Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 10:29, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в России и за рубежем.
Задачами контрольной работы является:
1. раскрыть сущностные характеристики понятия подготовка, переподготовка и повышения квалификации кадров;
1. рассмотреть системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Введение 3
1. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации кадров 4
1.1 Сущность, значение, особенности подготовки и повышения квалификации 4
1.2 Организация и методика производственного обучения 7
2. Виды профессионального обучения 11
2.1 Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих 11
2.2 Повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих. Основные направления повышения квалификации 16
Заключение 19
Список используемой литературы 22
Полная занятость в экономике нашей страны в период застоя, создание новых рабочих мест за счет дополнительных капиталовложений, сокращения продолжительности рабочего дня и увеличения отпусков привели к росту дефицита на рынке труда. Технический прогресс и организационные нововведения, улучшая условия труда, предъявили новые требования к уровню знаний и психофизиологическим возможностям человека. Это, в свою очередь, увеличило дефицит высококвалифицированных кадров, а также кадров, отвечающих психофизиологическим требованиям производства.
Актуальность темы подтверждается тем, что в современных условиях подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров предается большое значение, как на официальном уровне, так и на уровне отдельных фирм.
Современное производство предъявляет требованиям к рабочим кадрам и системе подготовке, переподготовке и повышению квалификации в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни профессии исчезают, другие появляются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Все это порождает необходимость в новых формах подготовки, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала в России и зарубежем.
Задачами контрольной работы является:
Объектом исследования данной контрольной работы является рассмотрение опыта по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров.
Обучение персонала – основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способностями общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.1
Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям. 2
Подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалификации кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.3
По существующему общему правилу такое обучение не превышает 6 месяцев. Обучаемые пользуются всеми правами работников, и на них в полном объёме распространяется законодательство о труде, коллективный договор и иные нормативные.
Основными задачами подготовки кадров:
– характеристика требуемого уровня развития руководящих кадров;
– анализ профессионального состава и расстановки кадров;
– определение единых принципов, форм и методов повышения профессионального уровня кадров;
– расчет потребности в специалистах на перспективу и требования, предъявляемые к ним;
– направления распределения кадров;
– мероприятия по подготовке кадров для новых видов деятельности;
– работа с резервом кадров (определение потребности, набор и выдвижение, основные направления подготовки и соответствующие мероприятия);
– подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих с персоналом;
– подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов;
– направление кадров для подготовки и повышения квалификации с учетом перспективных потребностей;
– работа с выпускниками школ и вузов;
– особые формы переподготовки и повышения квалификации кадров;
– установление связей по обмен кадров;
– подготовка руководителей нижнего звена (мастеров);
– подготовка и повышение квалификации рядовых исполнителей;
– примерное содержание программ подготовки и переподготовки кадров;
– мероприятия по обеспечению единства руководства подготовкой и переподготовкой кадров.
Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства. Переподготовка необходима при изменении профиля деятельности.
Переподготовка состоит из следующих стадий:
– изменение неправильных трудовых приемов и устаревших навыков (что наиболее трудно); у рабочих оно занимает 2–3 дня;
– обучение и закрепление новых способов выполнения операций;
– приобретение навыков работы, не вызывающих утомления.
Кроме того, лица, прошедшие переподготовку, значительно быстрее усваивают необходимые навыки, чем вновь принятые работники. По расчетам затраты на переподготовку инженера в 3 раза ниже, чем на поиск нового, вероятность ухода которого выше.
У высшего руководства переподготовка характеризуется короткими сроками, частотой, большим объемом информации.
Повышение квалификации – это обучение после получения основного образования для уже работающих лиц, у которых вскоре должны появиться новые обязанности. Его цель состоит в углублении и совершенствовании профессиональных и экономических знаний, приведении в соответствие с требованиями более высокой должности; закреплении новых навыков; росте мастерства по имеющимся профессиям.4
Для этого создаются различные целевые курсы, школы передовых приемов, а вне организации – специальные институты и факультеты. В то же время повышение квалификации может осуществляться и стажировкой.
Потребность организации в повышении квалификации сотрудников обусловлена:
– непрерывными изменениями в ее внешней и внутренней среде;
– усложнением процесса производства и управления;
– освоением новых видов и сфер деятельности (для фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта).
В то же время заинтересованность в повышении квалификации у сотрудника имеется тогда, когда есть уверенность не оказаться уволенным и получить продвижение по службе.
Цели повышения квалификации работниками:
– обеспечение эффективного выполнения новых комплексных задач;
– увеличение их инновационного потенциала;
– подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению;
– освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации;
– получение более высокого разряда или адаптации к новой технике;
– изучение новых форм организации и стимулирования труда, командной работы;
– приобретение знаний, выходящих за рамки существующей должности;
– привитие навыков принятия решений;
– побуждение учиться дальше.
