Функции менеджмента (на примере туристического предприятия «Клумба Колумба»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время туризм во многих странах мира превратился в бурно развивающуюся отрасль народного хозяйства. В развитии туризма большое значение имеет менеджмент – современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, но менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………4
1 Сущность и взаимосвязь функций менеджмента…………………………..6
1.1 Содержание функций управления…………………………………….......6
1.2 Планирование…………………………………………………………........ 8
1.3 Организация…………………………………………………………………11
1.4 Мотивация…………………………………………………………………..14
1.5 Контроль……………………………………………………………………18
2 Реализация функций менеджмента в управлении предприятиями туриндустрии …………………………………………………………………..20
2.1 Применение функций планирования и организации на туристическом предприятии «Клумба Колумба»………….…………………………………20
2.2 Применение функций мотивации и контроля……………………………22
3 Рекомендации по совершенствованию функций управления на туристическом предприятии……………………………………………………25
3.1 Совершенствование планирования и организации …………………….25
3.2 Совершенствование мотивации……………………………………………28
Заключение…………………………………………………………………......30
Список использованных источников…………………………………………32
Приложение А Цикл управления……………………………………………..34

Файлы: 1 файл

Функции менеджмента.doc

— 209.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 34 с., источников , 1 прил.

 

ТУРИЗМ, МЕНЕДЖМЕНТ, ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА, ПЛАНИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ, МОТИВАЦИЯ, СТИМУЛИРОВАНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Объект  исследования: теоретические и практические положения о функциях менеджмента.

Предмет исследования: функции менеджмента, используемые на предприятиях туриндустрии.

Цель  работы: раскрытие основных функций менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на конкретном туристическом предприятии.

Методы  исследования: систематизации, классификации, метод сравнительного анализа.

Исследования  и разработки: были рассмотрены функции менеджмента на туристических предприятиях, проведен их сравнительный анализ, в результате чего выделены основные проблемы, предложены пути их решения и совершенствования функций менеджмента.

Область возможного практического применения: лекции, семинарские занятия.

Технико-экономическая, социальная и экономическая значимость: без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия, поэтому изучению и анализу функций управления нужно уделять достаточное внимание.

 

.   

 

 

 

 

 

             ________________

(подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………4

1 Сущность и взаимосвязь функций менеджмента…………………………..6                         

1.1 Содержание функций управления…………………………………….......6

1.2 Планирование…………………………………………………………........ 8

1.3 Организация…………………………………………………………………11

1.4 Мотивация…………………………………………………………………..14

1.5 Контроль……………………………………………………………………18

2 Реализация функций менеджмента в управлении предприятиями туриндустрии …………………………………………………………………..20

2.1 Применение функций планирования и  организации на туристическом предприятии «Клумба Колумба»………….…………………………………20

2.2 Применение функций мотивации и контроля……………………………22

3 Рекомендации по совершенствованию функций управления на туристическом предприятии……………………………………………………25

3.1 Совершенствование планирования и организации …………………….25

3.2 Совершенствование мотивации……………………………………………28

Заключение…………………………………………………………………......30

Список использованных источников…………………………………………32

Приложение  А Цикл управления……………………………………………..34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее  время туризм во многих странах мира превратился в бурно развивающуюся отрасль народного хозяйства. В развитии туризма большое значение имеет менеджмент – современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «менеджмент», по сути, является аналогом термина «управление», его синонимом, но менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Система менеджмента – это совокупность различных составляющих элементов: принципов управления, функций, методов, технологий, информационного обеспечения, материального, технического обеспечения в условиях АСУ, а также правового обеспечения.

Одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Для успешного управления организацией необходимо выполнение всех функций в комплексе, следовательно, вопрос изучения их состава и природы всегда актуален. Когда мы говорим о том, что какое-то предприятие функционирует, то имеем в виду, что люди на этом предприятии совершают определенные действия. Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организуют ресурсы, необходимые для выполнения этого плана. По мере продвижения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили себе ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций, т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функции управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работы. Для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно получить в итоге, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. А это и есть функции управления.             Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль, которые подробно рассмотрены в работе и на примере конкретных организаций показано значение этих функций.

Функции интересны  тем, что в систематизированном  виде могут дать полное представление  о процессах мотивации, воздействия  и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и  появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.

Цель данной работы раскрытие основных функций  менеджмента и обоснование актуальности реализации этих функций на конкретном туристическом предприятии.

 В задачи входит раскрытие реализации на практике основных функций менеджмента: планирования, организации,  мотивации и контроля.

 Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации или предприятия, поэтому изучению и анализу функций управления нужно уделять достаточное внимание.

