Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 20:29, реферат
Предварительный финансовый контроль – форма контроля, предшествующая совершению финансово-хозяйственных и иных операций, деяний или процессов, наступлению явлений (событий), относящихся к деятельности проверяемого субъекта, в том числе к действиям его должностных лиц и иных работников. Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.
Формы и методы финансового контроля.
Под формами
финансового контроля понимают способы
конкретного выражения
– текущий,
– последующий.
Предварительный
финансовый контроль – форма контроля,
предшествующая совершению финансово-хозяйственных
и иных операций, деяний или процессов,
наступлению явлений (событий), относящихся
к деятельности проверяемого субъекта,
в том числе к действиям его должностных
лиц и иных работников. Предварительный
контроль осуществляется вышестоящими
органами хозяйственного управления и
учреждениями финансово-кредитной системы
при рассмотрении финансовых планов, смет
и других нормативных расчетов, открытии
кредитов и перечислении бюджетных средств.
Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно в процесс операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски.
Последующий финансовый контроль проводится после совершения денежных операций с целью дополнительной проверки их законности обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов и балансов, а также методом проверок и ревизий непосредственно на месте, на предприятиях, в учреждениях и организациях.
Выделяют два метода проверки:
который заключается в проверке финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, в том числе в оценке действий его должностных лиц и иных работников, по данным первичной документации, записей в учете и отчетности и др.;
который
направлен на установление действительного,
реального состояния какого-
При этом установлено, что при проведении проверки методы и способы ее осуществления могут применяться в рамках использования одного из вышеназванных видов методов либо одновременно двух этих видов методов в совокупности.
Также определяет два метода изучения финансово-хозяйственных и иных операций, иных сфер деятельности проверяемого субъекта включая действия его должностных лиц и иных работников, изучение всех документов бухгалтерского учета и других документов, относящихся к соответствующим операциям, иным сферам деятельности проверяемого субъекта:
который предполагает анализ всех подлежащих проверке финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, включая действия его должностных лиц и иных работников, в том числе изучение всех документов бухгалтерского учета и других документов, относящихся к соответствующим операциям, иным сферам деятельности проверяемого субъекта;
который предполагает анализ части финансово-хозяйственных и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, действий его должностных лиц и иных работников, в том числе документов бухгалтерского учета и других документов, относящихся к соответствующим операциям, иным сферам деятельности проверяемого субъекта.
Если выборочной проверкой устанавливаются нарушения законодательства, то проверяющему предоставлено право принятия решения о проведении проверки сплошным методом. В любом случае сплошной метод проверки может быть применен только в рамках вопросов, подлежащих проверке, и в пределах проверяемого периода, указанных в предписании на проведение проверки.
Помимо того, предусмотрен еще ряд методов, которые могут быть использованы в ходе проведения проверки:
– проведение встречных проверок. Встречные проверки относятся к внеплановым проверкам. Встречная проверка проводится для установления достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;
– использование чек-листа. Под контрольным списком вопросов (чек-лист) понимается исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом;
– изучение (проверка) информации и документов (их копий). Изучению могут быть подвергнуты информация и документы как на бумажных, так и на электронных носителях, касающиеся деятельности (в рамках вопросов, подлежащих проверке) проверяемого субъекта, как имеющиеся непосредственно у субъекта, так и полученные от иных организаций, физических лиц, государственных органов, в том числе по запросам из компетентных органов иностранных государств;
– расчетный метод. Расчетный метод используется при отсутствии у проверяемого субъекта документов бухгалтерского, налогового учета и других документов, связанных с налогообложением, в целях определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и основан на применении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности;
– контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг. Под контрольной закупкой товарно-материальных ценностей, контрольным оформлением заказов на выполнение работ, оказание услуг понимается способ контроля, выраженный в искусственном создании контролирующими (надзорными) органами ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения или последующей реализации;
– контрольный обмер. Под контрольным обмером выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства понимается способ контроля путем инструментального обмера;
– проведение исследований (испытаний), направленных на выяснение вопросов, относящихся к проверке, в том числе испытания продукции, направление на техническое освидетельствование кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;
– привлечение экспертов и назначение экспертизы;
– привлечение специалистов. Под экспертами и специалистами понимаются незаинтересованные в результатах проверки физические лица, имеющие специальные знания;
– использование технических средств.
Указанный перечень не является закрытым и подразумевает возможность использования иных методов и способов при проведении проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь.
Под методами
и способами осуществления
Предусмотрено,
что должностные лица налоговых органов
могут использовать методы документальной
и фактической, сплошной или выборочной
проверки. Такое изложение нормы позволяет
сделать вывод, что указанные методы проведения
проверки могут применяться в рамках использования
одного из них либо одновременно нескольких
в совокупности.
Литература:
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 октября
2009 г. N 510.
ПРИКАЗ
КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ 22 февраля 2010 N 15.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 декабря 2009 г. N 88.