Гендерный подход на принятие управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:27, дипломная работа

Краткое описание

Успешность работы предприятия в современных условиях во многом зависит от качества менеджмента в целом и от качества управленческих решений каждого отдельного руководителя. Именно поэтому фирмы вкладывают значительные средства в отбор и внутрикорпоративную подготовку управленческого персонала. Известно, что затраты зачастую окупаются далеко не в соответствии с ожиданиями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 8
1.1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ – ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 8
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 12
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 16
2. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ 22
2.1. ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 22
2.2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ – РУКОВОДИТЕЛЯМИ 28
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ У МЕНЕДЖЕРОВ 34
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 34
3.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 36
3.3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ. 58

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.34 Мб (Скачать)

24. Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений. – СПб.: Питер, 2002.

  1. Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. - М., 1996.
  2. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. – М.: Прогресс, 1979.
  3. Кононко Е.Л. Чтобы личность состоялась. - Киев, 1991.
  4. Корель Л.В. Бизнес-леди. Новые возможности или новые ограничения?// ЭКО. - 1998. - № 7. - С. 124-135.     
  5. Костюк В. Лидерский потенциал женщины в информационном обществе// Женщина. Образование. Демократия: Тезисы 2-й международной научно-практической конф./ Под ред. И.Г.Шатон. – М., 1999.
  6. Кочетков В.В., Скотникова И.Г.. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. - М.,1993.
  7. Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.
  8. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. – М.: Педагогика, 1970.
  9. Кухарчук А., Костюкович А. Женское лидерство как социально-психологический феномен// Женщина. Образование. Демократия: Тезисы 2-й международной научно-практической конф./ Под ред. И.Г.Шатон. – М., 1999.
  10. Макшанов С.И. Психология тернинга. – СПб, 1997.
  11. Марищук В.Л. О некоторых особенностях влияния психологической установки на деятельность, умозаключения и решения// Прикладная психология. - М., 1999. - № 3. - С. 57-63.                                                    
  12. Махрова О.Н. Гендерная структура российской бизнес-элиты / РАН. Ин-т соц.-экон. пробл. народонаселения. - М., 1998.
  13. Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж.Гилфорда и М.Салливена: Руководство по использованию. СПб, 1996.
  14. Моор С.М. Карьера женщины: социально-экономическая детерминация (проблемы  гендера)// Социально-экономические проблемы трансформации российского общества. - Тюмень, 1998. - С. 32-38.      
  15. Мухаметшин Ф.Х. Влияние общественного мнения на управленческие решения// СоцИс: Соц. исслед. - 1998. - № 11. - С. 4-17. 
  16. Осетров В.Г., Касимов Ф.К. Менеджер и оптимальные производственные решения. - Ижевск, 1998. - 173 с.                                      
  17. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. – М., 1998.
  18. Петров А.В., Федулов Ю.Г. Подготовка и принятие управленческих решений / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - М., 2000. - 241 с.    
  19. Полянский А. Русская женщина на государственной и общественной службе. Издание С.Скирмута, 1901.
  20. Прокофьева Л., Фести П., Мурачева О. Профессиональная карьера мужчин и женщин// Вопросы экономики. - 2000. - № 3. - С. 74-84.                                                    
  21. Психология управления: Курс лекций/ Аверченко Л.К., Залесов Г.М., Мокшанцев Р.И., Николаенко В.М.; Отв.ред. Удальцова М.В. - М.; Новосибирск, 1999.
  22. Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: Рождение, становление, методы и перспективы// Вопросы истории. - М., 1998. - № 6. - С. 76-86.             
  23. Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях// Вопросы психологии. - М., 1999. - № 2. - С. 22-27.                        
  24. Светуньков С.Г., Литвинов А.А. Конкуренция и предпринимательские решения. - Ульяновск: Корпорация технологий продвижения, 2000.
  25. Стрекалова Н.Д. Бизнес-образование: гендерный подход / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2000.
  26. Троицкая Е.В. Управленческие решения фирмы: Учеб. пособие для вузов. - М.: Хронограф, 1998. (Сер.: Наука упр.).          
  27. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена// Психологический журнал. Т. 19. - 1998. - № 1. – С. 84-86.
  28. Тюрина И.О. Московский рынок труда: гендерные аспекты // СоцИс : Соц. исслед. -  № 8. - С. 98-103.                                               
  29. Удальцова М.В., Аверченко Л.К. Социология и психология управления: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону, 2001.
  30. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. и направлению Менеджмент. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998.
  31. Ходжсон Д. Привычки, правила и экономическое поведение// Вопросы экономики. - М., 2000. - № 1. - C. 39-55.   
  32. Ходырева Н.В. Гендер в психологии: история, подходы, проблемы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6, Философия, политология, социология, психология, право. - СПб., 1998. - Вып. 2. - С. 74-82.        
  33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. - СПб, 1997.
  34. Целикова В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе// Журнал практического психолога. - 1997.-  № 1. - С. 98-101.
  35. Чаффинс С., Форбс М., Фукуа Г.Е.-младший, Кенджмени Дж.П. "Стеклянный потолок": занимают ли женщины в США должное положение в обществе// Иностранная психология. 1998. № 10.
  36. Чирикова А.Е. Женщина во главе фирмы / РАН. Ин-т социологии. - М., 1998.
  37. Чирикова А.Е. Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20, № 3. - С. 81-92.     
  38. Чирикова А.Е., Кричевская О.Н. Женщина-руководитель: деловые стратегии и образ "Я" // СоцИс : Соц. исслед. - М., 2000. - № 11. - C. 45-56.
  39. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. - М.: Высш. шк. , 1996.
  40. Эвола Ю. Метафизика пола. - М., 1996.
  41. Ярыгина Т. ''Женщины могут все, а мужчины все остальное''. – М.: ЭПИцентр, 1999.

