Функции и виды планирования на предприятии оптовой или розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:52, курсовая работа

Краткое описание

При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически
полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления
любым предприятием.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………………...3
2.Глава 1. Общая характеристика планирования в рыночной экономике:
Функции и задачи планирования..........................................................................5
Назначение и цели планирования.........................................................................5
Разработка стратегий и целей предприятия……………………………………6
Технология планирования....................................................................................7
Основные формы планирования..........................................................................8
3. Глава 2.Оптовая торговля:
Роль и функции оптовой торговли....................................................................14
Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия.....18
Планирование оптового товарооборота..............................................................22
4.Глава 3. Розничная торговля:
Понятие розничного товарооборота................................................................25
Анализ розничного товарооборота....................................................................26
Планирование розничного товарооборота.......................................................30
5.Заключение………………………………………………………………………..34
6.Список литературы……………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Крусовик Рязанова.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

товарооборот.

Анализ товарных запасов включает следующие направления:

¨       изучение общего объема и структуры запасов предприятия;

¨       изуче­ние отклонения фактических товарных запасов от нормативов;

¨       оп­ределение и измерение основных факторов, воздействующих на объем

и состав товарных запасов;

¨       исчисление и анализ скорости товарооборачиваемости.

Источниками информации о товарных запасах служат данные бухгалтерского,

статистического, оперативного учета и отчетности.

Анализ товарных запасов начинается с оценки их общего объе­ма и

местонахождения. Динамика величины запасов за выбранный временной отрезок

характеризует объем деятельности и обеспечен­ность оптового оборота товарными

ресурсами. Анализ проводится в абсолютных (стоимостных, натуральных) и

относительных (днях, числе оборотов) показателях.

Товарные запасы по местонахождению подразделяются на това­ры на складах и

товары отгруженные.

По назначению товарные запасы делят на запасы текущей реа­лизации, сезонного

хранения и досрочного завоза. Последние две группы запасов в основном

характерны для оптовых организаций, обеспечивающих государственные интересы

по снабжению населе­ния и субсидируемых государством.

Структура товарных запасов в ассортиментном разрезе анализи­руется в

соответствии со структурой оптовых продаж и закупок то­варов предприятием.

Изучение товарных запасов проводится по степени соответствия нормативам,

которые определяются предпри­ятием самостоятельно. Запасы сезонные и

досрочного завоза не включаются в состав нормируемых. Сопоставление с

нормативом необходимо проводить в целом по всем товарам и в ассортимент­ном

разрезе. Отклонения от норматива сигнализируют о необходи­мости проведения

углубленного анализа и выявления причин, вы­звавших эти отклонения.

Объем товарных запасов на оптовом предприятии может изме­няться под

воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются объем и структура

товарооборота, скорость обращения товаров, формы и качество организации всех

фаз оптового товаро­движения.

Объем товарооборота оказывает, как правило, прямое воздейст­вие на размер

товарных запасов, увеличивая их, но зависимость эта непрямопропорциональна.

Изменения в структуре товарооборота заметно влияют на объем товарных запасов.

Степень и характер воздействия различны. Так, при увеличении ассортимента

товаров запасы растут, при росте до­ли продовольственных товаров запасы на

единицу реализованных товаров снижаются и, наоборот, при увеличении доли

непродовольственных товаров запасы возрастают.

Размер влияния изменения структуры оборота на товарный за­пас определяется

методами процентных чисел и цепных подстано­вок.

Важную роль при анализе запасов играет анализ скорости об­ращения, или

товарооборачиваемости. Этот показатель характе­ризует время, необходимое для

полного обновления запаса на опто­вом предприятии.

На показатель времени обращения наибольшее влияние может оказать изменение

объема и структуры товарооборота среднего то­варного запаса.

Анализу других экономических показателей деятельности пред­приятия посвящены

соответствующие главы учебника. Там, где это целесообразно, выделены

особенности проведения анализа или пла­нирования показателей оптового

предприятия.

Планирование оптового товарооборота

Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет

планирование своей деятельности. Результатом про­ведения плановой работы

является постоянно обновляемый доку­мент — бизнес-план предприятия.

