Роль HR менеджмента на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определить значимость HR-менеджмента в организации.
Задача работы заключаются в установлении основных направлений деятельности HR-менеджмента, определении его роли в жизни предприятия.
Объект – ТОО «Bialant».
Предмет курсовой работы – служба управления персоналом.

Файлы: 1 файл

роль HR менеджмента на примере предприятия биалант.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

  В данной курсовой работе будет рассмотрена роль HR-менеджмента в организации в целом, ее место в структуре предприятия, методы и критерии оценки эффективности его функционирования.

   Данная  тема является на сегодняшний момент актуальной, так как в большинстве своем кадровые службы сегодня по-прежнему ориентированы, прежде всего, на выполнение традиционных процедурных функций (прием на работу, укомплектование штатов, оформление документов при направлении в командировки, отпуска, переводах на новое место работы, увольнениях персонала и т.п.). В ряде организаций другого от них не требуется, а собственную кадрово-производственную инициативу по пагубной привычке и традициям мало кто из руководителей кадровых служб проявляет. По-прежнему действует синдром пресловутого правила: «инициатива наказуема». Это является своего рода проблемой во многих современных организациях.

   Цель  работы – определить значимость HR-менеджмента в организации.

   Задача  работы заключаются в установлении основных направлений деятельности HR-менеджмента, определении его роли в жизни предприятия.

   Объект  – ТОО «Bialant».

   Предмет курсовой работы – служба управления персоналом.

 

    ГЛАВА 1. СЛУЖБА ПЕРСОНАЛА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 

    1. Роль службы управления персоналом на предприятии

   Функции HR-менеджмента на предприятии выполняет служба персонала. Служба персонала предприятия – структурное подразделение, уполномоченное осуществлять управление персоналом и организационно-методическое руководство мероприятиями по управлению персоналом, реализуемыми на предприятии. [3. с. 34]

   Огромные  надежды руководства для обеспечения  процветания компании возлагаются  на собственные возможности, умение, инициативу и предприимчивость, а  более точно – на тот кадровый потенциал, который создан и который  предстоит модернизировать с учетов все новых постоянно меняющихся потребностей рынка. [2. с. 95]

   В большинстве компаний на определенном этапе развития появляется необходимость  HR-менеджере. Он определяет, какие мероприятия в области подбора, обучения, оценки персонала необходимо проводить для достижения целей данной организации. Это наиболее распространенная причина создания службы персонала, но существуют и другие мотивы, подталкивающие руководство к формированию HR-отдела компании.

   Рассмотрим  подробнее причины создания службы персонала и перспективу дальнейшего функционирования этого подразделения.

   Служба  персонала как дань моде. Если создание HR-службы является следованием моде, то с большой вероятностью она будет выполнять только представительскую функцию: вряд ли директору по кадрам будет поручено решать серьезные задачи, связанные с развитием компании в целом. Найти общий язык с топ-менеджерами и генеральным директором ему будет непросто, так как подведомственная ему служба не станет восприниматься как подразделение, непосредственно влияющее на достижение стратегических целей компании. В данной ситуации руководителю HR-службы рекомендуется:

  • отстоять статус своего подразделения за счет грамотного определения существующих проблем и предложения путей их решения;
  • получить в свое управление бюджет подразделения, а именно: статьи, связанные с планированием фонда оплаты труда, социальных льгот, затрат на подбор персонала, инвестициями в обучение и развитие персонала, укрепление корпоративной культуры и т. д. Связанные с бюджетированием полномочия и ответственность за исполнение принятого бюджета определяют статус HR-службы.

   Служба  персонала как "первая помощь" при решении проблем. В ряде случаев служба персонала создается в качестве "помощника" существующему отделу кадров, который уже не способен справляться с возрастающим объемом задач, поставленных перед ним другими подразделениями компании. В такой ситуации топ-менеджмент формирует HR-службу по приоритетности решаемых задач: сначала появляется рекрутер или менеджер по подбору, потом специалист по обучению или тренинг-менеджер и т. д. В данном случае у генерального директора и акционеров есть понимание необходимости службы персонала для дальнейшего развития бизнеса. Важно, чтобы директор по персоналу полностью использовал имеющиеся возможности: принимал участие в совещаниях топ-менеджеров, отчитывался о результатах своей деятельности перед собственниками бизнеса.

   Служба  персонала как неотъемлемая часть  компании. Наиболее желательна ситуация, когда служба персонала формируется вместе с компанией, и уже на начальной стадии развития организации ее директор участвует в построении будущей организационной структуры всего предприятия формировании бизнес-процессов между подразделениями. В данном случае HR-специалист будет иметь возможность придерживаться в работе принципа проактивности, т. е. действовать в режиме опережения и профилактики - в противовес так называемой реактивной работе, когда деятельность сотрудника направлена на исправление и устранение возникающих проблем. Когда HR-директор участвует в формировании команды топ-менеджеров (подборе руководителей и разработке для них компенсационных пакетов), он получает возможность в дальнейшем стать одним из лидеров организации.

   По  каким бы причинам ни была сформирована HR-служба, важное значение имеет та роль, которую она играет в развитии организации. Опыт отечественных компаний показывает, что в большинстве случаев в своем развитии HR-подразделение переживает последовательно три роли: поддерживающая, сервисная и партнерская.

   Поддерживающая роль службы персонала. На начальной стадии развития компании владелец или генеральный директор чаше всего испытывает потребность в услугах кадровика, основная задача которого — ведение кадрового документооборота компании в соответствии с национальным законодательством. Через выполнение данной роли поддержки бизнеса проходят те службы персонала, которые не создаются с нуля, а преобразуются из существующего в компании отдела кадров. В этом случае функции по управлению персоналом распределены между линейными руководителями, и каждое подразделение самостоятельно решает стоящие перед ним задачи в области подбора и обучения сотрудников. Так, с одним кадровым агентством или тренинговой фирмой могут обособленно друг от друга работать два или три представителя разных отделов компании-заказчика. Иногда отдел кадров и служба персонала являются двумя самостоятельными подразделениями организации. Но в большинстве ведущих отечественных компаний отдел кадров входит в структуру службы персонала, а его начальник или делопроизводитель подчиняются директору по персоналу.

   Сервисная роль службы персонала. Ситуация, в которой функции управления персоналом распределены между подразделениями, значительно снижает эффективность бизнеса в целом, особенно при росте численности сотрудников и количества задач в области подбора и обучения кадров. В данной ситуации у службы персонала появляется больше полномочий, например, HR-директор выясняет потребности менеджмента, обеспечивает выполнение задач, сформулированных внутренним заказчиком, то есть, топ-менеджерами и линейными руководителями. Главным результатом деятельности на этом этапе является решение операционных задач и исполнение следующих функций в области управления персоналом:

  • стратегия управления персоналом;
  • разработка политик в области управления персоналом;
  • подготовка и исполнение бюджета в области управления персоналом;
  • кадровый документооборот;
  • регулирование трудовых отношений;
  • поддержка отношений с профсоюзом;
  • подбор персонала;
  • планирование численности персонала;
  • внешний подбор, внутренний подбор кадров;
  • оценка кандидатов, проведение тестов;
  • работа с выпускниками вузов;
  • адаптация персонала;
  • обучение сотрудников;
  • оценка потребности в обучении;
  • создание обучающих программ;
  • проведение обучения;
  • оценка эффективности обучения;
  • создание кадрового резерва;
  • оценка сотрудников;
  • оценка результатов деятельности;
  • планирование карьеры;
  • развитие корпоративной культуры;
  • проведение корпоративных мероприятий;
  • создание корпоративных СМИ;
  • мотивация и стимулирование работы персонала;
  • оценка должностей;
  • формирование компенсационных пакетов;
  • создание социальных пакетов;
  • организационное развитие;
  • автоматизация функций управления персоналом;
  • описание бизнес-процессов;
  • перемещение и увольнение персонала;
  • охрана труда (в производственных компаниях эта функция в ведении технической службы или службы главного инженера);
  • оценка эффективности управления персоналом.

   В этот период сотрудники службы персонала  разрабатывают основные HR-инструменты. При формировании политик и процедур в области управления кадрами необходимо привлекать линейных руководителей и топ-менеджеров в качестве консультантов, так как именно им предстоит применять данные методы на практике. Если специалисты HR-службы самостоятельно разработали алгоритмы в области подбора или обучения кадров, то на этапе внедрения им рекомендуется опросить руководство, насколько понятны и удобны для них предложенные варианты взаимодействия со службой персонала.

