Формы и методы финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 20:29, реферат

Краткое описание

Предварительный финансовый контроль – форма контроля, предшествующая совершению финансово-хозяйственных и иных операций, деяний или процессов, наступлению явлений (событий), относящихся к деятельности проверяемого субъекта, в том числе к действиям его должностных лиц и иных работников. Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.

Файлы: 1 файл

Формы и методы финансового контроля.docx

— 22.18 Кб (Скачать)

Формы и  методы финансового контроля.

Под формами  финансового контроля понимают способы  конкретного выражения организации  контрольных действий. В зависимости  от времени совершения контроля выделяют три основные формы финансового  контроля – предварительный,

– текущий,

– последующий. 

Предварительный финансовый контроль – форма контроля, предшествующая совершению финансово-хозяйственных и иных операций, деяний или процессов, наступлению явлений (событий), относящихся к деятельности проверяемого субъекта, в том числе к действиям его должностных лиц и иных работников. Предварительный контроль осуществляется вышестоящими органами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых планов, смет и других нормативных расчетов, открытии кредитов и перечислении бюджетных средств.  

Текущий (оперативный) контроль проводится непосредственно  в процесс операций по расходованию и поступлению денежных средств. На основе данных оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального  наблюдения текущий контроль помогает предотвратить совершение финансовых правонарушений, а также регулировать финансовые риски. 

Последующий финансовый контроль проводится после  совершения денежных операций с целью  дополнительной проверки их законности обоснованности. Эта форма контроля осуществляется путем анализа отчетов  и балансов, а также методом  проверок и ревизий непосредственно  на месте, на предприятиях, в учреждениях  и организациях.

Выделяют  два метода проверки:

  1. метод документальной проверки,

который заключается в проверке финансово-хозяйственных  и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, в том числе  в оценке действий его должностных лиц и иных работников, по данным первичной документации, записей в учете и отчетности и др.;

  1. метод фактической проверки,

который направлен на установление действительного, реального состояния какого-либо материального объекта, операции, процесса, явления или события путем  пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного  анализа и иных приемов, позволяющих получить данные о характеристиках этого объекта, операции, деяния, процесса, явления, события и их состоянии.

При этом установлено, что при проведении проверки методы и способы ее осуществления  могут применяться в рамках использования  одного из вышеназванных видов методов  либо одновременно двух этих видов  методов в совокупности.

Также определяет два метода изучения финансово-хозяйственных и иных операций, иных сфер деятельности проверяемого субъекта включая действия его должностных лиц и иных работников, изучение всех документов бухгалтерского учета и других документов, относящихся к соответствующим операциям, иным сферам деятельности проверяемого субъекта:

  1. метод сплошной проверки,

который предполагает анализ всех подлежащих проверке финансово-хозяйственных  и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, включая действия его должностных лиц и иных работников, в том числе изучение всех документов бухгалтерского учета  и других документов, относящихся  к соответствующим операциям, иным сферам деятельности проверяемого субъекта;

  1. метод выборочной проверки,

который предполагает анализ части финансово-хозяйственных  и иных операций, других сфер деятельности проверяемого субъекта, действий его  должностных лиц и иных работников, в том числе документов бухгалтерского учета и других документов, относящихся  к соответствующим операциям, иным сферам деятельности проверяемого субъекта.

Если  выборочной проверкой устанавливаются  нарушения законодательства, то проверяющему предоставлено право принятия решения  о проведении проверки сплошным методом. В любом случае сплошной метод проверки может быть применен только в рамках вопросов, подлежащих проверке, и в пределах проверяемого периода, указанных в предписании на проведение проверки.

Помимо  того, предусмотрен еще ряд методов, которые могут быть использованы в ходе проведения проверки:

– проведение встречных проверок. Встречные проверки относятся к внеплановым проверкам. Встречная проверка проводится для установления достоверности совершения финансово-хозяйственных операций между проверяемым субъектом и его контрагентами или третьими лицами, имеющими отношение к проверяемым финансово-хозяйственным операциям;

– использование чек-листа. Под контрольным списком вопросов (чек-лист) понимается исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом;

– изучение (проверка) информации и документов (их копий). Изучению могут быть подвергнуты информация и документы как на бумажных, так и на электронных носителях, касающиеся деятельности (в рамках вопросов, подлежащих проверке) проверяемого субъекта, как имеющиеся непосредственно у субъекта, так и полученные от иных организаций, физических лиц, государственных органов, в том числе по запросам из компетентных органов иностранных государств;

– расчетный метод. Расчетный метод используется при отсутствии у проверяемого субъекта документов бухгалтерского, налогового учета и других документов, связанных с налогообложением, в целях определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) и основан на применении сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности;

– контрольная закупка товарно-материальных ценностей, контрольные оформления заказов на выполнение работ, оказание услуг. Под контрольной закупкой товарно-материальных ценностей, контрольным оформлением заказов на выполнение работ, оказание услуг понимается способ контроля, выраженный в искусственном создании контролирующими (надзорными) органами ситуации по приобретению товарно-материальных ценностей, оформлению заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения или последующей реализации;

– контрольный обмер. Под контрольным обмером выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства  понимается способ контроля путем инструментального обмера;

– проведение исследований (испытаний), направленных на выяснение вопросов, относящихся к проверке, в том числе испытания продукции, направление на техническое освидетельствование кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров;

– привлечение экспертов и назначение экспертизы;

– привлечение специалистов. Под экспертами и специалистами понимаются незаинтересованные в результатах проверки физические лица, имеющие специальные знания;

– использование технических средств.

Указанный перечень не является закрытым и подразумевает возможность использования иных методов и способов при проведении проверок органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Под методами и способами осуществления проверок в данном случае понимаются контрольные (проверочные) действия, мероприятия  и приемы, выполняемые (применяемые) проверяющими или по поручению (указанию, требованию) должностных лиц органов  Комитета государственного контроля Республики Беларусь иными лицами в ходе проверки в целях изучения вопросов, подлежащих проверке.

Предусмотрено, что должностные лица налоговых органов могут использовать методы документальной и фактической, сплошной или выборочной проверки. Такое изложение нормы позволяет сделать вывод, что указанные методы проведения проверки могут применяться в рамках использования одного из них либо одновременно нескольких в совокупности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература: 

УКАЗ  ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 16 октября 2009 г. N 510. 

ПРИКАЗ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22 февраля 2010 N 15. 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 31 декабря 2009 г. N 88.

Информация о работе Формы и методы финансового контроля