Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:27, дипломная работа
Успешность работы предприятия в современных условиях во многом зависит от качества менеджмента в целом и от качества управленческих решений каждого отдельного руководителя. Именно поэтому фирмы вкладывают значительные средства в отбор и внутрикорпоративную подготовку управленческого персонала. Известно, что затраты зачастую окупаются далеко не в соответствии с ожиданиями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 8
1.1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ – ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 8
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 12
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 16
2. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ 22
2.1. ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 22
2.2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ – РУКОВОДИТЕЛЯМИ 28
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ У МЕНЕДЖЕРОВ 34
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 34
3.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 36
3.3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ. 58
6
Введение
1. Подготовка и принятие управленческих решений
1.1. Принятие решений – важный процесс в системе управления
1.2. Классификация и методы принятия управленческих решений
1.3. Психологические аспекты принятия решения
2. Гендерные различия в принятии решений
2.1. Женщина-руководитель как социально-психологический феномен
2.2. Принятие решений мужчинами и женщинами – руководителями
3. Экспериментальное исследование процесса принятия решений у менеджеров
3.1. Организация и проведение эксперимента
3.2. Анализ результатов эксперимента
3.3. Обсуждение результатов эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение.
Успешность работы предприятия в современных условиях во многом зависит от качества менеджмента в целом и от качества управленческих решений каждого отдельного руководителя. Именно поэтому фирмы вкладывают значительные средства в отбор и внутрикорпоративную подготовку управленческого персонала. Известно, что затраты зачастую окупаются далеко не в соответствии с ожиданиями. В связи с этим актуальной проблемой является исследование влияния не только профессиональных, психологических, но и гендерных особенностей руководителей на принятие управленческих решений.
В многочисленных исследованиях изучены профессионально важные качества менеджеров [Диев В.С.; Евланов Л.Г.; Емельянов А.Л.; Касимов Ф.К.; Осетров В.Г.; Петров А.В.; Федулов Ю.Г. и др.]. Вместе с тем неисследованными остаются неосознаваемые детерминанты поведения, связанные с полом руководителя. А ведь значимость данной проблематики в настоящее время в связи с увеличением количества женщин в управленческих структурах различных уровней и числа принимаемых ими решений (в политике, экономике и общественной жизни) возрастает. Гендерный подход как теоретическое направление позволяет с новых позиций обратиться к анализу процесса принятия решений, изучению влияния типовых и индивидуальных особенностей принимающей решение личности.
Такая отрасль психологии личности как психология пола более активно развивалась на Западе, накоплен богатый опыт исследования психологии различий между мужчинами и женщинами в тех или иных видах профессиональной деятельности. В российской психологической науке в настоящее время нет полномасштабных исследований по данной проблеме. Имеется лишь ряд статей в периодической печати [Барсукова С.Ю.; Грошев И.; Иванова М.; Канапьянова Р.М. и др.], сборниках [Кухарчук А.; Костюк В.; Костюкович А.; Моор С.М.] и отдельных изданиях [Канапьянова Р.М.; Карелова Г.Н.; Клименкова Т.; Корель Л.В.; Махрова О.Н.]. Исследователи отмечают, что прямой перенос продуктивного зарубежного опыта на российскую почву не представляется возможным. Наши соотечественники, в том числе и руководители, формировались в условиях иной социальной среды, иной экономики, иного пути становления общества, иных навыков и способов осуществления потенциальных и реальных возможностей выбора видов профессиональной деятельности. В связи с этим возникает необходимость учета российских социокультурных, этнических, национальных особенностей и традиций.
Специфика состоит и в том, что женщины и мужчины начали заниматься бизнесом одновременно. С началом перестройки у нас были компетентные руководители - как мужчины, так и женщины. Они имели опыт управленческой деятельности, одинаково высокий уровень образования и, главное, образцы для подражания: руководителей своего пола. Поэтому у мужчин и женщин оказались во многом равные стартовые позиции. Более того, российским бизнес-леди было намного проще влиться в мужскую культуру предпринимательства. Они имели перед глазами отличный образец для подражания в лице западных женщин-менеджеров, нашедших управленческий стиль, который позволял им оставаться женственными, привлекательными и эффективными в управлении.
Работы российских исследователей посвящены: методам и перспективам гендерных исследований [Пушкарева Н.Л.; Радина Н.К.], анализу гендерной структуры российского бизнеса [Махрова О.Н. ; Тюрина И.О.], гендерным особенностям, проявляемым в общении [Иванова М.], в построении карьеры [Моор С.М.; Прокофьева Л., Фести П., Мурачева О.], специфике и перспективам женского предпринимательства [Барсукова С.Ю.; Карелова Г.Н.; Корель Л.В.], лидерства [Костюк В.; Кухарчук А., Костюкович А.; Чирикова А.Е.]. Вместе с тем, лишь некоторые из них в той или иной мере касаются проблемы влияния гендерных различий на процесс принятия решений. Таким образом, специфика процесса принятия решения женщинами и мужчинами-руководителями изучена недостаточно, что и определило актуальность и новизну исследования.
Цель исследования: выявить зависимость между полом руководителя, типом и стилем принятия управленческого решения.
Объект исследования: процесс принятия управленческого решения.
Предмет исследования: влияние психологических различий между женщинами и мужчинами на процесс принятия решений.
Гипотеза исследования: Мы полагаем, что процесс принятия управленческого решения улучшится, если, тип и стиль принятия решения будет связан с гендерными особенностями руководителя.
Определены следующие задачи исследования:
1. Изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования; тренинг принятия решений.
2. Изучить процесс подготовки и принятия управленческих решений, его психологические особенности.
3. Выявить специфику процесса принятия решения, определяемую половыми особенностями.
4. Выявить и структурировать данные о различиях в процессе принятия решения между мужчинами и женщинами-руководителями.
5. Обобщение результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что проведенный анализ индивидуально-типических особенностей мыслительной деятельности мужчин и женщин позволяет установить связи между типом, стилем принятия решения и полом.
Практическая значимость исследования определяется возможностью диагностировать, обучать и осуществлять коррекцию стержневой для руководителя профессиональной функции – принятия управленческого решения.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена представительностью выборки, обширностью первичного материала, тщательностью его качественного анализа, системностью исследовательских процедур.
Структура исследования:
В теоретической части исследования дается общее описание проблемы принятия решения: основные понятия и концепции, виды принятия решений, этапы процесса принятия решения, оценка эффективности принятого решения, раскрываются психологические аспекты принятия решения. Проведен анализ гендерных различий в процессе принятия: выделены психологические особенности мужчин и женщин, оказывающие влияние на выбор типа управленческого решения (осторожные, уравновешенные, импульсивные, замедленные, рискованные и др.), его стиля.
В экспериментальной части проведена проверка достоверности выдвинутой гипотезы. В эксперименте приняли участие 30 чел. из числа менеджеров Пестовского РАЙПО. Эксперимент состоял в организации и проведении тренинга принятия решений, направленного на изучение различий в подготовке и принятии решений руководителями среднего звена Пестовского РАЙПО. Проведена обработка полученных данных и сформулированы основные выводы по результатам исследования.
Объем дипломной работы – 56 печатных листов. Список использованной литературы включает 65 источников. В работе 4 приложения на 15 листах.
Процесс управления в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Управление – это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Управление – это синтез средств и способов подготовки управленческих решений и организация их исполнения.
Управленческое решение – это творческий акт субъекта управления направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии [42]:
1. Уяснение проблемы:
- сбор информации;
- анализ полученной информации;
- выяснение актуальности;
- выяснение, определение условий, при которых эта проблема будет решена.
2. Составление плана решения:
- разработка альтернативных вариантов решения;
- сопоставление альтернативных вариантов решения с имеющимися ресурсами;
- оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;
- оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;
- составление программ решения;
- разработка и составление детального плана решения.
3. Выполнение решения:
- доведение решений до конкретных исполнителей;
- разработка мер поощрений и наказаний;
- контроль за выполнением решений.
