Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 11:41, курсовая работа
Новые системы организации труда и заработной платы, которые предполагается ввести в НГДУ «Альметьевнефть» должны обеспечить работникам данного предприятия материальные стимулы. Эти стимулы могут быть задействованы наиболее эффективно при жесткой индивидуализации заработной платы каждого работника, т.е. при внедрении бестарифной, гибкой модели оплаты труда, при которой заработок работника находится в прямой зависимости от спроса на производимую им продукцию и выполняемые информационные услуги, от качества и конкурентноспособности выполняемых работ и, конечно, от финансового положения самого предприятия, в котором он работает.
ВВЕДЕНИЕ
1. РЫНОК ТРУДА И РАБОЧЕЙ СИЛЫ. МОТИВАЦИЯ ТРУДА
1.1. Понятие рынка труда
1.2. Понятие рабочей силы и её конкурентоспособности
1.3. Мотивация труда
2. ЗАБАРОТНАЯ ПЛАТА И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕЕ В ОТРАСЛЯХ ТЭК
2.1.Основные требования, предъявляемые к организации заработной платы на предприятии
2.2. Механизм формирования заработной платы
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТАВОК ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ УРОВЕНЬ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1. Дифференциация ставок заработной платы
3.2. Факторы, влияющие на уровень заработной платы в условиях рыночной экономики
4. ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОТРАСЛЯХ ТЭК И ВЛИЯНИЯ ЕЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
4.1. Общие положения по оплате труда
Тарифная система и бестарифный подход.
4.2. Роль надбавок и доплат в стимулировании труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. РЫНОК ТРУДА И РАБОЧЕЙ СИЛЫ. МОТИВАЦИЯ ТРУДА
1.1. Понятие рынка труда
1.2. Понятие рабочей силы и её конкурентоспособности
1.3. Мотивация труда
2. ЗАБАРОТНАЯ ПЛАТА И ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЕЕ В ОТРАСЛЯХ ТЭК
2.1.Основные требования, предъявляемые к организации заработной платы на предприятии
2.2. Механизм формирования заработной платы
3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СТАВОК ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕЕ УРОВЕНЬ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
3.1. Дифференциация ставок заработной платы
3.2. Факторы, влияющие на уровень заработной платы в условиях рыночной экономики
4. ФОРМЫ И СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОТРАСЛЯХ ТЭК И ВЛИЯНИЯ ЕЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
4.1. Общие положения по оплате труда
Тарифная система и бестарифный подход.
4.2. Роль надбавок и доплат в стимулировании труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Надо сказать, что переход на рыночные отношения внес изменения и в формы регулирования трудовых отношений. Теперь непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений являются тарифные соглашения и коллективный договор. Предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед предприятием.
В новых условиях решение проблем в области оплаты труда невозможно без развитых механизмов социального партнерства. В плоскости реформирования заработной платы находится и проблема государственных социальных стандартов, представляющих нормативные показатели уровня жизни и социального развития и используемых в качестве целевых ориентиров в практике государственного управления процессами экономического и социального развития [4, C. 51].
Новые системы организации труда и заработной платы, которые предполагается ввести в НГДУ «Альметьевнефть» должны обеспечить работникам данного предприятия материальные стимулы. Эти стимулы могут быть задействованы наиболее эффективно при жесткой индивидуализации заработной платы каждого работника, т.е. при внедрении бестарифной, гибкой модели оплаты труда, при которой заработок работника находится в прямой зависимости от спроса на производимую им продукцию и выполняемые информационные услуги, от качества и конкурентноспособности выполняемых работ и, конечно, от финансового положения самого предприятия, в котором он работает.
Необходимо учитывать так же, что формирование и величина прибыли зависят от выбранной системы оплаты труда.
Рынок труда - это система общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей. Рынок труда - один из важнейших элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование товара «рабочая сила». Этот рынок выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабочей силы по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности. Рассмотрим основные элементы этого механизма.
Предложение рабочей силы. Оно позволяет определить численность и состав различных категорий граждан попадающих на рынок труда (по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации и другим характеристикам).
В соответствии с Международным классификатором статуса занятости выделяются шесть групп занятого населения:
1. Наемные работники;
2. Работодатели;
3. Лица, работающие за свой счет;
4. Члены производственных кооперативов;
5. Помогающие члены семьи;
6. Работники, не классифицируемые по статусу.
Достижение полной и эффективной занятости является одной из ключевых задач социально - экономической политики государства, важнейшей проблемой экономической науки [7, C. 102].
Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования. В зависимости от критерия, положенного в основу его характеристики, оно трактуется по-разному.
Другим показателем, характеризующим рынок труда, является спрос на рабочую силу. Устойчивость спроса на труд будет зависеть:
1. От производительности при создании товара (услуги).