 

 



6

 

Приложение 1.

Основная характеристика участников тренинга

№ участника

Участник

Позиция

пол

Возраст

Образование

Опыт рук. Работы

Кол – во чел. в подчинении

№ группы

1

Е.Д.

Менеджер низшего звена

жен.

28 лет

Высшее лингвистическое

3 года

5 чел.

1

2

Ю.Л.

Менеджер низшего звена

жен.

27 лет

Высшее психологическое

1 год

2 чел

1

3

Ю.В.

Менеджер низшего звена

жен.

26 лет

Высшее лингвистическое

1 год

2 чел

1

4

А. М.

Менеджер среднего звена

жен.

27 лет

Высшее финансовое

2 года

1 чел

1

5

Б.А.

Менеджер высшего звена

жен.

36 лет

Высшее юридическое

6 лет

8 чел

1

6

О.И.

Менеджер среднего звена

жен.

29 лет

Высшее экономическое

3 года

2 чел

1

7

С.К.

Менеджер высшего звена

жен.

42 года

Высшее техническое

7 лет

5 чел

1

8

Т.С.

Менеджер среднего звена

жен.

45 лет

Высшее финансовое

2 года

1 чел.

1

9

Т.В.

Менеджер среднего звена

жен.

43 года

Высшее финансовое

2 года

1 чел

1

10

А.Б.

Менеджер низшего звена

жен.

40 года

Высшее гуманитарное

1 год

2 чел

1

11

И.Ш.

Менеджер среднего звена

муж.

39 лет

Высшее техническое

9 лет

15 чел

2

12

И.Ш1

Менеджер среднего звена

муж.

35 лет

Высшее техническое

6 лет

4 чел

2

13

И.Б.

Менеджер высшего звена

муж.

37 лет

Высшее финансовое

5 лет

1 чел

2

14

Н.Р.

Менеджер высшего звена

муж.

43 года

Высшее техническое

11 лет

нет

2

15

К.Б.

Менеджер среднего звена

муж.

26 лет

Высшее техническое

3 года

2 чел

2

16

А.С.

Менеджер среднего звена

муж.

27 лет

Высшее техническое

2 года

1 чел

2

17

В.В.

Менеджер среднего звена

муж.

27 лет

Высшее техническое

2 года

1 чел

2

18

А.Г.

Менеджер среднего звена

муж.

27 лет

Высшее экономическое

3 года

нет

2

19

А.Д.

Менеджер среднего звена

муж.

26 лет

Высшее техническое

1 год

нет

2

20

Д.С.

Менеджер среднего звена

муж.

34 года

Высшее техническое

0 лет

нет

2

21

А.К.