В разделах бизнес-плана оптового предприятия представлены прогнозные величины

основных показателей его деятельности — прибыли, продаж, издержек и т.п.

Методология и подходы для их расчета в розничной и оптовой торговле

одинаковы, но имеются особенности, обусловленные различием функций опта и

розницы в сфере обращения.

Показатель оптового товарооборота — важнейший среди пла­нируемых предприятием

в бизнес-плане. От него зависят все ос­тальные — доходы, издержки, чистая

прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.

В то же время прогнозируемый объем продаж является резуль­тирующим

показателем, который отражает различные аспекты дея­тельности предприятия —

стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д.

Прогнозирование – это управленческий инструмент для планирования и

разработки политики принятия решения.

Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым и обязательным

элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.

Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический

анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и

выводы служат основой составления прогнозов.

На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде будут

влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое предприятие.

Отбираются и оцениваются количественно важнейшие факторы и с их помощью

рассчитываются варианты прогноза продаж.

При прогнозировании применяются различные методы – экономико-статистические,

сравнения, индексные, графические, экономико-математические.

Спецификой деятельности оптового предприятия на рынке товаров народного

потребления является обслуживание прежде всего запасов розничной торговли,

розничных предприятий. Поэтому процесс планирования оптовых продаж тесно

взаимосвязан с аналогичными расчетами в розничном звене, которое обслуживает

оптовое предприятие.

Возможны два основных варианта рыночной конъюнктуры, в которой может

оказаться оптовое предприятие в будущем периоде. Первый характеризуется

относительной стабильностью состояния рынка, а второй – значительными

колебаниями спроса и продаж.

Экономический анализ оптовых продаж за предшествующий период позволяет

выявить характер изменений и возможность применения экономико-статистических

методов и моделей при расчете вариантов прогноза оптового товарооборота на

плановый период. В зависимости от формы связи могут быть использованы

различные уравнения регрессии – линейной, гиперболы, полулогарифмической,

показательной, степенной.

Для оценки влияния факторов на величину оборота в будущем можно использовать

коэффициенты эластичности – прямые и перекрестные.

Используются также и более простые графический и индексный методы, расчет

средних темпов изменений оборота в течение анализируемого и прогнозируемого

периодов.

После определения прогнозируемых валовых объемов оптовых продаж необходимо

подразделить их на продажу через склады предприятия (складской оборот) и

транзитом непосредственно от производителя (транзитный оборот).

Соотношение складского и транзитного оборотов зависит от множества факторов –

конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщика и покупателя,

уровня цен, тарифов на складские и транзитные услуги, объемов и частоты

поставок, вида реализации товаров, минимальной партии отгрузки производителем

и т.п. Но в любом случае целевой функцией в планировании соотношения

складского и транзитного оборотов для оптового предприятия является величина

прибыльности проводимых оптовых операций в целом.

На следующем этапе планируется структура оптовых продаж. Следует отметить,

что процесс прогнозных расчетов по общему объему, формам товародвижения и

структуре оборота представляет собой единое целое, а методику и порядок

планирования выбирает само предприятие. Так, возможны варианты плановых

расчетов продаж по видам товаров и покупателям, предваряющие прогнозы

валового объема оптового оборота. Данная методика планирования применима,

когда  в состав продаж входят товары, удовлетворяющие различные потребности,

и изменения в спросе на одни товары не влияют на спрос на остальные группы

товаров.

Нормирование товарных запасов следует за планированием оборота, поскольку

прогнозируемый объем складского оптового товарооборота служит основой

разработки нормативов запасов.

В теории и практике товарных запасов используется несколько методов: опытно-

статистический, экспертных оценок, технико-экономических расчетов, экономико-

математические.

Опытно-статистический метод базируется на анализе фактически сложившегося

уровня товарных запасов оптового предприятия.

В основе метода – личностная оценка состояния запасов в прошлом и

субъективное понимание перспектив их развития. Достоинство метода – быстрота

и малая трудоемкость. Недостатки заключены в человеческом факторе (опыт,

знания экономиста, трудности безошибочной обработки большого количества

информации).