2. От рыночной стоимости товара, произведенного с его помощью.
В результате действия экономических факторов происходит сокращение потребности предприятий государственного сектора экономики в работниках. Одновременно развитие негосударственного сектора экономики сопровождается увеличением численности занятых.
Следующим показателем, характеризующим рынок труда, является соотношение спроса и предложения рабочей силы. При рассмотрении этого показателя определяется тенденция превышения предложения над спросом, дисбаланс спроса и предложения в целом по области и основным социально-демографическим группам, вызванный, прежде всего, нарушением хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых затруднений.
Что касается значения рынка труда, то необходимо отметить, что он приводит в движение все другие рынки, все другие ресурсы, ибо здесь формируется и распределяется по профессиям, предприятиям, регионам и отраслям и включается в действие наиболее важный национальный ресурс - рабочая сила. Через него обеспечиваются занятость экономически активного населения, его включение в сферу производства и в сферу услуг, создается возможность получения необходимого заработка. Через рынок идет комплектование предприятий нужной рабочей силой, в необходимых количествах и должного качества. Рынок является своеобразным светофором, который показывает, какие профессии нужны, а какие имеются в излишестве, что должны делать ищущие работу в своей подготовке, переподготовке, расширении имеющихся знаний и умений для получения работы. Рынок через конкуренцию наемных работников стимулирует их к расширению профессионального мастерства, повышению их квалификации и универсализации. Рынок труда регулирует складывающиеся на нем потоки рабочей силы. Рынок труда обеспечивает распределение и перераспределение экономически активного населения в связи со структурными изменениями в экономике.
Одной из принципиальных особенностей современного западного рынка труда является значительная распространенность предпринимательской деятельности. Примерно каждый десятый работающий в США, Франции, Великобритании, каждый седьмой в Японии, каждый пятый в Италии является предпринимателем. Почти 2/3 из них возглавляют средние и мелкие предприятия.
Современный рынок труда имеет мощную корневую систему. Он опирается на гигантские организационные структуры, охватывающие не только экономику, но и многочисленные государственные, общественные и частные институты, включая национальную систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации, институт семьи.
Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации.
Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.
Преобладающая общность интересов товара рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.
На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам.
Динамика уровня конкурентоспособности рабочей силы является результатом многих взаимодействующих процессов на индивидуальном, национальном и региональном уровнях [3, C. 98].
На национальном и региональном уровнях наиболее отчетливо выступают следующие группы условий (факторов), влияющих на динамику конкурентоспособности рабочей силы:
1 сложившаяся система управления занятостью, в рамках которой устанавливаются единые стандарты в отношении найма, увольнения и использования рабочей силы;
2 формирование институциональных основ рыночного функционирования рабочей силы - правовой базы, признания большинством субъектов рынка труда «неписаных» правил честной конкуренции, изменения личностной ориентации индивидов с целью восприятия ролевой функции конкурирующего субъекта, а также ценности занимаемой конкретной ниши на рынке труда. Это направление политики поддерживает оптимальные условия для развития частного предпринимательства;
3 рост интенсификации перемещения человеческого капитала;
4 создание условий для расширения видов занятости и сфер приложения труда.
С точки зрения внутрифирменной стратегии, устойчивое конкурентное преимущество рабочей силы зависит во многом от действия системы следующих факторов:
1 непрерывного обучения и переподготовки работников;
2 разработки и реализации программ набора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, ускоряющих формирование новых компетенций, внедрение систем информационных технологий, интенсифицирующих использование потенциала кадров и способствующих освоению знаний;
3 использования внешних консультантов, прямого заимствования управленческих достижений;
4 регулярной и формализованной оценки эффективности использования рабочей силы;
5 уровня доверительности отношений между менеджерами и занятыми;
6 степени творческой атмосферы на предприятии.
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Вследствие изменения содержания труда в условиях научно-технического прогресса, широкой автоматизации и информатизации производства, в результате повышения уровня образования и социальных ожиданий сотрудников значение мотивации в управлении персоналом ещё более возросло, усложнилось содержание этого рода управленческой деятельности. Сегодня, для эффективной деятельности организации требуются ответственные и инициативные работники, высоко организованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Обеспечить эти качества работника невозможно с помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого внешнего контроля, зарплаты и наказаний. Только те люди, которые осознают смысл своей деятельности, и стремятся к достижению целей организации, могут рассчитывать на получение высоких результатов. Формирование таких работников – задача мотивационного менеджмента. Что же представляет собой мотивация, и как она влияет на организационное поведение?
Мотивация – это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и внешних факторов.
Существуют различные способы мотивации, из которых назовем следующие:
1. Нормативная мотивация – побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;