Функции и виды планирования на предприятии оптовой или розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:52, курсовая работа

Краткое описание

При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически
полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления
любым предприятием.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………………...3
2.Глава 1. Общая характеристика планирования в рыночной экономике:
Функции и задачи планирования..........................................................................5
Назначение и цели планирования.........................................................................5
Разработка стратегий и целей предприятия……………………………………6
Технология планирования....................................................................................7
Основные формы планирования..........................................................................8
3. Глава 2.Оптовая торговля:
Роль и функции оптовой торговли....................................................................14
Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия.....18
Планирование оптового товарооборота..............................................................22
4.Глава 3. Розничная торговля:
Понятие розничного товарооборота................................................................25
Анализ розничного товарооборота....................................................................26
Планирование розничного товарооборота.......................................................30
5.Заключение………………………………………………………………………..34
6.Список литературы……………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Крусовик Рязанова.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

предприятий;

функция маркетинговых исследований рынка и рекламы.

Развитие рыночных отношений способствует возникновению но­вых элементов в

деятельности оптовых предприятий. Например, предоставление разнообразных

услуг по управлению и консалтингу своим клиентам. В перечень

специализированных услуг входят консультации по эксплуатации товаров,

особенно технически слож­ных, их ремонту и гарантийному обслуживанию.

Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида: традиционные —

главным образом организационно-техниче­ские (организация оптовой купли-

продажи, складирование и хра­нение запасов, преобразование ассортимента

товаров, их транспор­тировка) и новые, возникающие под влиянием развития

рынка.

Организация оптовой купли-продажи является одной из важней­ших функций

оптовой торговли с тех пор, как в процессе обществен­ного разделения труда

она обособилась в самостоятельную подо­трасль торговли. При контакте с

производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей

спроса, а, предлагая то­вары покупателям, они действуют от лица

производителей.

Специализация оптовой торговли на выполнении контактной функции обеспечивает

значительную экономию издержек обраще­ния, что обусловливает уменьшение числа

контактов. В результате покупатель, т.е. розничная торговля, экономит время,

так как ос­вобождается от закупок у множества производителей, снижает

ма­териальные затраты, связанные с хранением, формированием ас­сортимента

товаров и их доставкой.

Общеизвестным фактом является то, что хранение запасов в опте обходится

значительно дешевле, чем их размещение в розничной се­ти. Особенно большое

значение имеет хранение оптовыми предприя­тиями товаров, производство и спрос

на которые носят сезонный ха­рактер. К сожалению, пропорции размещения

запасов в оптовой и розничной торговле в России далеки от оптимальных.

Рассматривая в этой связи опыт хранения товаров в капиталистических странах,

сле­дует отметить, что, несмотря на широкое развитие в них системы складов

общего пользования, которые на коммерческой основе предо­ставляют свои

площади товаровладельцам, оптовому звену принадле­жит ведущая роль в

накоплении товарных запасов. Оптовые органи­зации более приспособлены для

специализированного выполнения функций хранения, поэтому многие корпорации,

например в США, укрепив связи с оптовыми поставщиками, освободили розничные

предприятия от операций по содержанию значительной части товар­ных запасов.

При этом сокращаются размеры подсобных помещений в магазинах и.

следовательно, увеличивается площадь торговых за­лов, снижается численность

персонала, обслуживающего ранее примагазинные склады. Передача на хранение

оптовым предприятиям го­товой продукции, сырья, материалов выгодна и

промышленным фир­мам, особенно имеющим сезонный цикл производства.

С функцией хранения продукции самым тесным образом связа­на функция

преобразования ассортимента. В перечень операций, объединенных в данной

функции, входят: подсортировка товаров и их комплектация, дробление и

укрупнение партий продукции, ее стандартизация. Другими словами, оптовые

предприятия преобра­зуют промышленное предложение товара в ассортиментные

груп­пы, соответствующие спросу отдельных покупателей. Потребность в

выполнении данной функции особенно актуальна в современных условиях, когда

из-за развития специализации производство эф­фективно лишь при выпуске

массовых партий товаров, а потребле­ние все в большей степени характеризуется

ростом номенклатуры при небольших объемах закупок отдельных товаров.

Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы страны,

благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда.

Осуществление транспортной функции опта про­является при доставке товаров со

складов предприятий в рознич­ную сеть или внерыночным потребителям своего

региона.

