Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:52, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически
полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления
любым предприятием.
1.Введение……………………………………………………………………………...3
2.Глава 1. Общая характеристика планирования в рыночной экономике:
Функции и задачи планирования..........................................................................5
Назначение и цели планирования.........................................................................5
Разработка стратегий и целей предприятия……………………………………6
Технология планирования....................................................................................7
Основные формы планирования..........................................................................8
3. Глава 2.Оптовая торговля:
Роль и функции оптовой торговли....................................................................14
Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия.....18
Планирование оптового товарооборота..............................................................22
4.Глава 3. Розничная торговля:
Понятие розничного товарооборота................................................................25
Анализ розничного товарооборота....................................................................26
Планирование розничного товарооборота.......................................................30
5.Заключение………………………………………………………………………..34
6.Список литературы……………………………………………………………….36
Анализ розничного товарооборота позволяет определить, в какой степени
выполнен план товарооборота и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения
произошли в товарообороте за отчетный период и чем они были вызваны, вскрыть
новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота.
Анализ товарооборота базируется главным образом на данных бухгалтерской,
статистической и оперативной отчетности.
Бухгалтерская отчетность позволяет установить общий объем продажи, товарных
запасов и поступления товаров по торговому предприятию.
Статистическая отчетность (в частности, форма № 3-торг) дает возможность
рассмотреть эти же показатели по отдельным товарным группам.
Анализ товарооборота проводится отдельно по его элементам в их взаимосвязи —
общий объем продажи (товарооборота), товарная структура оборота, товарное
обеспечение, включая движение товарных запасов.
Анализ общего объема продажи (товарооборота) начинается с установления
степени выполнения торговым предприятием годового плана путем сравнения
ожидаемого оборота за текущий год с суммой продажи товаров по плану.
Установленный на основе такого сравнения процент выполнения годового плана
является важным исходным показателем для оценки работы предприятия.
Анализируя общий объем товарооборота, необходимо установить выполнение плана
по отдельным кварталам, а внутри каждого квартала — по месяцам. Квартальные и
месячные планы товарооборота, установленные исходя из годового плана,
отражают специфику внутригодового развития товарооборота, обусловленную
прежде всего особенностями покупательского спроса в отдельные периоды года.
Темп роста товарооборота, рассчитанный на основе сравнения сумм продажи
товаров в ценах соответствующих лет, не характеризует в полной мере
действительного роста объема товарооборота (роста его физического объема).
Наряду с сопоставлением оборота в сложившихся ценах необходимо
проанализировать сумму продаж в сравнимых неизменных ценах, используя для
этого индексы цен.
Важное значение имеет изучение состава розничного товарооборота (по
организационным формам, методам торговли, товарному составу).
Анализ товарооборота по организационным формам предполагает определение
долевого участия в товарообороте стационарных предприятий и мелкой розницы
(палатки, разносная торговля и т.д.).
Анализ товарооборота по методам торговли (самообслуживание, автоматы,
обычным методом и т.д.) проводится с целью выявления наилучших методов
обслуживания и экономичности товарного обращения.
Анализируется также продажа товаров в кредит и за наличный расчет.
Анализ ритмичности товарооборота позволяет установить степень и
равномерность продажи товаров по месяцам и кварталам, выявить сезонные
особенности торговли.
Анализ товарной структуры оборота является дальнейшей конкретизацией
анализа товарооборота торгового предприятия и его важнейшим этапом. Цель
анализа товарной структуры оборота заключается в установлении удовлетворения
спроса населения на отдельные товары в отчетном периоде, изучении сдвигов в
структуре товарооборота по сравнению с предыдущим периодом. В процессе такого
анализа ожидаемые показатели за отчетный год сравниваются с соответствующими
показателями прошлого периода.
Сравниваются абсолютные суммы оборота по отдельным товарным группам, а также
удельный вес товарных групп в общем товарообороте. Такое сравнение позволяет
установить, насколько увеличилась продажа населению отдельных товаров, какие
сдвиги произошли в структуре товарооборота за истекший период, в какой мере
возросла реализация наиболее ценных видов товаров и изменился их удельный вес
в общем товарообороте.
Анализ товарной структуры оборота требует, кроме того, рассмотрения
внутригруппового ассортимента реализованных товаров.
В отдельные периоды года продажа ряда товаров имеет особенности и
обнаруживает значительные колебания в реализации, обусловленные характером
спроса и предложения этих товаров.
Простейший расчет показателей сезонности товарооборота приведен в Таблица 3.
Табл. 3 . Расчет сезонности продажи овощей в магазине | |||||
Кварталы | Объем продажи, млн.руб. | Показатель сезонности, % | |||
1 год | 2 год | 3 год | в среднем за 3 года | ||
I | 137 | 191 | 163 | 164 | 78 |
II | 121 | 175 | 154 | 150 | 71 |
III | 288 | 258 | 352 | 299 | 142 |
IV | 213 | 208 | 271 | 231 | 109 |
Среднеквартальный уровень | 190 | 208 | 235 | 211 | 100 |
Определим степень колебания продажи овощей в течение года по отдельным
кварталам на основе расчета среднего квадратического отклонения:
В нашем примере
(164-211) 2 + (150-213)2 + (299-21I) 2 + (231-211) 2 =
4
= 59 млн. руб.,
а коэффициент вариации (v) составит
V = 59 • 100 = 28 %
211
Итак, из приведенного выше примера следует, что сезонные колебания спроса и
предложения нельзя не учитывать, поэтому анализ товарной структуры оборота
не может ограничиваться рассмотрением показателей по продаже товаров в целом
за год; следует выяснить, как удовлетворить спрос населения на конкретные
товары в отдельные периоды года — кварталы.
