Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:27, дипломная работа
Успешность работы предприятия в современных условиях во многом зависит от качества менеджмента в целом и от качества управленческих решений каждого отдельного руководителя. Именно поэтому фирмы вкладывают значительные средства в отбор и внутрикорпоративную подготовку управленческого персонала. Известно, что затраты зачастую окупаются далеко не в соответствии с ожиданиями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 8
1.1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ – ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 8
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 12
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 16
2. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ 22
2.1. ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 22
2.2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ – РУКОВОДИТЕЛЯМИ 28
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ У МЕНЕДЖЕРОВ 34
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 34
3.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 36
3.3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ. 58
24. Келли Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений. – СПб.: Питер, 2002.
6
№ участника | Участник | Позиция | пол | Возраст | Образование | Опыт рук. Работы | Кол – во чел. в подчинении | № группы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Е.Д. | Менеджер низшего звена | жен. | 28 лет | Высшее лингвистическое | 3 года | 5 чел. | 1 |
2 | Ю.Л. | Менеджер низшего звена | жен. | 27 лет | Высшее психологическое | 1 год | 2 чел | 1 |
3 | Ю.В. | Менеджер низшего звена | жен. | 26 лет | Высшее лингвистическое | 1 год | 2 чел | 1 |
4 | А. М. | Менеджер среднего звена | жен. | 27 лет | Высшее финансовое | 2 года | 1 чел | 1 |
5 | Б.А. | Менеджер высшего звена | жен. | 36 лет | Высшее юридическое | 6 лет | 8 чел | 1 |
6 | О.И. | Менеджер среднего звена | жен. | 29 лет | Высшее экономическое | 3 года | 2 чел | 1 |
7 | С.К. | Менеджер высшего звена | жен. | 42 года | Высшее техническое | 7 лет | 5 чел | 1 |
8 | Т.С. | Менеджер среднего звена | жен. | 45 лет | Высшее финансовое | 2 года | 1 чел. | 1 |
9 | Т.В. | Менеджер среднего звена | жен. | 43 года | Высшее финансовое | 2 года | 1 чел | 1 |
10 | А.Б. | Менеджер низшего звена | жен. | 40 года | Высшее гуманитарное | 1 год | 2 чел | 1 |
11 | И.Ш. | Менеджер среднего звена | муж. | 39 лет | Высшее техническое | 9 лет | 15 чел | 2 |
12 | И.Ш1 | Менеджер среднего звена | муж. | 35 лет | Высшее техническое | 6 лет | 4 чел | 2 |
13 | И.Б. | Менеджер высшего звена | муж. | 37 лет | Высшее финансовое | 5 лет | 1 чел | 2 |
14 | Н.Р. | Менеджер высшего звена | муж. | 43 года | Высшее техническое | 11 лет | нет | 2 |
15 | К.Б. | Менеджер среднего звена | муж. | 26 лет | Высшее техническое | 3 года | 2 чел | 2 |
16 | А.С. | Менеджер среднего звена | муж. | 27 лет | Высшее техническое | 2 года | 1 чел | 2 |
17 | В.В. | Менеджер среднего звена | муж. | 27 лет | Высшее техническое | 2 года | 1 чел | 2 |
18 | А.Г. | Менеджер среднего звена | муж. | 27 лет | Высшее экономическое | 3 года | нет | 2 |
19 | А.Д. | Менеджер среднего звена | муж. | 26 лет | Высшее техническое | 1 год | нет | 2 |
20 | Д.С. | Менеджер среднего звена | муж. | 34 года | Высшее техническое | 0 лет | нет | 2 |
21 | А.К. | Менеджер высшего звена | муж. | 47 лет | Высшее техническое | 10 лет | 21 чел | 3 |
22 | В.Ш. | Менеджер высшего звена | муж. | 37 лет | Высшее техническое | 5 лет | 14 чел | 3 |
23 | А.Ч. | Менеджер среднего звена | муж. | 31 год | Высшее техническое | 2 года | 5 чел | 3 |
24 | С.К. | Менеджер среднего звена | муж. | 39 лет | Высшее техническое | 7 лет | 2 чел | 3 |
25 | В.К. | Менеджер среднего звена | муж. | 46 лет | Высшее техническое | 3 года | 1 чел | 3 |
26 | С.М. | Менеджер высшего звена | жен. | 32 года | Высшее психолог. | 3 года | 1 чел | 3 |
27 | В.В. | Менеджер младшего звена | жен. | 40 лет | Высшее лингвист | 1 год | 3 чел | 3 |
28 | Е.Б. | Менеджер высшего звена | жен. | 35 лет | Высшее управленческое | 5 лет | 4 чел | 3 |
29 | Л.С. | Менеджер младшего звена | жен. | 42 года | Высшее лингвистическое | 4 года | 2 чел | 3 |
30 | М.К. | Менеджер среднего звена | жен. | 31 год | Высшее лингвистическое | 1 год | нет | 3 |
6
Тренинг принятия решений
Задание 1. Поиск решения методом генерирования новых альтернативных идей.
