Формирование современной, отечественной этики бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство - неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций. Однако до самого последнего времени эта важнейшая функция управления экономикой очень слабо освещалась не только в российской, но и в зарубежной литературе. Наука стороной обошла этот активный вид человеческой деятельности, отдав его на откуп народному творчеству.
Советская наука в прошлом вообще обходила вопросы предпринимательства. Советские обществоведы рассматривали предпринимательство как сугубо классовое явление, хотя повседневной жизни и хозяйственной практике большинство людей (а руководители непременно) в той или иной мере соприкасались с практикой предпринимательства. Предпринимательство - это хозяйственная предприимчивость, отрицающая самоуспокоенность, застой, самодовольство, расточительство.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 4
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭТИКИ БИЗНЕСА……………………………………………………………………. 11
1.1. Управленческая этика………………………………………………….. 11
1.2. Этика и культура фирмы……………………………………………….. 13
1.3. Этика деловых контактов………………………………………………. 21
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ…………………………………………………………………... 31
2.1. Основные проблемы осуществления предпринимательской деятельности в России………………………………………………………………….. 31
2.2. Общие тенденции развития экономики в России…………………….. 37
2.3. Эффективность бизнеса и этики бизнеса……………………………... 43
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ НГУ “АВТОПАРИТЕТ”…………………………………………………………... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…… 50

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Придерживайтесь “золотого” правила: вести переговоры убедительно, но ненавязчиво.

Воздерживайтесь от пустых обещаний и заверений. Было бы иллюзией полагать, что партнеров по переговорам  можно перехитрить. Помните, что  они также хорошо  подготовились  и могут логично аргументировать  свои предложения, не поддаваясь на всевозможные уловки.

Во время беседы не надо ничего перебирать руками, барабанить пальцами, постукивать рукой или ногой, играть мимикой или другим способом проявлять свои эмоции.

Совершенно недопустимо  во время беседы брать собеседника  за пуговицу его пиджака, похлопывать  по плечу, теребить за рукав, энергично жестикулировать перед его лицом, навязчиво  возвращать к уже рассмотренным вопросам.

Следует помнить, что  все проявления Ваших эмоций, будь то чувство досады, жест неуверенности, огорчение или ликование, могут быть неправильно  расценены Вашими собеседниками и стоить Вам упущенной прибыли, возможности установить деловые отношения, углубить взаимопонимание.

Шесть основных заповедей делового этикета

 

  1. Делайте все вовремя. Опоздания не только мешают работе, но и являются первым признаком того, что на человека нельзя положиться и в начальники он не годится.

Принцип “вовремя” распространяется также на отчеты и другие поручаемые вам задания.  Любая задержка потребует от вас каких-то оправданий, и вы будете выглядеть не столь обязательным, как тот, кто сделает все в срок.

  1. Никогда не пересказывайте никому того, что вам приходиться иногда услышать от сослуживца, руководителя, партнера об их личной жизни.
  2. Будьте любезны, доброжелательны и приветливы. Ваши клиенты, подчиненные могут придираться к вам, это неважно, все равно вы обязаны вести себя с ними вежливо, приветливо и доброжелательно.
  3. Думайте о других, а не только о себе. Внимание к окружающим должно проявляться не только в отношении клиентов, оно распространяется и на сослуживцев, начальство и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась  та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике коллег, партнеров, клиентов. Не начинайте сразу “огрызаться”, когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей.
  4. Говорите и пишите хорошим языком. Тот, кто умеет четко выразить свою мысль, обладает большим преимуществом. Все произносимое и написанное вами должно быть изложено хорошим языком, а все имена должны быть переданы без ошибок. Следите за тем, чтобы не употреблять бранных слов. Хорошие деловые манеры настолько способствуют карьере, что надо использовать любую возможность научиться им.

Сложившиеся нормы нравственности и этики являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми в общественной жизни. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, так как мы не можем существовать, не считаясь друг с другом, не налагая на себя определенных ограничений. И здесь очень важная роль придается этике.15

Нормы этики, в отличие  от норм морали, являются условными  и носят характер как бы неписаного соглашения о том, что в поведении  людей считать общепринятым, а  что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этики, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества.

Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение, оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания и создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этика деловых контактов  представляет собой свод писаных  и неписаных правил поведения, нарушение которых мешает нормальному ведению дел. Достаточно известно, что страны, где деловая этика отсутствует, живут плохо и трудно, потому что бесчестные отношения мешают сотрудничеству.

Бизнесмен переводится  с английского как деловой  человек, а правильнее было бы - “человек дела”. Но чтобы им стать, необходимо изжить два качества, присущие большинству из нас, будь то государственный чиновник, или мелкий предприниматель - это некомпетентность и необязательность. Именно они в нашей стране решают все. Отечественные предприниматели часто бывают необязательны. 

Поэтому, чтобы Вам  сопутствовал успех, в Ваш девиз  следует включить такие понятия, как пунктуальность, обязательность и компетентность.

Необходимо помнить, что  в современном мире успеха добивается тот, кто знаком с различными формами организации производства и маркетинга, кто освоил современные информационные технологии, кто знает иностранные языки и чье мышление достаточно гибко и утонченно, чтобы справиться с нарастающим валом проблем.

Как бы то ни было Вам  тяжело, следуйте старой народной мудрости - использовать во благо все трудности. И последний совет: все сроки исполнения обещаний надо умножать на два, все предложения о помощи надо делить на два, всякую рекламу надо делить на четыре.

Таким образом, можно  выделить семь основных принципов ведения  дел в России российскими предпринимателями:16

  1. уважать власть;
  2. уважать право частной собственности;
  3. уважать человека труда;
  4. быть целеустремленным;
  5. быть верным своему слову;
  6. быть честным;
  7. жить по средствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ  УСЛОВИЯ  СУЩЕСТВОВАНИЯ  БИЗНЕСА  В  РОССИИ

 

  1. Основные проблемы осуществления предпринимательской деятельности в России

 

Переход к рыночным отношениям поставил перед нашим обществом  множество сложных задач, среди которых важное место занимало развитие предпринимательства.

Отечественное предпринимательство  имеет свою историю, которая была прервана более чем на 70 лет. Сегодня  было бы неверно говорить о его  возрождении: нельзя вернуть к жизни явление, имевшее место в начале века, существовавшее в давно исчезнувшей исторической обстановке. Можно лишь рассчитывать на появление нового предпринимательства, которое начало возникать и развиваться в нынешних очень непростых, противоречивых общественных условиях. Традиции отечественного предпринимательства остались в прошлом, и обеспечить преемственность его исторического развития было практически невозможно.

О том, что в России предпринимательство было развито  относительно слабо даже для того времени, свидетельствуют многие ученые, серьезно занимавшиеся проблемами промышленного развития России. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. И это естественно. Пройдет немалое время, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.

В настоящее время  необходимо ускоренное формирование комплекса  условий для предпринимательской деятельности, создание благоприятного предпринимательского климата.

Предпринимательство - это  основной вид самостоятельной хозяйственной  деятельности, осуществляемой физическими  и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и за свой риск на постоянной основе. Эта деятельность направлена на достижение намеченного результата - получение прибыли или предпринимательского дохода - путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами рыночного хозяйства.

Важнейшей задачей предпринимательства  является обеспечение эффективного функционирования фирмы или деятельности индивидуального предпринимателя, что предполагает ориентацию на инновации и создание инновационной среды, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.

Предпринимательство - род  деятельности, многие десятилетия у  нас не практиковавшейся и по идеологическим соображениям предаваемой анафеме. Между тем в большинстве стран  мира предпринимательство является мощным двигателем экономического и социального развития, ветры предпринимательства наполняют паруса рыночной экономики и, благодаря этому ее корабль  движется вперед. Без этого типа деятельности нет эффективной экономики, нет рынка, нет бизнеса, а бизнес, как заметил один западный предприниматель, - это что-то такое, у чего есть потребители. Следовательно, без предпринимателей потребности людей не могут нормально удовлетворяться, что и имело место в командно-административной экономике.

В последнее время  в странах с развитой рыночной экономикой предпринимательство переживает своеобразный ренессанс. Все больше людей вовлекается в бизнес, начиная с собственного небольшого дела. Если в России в 60-ые годы ежегодно регистрировалось в среднем примерно 130 тыс. фирм, то в 70-ые - 220 тыс., в 80-ые - 350 тыс., то в 90-ые годы ежегодно возникало в среднем до 600 тыс. фирм. Причина этого явления видится в результате действия по меньшей мере трех факторов.17

Во-первых, это результат  технического прогресса, научно-технической  революции, в ходе которой была создана чрезвычайно производительная техника для индивидуального пользования. Повысилась роль информатизации общества, значимость информационных услуг.