Методы экспертных оценок применяются в том случае, когда нет достаточной

информации, рынок товара мало изучен.

Сущность метода технико-экономических расчетов состоит в определении

норматива. Исходная формула норматива слагается из времени на приемку и

подготовку товара к продаже, рабочего за­паса, запаса пополнения и страхового

запаса.

Экономико-математические методы нормирования товарных за­пасов все более

широко применяются в управлении запасами опто­вой торговли.

Простейший метод, применяемый для нахождения норматива запаса в сумме или в

днях, — метод экстраполяции, который пере­носит темпы изменения показателя,

сложившиеся в прошлом, на будущее.

Наилучшие результаты этот метод дает, если период наблюде­ния достаточно

длительный — три-четыре года.

Формула экстраполяции по данным четырех лет на пятый имеет вид

У5=0,5 (2У4 + У3 –У1),

где У — уровень запасов соответствующего года.

Для расчета требуются данные об уровне запасов (в сумме, днях, % к

товарообороту) четвертого, третьего и первых годов. Данная формула может

применяться для прикидочных расчетов и с использованием данных поквартальных

запасов.

 

 

 

 

 

 

Глава 3.Розничный товарооборот

Понятие розничного товарооборота.

Основную массу материальных благ, используемых для удовлет­ворения личных

потребностей, население получает через торговлю.

Количественная и качественная характеристика товарной мас­сы, которая

переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с законами

товарного обращения, находит свое вы­ражение в показателях розничного

товарооборота.

Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению

для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы.

Экономические отношения, связанные с обменом денежных до­ходов на товары,

выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный

товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в

собственность потребите­лей, потребляются или же образуют потребительский

фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами.

Однако население удовлетворяет свои потребности в предметах потребления не

только путем их индивидуального потребления, но и через различные формы

совместного потребления. Покупателями в этом случае выступают различные

организации, учреждения, предприятия (санатории и дома отдыха, больницы,

детские сады и ясли, дома для престарелых и т.д.). Продажа товаров

организациям и предприятиям может производиться как по безналичному, так и за

наличный расчет и называется мелкооптовой продажей. В рознич­ном

товарообороте мелкооптовая продажа занимает примерно 5 %.

Розничный товарооборот — это важнейший показатель торгово­го предприятия.

Он характеризует объем деятельности предприя­тия, от него зависит объем

валового дохода и прибыли.

Розничный товарооборот имеет также народнохозяйственное значение. Через

розничный товарооборот происходит смена форм стоимости товаров народного

потребления, созданной в процессе производства. В результате возмещаются

производственные затра­ты и создаются условия для дальнейшего развития

производства.

Посредством розничного товарооборота получают общественное признание

стоимость и потребительная стоимость товаров народно­го потребления.

Розничный товарооборот — важное звено в процессе осуществ­ления

экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в

соответствии с количеством и качеством за­траченного труда, обмениваются через

розничный товарооборот на нужные товары.

Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения.

Для характеристики уровня жизни населения применяется це­лая система

показателей. К ним относятся:

1.уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров;

2.обеспечение жилищем и благоустройство быта;

3.образование;

4.медицинское об­служивание;

5.условия труда; организация отдыха;

6.продолжитель­ность рабочего дня и др.

Продовольственные и непродовольственные товары, которые полностью или в

преобладающей степени являются объектом роз­ничной торговли, занимают в общем

фонде потребляемых населе­нием материальных и культурных благ основное место.

Так, това­ры личного потребления составляют в общем фонде потребления более 70

%, а остальная часть приходится на жилищное и комму­нальное обслуживание,

пользование транспортом, на различные культурные потребности.

Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обра­щение в стране и

устойчивость валюты, поскольку обращение на­личных денег связано главным

образом с обслуживанием рознично­го товарооборота.

 

 

Анализ розничного товарооборота

Информация о работе Функции и виды планирования на предприятии оптовой или розничной торговли