Гендерный подход на принятие управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:27, дипломная работа

Краткое описание

Успешность работы предприятия в современных условиях во многом зависит от качества менеджмента в целом и от качества управленческих решений каждого отдельного руководителя. Именно поэтому фирмы вкладывают значительные средства в отбор и внутрикорпоративную подготовку управленческого персонала. Известно, что затраты зачастую окупаются далеко не в соответствии с ожиданиями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 8
1.1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ – ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 8
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 12
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 16
2. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ 22
2.1. ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 22
2.2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ – РУКОВОДИТЕЛЯМИ 28
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ У МЕНЕДЖЕРОВ 34
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 34
3.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 36
3.3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ. 58

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.34 Мб (Скачать)

5. Золотой ободок. Начальник не в курсе того, что я участвую в самых прибыльных операциях. Как я могу дать ему по­нять, что «золотым тельцом» он стал и благодаря моим ста­раниям?

6. Дешевизна. Перспективный план деятельности нашей фир­мы не учитывает новых тенденций рынка. Не следует ли мне предложить иной, удешевляющий нашу продукцию?

7. Шесть граней. Необходимо предпринять шесть основных мер, чтобы решить поставленную задачу: улучшить взаимо­понимание с начальником, поговорить с ним откровенно о моей карьере, установить очередность составления отче­тов, предложить новый план деятельности фирмы, более эффективно использовать рабочее время, создать новую систему контроля за ведением отчетности.

Теперь следует подумать, как найти ответ на каждый по­ставленный вопрос. Постепенно вы будете вытягивать ниточ­ки новых мыслей, которые прочно свяжут случайное слово «карандаш» с вашей задачей. Главное назначение случайного сло­ва состоит в том, чтобы мобилизовать ваш творческий потен­циал и подтолкнуть вас к поиску новых решений. Старайтесь продумать методику реализации вашей идеи, проследить путь выполнения.

Задание 6. Разрешение проблемы методом «волшебных» вопросов.

Участникам было предложено самим сформулировать проблему, актуальную для всей группы. Предложено решить проблему, используя следующие «волшебные» вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему? И как? (Пять W и один Н вопрос)[1].

1.                            Предопределите проблему следующим образом: «Каким путем можно…»

2.                            Прибумайте и запишите как можно больше вопросов, касающихся проблемы, с использованием «волшебных» вопросов.

3.                            Каждый ответ проанализируйте с точки зрения возможного пере­определения проблемы. Запишите свои идеи по этому поводу.

4.                            Запишите свои ответы на каждый из этих новых вопросов.

5.                            Выберите самые оригинальные придуманные формулировки, ко­торые, как вам кажется, позволят с легкостью решить проблему.

Например: Начальная проблема, которую ставит перед вами ваш линейный ме­неджер: «Мы пытаемся ввести новые процедуры (в том числе, и через но­вые формы отчетности) для отслеживания результатов телефонных звонков, сделанных нашими служащими потенциальным клиентам. Однако сотрудники не хотят об этом даже слышать, их сопротивле­ние растет».

Шаг1. Переопределите проблему следующим образом: «Каким путем мож­но добиться того, чтобы наши служащие стали использовать в своей работе новые формы отчетности?»

Шаги 2 и 3. Придумайте новые вопросы, используя W и Н вопросы:

Кто составляет этот штат персонала? Команда торговых агентов из двенадцати регионов, разбросанных по всей стране.

Кто сопротивляется введению новых процедур? В основном - те, кто работает больше десяти лет.

Кто является потенциальным покупателем? Розничные рынки сбыта, где в настоящее время отсутствует наша продукция.

Что это за новая процедура? Двухстраничный контрольный отчет, представляемый ежедневно в центральный офис, и еще один, просматриваемый ежемесячно директором отдела продаж.

Из чего складывается процедура? Записи в регистрационном журнале продаж будут рассматриваться как поручительство по отношению к торговым агентам.

В чем разница между используемым бланком и внедряемым? Требуется более объемный рапорт; он предоставляется в главный офис, рассматривается директором отдела продаж.

Что значит «результаты телефонных звонков продавцов»? Значительно больше, чем просто отчет об объемах продаж. Информация о реакции рынка на пашу продукцию и стимулирование потенциальных покупателей; сведения о конкурентах; анализ непосредственного отношения покупателей к бизнес-проспектам. И т.д.

Задание 7. Решение проблемы методом непрямых консультаций. Задание учитывает, что работа менеджера затрагивает сферу межличност­ных отношений. Каждый участник должен опробовать стиль непрямого консультирования.

Участникам тренинга предложено разбиться на пары. Один – начальник, второй – подчиненный. Группа задает проблему, по поводу которой начальник проводит беседу с подчиненным. Основные положения метода непрямого консультирования таковы:

      избегайте давать советы;

      используйте стиль непрямых вопросов;

      поощряйте самостоятельное размышление над проблемой;

      избегайте предлагать готовые решения;

      позвольте другим самим определить направление, в котором им бы хотелось двигаться;

      помогите другим определить соответствующие действия для ре­шения проблемы.

Результаты анализировались с помощью таблицы:

Наблюдение за консультантом

Наблюдалось...

Не для всех

От случая к случаю

Часто

Всегда

Поставленные консультантом вопросы, помогли подчиненному определить причину проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

Желание со стороны консультанта  помочь подчиненному представить возможное развитие событий

 

 

 

 

 

 

 

 

Отсутствие директивности со стороны консультанта при постановке вопросов

 

 

 

 

 

 

 

 

Предоставление широких возможностей подчиненному для четкого осознания ситуации и поощрение его интереса к обсуждению проблемы

 

 

 

 

 

Предложение альтернативных вариантов решений

с признанием за подчиненным права принять собственное решение

 

 

 

 

 

Стимулирование интереса подчиненного к анализу собственных ощущений по поводу проблем, с которыми он столкнулся

 

 

 

 

 

Подведение служащего к мысли о том, чтобы он искал решение проблемы в других направлениях

 

 

 

 

 

Избегание подачи подчиненному готового решения проблемы

 

 

 

 

Использование техник открытого вопроса

и активного слушания

 

 

 

 

 

Отсутствие давления на подчиненного при выборе решения и соответствующего ему способа действий

 

 

 

 

 

 

Задание 8. Решение проблемы методом «мозгового штурма» (брейнсторминга).

Участникам было предложено самим сформулировать задачу, актуальную для всей группы. Предложено решить задачу, используя следующие условия:

1. Отсутствие всякой критики. Свободный поток идей может литься только тогда, когда отсутству­ет страх подвергнуться критике. Критика в таком контексте рас­сматривается широко, и это понятие включает не только прямую не­гативную оценку предложения, но и неявное высмеивание чьей-либо идеи или, наоборот, чрезмерное покровительство ей. Также важно не показывать, что идея не имеет ценности, игнорируя чей-либо вклад или демонстрируя критичное отношение невер­бальными жестами (пожимая плечами, поднимая брови и т. п.).

2. Поощрение идей. Чтобы удостовериться, что существует достаточно идей для воз­никновения «перекрестного опыления», группа должна чувство­вать, что вклад каждого будет оценен. Должен быть сделан акцент на количестве предложений, а не на их качестве. На стадии оценки у каждого появится возможность выразить свои чувства по поводу любого частного предложения.

3. Равноправие участников. Каждый должен чувствовать, что его предложение стоит рассмотрения, тогда все будут иметь стимул выдвигать свои идеи. Если член группы не может по какой-либо причине внести предложе­ние, он должен об этом сказать, и это высказывание принимается без комментариев, а процесс продолжается.

4. Свобода ассоциаций. Чтобы получить максимальное число предложений, не следует на­кладывать никаких ограничений. Любая идея (неважно, насколько оскорбительной или не относящейся к делу она может показаться) стоит рассмотрения. За этим скрывается следующая логика: идея, выглядящая совершенно непрактичной, может обеспечить основу для другой идеи у кого-либо из присутствующих.

5. Запись всех идей. Запись - это не просто фиксирование важных предложений, но так­же возможность оттолкнуться от них в надежде на рождение даль­нейших идей.

6. После того, как все идеи будут высказаны, необходимо рассмотреть все альтернативные подходы к решению.

Задание 9. Решение проблемы методом дискуссии.

Участникам было предложено следующее задание: «Разрабатывается «Менеджерская хартия». Вам необходимо внести в нее 6 пунктов. Желательно внести пункты, которые наверняка не внесут другие группы».

Задание 10. Решение проблемы, используя язык знаков.

Участникам тренинга было предложено обсудить ситу­ации, описанные ниже. В каждом случае необходимо придумать как можно боль­ше объяснений происходящему. В каждой ситуации выделить инфор­мацию -определить знаки, которые повысят вероятность установле­ния как можно более точного прогноза.

Ситуация А

Толпа, состоящая, по большей части, из мужчин, которые шумят все больше / красные лица / топающие ноги / люди, машущие руками / одинаково одетые/ много полицейских.

Ситуация Б

Люди, шепчущиеся по углам, разговор прерывается, когда вы под­ходите, взгляды, бросаемые на вас украдкой / многозначительные улыбки / люди, более дружелюбные, чем обычно / конверт, который передается из рук в руки вашими коллегами.

Какие выводы можно сделать на основе расположения знаков в определенном порядке? За­висит ли от порядка расположения знаков интерпретация ситуации? Подумайте, какая интерпретация была, условно говоря, «правильной», а какая - «неправильной». Поделитесь мыслями с вашими кол­легами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



6

 

Приложение 3.

Бланк № 1.

№ задания

Показатель

1 группа

2 группа

3 группа

№ участника

 

Всего по группе

№ участника

 

Всего по группе

 

№ участника

 

всего

по группе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

 

1

Количество выдвинутых идей

1

-

-

1

2

-

1

1

1

1

8

1

1

2

3

1

1

1

1

1

1

13

1

2

1

-

1

2

2

1

1

1

12

2

Количество выдвинутых комбинаций

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

12

-

1

1

1

1

-

1

1

1

-

7

1

2

1

1

1

1

-

1

-

1

9

3

Количество выдвинутых комбинаций

1

2

3

2

6

2

5

2

3

1

27

1

3

7

6

2

3

4

2

3

3

34

4

3

3

3

4

7

4

6

3

5

42

4

Количество выдвинутых препятствий

2

1

1

2

3

2

3

1

1

1

17

1

1

2

3

1

1

1

2

1

1

14

2

2

1

1

1

2

1

1

1

1

15

5

Количество выдвинутых идей

1

2

2

3

5

3

5

2

2

2

27

1

1

3

2

1

2

1

2

1

1

15

3

4

2

1

2

4

2

3

2

1

24

6

Количество выдвинутых идей

-

-

-

-

2

-

1

-

-

-

3

-

-

2

1

-

-

-

1

1

-

5

1

-

-

-

-

2

-

1

-

-

3

7

Эффективность консультаций (количество оценок «всегда»)

3

4

5

4

7

4

6

5

4

3

49%

3

3

4

8

4

5

5

4

3

3

42%

6

5

4

3

3

7

3

6

4

5

46%

8

Количество альтернатив при 100% соблюдении условий

1

-

-

-

2

1

1

-

-

1

6

-

-

1

1

1

-

1

1

-

-

5

1

1

-

-

1

1

-

1

1

1

7

9

Количество внесенных предложений

-

1

-

-

2

-

1

-

-

-

67%

-

1

2

1

1

1

-

-

1

-

100%

1

1

-

-

-

2

-

1

-

-

83%

10

Понимание языка знаков (количество точных прогнозов)

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

95%

1

2

2

2

1

2

1

2

1

1

75%

2

2

2

2

2

2

1

2

1

1

85%

 

 


Приложение 4.

Бланк № 2

 

№ группы

Тип принятия решения

Итого по группе

 

Задание 1

 

Задание 2

 

Задание 3

 

Задание 4

 

Задание 5

 

Задание 6

 

Задание 7

 

Задание 8

 

Задание 9

 

Задание 10

 

1

И, О

О

О, У

И, Ин

И, О

О,

И

И,О,Ин

И, Р

О

импульсивные,

осторожные

2

У, Р, Ин

У,Р

Р, И

У, Р

У, О

У, Р

У, Ин, Р

У, Р

Р, О

У

уравновешенные, рискованные

3

 

И, У

 

Р

 

И, У

 

И

О, И

Р, И

 

О, У

И, У

У, О

 

И

 

Уравновешенные, импульсивные

Информация о работе Гендерный подход на принятие управленческого решения