Перечисленные выше функции осуществляются оптом с момента его возникновения,

т.е. обособления в сфере обращения. В то же время дальнейшее развитие и

совершенствование деятельности опто­вых предприятий невозможно без выполнения

ранее нетрадиционных для них задач, возникающих под влиянием требований

рынка.

В частности, оптовая торговля призвана стать центром сосредо­точения и

передачи информации по вопросам исследования рынка, т.е. выполнять так

называемую информационную функцию. Имен­но опт, используя свое положение

пункта пересечения информаци­онных потоков, способен в полном объеме

обеспечить сбор, накоп­ление и обработку коммерческой информации и, обобщив и

про­анализировав ее, передать контрагенту.

Отечественным оптовым предприятиям предстоит освоить новую информационную

функцию, без которой их деятельность в условиях рыноч­ной экономики будет

если не невозможна, то, во всяком случае, ущербна.

Маркетинговые исследования с целью изучения рынка и дальней­шей передачи этой

информации включают следующие элементы:

опре­деление емкости рынка;

характеристику рыночной ситуации;

изучение возможности выхода на внешний рынок;

определение текущих и перспективных потребностей покупателя;

определение потребительских ха­рактеристик конкурентной

способности товаров разных товаропроизво­дителей;

изучение мотивации покупок и закономерностей поведения

покупателей на рынке;

изучение рынка товара и возможностей его реа­лизации;

разработка предложений по обновлению и усовершенствова­нию

выпускаемой продукции с учетом требований покупателей.

В условиях отмены жесткой административной системы товародви­жения, когда

клиенты оптовых предприятий, не удовлетворенные рабо­той последних, могут

отказаться от их услуг, опт должен привлекать своих контрагентов, дабы

сохранить свою значимость, укреплять взаи­мосвязи как с производителями

товаров, так и с розничными торговы­ми предприятиями и организациями. В этой

связи важное значение имеет развитие такой функции опта, как коммерческое

кредитование, финансирование сделок. Опыт западных оптовых посредников учит,

что во многих случаях выбор канала товародвижения зависит от того, насколько

его организатор может сам кредитовать рыночные сделки за­интересованных

сторон. В практической деятельности оптовые фирмы зачастую финансируют

производителя тем, что предоставляют ему за­каз на определенный товар с

гарантией его реализации и при этом в виде аванса оплачивают часть заказанной

партии продукции. Что каса­ется розничных организаций, то и здесь оптовые

предприятия осущест­вляют финансирование, реализуя им товар с отсрочкой

платежа. Усло­вия предоставления кредитов разнообразны. Они зависят от

величины торговой сделки, кредитоспособности покупателя, качества

реализуемо­го товара, экономической конъюнктуры.

Важным направлением развития функций оптовых посредников в процессе

формирования рыночных отношений является развитие услуг по управлению и

консалтингу.

В перечень специализированных услуг входят консультации по использованию

товаров, особенно технически сложных, их ремонту и гарантированному

обслуживанию. Именно в оптовой торговле, где уровень знаний специалистов

достаточно высок, следует орга­низовывать службы по послепродажному

гарантийному обслужива­нию и консультированию клиентов.

В условиях формирования рыночных отношений роль торговли и се оптового звена,

в частности, неуклонно возрастает. Именно в условиях функционирования

нормального рынка оптовая торговля должна стать активным рычагом для

стимулирования роста эффек­тивности производства, более полного

удовлетворения потребностей покупателя, успешного развития всего народного

хозяйства. Для выполнения этих задач оптовым предприятиям необходимо

посто­янно совершенствовать свою коммерческую работу, расширять спектр

выполняемых функций, отвечающих требованиям рынка.

Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия

Совокупность показателей деятельности предприятия определяется нормативными

актами государства, в котором функционируют пред­приятия. Основные финансово-

экономические показатели оптового предприятия в России те же, что и

предприятия другой отрасли. Целью предприятия является получение прибыли,

которая в оптовой торговле образуется за счет превышения доходов над

издержками (расходами).

Доходы от оптовой деятельности предприятия складываются из разницы между

ценой приобретения товара у производителя и це­ной реализации товара

покупателю или оптовой наценкой (надбав­кой). В настоящее время величина

наценки устанавливается на до­говорных началах между продавцом и покупателем.