Второй фактор, способствующий расцвету предпринимательства, - это  усложнение индивидуальных и общественных потребностей людей.  В основе этого - опять же технический прогресс: сегодняшняя эпоха отличается от других не только тем, как, какими орудиями труда производятся товары, но и тем, что, какие потребительские товары производятся. Потребности современного общества столь многообразны, что только предпринимательство с его гибкостью и быстрым реагированием способно их более или менее успешно удовлетворять. Запросы общества, направленные на удовлетворение потребностей, как раз и служат толчком к расширению сферы предпринимательской активности. Отвечая на эти запросы, предприниматели обеспечили рост эффективности производства, дали миру множество новинок.

Нововведения становятся двигателем роста, повышая значимость предпринимательства в обществе.

В связи с тем, что  экономика начинает характеризоваться  все в большей степени процессом  создания и распространения разнообразных  новшеств во всех ее сферах, среди движущих сил экономического роста значительно  возрастает роль невещественных условий.

Третий фактор расцвета предпринимательства в последние годы - фактор политический.

Речь идет о постепенном  перерастании корпоративного капитализма  в посткапиталистическое демократическое  общество со смешанной экономикой, характеризующееся многообразием  форм собственности, в общество действительно равных возможностей.

Предпринимательство выросло  из мелкого бизнеса. Он и сегодня  способствует культивированию и распространению предприимчивости, без которой не может быть полноценной рыночной экономики.

Предпринимательство - это не обычная, рядовая деятельность, а творческая активность, необходимая тем, кто занимается бизнесом. У предпринимателей - особая этика и даже особое мировоззрение, что позволяет говорить о своеобразной философии предпринимательства. 18

В течение нескольких лет люди в нашей стране, имеющие склонность к деловой активности, не могли стать предпринимателями. Об этом свидетельствует плачевное состояние нашей экономики, ее колоссальное отставание от уровня развития народного хозяйства многих развитых стран. Встав на путь рыночных реформ, мы неизбежно начали создавать условия для возрождения и развития предпринимательства.

Отличительной чертой предпринимательства  в России в настоящее время  является постепенный, но уверенный  переход от нецивилизованных форм бизнеса к современным  международным формам с использованием методов и средств бизнес-планирования.

В современных условиях организовать производство и реализацию продукции другим способом невозможно.

При изучении состояния  бизнес-планирования в России, сопоставления отечественной теории, методологии и практики разработки бизнес-предложений, бизнес-проектов и бизнес-планов с зарубежными подходами выявлены следующие принципиально важные моменты.

Во-первых,  существует единое мнение ученых, экспертов и  практиков в России и за рубежом, что прединвестиционный анализ деловой среды, бизнес-план, его реализация, мониторинг проекта являются  последовательно взаимосвязанными элементами управления бизнес-проектами или управления  любыми изменениями с целью достижения успеха.

Сегодня   бизнес-планирование это не способ  принуждения предприятия  к строго определенному виду деятельности со стороны государства, а основной инструмент  формирования  стратегии  его развития как самостоятельного хозяйствующего субъекта.

Сущность содержания современного бизнес-планирования кратко можно выразить следующей фразой:

“От ориентации на товары к финансовым интересам предприятия”. Корпоративное планирование - это прежде всего планирование бизнеса.

В свою очередь, рыночная ориентация вносит новые мотивационные механизмы, связанные с финансовыми интересами и не известные российским гражданам.

Сегодня многое приходится возрождать в России. Ведь управление проектами не является чем-то новым.

 Разнообразие окружающей  среды обитания, необходимость ее познания с целью изменения и совершенствования применительно к возрастающим потребностям человека являются источником многообразия идей и путей их реализации. В разное время в зависимости от социально-экономической среды и общественного развития они претворялись в жизнь различными методами и средствами.

К настоящему времени  бизнес-планирование стало признанной во всем мире методологией предпринимательской  деятельности, превратилось в своеобразный культурный мост в цивилизованном бизнесе и деловом сотрудничестве между странами и континентами.

Информация о работе Формирование современной, отечественной этики бизнеса