Переподготовка кадров в условиях рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является основа теоретического и методологического обоснования. Роль переподготовки рабочих кадров как важного звена непрерывного профессионального образования. Разработка региональной системы профессиональной переподготовки, механизм ее реализации с целью оптимизации деятельности различных структур, занятых решением практических вопросов переподготовки рабочих и обеспечения соответствия их профессионализма требованиям современного производства и рынка труда.

Оглавление

Введение
1. Методологические аспекты переподготовки квалификации рабочих кадров
1.1Требования, предъявляемые к профессиональной переподготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений
1.2 Основные формы переподготовки персонала
2. Особенности профессиональной переподготовки рабочих кадров
2.1 Переподготовка рабочих кадров и ее формы
2.2 Кадровая политика по переподготовки рабочих кадров
2.3 Влияние состояния рынка труда на переподготовку рабочих кадров
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ГОТОВАЯ .doc

— 343.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ФГОБУ ВПО  «Тверской  государственный технический университет»

Институт дополнительного  профессионального образования и переподготовки

Кафедра социологии и  социальных технологий

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ

ТЕМА: ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА ТРУДА

 

 

 

                                                                

                                                                 Выполнила: Ситюгина О.А.

                                                             студентка  4  курса   группы УП 430

 

                                                              

                                                                 Научный  руководитель:

 

 

 

 

Защита состоялась

 

 «         »                                2013 г.

 

Оценка:

Бежецк  — 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………….

3

  1. Методологические аспекты переподготовки квалификации рабочих кадров

1.1 Требования, предъявляемые  к профессиональной переподготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений …………………………..

 

6

1.2  Основные формы   переподготовки персонала..…………………………………….

11

2. Особенности профессиональной переподготовки рабочих кадров

    1. Переподготовка рабочих кадров и ее формы……………………………..

18

2.2  Кадровая политика по переподготовки  рабочих кадров……………….

28

2.3  Влияние состояния  рынка труда на переподготовку  рабочих кадров….

38

Заключение……………………………………………………….........................

47

Список использованных источников…………………………………………...

50


 
ВВЕДЕНИЕ

 

 

Совершенствование и  развитие материально-вещественных факторов производства и, прежде всего разработка, внедрение и освоение новых технологий требует систематического повышения  как общего культурно-технического и профессионального уровня работников, так и повышения квалификации в пределах конкретных трудовых функций. В таком повышении заинтересованы и предприятия, и сами работники, поскольку требования к качеству рабочей силы постоянно повышается.

Вопросы  переподготовки рабочих кадров в условиях рыночной отношений приобретают особую актуальность.

В современных условиях перед профессиональным обучением  рабочих кадров встал целый ряд принципиально важных задач, обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку, проведением модернизации и перепрофилирования производств и изменением требований к качеству рабочей силы.

Современное производство предъявляет высокие требования к рабочим кадрам и системе  переподготовки квалификации в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни профессии исчезают, другие появляются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Все это порождает необходимость в новых формах переподготовки рабочих кадров.

Также в условиях современного производства все больше возрастает значение психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно-технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий обеспечивающих поступательный процесс общества. Влияние профессиональной переподготовки рабочих на экономический рост состоит в том, что рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов.

Переподготовка рабочих на предприятии - практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающегося предприятия», так и в стандартных подходах… как, например, различные семинары, обучение в институтах повышения квалификации высшего персонала или переподготовка рабочих. [3. С. 12].

Политика, проводимая на предприятии, обеспечивает постоянное совершенствование своей отрасли. Поэтому руководство предприятия уделяет большое внимание работе с кадрами, как в плане социального обеспечения, так и плане переподготовки кадров.

Предметом – является взаимообусловленность переподготовки рабочих и потребности современного производства на макро - и микроуровнях в высококвалифицированных кадрах для решения проблем реформирования экономики, его структурной перестройки в условиях становления рыночных отношений.

Целью курсовой работы является основа теоретического и методологического обоснования. Роль переподготовки рабочих кадров как важного звена непрерывного профессионального образования. Разработка региональной системы профессиональной переподготовки, механизм ее реализации с целью оптимизации деятельности различных структур, занятых решением практических вопросов переподготовки рабочих и обеспечения соответствия их профессионализма требованиям современного производства и рынка труда. В соответствии с целью определены следующие задачи:

1. рассмотреть методологические аспекты переподготовки рабочих кадров;

2. изучить особенности профессиональной переподготовки рабочих кадров, аргументировать объективную потребность в ее совершенствовании в соответствии с новыми социально-экономическими условиями;

Таким образом, тема «переподготовка кадров в условиях рынка труда» затрагивает сразу два важнейших аспекта менеджмента – следовательно, при правильном подходе к этому вопросу, эффективность работы организации может возрасти на порядок. Доказать это утверждение – одна из основных целей данной курсовой работы.

Сама тема вытекает из вопроса – стоит ли тратить  деньги для улучшения производительности текущего персонала, если можно использовать кадровые агентства и другие источники  для найма сторонних свободных  специалистов. Ответ на этот вопрос для подавляющего большинства фирм один: да, стоит. Следует это, например, из текущих запросов тех же сторонних специалистов, которые хотят не только стабильной и относительно высокой зарплаты, хорошего климата на рабочем месте, но и постоянного трудоустройства. В результате фирмы, пропагандирующие данный подход, получают, известное преимущество перед предприятиями которые не предполагают этого по умолчанию.

Методологической основой  написания данной работы послужили  законодательные и нормативные  документы, действующие в РФ, а также специальная литература по исследуемой проблеме таких авторов как В.В. Авдеев [2], А.Л. Кибанова [5], П.В. Журавлев [10], В.А. Дятлов [7] и других.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения.

В первой главе описаны методологические аспекты переподготовки  квалификации персонала.

