Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 12:27, дипломная работа
Успешность работы предприятия в современных условиях во многом зависит от качества менеджмента в целом и от качества управленческих решений каждого отдельного руководителя. Именно поэтому фирмы вкладывают значительные средства в отбор и внутрикорпоративную подготовку управленческого персонала. Известно, что затраты зачастую окупаются далеко не в соответствии с ожиданиями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 8
1.1. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ – ВАЖНЫЙ ПРОЦЕСС В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ 8
1.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 12
1.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ 16
2. ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ 22
2.1. ЖЕНЩИНА-РУКОВОДИТЕЛЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 22
2.2. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ – РУКОВОДИТЕЛЯМИ 28
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ У МЕНЕДЖЕРОВ 34
3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА 34
3.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 36
3.3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ. 58
Общее время проведения тренинга: 3 часа с перерывом 10 мин. после 6 задания. Тренинг подробно изложен в Приложении 2.
Результаты работы оценивались и заносились в специально заготовленные бланки. В первом бланке фиксировались основные показатели работы по каждому заданию (Приложение 2). Итоговые результаты по группам в целом приведены в табл. 2.
Таблица 2.
Основные показатели работы экспериментальных групп
№ задания | Показатель | № группы | ||
1 | 2 | 3 | ||
1 | Количество выдвинутых идей | 8 | 13 | 12 |
2 | Количество выдвинутых комбинаций | 12 | 7 | 9 |
3 | Количество выдвинутых комбинаций | 27 | 34 | 42 |
4 | Количество выдвинутых препятствий | 17 | 14 | 15 |
5 | Количество выдвинутых идей | 27 | 15 | 24 |
6 | Количество выдвинутых идей | 3 | 5 | 3 |
7 | Эффективность консультаций (100% - оценка «всегда» по всем показателям) | 49% | 42% | 46% |
8 | Количество альтернатив при 100% соблюдении условий | 6 | 5 | 7 |
9 | Эффективность дискуссии (за 100% принималось условие – 6 внесенных пунктов, обладающих значимостью, оригинальностью) | 67% | 100% | 83% |
10 | Понимание языка знаков (точность прогноза) | 95% | 75% | 85% |
Наглядно результаты по каждому заданию представлены на рис. 1 и 2.
Рис. 1. Сравнительные данные по количеству новых альтернативных идей, предложенных каждой группой по 1-6 и 8 заданиям
Рис. 2. Сравнительные данные по эффективности выполнения заданий 7, 9 и 10
По результатам выполнения задания присваивались места (табл. 3).
Таблица 3.
Результаты работы участников тренинга
№ задания | Наименование | № группы | ||
I место | II место | III место | ||
1 | Поиск решения методом генерирования новых альтернативных идей | 2 | 3 | 1 |
2 | Поиск решения методом комбинирования | 1 | 3 | 2 |
3 | Поиск решения методом «препарирования» | 3 | 2 | 1 |
4 | Поиск решения методом «дерева головной боли» | 1 | 3 | 2 |
5 | Поиск решения иррациональным методом | 1 | 3 | 2 |
6 | Разрешение проблемы методом «волшебных» вопросов | 2 | 1 и 3 | - |
7 | Решение проблемы методом непрямых консультаций | 3 | 1 | 2 |
8 | Решение проблемы методом «мозгового штурма» (брейнсторминга) | 2 | 3 | 1 |
9 | Решение проблемы методом дискуссии | 2 | 3 | 1 |
10 | Решение проблемы, используя язык знаков | 1 | 3 | 2 |
В таблице 4 показано, с каким заданием лучше справилась каждая из групп.
Таблица 4.
Обобщающая таблица результатов работы участников тренинга
№ группы | № задания, по которому группа заняла I место |
1 (менеджеры-женщины) | 2,4,5,7,10 |
2 (менеджеры- мужчины) | 1,6,8,9 |
3 (смешанная группа) | 3,7 |
Результаты проиллюстрированы на рис. 3-5.
Рис. 3. Места, полученные командой менеджеров-женщин
Рис. 4. Места, полученные командой менеджеров-мужчин
Рис.5. Места, полученные смешанной командой
В бланке № 2 фиксировались тип принятия решения (уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные) каждым участником в процессе всех заданий, в конце тренинга выводился преобладающий тип принятия решения каждым участником. Затем отмечалось, каких решений большинство в каждой группе (Приложение 4).