При выполнении работы будут рассмотрены не только основные функции управления, а рекомендации по их совершенствованию, выявление проблем, которые, возможно, не дают развиваться  турфирме должным образом.

Результатом работы будет анализ функционирования компании с точки зрения выполнения в ней основных функций менеджмента и внесение предложении по улучшению реализации этих функций, что должно повысить эффективность деятельности турфирмы «Клумба Колумба».

       

 

 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1 Содержание функций управления

 

Функция – широко распространенное понятие, применяемое в философии, биологии, математике и др. науках.

Как уже отмечалось ранние, функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект [2].

Процесс менеджмента – это совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по определенной технологии, направленных на достижение целей социально – экономической системы.

Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы (субъекта управления). Конечным результатом управления является выработка управленческого воздействия, команды, приказа, направленных на достижение поставленной цели [26,c.106]. Один работник может выполнять несколько функций, несколько работников могу выполнять одну функцию. Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности – это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом (Приложение 1).

Анри Файоль, разработчик теории административного управления, в начале 20 века выделил 5 исходных функций административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль [27].

  Каждая из этих функций имеет своё значение. Предвидеть – значит изучать будущее, устанавливать программу действий. Организовывать – строить двойной организм предприятия (материальный и  социальный). Распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия. Согласовывать – связывать, объединять, сочетать все действия и усилия. Контролировать –наблюдать, что бы всё происходило по установленным правилам и отданным распоряжениям.

В течение 20 столетия содержание функций и название некоторых претерпело  существенные изменения в сравнении с теми, которые приведены в работах А. Фойля. Это обусловлено изменениями в экономике и социальной структуре общества.

Все функции  менеджмента можно разделить по двум признакам: по содержанию процесса управления (основные функции) и по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Основные функции  являются основополагающими всего  процесса менеджмента, а специфические  функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников [3,c.80]. Они изучаются специальными дисциплинами: товароведением, организацией коммерческой деятельности, бухгалтерским учётом, планированием, правоведением и др.

К ним, как правило, относят:

           – планирование;

           – организация;

           – руководство;

           – координация;

           – мотивация;

           – контроль и регулирование.

 Этот перечень  с достаточной полнотой отражает  этапы управленческого цикла,  но он не является общепризнанным. В литературе встречаются как более узкие, так и более широкие перечни.

 Все общие  (основные) функции управления должны  выполняться в каждом подразделении  и на каждом уровне управления. Характерной особенностью общих  функций является их взаимное  проникновение друг в друга.

Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Они являются общим условием управления социальными  и  социально - экономическими процессами.

Следует отметить, что основная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов деятельности. Менеджеры должны правильно определить, уяснить свои цели, поставить цели  персоналу с тем, чтобы определить и уточнить исходные данные, выяснить сильные и слабые стороны системы и эффективно их использовать.

Цели – это конкретные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе своей деятельности. Цели могут быть различные: экономические, социальные, маркетинговые и др.

Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В процессе управления осуществляется постоянный процесс согласования и определение взаимного соответствия целей и результатов [26, c. 211].

Так какие же основные функции менеджмента, и какова их природа?

 

 

 

 1.2 Планирование

 

Под планированием  деятельности туристского предприятия  мы понимаем систематический, информационно  обрабатываемый процесс качественного, количественного и временного определения  будущих целей, средств и методов формирования, управления и развития предприятия. По существу, в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться [21, c. 89].

В зависимости  от содержания целей и задач можно  выделить следующие формы планирования и виды планов:

Формы планирования:

–перспективное;

–среднесрочное;

–текущее (бюджетное, оперативное).

Виды планов:

1. В зависимости от  содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта,  материально-технического снабжения,  финансовый план, план рекламной  работы, план по НОТ и др.

2. В зависимости от  структуры фирмы: план работы  предприятия, секции, филиала, отдела.

Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение  политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей [28, c. 73].

В зависимости от направленности и характера рассматриваемых  задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое или текущее.

Стратегическое планирование ориентировано на продолжительное существование предприятия и охватывает срок 10-20 лет. Оно предусматривает разработку общих целей фирмы на перспективу, определяет программу развития, содержание и последовательность осуществления мероприятий по достижению поставленных целей с учетом средств и обеспечения необходимыми ресурсами. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах [12, c. 226].

Поскольку в условиях стихийного развития рынка выражение планов в количественных показателях невозможно, планы выражаются в качественных показателях в виде прогнозов и программ. На их основе осуществляется координация перспективных направлений развития фирмы с учетом потребностей и ресурсов.

Информация о работе Функции менеджмента (на примере туристического предприятия «Клумба Колумба»)