Функции и виды планирования на предприятии оптовой или розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 04:52, курсовая работа

Краткое описание

При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически
полузабытым. Между тем, планирование – важная функция управления
любым предприятием.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………………...3
2.Глава 1. Общая характеристика планирования в рыночной экономике:
Функции и задачи планирования..........................................................................5
Назначение и цели планирования.........................................................................5
Разработка стратегий и целей предприятия……………………………………6
Технология планирования....................................................................................7
Основные формы планирования..........................................................................8
3. Глава 2.Оптовая торговля:
Роль и функции оптовой торговли....................................................................14
Экономический анализ показателей деятельности оптового предприятия.....18
Планирование оптового товарооборота..............................................................22
4.Глава 3. Розничная торговля:
Понятие розничного товарооборота................................................................25
Анализ розничного товарооборота....................................................................26
Планирование розничного товарооборота.......................................................30
5.Заключение………………………………………………………………………..34
6.Список литературы……………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Крусовик Рязанова.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

Анализ розничного товарооборота позволяет определить, в ка­кой степени

выполнен план товарооборота и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения

произошли в товарообороте за от­четный период и чем они были вызваны, вскрыть

новые явления, а также имеющиеся резервы в развитии товарооборота.

Анализ товарооборота базируется главным образом на данных бухгалтерской,

статистической и оперативной отчетности.

 

 

Бухгалтерская отчетность позволяет установить общий объем продажи, товарных

запасов и поступления товаров по торговому предприятию.

Статистическая отчетность (в частности, форма № 3-торг) дает возможность

рассмотреть эти же показатели по отдельным товар­ным группам.

Анализ товарооборота проводится отдельно по его элементам в их взаимосвязи —

общий объем продажи (товарооборота), товарная структура оборота, товарное

обеспечение, включая движение то­варных запасов.

Анализ общего объема продажи (товарооборота) начинается с установления

степени выполнения торговым предприятием годового плана путем сравнения

ожидаемого оборота за теку­щий год с суммой продажи товаров по плану.

Установленный на основе такого сравнения процент выполнения годового пла­на

является важным исходным показателем для оценки работы предприятия.

Анализируя общий объем товарооборота, необходимо установить выполнение плана

по отдельным кварталам, а внутри каждого квартала — по месяцам. Квартальные и

месячные планы товаро­оборота, установленные исходя из годового плана,

отражают спе­цифику внутригодового развития товарооборота, обусловленную

прежде всего особенностями покупательского спроса в отдельные периоды года.

Темп роста товарооборота, рассчитанный на основе сравнения сумм продажи

товаров в ценах соответствующих лет, не характе­ризует в полной мере

действительного роста объема товарооборота (роста его физического объема).

Наряду с сопоставлением оборота в сложившихся ценах необхо­димо

проанализировать сумму продаж в сравнимых неизменных ценах, используя для

этого индексы цен.

Важное значение имеет изучение состава розничного товарообо­рота (по

организационным формам, методам торговли, товарному составу).

Анализ товарооборота по организационным формам предпола­гает определение

долевого участия в товарообороте стационарных предприятий и мелкой розницы

(палатки, разносная торговля и т.д.).

Анализ товарооборота по методам торговли (самообслужива­ние, автоматы,

обычным методом и т.д.) проводится с целью выявления наилучших методов

обслуживания и экономичности товар­ного обращения.

Анализируется также продажа товаров в кредит и за наличный расчет.

Анализ ритмичности товарооборота позволяет установить степень и

равномерность продажи товаров по месяцам и кварталам, выявить сезонные

особенности торговли.

Анализ товарной структуры оборота является дальнейшей конкретизацией

анализа товарооборота торгового предприятия и его важнейшим этапом. Цель

анализа товарной структуры обо­рота заключается в установлении удовлетворения

спроса населе­ния на отдельные товары в отчетном периоде, изучении сдвигов в

структуре товарооборота по сравнению с предыдущим перио­дом. В процессе такого

анализа ожидаемые показатели за отчет­ный год сравниваются с соответствующими

показателями про­шлого периода.

Сравниваются абсолютные суммы оборота по отдельным то­варным группам, а также

удельный вес товарных групп в общем товарообороте. Такое сравнение позволяет

установить, насколько увеличилась продажа населению отдельных товаров, какие

сдви­ги произошли в структуре товарооборота за истекший период, в какой мере

возросла реализация наиболее ценных видов товаров и изменился их удельный вес

в общем товарообороте.