Установив, какие изменения произошли в развитии товарооборота, необходимо
выявить вызвавшие их причины. Поэтому важнейшим моментом анализа розничного
товарооборота является анализ влияния основных факторов, вызвавших изменения
товарооборота. Здесь можно использовать формулу баланса товарооборота:
Зн + П = Зк + Р + Вп
где Р — реализация или розничный товарооборот;
Зн — запасы на начало периода;
П — поступление товаров;
Вп — прочее выбывание;
Зк — запасы на конец периода.
Влияние на объем реализации товаров слагаемых товарного баланса можно
рассчитать методом цепной подстановки или методом исчисления разницы между
фактическими и плановыми величинами либо фактическими величинами в динамике.
На объем товарооборота непосредственное влияние оказывают также факторы,
связанные с численностью работников, организацией и производительностью
труда, а также с использованием основных средств.
Аналитическая работа завершается выводами об итогах и перспективах роста
общего объема и изменениях структуры реализации товаров.
Выводы и обобщения имеют важнейшее значение для разработки прогноза продажи
товаров.
Следует подчеркнуть, что анализ товарооборота используется не только для
разработки прогноза, но и как действенное средство хозяйственного
руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации
товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.
Планирование розничного товарооборота
Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма продаж
отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые
исследования, основанные на глубоком изучении происходящих социально-
экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном
учете перспектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в
спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние
множества факторов, основными из которых являются следующие.
1. Сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от
покупательских фондов населения. Анализ этих данных позволяет выявить
тенденции в спросе населения на отдельные товарные группы. По тем товарам,
на которые спрос населения удовлетворяется полностью, фактическая продажа в
определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса. Учитываются
изменения, которые происходят в структуре товарооборота под влиянием роста
материального благосостояния населения. Так при увеличении продажи мяса
снижается потребление хлеба; при расчете реализации сахара учитывается рост
продажи кондитерских изделий. Чем выше уровень потребления отдельных
товаров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем меньше
изменится реализация этих товаров в будущем даже при значительном росте
покупательских фондов.
Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится
определять примерную величину неудовлетворенного спроса.
2. Уровень производства отдельных предметов потребления и соответственно
изменение объема и структуры товарных ресурсов.
3. Соотношение товарного и нетоварного потребления. На объем розничного
товарооборота по продуктам питания влияет объем продукции личного подсобного
хозяйства, другие источники удовлетворения потребности в таких продуктах,
как мясо, молоко, картофель, овощи. При этом учитываются выявленные
тенденции развития подсобных хозяйств.
4. Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непродовольственных
товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления.
5. Изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого населения. В связи с
расширением жилищного строительства резко увеличивается спрос на мебель,
растет продажа индивидуальным застройщикам различных строительных
материалов.
Методика прогнозирования и планирования розничного товарооборота различна в
зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой
товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с
учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее
влияние. В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:
1.продукты питания, часть потребностей в которых удовлетворяется за
счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);
2.продовольственные товары, вся потребность в которых удовлетворяется
за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.);
3.непродовольственные товары;
4. товары длительного пользования, спрос на которые зависит от степени
обеспеченности населения этими товарами (швейные машины, радиоприемники, часы,
велосипеды и т.п.), поэтому следует учитывать наличие у обслуживаемого
населения предметов длительного пользования в расчете на 100 семей.
Методы прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота
зависят в значительной мере от содержания и объема экономической информации,
которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия. Используются
следующие основные методы прогнозирования структуры розничного
товарооборота: экономико-статистические, экономико-математические,
нормативный и др.
Прогноз розничного товарооборота целесообразно составлять по кварталам, что
имеет важное оперативное значение.
Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по периодам года имеют
важное значение для ритмичного удовлетворении платежеспособного спроса
населения, нормального денежного обращения, обеспечения развития
товарооборота и других показателей торговой деятельности предприятия.
Составление прогноза розничного товарооборота по периодам года (кварталам и
месяцам) требует комплексного учета целого ряда факторов:
Остановимся на основных из них.
1. Покупательная способность населения в разные периоды года,
определяемая на основе примерных расчетов денежных доходов населения.
Внутригодичные колебания покупательских фондов, или денежных доходов, не
совпадают с соответствующими показателями розничного товарооборота, так как
доходы, полученные населением в одном периоде, могут быть израсходованы на
покупку товаров в другое время. Однако использование данных о динамике
денежных доходов населения по кварталам и месяцам, о темпах их роста на
планируемый период наряду с глубоким экономическим анализом розничного
товарооборота за прошлые годы позволяет повысить обоснованность внутригодичных
прогнозов товарооборота.
2. Особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды
(весенне-летний и осенне-зимний сезоны, предпраздничные и праздничные дни, в
период подготовки к учебному году и т.п.). Они отражаются на показателях
внутригодичного товарооборота. Для анализа этих показателей рассчитывается
удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте и соответственно доля
каждого месяца в квартальном обороте. При этом учитывается сезонность в
производстве и потреблении отдельных групп товаров, климатические особенности
каждого периода, влияющие на спрос населения, и другие факторы. Можно привести
простой расчет анализа удельных весов товарооборота каждого квартала в общем
товарообороте магазина за ряд лет (Табл. 4):
Информация о работе Функции и виды планирования на предприятии оптовой или розничной торговли