Участникам предлагается список вопросов, способных подстегнуть рождение новаторских идей:
S – Заменить?
C – Комбинировать?
A – Адаптировать?
M – Модифицировать?
P – Предложить другое применение?
E – Устранить или уменьшить?
R – Поменять на противоположное, реорганизовать?
Применение метода предполагает следующие действия:
1) выделить задачу или проблему, которую необходимо обдумать;
2) задавать на каждом этапе поиска решения предложенные вопросы и смотреть, что из этого получится.
Перед участниками тренинга ставится задача – улучшить сбыт товара. Предлагалось выделить все этапы процесса сбыта: исследование перспектив, презентации, преодоление возражений, «бумажная» работа, распределение времени и т.д. Затем необходимо было ответить на предложенные вопросы, чтобы выдвинуть как можно больше идей, касающихся преобразования и совершенствования каждого этапа процесса сбыта.
Например: Производитель скрепок для бумаги хочет усовершенствовать выпускаемую продукцию. Процесс поиска идей он может начать со следующих вопросов:
Что можно заменить в скрепке?
С чем можно скомбинировать скрепку, чтобы она превратилась в нечто новое?
Что можно адаптировать по отношению к скрепке?
Как можно модифицировать скрепку?
Что можно к ней прибавить?
Какие другие способы применения можно предложить для скрепки?
Что можно убрать из скрепки?
Что можно поменять в скрепке на противоположное?
Какой вид скрепок является наилучшим?
Задание 2. Поиск решения методом комбинирования.
Перед участниками была поставлена задача – улучшить сбыт товара. Предложено решить задачу, используя следующие шаги:
1. Выделить параметры задачи. Ответьте на вопрос: Будет ли существовать эта задача, если убрать рассматриваемый мной параметр?
2. Составить список вариаций. Под каждым параметром напишите список всех вариаций, какие только можно придумать. Количество параметров и вариаций определяет сложность «ящика идей».
3. Составить новые комбинации. Когда «ящик идей» будет готов, образуйте несколько случайных сочетаний параметров и вариаций, выбирая один или несколько параметров из каждого столбца матрицы, и комбинируйте их, создавая совершенно новые формы. Переберите все возможные комбинации и посмотрите, каким образом они влияют на решение задачи.
Например: Владелец салона мойки машин переживает трудные времена. Чтобы выжить, ему нужны новые идеи. Он анализирует характеристики «мойки» и решает работать с четырьмя параметрами: метод мытья, объект мытья, оборудование, продажа товаров.
Он создает «ящик идей», под каждым параметром записывает по пять вариаций, затем выбирает наугад один или несколько пунктов в каждом параметре и соединяет их, чтобы выяснить, каким может быть новый бизнес.
Задание 3. Поиск решения методом «препарирования».
Перед участниками была поставлена задача – улучшить сбыт товара. Предложено решить задачу, используя следующие шаги:
1. Разбейте проблему на две части, каждая из которых будет обозначаться по-своему.