Дополнительным источником дохода оптового предприятия может быть оплата

услуг, которые оно предоставляет своим клиентам. Глав­ной функцией оптового

предприятия является продажа товара поку­пателям, следовательно, объем этих

продаж, или оптовый товарообо­рот, характеризует объем деятельности

предприятия в целом.

Оптовая реализация может производиться со склада предприя­тия или минуя

склад, непосредственно в адрес покупателя. Объем оптовой продажи со склада

называется складским товарооборо­том, а без завоза на склад — транзитным

товарооборотом. Сумма складского и транзитного товарооборотов составляет

общий, или валовой, товарооборот оптового предприятия.

Экономический анализ основных показателей деятельности оп­тового предприятия

- товарооборота, валового дохода, издержек обращения, балансовой прибыли -

аналогичен экономическому анализу показателей розничного предприятия.

Из всех перечисленных показатель оптового товарооборота имеет особое значение

и специфику. В условиях рынка специфика экономи­ческого анализа оптового

предприятия обусловлена тем, что основное внимание в анализе переносится на

оптовое предприятие. В командно-административной экономике государство

отводило опту не рыночную, а распределительную функцию, и предприятию строго

предписывалось обеспечить выполнение плана без учета интересов самого

предприятия.

Кроме того, из-за распада СССР и централизованной государст­венной структуры

оптовой торговли России стал не нужен анализ межреспубликанских и

внурисистемных оптовых поставок. Анализи­руемый ранее так называемый "оптовый

оборот по реализации това­ров" в настоящее время имеет другое экономическое

содержание.

Анализ оптового товарооборота предприятия в рыночной сис­теме должен

ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому

продаются товары; какова товарная структура оборота; в какие регионы

реализуются товары; како­во соотношение складских и транзитных продаж; каково

состояние товарных запасов и оборачиваемость; кто является поставщиками

оптового предприятия и каковы объемы поставок.

Анализ оптового оборота включает три раздела:

-          анализ объема и структуры оборота,

-          анализ оптовых закупок (поступления товаров)

-          анализ товарных запасов.

Источниками информации для проведения экономического ана­лиза служат

бухгалтерская и статистическая отчетность, данные оперативного учета,

специальные и выборочные исследования, про­водимые на предприятии.

Анализ оптового товарооборота начинается с анализа изменений общего объема

продаж в отчетном периоде в сопоставлении с рас­четными (плановыми) данными

или с показателями за прошлые периоды. Определяются темпы роста оборота,

средние темпы роста, изменения в стоимостном (натуральном) измерении.

Аналогичные показатели при необходимости рассчитываются в постоянных ценах.

Направления экономического анализа товарооборота:

-          по формам товародвижения;

-          по категориям покупателей;

-          по регионам;

-          по структуре и ассортименту оборота;

-          по способу оплаты за товар

 

При необходимости проводится более глубокий анализ по любо­му из направлений.

Например, анализируется продажа каждому покупателю в разрезе товарных групп.

Возможны и другие направ­ления экономического анализа товарооборота и

структуры продаж исходя из интересов предприятия и целей аналитической

работы.

Анализ поступления товаров на оптовое предприятие проводит­ся по источникам

поступления товаров и конкретным поставщи­кам. По источникам анализируются

поступления товаров от пред­приятий-изготовителей, оптовых посредников, по

импорту. Следует выделить поставщиков своего региона (города) и других

регионов. Анализ ведется по товарной структуре, которая сопоставима со

структурой оптовых продаж.

Анализ поступления по отдельным поставщикам проводится как по объему

выполненных заказов, так и по его структуре, срокам и качеству продукции.

Результаты анализа служат базой для оценки степени выполнения заключенных

контрактов (договоров) на по­ставку товаров.

При организации завоза товаров на оптовые склады, а также доставке товаров

покупателям оптовое предприятие заинтересовано в максимальной рациональности

перевозок. Это особенно важно при использовании собственного автотранспорта.

Для анализа рациональности перевозок рекомендуется исполь­зовать методы

линейного программирования: распределительный, симплекс-метод, метод

потенциалов.

Заключительный этап анализа — исследование состояния товар­ных запасов

предприятия. С учетом существования двух форм то­вародвижения в опте

анализируют товарные запасы, которые об­служивают только складской

Информация о работе Функции и виды планирования на предприятии оптовой или розничной торговли