Анализ товарной структуры оборота требует, кроме того, рас­смотрения

внутригруппового ассортимента реализованных товаров.

В отдельные периоды года продажа ряда товаров имеет осо­бенности и

обнаруживает значительные колебания в реализа­ции, обусловленные характером

спроса и предложения этих товаров.

Простейший расчет показателей сезонности товаро­оборота приведен в Таблица 3.

Табл. 3 . Расчет сезонности продажи овощей в магазине

Кварталы

Объем продажи, млн.руб.

Показатель сезонности,

%

1 год

2 год

3 год

в среднем за 3 года

I

137

191

163

164

78

II

121

175

154

150

71

III

288

258

352

299

142

IV

213

208

271

231

109

Среднеквартальный уровень

190

208

235

211

100

 

 

 

Определим степень колебания продажи овощей в течение года по отдельным

кварталам на основе расчета среднего квадратического отклонения:

В нашем примере

  (164-211) 2 + (150-213)2 + (299-21I) 2 + (231-211) 2  =

4

= 59 млн. руб.,

а коэффициент вариации (v) составит

V    =    59 • 100     =   28 %

211

Итак, из приведенного выше примера следует, что сезонные ко­лебания спроса и

предложения нельзя не учитывать, поэтому ана­лиз товарной структуры оборота

не может ограничиваться рассмот­рением показателей по продаже товаров в целом

за год; следует выяснить, как удовлетворить спрос населения на конкретные

това­ры в отдельные периоды года — кварталы.

Установив, какие изменения произошли в развитии товаро­оборота, необходимо

выявить вызвавшие их причины. Поэтому важнейшим моментом анализа розничного

товарооборота являет­ся анализ влияния основных факторов, вызвавших изменения

товарооборота. Здесь можно использовать формулу баланса товарооборота:

Зн + П = Зк + Р + Вп

где Р — реализация или розничный товарооборот;

Зн — запасы на начало периода;

П — поступление товаров;

Вп — прочее выбывание;

Зк — запасы на конец периода.

Влияние на объем реализации товаров слагаемых товарного ба­ланса можно

рассчитать методом цепной подстановки или методом исчисления разницы между

фактическими и плановыми величина­ми либо фактическими величинами в динамике.

На объем товарооборота непосредственное влияние оказывают также факторы,

связанные с численностью работников, организа­цией и производительностью

труда, а также с использованием ос­новных средств.

Аналитическая работа завершается выводами об итогах и перс­пективах роста

общего объема и изменениях структуры реализации товаров.

Выводы и обобщения имеют важнейшее значение для разработ­ки прогноза продажи

товаров.

Следует подчеркнуть, что анализ товарооборота используется не только для

разработки прогноза, но и как действенное средство хо­зяйственного

руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации

товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.

Планирование розничного товарооборота

Прогноз общего объема товарооборота магазина рассчитывается как сумма продаж

отдельных товарных групп. Базой для такого расчета служат маркетинговые

исследования, основанные на глубо­ком изучении происходящих социально-

экономических изменений, анализе товарооборота за прошлые годы, тщательном

учете перс­пектив развития всех отраслей народного хозяйства, изменений в

спросе населения на различные товары. При этом учитывают комплексное влияние

множества факторов, основными из которых яв­ляются следующие.

1. Сложившийся уровень потребления и реализации товаров и его зависимость от

покупательских фондов населения. Анализ этих данных позволяет выявить

тенденции в спросе населения на от­дельные товарные группы. По тем товарам,

на которые спрос насе­ления удовлетворяется полностью, фактическая продажа в

определенной мере характеризует размер платежеспособного спроса. Учи­тываются

изменения, которые происходят в структуре товарооборо­та под влиянием роста

материального благосостояния населения. Так при увеличении продажи мяса

снижается потребление хлеба; при расчете реализации сахара учитывается рост

продажи конди­терских изделий. Чем выше уровень потребления отдельных

това­ров и степень удовлетворения потребностей в них населения, тем меньше

изменится реализация этих товаров в будущем даже при значительном росте

покупательских фондов.