2. Выделите в каждом понятии по два связанных с ним признака.
3. Продолжайте «препарировать» выделенные свойства, пока не почувствуете, что исчерпали свои возможности.
4. Подумайте, какую новую идею подскажет тот или иной признак.
5. Комбинируйте выделенные признаки и понятия, создавая из них все новые сочетания.
Например: Компания стремится более качественно обслуживать покупателей. Представим признаки и свойства проблемы так, как это сделано на схеме.
Теперь подумаем, как решить поставленную задачу. Можно сделать акцент на «вежливости» и попытаться заострить внимание продавцов именно на этом факторе — к примеру, не помешает ввести ежедневную обязательную «пятиминутку вежливого общения».
А еще можно выстроить следующую цепочку признаков: «информирование», «по телефону», «неудовлетворенный покупатель» - и предложить, чтобы служащие отдела жалоб обзванивали неудовлетворенных покупателей, записывали их претензии, а затем составляли для руководства компании отчет с анализом причин недовольства клиентов и предложениями мер по их устранению.
Другая цепочка может состоять из признаков: «неудовлетворенный покупатель», «поздняя доставка», «информирование», «по телефону». В этом случае одним из решений является предоставление по телефону информации о вероятных задержках доставки товара с целью заблаговременно предупредить клиента о возможных неудобствах.
Задание 4. Поиск решения методом «дерева головной боли».
Перед участниками была поставлена задача – улучшить сбыт товара. Предложено решить задачу, используя следующие шаги:
1. Определите и составьте список основных препятствий, которые необходимо преодолеть.
2. Расставьте препятствия по степени возрастания сложности.
3. Начертите вертикальную линию – это свод дерева. Запишите прямо на стволе, какова ваша задача.
4. Начертите горизонтальные линии – это ветви дерева. Запишите на них препятствия: более легкие – на нижних ветках, самые сложные – на верхних. Каждое препятствие превращается в отдельную ветку дерева, которую нужно срубить на пути к победе.
Пример: Издатель учебной литературы поставил перед собой цель увеличить продажу университетских учебников на 20 процентов (обычный рост продажи за год составлял 4—6 процентов). Издатель нарисовал «Древо головной боли», приведенное ниже, давая тем самым менеджерам дополнительный стимул (теперь уже представленный наглядно) в борьбе с препятствиями, которые ждут их на выбранном пути. Одновременно это было своеобразным ежедневным напоминанием о решаемой задаче.
Задание 5. Поиск решения иррациональным методом.
Участникам было предложено самим сформулировать задачу, актуальную для всей группы. Предложено решить задачу, используя следующие шаги:
1. В качестве источника идей используйте произвольные слова. Пусть каждый член вашей группы назовет любое слово, пришедшее на ум. Следующие шаги проделайте с каждым словом в отдельности.
2. Подумайте о всевозможных вещах, которые связаны с каждым случайным словом.
3. Попробуйте сделать разветвленными и укрепить выявленные связи между стоящей перед вами задачей и случайным словом.
4. Запишите ваши новые идеи.
Например: Существует проблема улучшения ваших взаимоотношений с начальником. Пусть случайно выбранным словом будет «карандаш».
При попытке отыскать взаимосвязь между карандашом и решаемой задачей у вас возникают, скажем, следующие мысли и ассоциации:
1. Старательная резинка. Мы оба помним о наших прошлых неудачах. Необходимо стереть их из памяти.
2. Деревянная оправа. Начальник дает мне слишком много работы. Я не железный и не деревянный, мне нужна помощь.
3. Желтый цвет. Это цвет нерешительности. Я не осмеливаюсь откровенно поговорить с начальником о моей карьере. Может быть, следует сделать это после работы, в неформальной обстановке?
4. Грифель. Грифель необходимо вовремя затачивать. Поддержка и понимание начальника всегда запаздывают, вследствие чего я несу ощутимые финансовые потери. Могу я заострить на этом чье-то внимание и получить поддержку?
Информация о работе Гендерный подход на принятие управленческого решения