Схематично можно представить модель принятия решения по следующим блокам (рис. 1) [21]:
Запрос для уточнения обстановки
Рис. 1. Схематическая модель процесса принятия решения
1) прием, восприятие, селекция, хранение и представление информации;
2) распознавание ситуации;
3) подготовка решения;
4) оценка эффективности решения;
5) принятие решения.
В схеме имеются прямые и обратные связи.
Рассмотрим названные блоки подробнее.
Б л о к 1. Из всей поступающей информации отбирается и запоминается то, что может иметь прямое отношение к решению. По мере поступления новых данных память содержательно обновляется. Хранящаяся в блоке 1 информация частями или полностью передается в другие блоки в удобной форме, что и называется представлением информации. По существу задача блока 1 состоит в «сжатии» входной информации, т.е. в уменьшении избыточности и преобразовании к требуемому виду. Это необходимо для предотвращения информационной перегрузки в остальных блоках.
Б л о к 2. Выполняется классификационная задача распознавания. На основании сравнения делается вывод о соответствии ситуации одному из известных по опыту образцов либо о том, что данная ситуация сходна с несколькими образцами, но не идентична ни одному из них, либо о том, что ситуация является абсолютно новой. В последнем случае вырабатываются основные признаки новой ситуации. Распознавание ситуации — важнейший элемент подготовки решения, поскольку оно связано с необратимым преобразованием информации. Блок распознавания — последняя инстанция, в которой еще может быть устранена ошибка или дезинформация. Результат распознавания в дальнейшем считается достоверным.
Б л о к 3. Здесь вырабатывается проект решения на основании методов, созданных в процессе обучения и накопления опыта или в научных исследованиях. Эти методы могут быть типовыми, стандартными или вновь применяемыми. Применение стандартных методов, однако, не означает стандартных решений. В условиях больших объемов информации и ограниченного времени на выработку решения без стандартных методов невозможно обойтись. Однако для успешного управления недостаточно только использования типовых методов. Необходимы также новые, оригинальные, неповторимые методы, которые являются продуктом творчества. Разумеется, новые идеи могут появиться, а могут и не появиться, также и степень их оригинальности может быть различной, а плодотворность нуждаться в проверке. Тем не менее роль новых методов и идей, рождающихся часто в критических (на первый взгляд безвыходных) ситуациях, неоценима.
Б л о к 4. Производится оценка вариантов решения, выработанного в блоке 3. В блоке 4 содержатся и критерии, и способы оценки. Полученный количественный и качественный результат передается в блок 5.
Б л о к 5. Здесь принимается решение, осуществляется волевое действие. Поскольку всякое принимаемое решение неизбежно содержит элемент риска, здесь же производится анализ допустимости риска. В частности, риск недопустим, если низка степень достоверности распознавания ситуации. Риск оправдан, если ожидается высокая эффективность решения и имеется уверенность в правильности оценки обстановки.
Процесс принятия решения может быть одноразовым, а может быть и многоразовым, и принятое решение может подвергаться перепроверке. Время принятия решения может быть самым различным: стратегические решения готовятся годами, а оперативные — в течение секунд.
Таким образом, то или иное управленческое решение представляет собой социальный акт, подготовленный на основе вариантного анализа и принятой в установленном порядке оценки, имеющей директивное значение, содержащий постановку целей и обоснование средств их осуществления, организующий практическую деятельность субъектов и объектов управления, направленную на достижение указанных целей.
Эти специфические признаки входят в состав управленческого решения не в одинаковой степени и сочетаются с разным удельным весом. В зависимости от уровня управляющего субъекта меняется широта обязательного применения его решений, круг объектов, на которые оно распространяется.
Управленческое решение оформляется в виде документа. Не всякий документ есть, однако, решение. Документирование занимает значительное место в управленческой деятельности, позволяя фиксировать и однозначно интерпретировать смысл всех важнейших управленческих действий. Оно разделяется на разработку и ведение административно-управленческой документации в собственном смысле этого слова и на разработку и ведение специальной документации — плановой, бухгалтерской, статистической и т.п.
Информация о работе Гендерный подход на принятие управленческого решения