Для оценки спроса по товарам, которых в продаже недостает, приходится

определять примерную величину неудовлетворенного спроса.

2. Уровень производства отдельных предметов потребления и со­ответственно

изменение объема и структуры товарных ресурсов.

3. Соотношение товарного и нетоварного потребления. На объем розничного

товарооборота по продуктам питания влияет объем про­дукции личного подсобного

хозяйства, другие источники удовлет­ворения потребности в таких продуктах,

как мясо, молоко, карто­фель, овощи. При этом учитываются выявленные

тенденции разви­тия подсобных хозяйств.

4. Нормы потребления пищевых продуктов и важнейших непро­довольственных

товаров в сопоставлении с фактическим уровнем потребления.

5. Изменения жилищно-бытовых условий обслуживаемого насе­ления. В связи с

расширением жилищного строительства резко уве­личивается спрос на мебель,

растет продажа индивидуальным за­стройщикам различных строительных

материалов.

Методика прогнозирования и планирования розничного товаро­оборота различна в

зависимости от особенностей отдельных групп товаров. Применительно к каждой

товарной группе используют дифференцированные методы расчета объема продажи с

учетом тех экономических факторов, которые оказывают на него решающее

влияние. В соответствии с этим могут быть выделены следующие группы товаров:

      1.продукты питания, часть потребностей в которых удовлетворя­ется за

счет нетоварных источников потребления (мясо, картофель и т.п.);

      2.продовольственные товары, вся потребность в которых удовлет­воряется

за счет покупок в торговле (колбасные изделия, соль, чай и т.п.);

      3.непродовольственные товары;

     4. товары длительного пользования, спрос на которые зависит от степени

обеспеченности населения этими товарами (швейные машины, радиоприемники, часы,

велосипеды и т.п.), поэтому следует учитывать наличие у обслуживаемого

населения предметов дли­тельного пользования в расчете на 100 семей.

Методы прогнозирования и планирования структуры розничного товарооборота

зависят в значительной мере от содержания и объе­ма экономической информации,

которой располагают для расчетов розничные торговые предприятия. Используются

следующие основ­ные методы прогнозирования структуры розничного

товарооборота: экономико-статистические, экономико-математические,

норматив­ный и др.

Прогноз розничного товарооборота целесообразно составлять по кварталам, что

имеет важное оперативное значение.

Экономически обоснованные прогнозы товарооборота по перио­дам года имеют

важное значение для ритмичного удовлетворении платежеспособного спроса

населения, нормального денежного обра­щения, обеспечения развития

товарооборота и других показателей торговой деятельности предприятия.

Составление прогноза розничного товарооборота по периодам года (кварталам и

месяцам) требует комплексного учета целого ря­да факторов:

Остановимся на основных из них.

1. Покупательная способность населения в разные периоды года,

определяемая на основе примерных расчетов денежных доходов на­селения.

Внутригодичные колебания покупательских фондов, или денежных доходов, не

совпадают с соответствующими показателя­ми розничного товарооборота, так как

доходы, полученные населе­нием в одном периоде, могут быть израсходованы на

покупку това­ров в другое время. Однако использование данных о динамике

де­нежных доходов населения по кварталам и месяцам, о темпах их роста на

планируемый период наряду с глубоким экономическим анализом розничного

товарооборота за прошлые годы позволяет по­высить обоснованность внутригодичных

прогнозов товарооборота.

2. Особенности покупательского спроса населения в отдельные периоды

(весенне-летний и осенне-зимний сезоны, предпразднич­ные и праздничные дни, в

период подготовки к учебному году и т.п.). Они отражаются на показателях

внутригодичного товарообо­рота. Для анализа этих показателей рассчитывается

удельный вес каждого квартала в годовом товарообороте и соответственно доля

каждого месяца в квартальном обороте. При этом учитывается се­зонность в

производстве и потреблении отдельных групп товаров, климатические особенности

каждого периода, влияющие на спрос населения, и другие факторы. Можно привести

простой расчет анализа удельных весов товарооборота каждого квартала в общем

товаро­обороте магазина за ряд лет (Табл. 4):

 

Табл. 4 . Расчет анализа удельных весов товарооборота каждого квартала в  общем товарообороте магазина за ряд лет

Информация о работе Функции и виды планирования на предприятии оптовой или розничной торговли