С одной стороны, это правильно, поскольку избирательное законодательство - предмет специального регулирования, осуществляемого при помощи отраслевого законодательства. С другой стороны, такое законодательство в России в современных условиях отсутствует. В результате комплексное правовое регулирование местного самоуправления оказывается невозможным.

Существенными представляются и проблемы, возникающие во взаимоотношении органов местного самоуправления и государства в области экономики и финансов. Как известно, в настоящее время существует целый ряд программ приватизации государственной и муниципальной собственности8. Если в отношении первого вида собственности целевое государственное программирование процесса приватизации нельзя не признать разумным, то в отношении объектов муниципальной собственности с этим вряд ли можно согласиться. Создается противоречивая ситуация: с одной стороны, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, с другой - государственные органы определяют судьбу материальной основы местного самоуправления9. Именно здесь, как нам кажется, должны быть найдены формы разумного сочетания интересов государства, местного сообщества и производителя, поскольку сосредоточение внимания на защите интересов одной из сторон может отрицательно отразиться на интересах двух других, а в конечном итоге - на интересах конкретного человека, личности и гражданина. При этом должны последовательно соблюдаться требования Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, ст. 6 которого предусматривает, что муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между ними.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог сказанному, дадим общую правовую оценку вопроса о соотношении государства и местного самоуправления, опираясь на выделенные нами выше общие исторические и методологические предпосылки исследования. Прежде всего, можно отметить, что хотя самоуправляющиеся местные территориальные объединения подконтрольны государству, они являются особыми субъектами права, особыми юридическими лицами, вступающими с государством в юридические отношения, имеющие в отношении к нему права и обязанности. Местные территориальные объединения, хотя и подчинены государству, но не поглощаются им, не теряют своей особенности, не служат только лишь органами государства. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Но, как нам представляется, эта конституционная норма должна быть определена более конкретно.

Самостоятельность самоуправляющихся  местных территориальных объединений выражается, прежде всего, в том, что они (как и отдельные граждане) могут иметь свои особые гражданские права: быть собственниками, вступать в различного рода обязательственные отношения. Эта имущественная правоспособность местных территориальных образований придает им самостоятельность в отношении к государству, но сама по себе еще не устанавливает самоуправления. Представляется, что субъектами самоуправления независимые местные территориальные объединения становятся лишь в той мере, в какой государство возлагает на них осуществление части своих функций, т.е. функций государственного управления (ст. 132. Конституции РФ).

Но это означает, что  получаемое территориальными образованиями  право самоуправления является вместе с тем и их обязанностью как перед государством, так и перед обществом. Органы местного самоуправления обязаны выполнять возложенные на них государством функции и нести ответственность, как перед государством, так и перед избирателями.

Все это, однако, не превращает органы местного самоуправления в простые органы государства, вполне подчиненные его воле и интересам. Местные органы самоуправления в отличие от государственных учреждений создаются не только для осуществления функций государственного управления, но могут иметь и имеют свои особые интересы, отличающиеся от общих интересов государства. Между интересами государства и местного самоуправления возможны противоречия, приводящие к необходимости их разрешения на основе юридических норм. Именно поэтому отношения государства и органов местного самоуправления получают характер юридических отношений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2008г.-200 с.
  2. Баженов М.А. Местное самоуправление как фактор становления гражданского общества в современной России. М , 2004.-161с.
  3. Виноградов В.А. Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2003.-117с.
  4. Глазырин М.В. Социально-производственный комплекс - системная база саморазвития и самоуправления муниципальных образований. М., 2006.-448с.
  5. Градовский А.Д. Курс русского государственного права. СПб., 1966.
  6. Емельянов Н.А. Становление местного самоуправления в России. Конституционные нормы и реальности. Тула, 2007.
  7. Ю.С. Васютин, Н.Б. Павленко, Е.Н. Блинникова, Н.В. Ефанова Зарубежный опыт государственности. Орел, 2003-.219с.
  8. Игнатов В.Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. Ростов-на-Дону, 2005.-352с.
  9. Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб, 1909.
  10. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007. -167с.
  11. Лагуткин А.В. Местное самоуправление как форма народовластия в Российской Федерации. М., 2005.
  12. Местное самоуправление: отечественный и зарубежный опыт. Саратов, 2001.
  13. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах. М., 2007.
  14. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. 2003. №6.144-145с.
  15. Михеева Т.Н. Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимоотношений и разграничения полномочий. Йошкар-Ола, 2002.-318с.
  16. Муниципальное право Российской Федерации. Под ред. докт. юрид. наук, проф. Ю.А. Дмитриева. М., 2008.
  17. Организация управления и самоуправления в крупнейших городах: современное состояние и проблемы. М., 2006.
  18. Суник Б.В. Местное самоуправление и финансирование учреждений культуры // Государство и право. 2006. N 7. 55 – 56 с
  19. Правовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления городского поселения в условиях муниципальной реформы. М., 2007.
  20. Сборник нормативных документов по законопроектной работе в городе Москве. М., 2006.
  21. Шлихтер А.А. Местное самоуправление в системе федерации: зарубежная практика и проблемы России. М., 2002.-194 с.

1 САПП  РФ.   - 1993.  -  № 41. -   Ст.  3924.

2 Самохвалов  В.  Местное  самоуправление:  законодательное  регулирование  и  региональная  практика  //  РЮ. -   2006.  - № 6. -  С. 25-26.

1 См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2005. С. 75.

2 См.: Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. 2003. №6. С.144-145.

3 См.: Органы местного управления в зарубежных странах: сравнительное исследование. М., 2004. С.16.

4 См.: Европейская Хартия о местном самоуправлении. Русская версия. Страсбург. Совет Европы. Отдел изданий и документов. Май. 1990.

5 Закон Российской Федерации “О внесении изменений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”” // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 17. Ст. 1917.

6 Сборник законодательства РФ. 1996. № 49. Ст. 5497.

7 Сборник законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

2 Чепунов О.И. Исполнительная власть в Р.Ф.и ее субъекты: конституционно-правовое регулирование: Автореф. дисс… канд. юридич. наук. – М., 2001. – С. 17 с

1 СЗ  РФ.   - 2000. -  № 32. -   Ст.  3330.

8 См.:  Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 1. Ст. 2.

9 См.: Лагуткин А.В. Местное самоуправление как форма народовластия в Российской Федерации. М., 2005. С.  55 - 58.




Информация о работе Государственное управление и МСУ