В бланке № 3 фиксировался стиль принятия решения: бездумный, уступчивый, логический, эмоциональный, интуитивный и нерешительный (Приложение 4). Отмечались качества личности, ярко проявляемые в процессе выдвижения, обсуждения и принятия решения. Результаты сведены в табл. 5.
Таблица 5.
Сравнительные результаты принятия решений группами
Группа | Тип принятия решения | Стиль принятия решения | Качества личности, ярко проявившиеся в процессе принятия решения |
1 | импульсивные, осторожные | эмоциональный, интуитивный | инициативность, общительность, эмоциональность, открытость, напористость, экспрессивность |
2 | уравновешенные, рискованные | логический | жесткость, инициативность, властность, рассудительность, сдержанность, настойчивость |
3 | уравновешенные, импульсивные | эмоциональный, интуитивный логический | инициативность, напористость, эмоциональность |
Наглядно сравнение типов принятия решений представлено на рис. 6; стили принятия решений представлены на рис. 7.
Рис. 6. Типы принятия решений в трех группах испытуемых
Рис. 7. Стили принятия решений в трех группах испытуемых
Мужчины и женщины менеджеры Пестовского Райпо занимают разное положение. Как видно из таблицы (Приложение 1), количество женщин и мужчин менеджеров высшего звена одинаково – по 4 человека. Остальные мужчины - менеджеры среднего звена (11 чел.). Среди женщин-менеджеров 6 человек – менеджеры низшего звена, 5 – среднего. Эти данные согласуются с результатами других исследований. Так, Т. Ярыгина в исследовании, посвященном женской занятости, отмечает, что женщин на высших и средних менеджерских позициях меньше чем мужчин [65].
Анализ результатов тренинга принятия решений показал, что группы по-разному справились с заданиями (табл. 2, рис. 1). Руководителям-мужчинам более удается генерация новых альтернативных идей. Это видно из результатов 1 задания – они предложили 13 идей по преобразованию и совершенствованию каждого этапа процесса сбыта (1 группа предложила 8 идей, третья – 12 идей). В 6 задании они предложили 5 идей, которые способны решить проблему дефицита времени (1 группа предложила 3 идеи, 3 группа – 3 идеи). Задание 8 также показало, что генерация идеи, применение идеи к выбранной ситуации лучше удается мужчинам. Женщины часто не могли скрыть эмоции, давали оценочные суждения предлагаемым идеям, что резко снижало поток предложений.
Женщинам лучше удаются задания, требующие воображения, интуиции, иррационального мышления. В задании 2 они скомбинировали «ящик» из 12 идей (2 группа – 7 идеи, 3 группа – 9 идей). В 5 задании они предложили 27 идей (2 группа – 15 идей, 3 – 24 идеи).
Женщины лучше понимают язык знаков, они правильно интерпретировали каждую ситуацию (эффективность выполнения задания на интерпретацию знаков – 95%). Мужчины склонны были оценивать ситуацию, но определить и назвать знаки не всегда могли (эффективность – 75 %). В исследованиях Г.Н. Кареловой также отмечается, что женщины лучше декодируют невербальную информацию, поступаемую от других людей [22]. Замечено также, что чем более "традиционна" женщина, тем более она способна "читать" мужские невербальные сигналы [18].
Результаты 7 задания показали, что и женщинам и мужчинам трудно было выполнить задание, связанное с методом непрямых консультаций. Мужчины были склонные предлагать готовые решения, доказывать их разумность, подсказывали направление решения, не удержались от директивных вопросов. Женщины же склонны давать советы, затруднялись придумать скрытые вопросами, в то же время они намного ярче показали навыки открытого слушания. Эффективность консультаций у менеджеров-женщин несколько выше - 49% (42 % у мужчин, 46 % в смешанной группе). Эти результаты согласуются с результатами, полученными другими учеными. Так, И. Грошев, изучающий различия в принятии решений у мужчин и женщин отмечает, что женщины-руководители характеризуются в большинстве своем более чутким, внимательным отношением к людям, более подробным описанием диалогов с подчиненными, ответы мужчин – общими фразами. В своих решениях женщины почти всегда допускают мирный исход возникающих конфликтов [11]
Информация о работе Гендерный подход на принятие управленческого решения