Менеджер высшего звена

муж.

47  лет

Высшее техническое

10 лет

21 чел

3

22

В.Ш.

Менеджер высшего звена

муж.

37 лет

Высшее техническое

5 лет

14 чел

3

23

А.Ч.

Менеджер среднего звена

муж.

31 год

Высшее техническое

2 года

5 чел

3

24

С.К.

Менеджер среднего звена

муж.

39 лет

Высшее техническое

7 лет

2 чел

3

25

В.К.

Менеджер среднего звена

муж.

46 лет

Высшее техническое

3 года

1 чел

3

26

С.М.

Менеджер высшего звена

жен.

32 года

Высшее психолог.

3 года

1 чел

3

27

В.В.

Менеджер младшего звена

жен.

40 лет

Высшее лингвист

1 год

3 чел

3

28

Е.Б.

Менеджер высшего звена

жен.

35 лет

Высшее управленческое

5 лет

4 чел

3

29

Л.С.

Менеджер младшего звена

жен.

42 года

Высшее лингвистическое

4 года

2 чел

3

30

М.К.

Менеджер среднего звена

жен.

31 год

Высшее лингвистическое

1 год

нет

3



6

 

Приложение 2.

Тренинг принятия решений

 

Задание 1. Поиск решения методом генерирования новых альтернативных идей.

Участникам предлагается список вопросов, способных подстегнуть рождение новаторских идей:

S – Заменить?

C – Комбинировать?

A – Адаптировать?

M – Модифицировать?

P – Предложить другое применение?

E – Устранить или уменьшить?

R – Поменять на противоположное, реорганизовать?

Применение метода предполагает следующие действия:

1)     выделить задачу или проблему, которую необходимо обдумать;

2)     задавать на каждом этапе поиска решения предложенные вопросы и смотреть, что из этого получится.

Перед участниками тренинга ставится задача – улучшить сбыт товара. Предлагалось выделить все этапы процесса сбыта: исследование перспектив, презентации, преодоление возражений, «бумажная» работа, распределение времени и т.д. Затем необходимо было ответить на предложенные вопросы, чтобы выдвинуть как можно больше идей, касающихся преобразования и совершенствования каждого этапа процесса сбыта.

Например: Производитель скрепок для бума­ги хочет усовершенствовать выпускаемую продукцию. Процесс поиска идей он может начать со следующих вопросов:

      Что можно заменить в скрепке?

      С чем можно скомбинировать скрепку, чтобы она превра­тилась в нечто новое?

      Что можно адаптировать по отношению к скрепке?

      Как можно модифицировать скрепку?

      Что можно к ней прибавить?

      Какие другие способы применения можно предложить для скрепки?

      Что можно убрать из скрепки?

      Что можно поменять в скрепке на противоположное?

      Какой вид скрепок является наилучшим?

Задание 2. Поиск решения методом комбинирования.

  Перед участниками была поставлена задача – улучшить сбыт товара. Предложено решить задачу, используя следующие шаги:

1.                            Выделить параметры задачи. Ответьте на вопрос: Будет ли существовать эта задача, если убрать рассматриваемый мной параметр?

2.                            Составить список вариаций. Под каждым параметром напишите список всех вариаций, какие только можно придумать. Количество параметров и вариаций определяет сложность «ящика идей».

3.                            Составить новые комбинации. Когда «ящик идей» будет готов, образуйте несколько случайных сочетаний параметров и вариаций, выбирая один или несколько параметров из каждого столбца матрицы, и комбинируйте их, создавая совершенно новые формы. Переберите все возможные комбинации и посмотрите, каким образом они влияют на решение задачи.

Например: Владелец салона мойки машин переживает трудные времена. Чтобы выжить, ему нужны новые идеи. Он анализирует характеристики «мойки» и решает работать с че­тырьмя параметрами: метод мытья, объект мытья, оборудова­ние, продажа товаров.

Он создает «ящик идей», под каждым параметром запи­сывает по пять вариаций, затем выбирает наугад один или не­сколько пунктов в каждом параметре и соединяет их, чтобы выяснить, каким может быть новый бизнес.

 

Задание 3. Поиск решения методом «препарирования».

Перед участниками была поставлена задача – улучшить сбыт товара. Предложено решить задачу, используя следующие шаги:

1.      Разбейте проблему на две части, каждая из которых будет обозначаться по-своему.