Во второй главе описаны особенности профессиональной переподготовки рабочих кадров.

 

 

 

 

 

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ  КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧИХ КАДРОВ

 

1.1 Требования, предъявляемые к профессиональной переподготовке рабочих кадров в условиях рыночных отношений

 

 

Современный человек  живёт и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий. Если в прошлые времена принятию правильных решений мешал в основном дефицит информации, то в наши дни, напротив, помехи создаёт её избыток. Усложнившиеся социально-экономические процессы, повысившаяся уязвленность людей со стороны внешних воздействий, уплотнившиеся информационные потоки, явный недостаток на их осмысление, возросшие конкурентность и агрессивность – всё это обуславливает довольно высокие требования к выпускникам профессионально технических училищ, колледжей и средних специальных учебных заведений [4. С. 21].

В настоящее  время мы живём в обществе, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, поэтому необходимо предъявлять новые и более жёсткие требования к профессиональной переподготовке рабочих кадров.

Уже сегодня  в реформировании профессионального  образования необходимо учитывать следующие основные тенденции:

  • в условиях рыночной экономики человек выступает активным субъектом на рынке труда, свободно распоряжающимся своим главным капиталом – квалификацией. Сегодня для значительной части трудоспособного населения, да и части молодёжи, крайне трудно преодолеть психологический барьер перехода из позиции наёмного государственного работника к позиции активного субъекта рынка труда – что надо самому искать достаточно высокооплачиваемую работу, что можно одновременно работать в нескольких местах – самому принимать решения трудно – свобода выбора пугает людей, привыкших жить в тоталитарной системе;
  • в условиях рыночной экономики в силу чрезвычайно высокой подвижности её конъюнктуры каждому человеку приходится не только часто менять место работы, но и в среднем на протяжении трудовой жизни 5-6 раз менять профессию. Это требует, во-первых, сломить сложившийся у нас психологический стереотип, когда хорошим работником считался человек, десятилетиями проработавший на одном рабочем месте. Во-вторых, в этих условиях молодёжь должна получать такое профессиональное образование, которое будет позволять ей относительно легко осваивать новые профессии в будущем, образно говоря, профессиональное образование должно стать конвертируемым.

В современных условиях целенаправленное сочетание теории и практики наиболее ценно. Общая теоретическая техническая переподготовка становится более необходимой, чем раньше. Она даётся не только ведущими категориями персонала, но и рабочим, занимающим низкие уровни в иерархической структуре предприятия. Современные технологии сами по себе и формы организации, позволяющие продуктивно их использовать, требуют переподготовки работника иного типа, обладающего новыми навыками, высокой квалификацией, способного и готового к переменам.

Характерная для сегодняшней ситуации модернизация производства требует переподготовки легко приспосабливающихся работников, готовых изменить свою профессию и степень ответственности, а значит, и способных обучиться новой профессии. Они должны быть объективно готовы справиться с новыми профессиональными функциями и способны воспринять эти изменения как нормальный режим современного производства.

Термин «приспособляемость»  используется здесь для обозначения  возможности человека воспринять изменения условий труда, приобрести новые навыки [29. C. 14]. Это совсем не просто. В сложившейся обстановке для многих безработных и молодых людей в нашей стране всё труднее найти работу. Поэтому многие учебные заведения внедряют новые приёмы обучения, признанные развить у своих слушателей именно эти качества.

Для преодоления  кризисной ситуации в нашей стране предприятиям требуются рабочие кадры высокой квалификации. Основной характеристикой рабочего высокой квалификации являются широкие общеобразовательные, общетехнические и профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успешное выполнение им сложной трудовой деятельности и дающие ему возможность легко ориентироваться в производстве и в любой новой производственной обстановке, овладевать новыми знаниями, навыками и умениями, необходимыми для исполнения всё усложняющихся и изменяющихся трудовых функций. Рабочие высокой квалификации проявляют постоянную творческую активность в труде, самостоятельность и высокую профессиональную устойчивость. Они могут не только обслуживать действующее оборудование, но и осваивать новое, способны переходить от одного вида деятельности к другому в соответствии с быстро меняющимися условиями производства, включаться в случае необходимости в любое звено производственного процесса. Чтобы успешно выполнять эти функции, нужно обладать техническим мышлением, элементами инженерно-технических знаний, понимать закономерность технологических процессов, знать научно-технические основы производства, отличаться творческим отношением к труду.

В современных  рыночных отношениях важно, чтобы переподготовка кадров удовлетворяла такому требованию к рабочей силе, как профессиональная мобильность, то есть способность быстро осваивать технические новшества и новые специальности.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (раздел 9) работники имеют право на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям.

В современных условиях важнейшим условиям развития фирмы, авторитета ее на рынке и повышения конкурентоспособности являются корпоративные знания. Деятельность руководства по обучению и повышению квалификации сотрудников, собственная работа сотрудников в этом направлении, мощная система информационного поиска новаций и нововведений – все это должно работать на идею постоянного повышения и совершенствования корпоративного знания [5. С. 17].

Вот почему в последнее  время руководители многих фирм и  организаций пристальное внимание уделяют созданию систем корпоративной переподготовки специалистов, прежде всего работе учебных центров и учебных отделов.

Без серьезных организационных  изменений в области переподготовки и повышения квалификации персонала трудно ожидать качественных изменений в работе фирмы. Семинары, стажировки не могут заменить постоянной целенаправленной работы по обучению, переподготовке, информированию сотрудников. При выборе стратегии обучения сотрудников перед руководителем кадровой службы всегда существует дилемма – обучение как ликвидация последствий не слишком удачного приема сотрудников или обучения инновациям, новым технологиям деятельности на фирме.

Информация о работе Переподготовка кадров в условиях рынка труда