Преимущества повышения квалификации как способа развития работников состоит в его целевой направленности, возможности всестороннего развития личности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-групповом подходе.
Повышение квалификации является объектом внутриорганизационного планирования, в рамках которого:
– определяется долгосрочная (до 5 лет) потребность в нем и разрабатываются необходимые планы и программы, исходя из направлений деятельности фирмы и личных потребностей людей;
– осуществляется оперативное (до года) планирование конкретных мероприятий.
Обучение работников вторым (смежным) профессиям с начальным либо более высоким уровнем квалификации происходит расширения профессионального мастерства, подготовка к работе в условиях коллективных форм организации труда, а также по совмещаемым профессиям.5
Обучение – метод подготовки персонала, направленной на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:
– повысить эффективность и качество работы;
– сократить потребность в контроле;
– быстрее решить проблему кадров (обучение привлекает нужных людей);
– сократить текучесть и затраты, вызванные ею.
Современному производству необходим уровень образования не менее 10–13 лет. В момент окончания молодым человеком высшего учебного заведения оно уже будет отставать от реальных условий жизни на 5–6 лет, через 10–12 лет работы по специальности стартовые профессиональнее и управленческие знания устаревают на 50%, через 24 года – на 75%, к концу работы – на 90%. В западных странах каждая крупная компания имеет собственную систему обучения персонала. Особенно преуспела в этом Япония, где на эти цели расходуется в 3–4 раза больше средств, чем в США. Каждый рабочий и служащий в Стране восходящего солнца тратит на эти цели 4 часа рабочего и столько же нерабочего времени в неделю.
В соответствии с данными опросов полностью удовлетворены полученным образованием 18% российских работников, профессий – 46, творческим возможностям – 22, профессиональным ростом – 18%. В этих условиях люди сами должны осознавать потребность в обучении.
84% опрошенных
считают, что для большей эффективности
труда им нужны дополнительные
знания, 79 – регулярное повышение
профессионального уровня. 82% руководителей
и 77% специалистов стремятся
В настоящее время выделяют следующие виды образования: общее базовое, обычное среднее. Может быть недостаточным, адекватным или избыточным по сравнению требованиями момента. Сегодня требуется избыточное образование, поскольку оно формирует мировоззрение, необходимый уровень культуры, ценности, нормы и служит основой развития общества.
Профессиональное обучение делится:
адаптацию к начальному этапу самостоятельной жизни и профессиональные знания, связанные с особенностями практики. Вузы и техникумы (колледжи) осуществляют производство и воспроизводство знаний.
2. Дополнительное. Имеет целью боле эффективное выполнение работы, повышение культуры и расширение представлений о мире, технике, технологии, ценностях, нормах, получение новой специальности в соответствии с требованиями должности. Существует в форме:
– адаптивного, облегчающего включение человека в новые структуры; например, введение в должность или специальность;
– поддерживающего, состоящего в повышении квалификации с целью овладения новой техникой и новыми технологиями;
– опережающего (обучение новым специальностям, работа с резервом);
– многоцелевого – для руководителей высшего уровня.
Основными задачами профессионального обучения персонала фирмы:
– обучение для усвоения новыми направлениями деятельности;
– обучение для усвоения новых приемов и методов выполнения трудовых операций;
– обучение перед выходом на пенсию для облегчения адаптации к новым условиям. 6
Предпосылками развивающего обучения является: четкое определение его объема и задач, точная оценка потенциала обучаемых, степени необходимой их поддержки. Прежде, всего, такое обучение нацелено на молодых работников и должно, быть частью общей программы их развития. При её составлении принимаются во внимание:
– последовательность, насыщенность, разнообразие представляемого материала;
– способ установления обратной связи между обучаемыми и обучающими;
– число и тип обучаемых работников;
– характеристика преподавательского состава.
Работники могут осуществлять также самообучение знакомством соответствующей литературой, которое заменяет теоретическое образование; путем осмысления прочитанного, наблюдения и анализа своих действий и работы окружающих, выполнения постоянно усложняющихся заданий.7
В техническом обучении кадров на предприятии приняты следующие методы:
Методы сообщения новых знаний:
– объяснение;
– рассказ;
– беседа;
– лекция.
Методы закрепления материала:
– лабораторная работа;
– экскурсия;
– упражнение;
– выполнение домашнего задания.
Методы проверки и оценки знаний:
Информация о работе Формы и методы подготовки и переподготовки кадров организации