2.      Выделите в каждом понятии по два связанных с ним признака.

3.      Продолжайте «препарировать» выделенные свойства, пока не почувствуете, что исчерпали свои возможности.

4.      Подумайте, какую новую идею подскажет тот или иной признак.

5.      Комбинируйте выделенные признаки и понятия, создавая из них все новые сочетания.

Например: Компания стремится более качественно обслуживать покупателей. Представим признаки и свойства проблемы так, как это сделано на схеме.

 

Теперь подумаем, как решить поставленную задачу. Можно сделать акцент на «вежливости» и попытаться заострить вни­мание продавцов именно на этом факторе — к примеру, не помешает ввести ежедневную обязательную «пятиминутку веж­ливого общения».

А еще можно выстроить следующую цепочку признаков: «информирование», «по телефону», «неудовлетворенный по­купатель» - и предложить, чтобы служащие отдела жалоб обзванивали неудовлетворенных покупателей, записывали их претензии, а затем составляли для руководства компании от­чет с анализом причин недовольства клиентов и предложени­ями мер по их устранению.

Другая цепочка может состоять из признаков: «неудовлетворенный покупатель», «поздняя до­ставка», «информирование», «по телефону». В этом случае од­ним из решений является предоставление по телефону инфор­мации о вероятных задержках доставки товара с целью забла­говременно предупредить клиента о возможных неудобствах.

Задание 4. Поиск решения методом «дерева головной боли».

Перед участниками была поставлена задача – улучшить сбыт товара. Предложено решить задачу, используя следующие шаги:

1.                          Определите и составьте список основных препятствий, которые необходимо преодолеть.

2.                          Расставьте препятствия по степени возрастания сложности.

3.                          Начертите вертикальную линию – это свод дерева. Запишите прямо на стволе, какова ваша задача.

4.                          Начертите горизонтальные линии – это ветви дерева. Запишите на них препятствия: более легкие – на нижних ветках, самые сложные – на верхних. Каждое препятствие превращается в отдельную ветку дерева, которую нужно срубить на пути к победе.

Пример: Издатель учебной литературы поставил перед собой цель увеличить продажу университетских учебников на 20 процен­тов (обычный рост продажи за год составлял 4—6 процентов). Издатель нарисовал «Древо головной боли», приведенное ниже, давая тем самым менеджерам дополнительный стимул (теперь уже представленный наглядно) в борьбе с препятстви­ями, которые ждут их на выбранном пути. Одновременно это было своеобразным ежедневным напоминанием о решаемой за­даче.

 

Задание 5. Поиск решения иррациональным методом.

Участникам было предложено самим сформулировать задачу, актуальную для всей группы. Предложено решить задачу, используя следующие шаги:

1.                        В качестве источника идей используйте произвольные слова. Пусть каждый член вашей группы назовет любое слово, пришедшее на ум. Следующие шаги проделайте с каждым словом в отдельности.

2.                        Подумайте о всевозможных вещах, которые связаны с каждым случайным словом.

3.                        Попробуйте сделать разветвленными и укрепить выявленные связи между стоящей перед вами задачей и случайным словом.

4.                        Запишите ваши новые идеи.

Например: Существует проблема улучшения ваших взаимоотношений с начальником. Пусть случайно выбранным словом будет «ка­рандаш».

При попытке отыскать взаимосвязь между карандашом и решаемой задачей у вас возникают, скажем, следующие мысли и ассоциации:

1. Старательная резинка. Мы оба помним о наших прошлых неудачах. Необходимо стереть их из памяти.

2. Деревянная оправа. Начальник дает мне слишком много ра­боты. Я не железный и не деревянный, мне нужна помощь.

3. Желтый цвет. Это цвет нерешительности. Я не осмелива­юсь откровенно поговорить с начальником о моей карьере. Может быть, следует сделать это после работы, в неформаль­ной обстановке?

4. Грифель. Грифель необходимо вовремя затачивать. Поддер­жка и понимание начальника всегда запаздывают, вслед­ствие чего я несу ощутимые финансовые потери. Могу я за­острить на этом чье-то внимание и получить поддержку?

Информация о работе Гендерный подход на принятие управленческого решения