   Служба  персонала как бизнес-партнер. Со временем директору по персоналу становится, очевидно, что мало просто осуществлять разработку и внедрение кадровых программ и мероприятий - службе персонала необходимо стать функцией бизнеса, то есть работать ради достижения целей всей организации. Чтобы убедить коллег и руководство в том, что его служба — не просто сервисное подразделение, но и бизнес-партнер компании, директору необходимо посмотреть на все HR-мероприятия с позиции их стоимости и начать разговаривать с руководством компании на языке цифр (или коммерческой выгоды).

   На  данном этапе становится понятным, что каждая кадровая программа должна в итоге приносить прибыль компании — будь то подбор персонала, создание учебного центра или проведение корпоративного мероприятия.

   Главная задача службы персонала в этот период - повышение рыночной стоимости компании с помощью инструментов управления персоналом, а также разработка стратегии компании в области управления персоналом, развитие ее организационной структуры, создание систем оценки деятельности подразделений.

   Практика  показывает, что в отечественных компаниях довольно редко HR-службы становятся стратегическими партнерами. Это обусловлено относительной молодостью бизнеса в нашей стране и молодостью самой профессии HR-менеджера. По мнению экспертов, наиболее оптимальным является позиционирование HR-отдела как сервисной службы, в то время как она, тем не менее, играет не афишируемую роль бизнес-партнера. [5. с. 2-5]

   Задачи, стоящие перед HR-службой, также определяются стадией  развития  организации. А именно, стадии формирования, роста, стабилизации и спад прямым образом влияют на перечень задач, решаемых службой персонала.

   Формирование. Молодая компания характеризуется  неформальной атмосферой и небольшим  количеством сотрудников, которые  в курсе планов и проблем организации  и могут заменить друг друга на рабочем месте. HR-менеджера в штате нет - все решает руководитель (часто он же собственник). Тесные отношения коллег нечетко определенные обязанности часто приводят к конфликтам.

   Рост. Количество сотрудников возрастает, формируется внутренняя структура  компании, разрабатываются полномочия и ответственность отделов и персонала. На первое место выходят интенсивный поиск и отбор кадров, разработка правил и положений, возникает потребность в развитии внутренних коммуникаций, происходит бурный карьерный рост сотрудников.

   Стабилизация. Компания стремится удержать достигнутые  позиции. Появляются поддерживающие бизнес - отделы, меняется структурный состав работников. HR-менеджерами решаются новые задачи, внедряются новые технологии адаптации, оценки, формирования социального пакета и др. Происходит формализация и регламентация процедур и политик.

   Спад. Сокращение деятельности компании, уменьшение потока инвестиций и финансирования приводит к сокращению персонала, ликвидации социальных программ, проблемам мотивации  сотрудников. В этот период возрастает роль внутрифирменных коммуникаций по сопровождению изменений в компании.[1. с. 5-6]

   Таким образом, наглядно прослеживается зависимость  функций и задач службы управления персоналом от стадии жизненного цикла  организации. 

   1.2 Структура службы управления  персоналом 

     Организационная структура службы персонала зависит от структуры предприятия и от бизнес-задач, стоящих перед компанией и HR-отделом. [6. с. 7] Структура управления организацией или организационная структура — одно из ключевых понятий развития управления. Оно тесно связано со стратегическими целями, функциями, процессом управления и распределения полномочий между работающими в организации. В рамках структуры протекает весь управленческий процесс: движение потоков информации, принятие управленческих решений, в котором участвует весь персонал. Структура необходима, чтобы все протекающие в организации процессы осуществлялись своевременно и качественно. Ученые, теоретики менеджмента определяют структуру как «совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами» или как «упорядоченный набор образующих ее элементов, тем или иным способом связанных друг с другом». Под углом управления персоналом нам представляется структура организации в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

     Ключевыми понятиями структур в этом ракурсе являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами структуры управления могут быть как отдельные работники, так и службы, выполняющие функциональные обязанности и операции. Конкретное место и роль подразделений — носителей функций управления персоналом — в общей системе управления организацией определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя (этот организационный статус подтверждается набором полномочий и ответственности, определяемых позицией первого руководителя организации по отношению к кадровой службе).

Информация о работе Роль HR менеджмента на предприятии