Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 10:47, курсовая работа
Цель работы – определить значимость HR-менеджмента в организации.
Задача работы заключаются в установлении основных направлений деятельности HR-менеджмента, определении его роли в жизни предприятия.
Объект – ТОО «Bialant».
Предмет курсовой работы – служба управления персоналом.
Существуют разные виды организационных структур служб управления персоналом: линейная, функциональная, линейно-функциональная и матричная структуры. Элементарная линейная структура службы управления персоналом существует, как правило, в небольших организациях. Она предполагает наличия двух уровней управления: верхний – руководитель и нижний – исполнители. Более сложная линейная организационная структура означает выделение нескольких уровней: руководитель организации, начальник отдела кадров, руководитель сектора подготовки персонала. При функциональной организационной структуре происходит функциональное разделение управленческого труда, функций управления, специализация, подчинение функциональным руководителям нижестоящих подразделений. Линейно-функциональная структура предполагает коллегиальную подготовку решения и его принятие первым руководителем, который несет ответственность за выполнение решения. При матричной системе создаются временные группы специалистов. Специалисты находятся в двойном подчинении – оперативное подчинение руководителю группы и функциональное подчинение руководителю подразделения. В зависимости от степени развития и особенностей организации структурное местоположение HR-отдела может быть различным. Место и структура службы управления персоналом в общей структуре организации также различно в зависимости от масштабов предприятия. [7. с. 11]
В компаниях малого бизнеса (с численностью сотрудников до 100 человек) служба персонала чаще всего представлена одним универсальным HR-менеджером. Он находится в прямом подчинении у генерального директора, который в большинстве случаев является ее владельцем. HR-менеджер в небольших компаниях чаще всего отвечает за выполнение минимального набора функций: кадровый документооборот, подбор и обучение персонала.
В компаниях среднего бизнеса (с численностью сотрудников от 100 до 1000 человек) организационная структура службы персонала приобретает более сложную форму. В HR-службе появляются специалисты, отвечающие за отдельные направления деятельности службы персонала:
В настоящее время нет единых стандартов в наименовании должностей.
Опыт большинства компаний показывает, что на практике специалисты HR-отдела выполняют более широкие обязанности, чем отражено в названии их должности. Допустим, тренинг-менеджер может заниматься также адаптацией и оценкой персонала, участвовать в организации корпоративных мероприятий.
В компании с численностью свыше 1000 сотрудников, то есть в компаниях крупного бизнеса, больше финансовых возможностей для работы с персоналом, но в то же время и существенно больше задач и проблем. Главная задача HR-директора - стандартизация существующих процедур и алгоритмов с целью повышения управляемости бизнеса в целом. Это проявляется, например, в ситуациях, когда необходимо быстро подобрать на освободившуюся должность кандидата из внутреннего кадрового резерва или оперативно отреагировать на изменение уровня оплаты труда ключевых специалистов конкурирующих компаниях.
В
таких организациях почти каждая
функция службы управления персоналом
представлена отдельным подразделением.
Важное место в управлении персоналом
принадлежит руководителю кадровой службы,
который выступает как руководитель по
отношению к сотрудникам кадровой службы.
Он координирует деятельность персонала
кадровой службы, помогает линейным руководителям
при решении кадровых вопросов при найме,
увольнении, оценке, обучении и продвижении
персонала. Существует разный статус руководителя
кадровой службы. Руководитель службы
управления персоналом может не входить
в состав высшего руководства организации.
При таком подходе кадровая служба использует
традиционные технологии по работе с персоналом.
Руководитель кадровой службы может входить
в состав высшего руководства организации
и являться членом Совета директоров.
Служба управления персоналом рассматривается
как неотъемлемая составная часть перспективного
руководства организацией.
1.3 Оценка эффективности деятельности службы управления персонала
Стратегической целью службы управления персоналом является увеличение стоимости компании за счет повышения эффективности управления ее самым ресурсом - людьми. Поэтому современному директору по персоналу необходимо понимать специфику бизнеса своей компании в целом, разделять миссию и стратегические цели организации и на их основании определять первоочередные приоритеты своей деятельности, а также уметь просчитывать ожидаемую эффективность принимаемых им решений. Часто приходится слышать спорные мнения о том, чьи интересы должен представлять HR-менеджер в организации. Для профессионалов ответ очевиден: в своей деятельности он должен руководствоваться, прежде всего, интересами акционеров компании. Стремление к ясному пониманию вклада каждого подразделения организации в создание прибавочной стоимости заставило акционеров многих компаний взглянуть по-новому на цели и задачи, функции управления персоналом. В мировой практике оценочные процедуры HR-менеджмента начали применять в 1970-е годы, популярными они стали к концу 1990-х. Однако до сих пор нет единства и в вопросе об измерении эффективности многих HR-функций.
Заинтересованными лицами в оценке HR-службы являются:
Показатели эффективности функций службы персонала
Приведенные ниже показатели рассчитываются как для всего персонала в целом, так и для каждой из групп сотрудников (топ-менеджеры, линейные руководители, специалисты, рабочие) в зависимости от специфики деятельности самой компании и характеристик ее организационной структуры:
Взаимосвязь вознаграждения с результатом деятельности
Удовлетворенность сотрудников:
Привлекательность предложения на рынке:
2) Качественные показатели: