Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:52, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически
полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления
любым предприятием.
1.Введение……………………………………………………………………………...3
2.Глава 1. Общая характеристика планирования в рыночной экономике:
Функции и задачи планирования..........................................................................5
Назначение и цели планирования.........................................................................5
Разработка стратегий и целей предприятия……………………………………6
Технология планирования....................................................................................7
Основные формы планирования..........................................................................8
3. Глава 2.Оптовая торговля:
Роль и функции оптовой торговли....................................................................14
Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия.....18
Планирование оптового товарооборота..............................................................22
4.Глава 3. Розничная торговля:
Понятие розничного товарооборота................................................................25
Анализ розничного товарооборота....................................................................26
Планирование розничного товарооборота.......................................................30
5.Заключение………………………………………………………………………..34
6.Список литературы……………………………………………………………….36
товарооборот.
Анализ товарных запасов включает следующие направления:
¨ изучение общего объема и структуры запасов предприятия;
¨ изучение отклонения фактических товарных запасов от нормативов;
¨ определение и измерение основных факторов, воздействующих на объем
и состав товарных запасов;
¨ исчисление и анализ скорости товарооборачиваемости.
Источниками информации о товарных запасах служат данные бухгалтерского,
статистического, оперативного учета и отчетности.
Анализ товарных запасов начинается с оценки их общего объема и
местонахождения. Динамика величины запасов за выбранный временной отрезок
характеризует объем деятельности и обеспеченность оптового оборота товарными
ресурсами. Анализ проводится в абсолютных (стоимостных, натуральных) и
относительных (днях, числе оборотов) показателях.
Товарные запасы по местонахождению подразделяются на товары на складах и
товары отгруженные.
По назначению товарные запасы делят на запасы текущей реализации, сезонного
хранения и досрочного завоза. Последние две группы запасов в основном
характерны для оптовых организаций, обеспечивающих государственные интересы
по снабжению населения и субсидируемых государством.
Структура товарных запасов в ассортиментном разрезе анализируется в
соответствии со структурой оптовых продаж и закупок товаров предприятием.
Изучение товарных запасов проводится по степени соответствия нормативам,
которые определяются предприятием самостоятельно. Запасы сезонные и
досрочного завоза не включаются в состав нормируемых. Сопоставление с
нормативом необходимо проводить в целом по всем товарам и в ассортиментном
разрезе. Отклонения от норматива сигнализируют о необходимости проведения
углубленного анализа и выявления причин, вызвавших эти отклонения.
Объем товарных запасов на оптовом предприятии может изменяться под
воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются объем и структура
товарооборота, скорость обращения товаров, формы и качество организации всех
фаз оптового товародвижения.
Объем товарооборота оказывает, как правило, прямое воздействие на размер
товарных запасов, увеличивая их, но зависимость эта непрямопропорциональна.
Изменения в структуре товарооборота заметно влияют на объем товарных запасов.
Степень и характер воздействия различны. Так, при увеличении ассортимента
товаров запасы растут, при росте доли продовольственных товаров запасы на
единицу реализованных товаров снижаются и, наоборот, при увеличении доли
непродовольственных товаров запасы возрастают.
Размер влияния изменения структуры оборота на товарный запас определяется
методами процентных чисел и цепных подстановок.
Важную роль при анализе запасов играет анализ скорости обращения, или
товарооборачиваемости. Этот показатель характеризует время, необходимое для
полного обновления запаса на оптовом предприятии.
На показатель времени обращения наибольшее влияние может оказать изменение
объема и структуры товарооборота среднего товарного запаса.
Анализу других экономических показателей деятельности предприятия посвящены
соответствующие главы учебника. Там, где это целесообразно, выделены
особенности проведения анализа или планирования показателей оптового
предприятия.
Планирование оптового товарооборота
Любое предприятие в условиях рыночной экономики постоянно осуществляет
планирование своей деятельности. Результатом проведения плановой работы
является постоянно обновляемый документ — бизнес-план предприятия.
В разделах бизнес-плана оптового предприятия представлены прогнозные величины
основных показателей его деятельности — прибыли, продаж, издержек и т.п.
Методология и подходы для их расчета в розничной и оптовой торговле
одинаковы, но имеются особенности, обусловленные различием функций опта и
розницы в сфере обращения.
Показатель оптового товарооборота — важнейший среди планируемых предприятием
в бизнес-плане. От него зависят все остальные — доходы, издержки, чистая
прибыль и в конечном итоге развитие предприятия.
В то же время прогнозируемый объем продаж является результирующим
показателем, который отражает различные аспекты деятельности предприятия —
стратегические, маркетинговые, финансовые, технологические и т.д.
Прогнозирование – это управленческий инструмент для планирования и
разработки политики принятия решения.
Прогнозирование и планирование продаж являются необходимым и обязательным
элементом деятельности каждого предприятия в условиях рыночной экономики.
Первым этапом разработки прогноза продаж является всесторонний экономический
анализ предыдущей деятельности. Результаты анализа, обнаруженные тенденции и
выводы служат основой составления прогнозов.
На втором этапе определяются факторы, которые в прогнозируемом периоде будут
влиять на развитие того сектора рынка, где работает оптовое предприятие.
Отбираются и оцениваются количественно важнейшие факторы и с их помощью
рассчитываются варианты прогноза продаж.
При прогнозировании применяются различные методы – экономико-статистические,
сравнения, индексные, графические, экономико-математические.
Спецификой деятельности оптового предприятия на рынке товаров народного
потребления является обслуживание прежде всего запасов розничной торговли,
розничных предприятий. Поэтому процесс планирования оптовых продаж тесно
взаимосвязан с аналогичными расчетами в розничном звене, которое обслуживает
оптовое предприятие.
Возможны два основных варианта рыночной конъюнктуры, в которой может
оказаться оптовое предприятие в будущем периоде. Первый характеризуется
относительной стабильностью состояния рынка, а второй – значительными
колебаниями спроса и продаж.
Экономический анализ оптовых продаж за предшествующий период позволяет
выявить характер изменений и возможность применения экономико-статистических
методов и моделей при расчете вариантов прогноза оптового товарооборота на
плановый период. В зависимости от формы связи могут быть использованы
различные уравнения регрессии – линейной, гиперболы, полулогарифмической,
показательной, степенной.
Для оценки влияния факторов на величину оборота в будущем можно использовать
коэффициенты эластичности – прямые и перекрестные.
Используются также и более простые графический и индексный методы, расчет
средних темпов изменений оборота в течение анализируемого и прогнозируемого
периодов.
После определения прогнозируемых валовых объемов оптовых продаж необходимо
подразделить их на продажу через склады предприятия (складской оборот) и
транзитом непосредственно от производителя (транзитный оборот).
Соотношение складского и транзитного оборотов зависит от множества факторов –
конъюнктуры рынка, финансово-экономических интересов поставщика и покупателя,
уровня цен, тарифов на складские и транзитные услуги, объемов и частоты
поставок, вида реализации товаров, минимальной партии отгрузки производителем
и т.п. Но в любом случае целевой функцией в планировании соотношения
складского и транзитного оборотов для оптового предприятия является величина
прибыльности проводимых оптовых операций в целом.
На следующем этапе планируется структура оптовых продаж. Следует отметить,
что процесс прогнозных расчетов по общему объему, формам товародвижения и
структуре оборота представляет собой единое целое, а методику и порядок
планирования выбирает само предприятие. Так, возможны варианты плановых
расчетов продаж по видам товаров и покупателям, предваряющие прогнозы
валового объема оптового оборота. Данная методика планирования применима,
когда в состав продаж входят товары, удовлетворяющие различные потребности,
и изменения в спросе на одни товары не влияют на спрос на остальные группы
товаров.
Нормирование товарных запасов следует за планированием оборота, поскольку
прогнозируемый объем складского оптового товарооборота служит основой
разработки нормативов запасов.
В теории и практике товарных запасов используется несколько методов: опытно-
статистический, экспертных оценок, технико-экономических расчетов, экономико-
математические.
Опытно-статистический метод базируется на анализе фактически сложившегося
уровня товарных запасов оптового предприятия.
В основе метода – личностная оценка состояния запасов в прошлом и
субъективное понимание перспектив их развития. Достоинство метода – быстрота
и малая трудоемкость. Недостатки заключены в человеческом факторе (опыт,
знания экономиста, трудности безошибочной обработки большого количества
информации).
Методы экспертных оценок применяются в том случае, когда нет достаточной
информации, рынок товара мало изучен.
Сущность метода технико-экономических расчетов состоит в определении
норматива. Исходная формула норматива слагается из времени на приемку и
подготовку товара к продаже, рабочего запаса, запаса пополнения и страхового
запаса.
Экономико-математические методы нормирования товарных запасов все более
широко применяются в управлении запасами оптовой торговли.
Простейший метод, применяемый для нахождения норматива запаса в сумме или в
днях, — метод экстраполяции, который переносит темпы изменения показателя,
сложившиеся в прошлом, на будущее.
Наилучшие результаты этот метод дает, если период наблюдения достаточно
длительный — три-четыре года.
Формула экстраполяции по данным четырех лет на пятый имеет вид
У5=0,5 (2У4 + У3 –У1),
где У — уровень запасов соответствующего года.
Для расчета требуются данные об уровне запасов (в сумме, днях, % к
товарообороту) четвертого, третьего и первых годов. Данная формула может
применяться для прикидочных расчетов и с использованием данных поквартальных
запасов.
Глава 3.Розничный товарооборот
Понятие розничного товарооборота.
Основную массу материальных благ, используемых для удовлетворения личных
потребностей, население получает через торговлю.
Количественная и качественная характеристика товарной массы, которая
переходит из сферы производства в сферу потребления в соответствии с законами
товарного обращения, находит свое выражение в показателях розничного
товарооборота.
Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению
для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы.
Экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары,
выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный
товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в
собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительский
фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами.
Однако население удовлетворяет свои потребности в предметах потребления не
только путем их индивидуального потребления, но и через различные формы
совместного потребления. Покупателями в этом случае выступают различные
организации, учреждения, предприятия (санатории и дома отдыха, больницы,
детские сады и ясли, дома для престарелых и т.д.). Продажа товаров
организациям и предприятиям может производиться как по безналичному, так и за
наличный расчет и называется мелкооптовой продажей. В розничном
товарообороте мелкооптовая продажа занимает примерно 5 %.
Розничный товарооборот — это важнейший показатель торгового предприятия.
Он характеризует объем деятельности предприятия, от него зависит объем
валового дохода и прибыли.
Розничный товарооборот имеет также народнохозяйственное значение. Через
розничный товарооборот происходит смена форм стоимости товаров народного
потребления, созданной в процессе производства. В результате возмещаются
производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития
производства.
Посредством розничного товарооборота получают общественное признание
стоимость и потребительная стоимость товаров народного потребления.
Розничный товарооборот — важное звено в процессе осуществления
экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в
соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через
розничный товарооборот на нужные товары.
Розничный товарооборот отражает уровень жизни населения.
Для характеристики уровня жизни населения применяется целая система
показателей. К ним относятся:
1.уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров;
2.обеспечение жилищем и благоустройство быта;
3.образование;
4.медицинское обслуживание;
5.условия труда; организация отдыха;
6.продолжительность рабочего дня и др.
Продовольственные и непродовольственные товары, которые полностью или в
преобладающей степени являются объектом розничной торговли, занимают в общем
фонде потребляемых населением материальных и культурных благ основное место.
Так, товары личного потребления составляют в общем фонде потребления более 70
%, а остальная часть приходится на жилищное и коммунальное обслуживание,
пользование транспортом, на различные культурные потребности.
Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обращение в стране и
устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным
образом с обслуживанием розничного товарооборота.
Анализ розничного товарооборота
Информация о работе Функции и виды планирования на предприятии оптовой или розничной торговли