Формирование современной, отечественной этики бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство - неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций. Однако до самого последнего времени эта важнейшая функция управления экономикой очень слабо освещалась не только в российской, но и в зарубежной литературе. Наука стороной обошла этот активный вид человеческой деятельности, отдав его на откуп народному творчеству.
Советская наука в прошлом вообще обходила вопросы предпринимательства. Советские обществоведы рассматривали предпринимательство как сугубо классовое явление, хотя повседневной жизни и хозяйственной практике большинство людей (а руководители непременно) в той или иной мере соприкасались с практикой предпринимательства. Предпринимательство - это хозяйственная предприимчивость, отрицающая самоуспокоенность, застой, самодовольство, расточительство.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 4
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭТИКИ БИЗНЕСА……………………………………………………………………. 11
1.1. Управленческая этика………………………………………………….. 11
1.2. Этика и культура фирмы……………………………………………….. 13
1.3. Этика деловых контактов………………………………………………. 21
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ…………………………………………………………………... 31
2.1. Основные проблемы осуществления предпринимательской деятельности в России………………………………………………………………….. 31
2.2. Общие тенденции развития экономики в России…………………….. 37
2.3. Эффективность бизнеса и этики бизнеса……………………………... 43
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ НГУ “АВТОПАРИТЕТ”…………………………………………………………... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…… 50

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

Чем же управление в бизнесе  схоже с управлением в других областях жизни?1

Любое наше действие предполагает наличие цели. Для управления в  бизнесе  тоже необходимы цели, планирование, организация и контроль. Но это еще не все краеугольные камни управления.  Управлять фирмой -  значит иметь дело с людьми, у которых могут быть разные вкусы, привычки, интересы и свои собственные цели. Нужно заинтересовать их в успехе фирмы, сделать так, чтобы они приносили ей как можно больше пользы, - это называется мотивацией.

Если в фирме больше одного человека, успех ее во многом будет зависеть и от того, какие отношения сложатся в коллективе. А если в фирме работают десятки и сотни людей? В управлении бизнесом всегда есть проблема коммуникаций.

Человеку свойственно  заглядывать в будущее, планировать  свою деятельность с учетом перспектив. В управлении это называется прогнозированием.

Управление в бизнесе  носит название менеджмента. Что  же такое менеджмент? Это - умение достигать поставленных целей.  Определение может показаться слишком простым. Однако в нем скрыты все виды и содержание управленческой деятельности.2

Во-первых, “умение”. Чтобы  добиться успеха, надо знать, как это  сделать, и уметь применить свои знания на практике. В менеджменте  есть свои приемы и правила игры, и их нужно освоить каждому  руководителю.

Во-вторых, “достигать”. В менеджменте необходимо не просто стараться изо всех сил, а именно достигать. Пока вы не добились желаемого результата, вы не можете считать, что научились управлять.

И наконец, в-третьих, “поставленных  целей”. Цели должны быть выбраны и поставлены верно, в противном случае теряет смысл и первое, и второе. Кто же делает все это в фирме?

В маленькой фирме  все решения обычно принимает  сам владелец. Он же контролирует работу своей фирмы. В более крупных  фирмах эти функции выполняет менеджер. Он может быть один, например, в небольшом магазине. В больших компаниях людей, занимающихся менеджментом, много - один отвечает за производство продукции, другой организует сбыт, третий занимается рекламой товаров, четвертый  нанимает работников.

Менеджер - центральная фигура в фирме. Конечно, для успеха в бизнесе очень важны и качество товара, и капитал, и квалификация работников, и хорошая реклама. Однако, если у фирмы плохой менеджер, ее не спасут ни деньги, ни люди - она может лишиться и того, и другого.3

Настоящий успех в  бизнесе приходит к тому, кто сумеет окружить себя единомышленниками, создаст  свою команду.

Каждый здравомыслящий и дальновидный предприниматель  или менеджер знает, как много зависит от людей, которые работают в фирме.

Один из руководителей крупной фирмы сказал: “Лишите меня всех возможностей, оставьте только людей, с которыми я работаю, и через пять лет мы снова достигнем того же уровня”.

Чтобы работать с людьми, нужно уметь это делать и кое-что  знать о психологии человека и основы элементарной этики. Как убедить людей действовать в ваших интересах? Что влияет на их поведение? Почему в одной фирме работники активны и энергичны, а в другой вялы, равнодушны и ждут конца рабочего дня?

Многие руководители не имеют делового опыта, зато у всех без исключения есть опыт общения с людьми. 

Человек составляет основу  предприятия, его сущность и его  основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к предприятию, к своим обязанностям; люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают  действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении.

Все это говорит о  том, что управление человеком в  предприятии исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы предприятия дело.4

Менеджер должен очень  много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими.

 

 

1.2. Этика и  культура фирмы.

 

Основой любого предприятия, в том числе и торгового,  и ее главным богатством являются люди. Однако хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений предприятия, роль и значение человека во многом  возросли.

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, то есть в каких условиях функционировать в организации, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет ему давать организация и др. От этого и ряда других факторов зависят удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность  организации.5

Установление  органичного  сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента, так как оно обеспечивает основу эффективного управления организацией.

Проблема управления человеком в предприятии не сводится только к  взаимодействию работника  и менеджера. В предприятии человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительно большое влияние, либо  помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желания работать производительно с полной отдачей. 

Поэтому менеджер должен учитывать этот факт в построении работы предприятия, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника  как индивида, обладающего набором определенных характеристик.

Работа человека в  организации представляет собой  процесс постоянного его взаимодействия с организационным окружением. Это  очень сложный и многоплановый  процесс, являющийся исключительно  важным для обеих сторон. Зачастую этот процесс является болезненным для обеих сторон.  Отладить его очень нелегко. Каждый человек, входя в новую организацию, сталкивается  с множеством проблем взаимодействия с организационным окружением. Многие коллизии возникают и в организационным окружении, так как оно обязательно претерпевает деформации и изменения с появлением нового члена в организации.  В дальнейшем может быть налажено безболезненное взаимодействие личности и окружения внутри организации. Однако в большинстве случаев  это малоустойчивое взаимодействие, что проявляется в возникновении напряжения в отношениях между человеком и организацией и в возможном разрыве их взаимодействия.

В самом общем виде организационное окружение - это  та часть организации, с которой человек сталкивается во время своей работы в ней. В первую очередь это рабочее место и его непосредственное окружение. 

Однако для большинства  людей организационное окружение  значительно шире их рабочего места  и включает такие характеристики и составляющие организации, как производственный профиль, положение в отрасли, положение на рынке, размер организации, ее месторасположение, руководство, организационная структура, правила поведения и внутренний распорядок, условия работы, система оплаты, система социальных гарантий, философия организации, общения, трудовые отношения, коллеги и еще многое другое.

Каждый член организации  имеет свое собственное окружение, так как, во-первых, он выделяет для  себя те характеристики и аспекты  организации, которые для него важны, и, во-вторых, потому что он сам обычно занимает вполне определенное место в организационном окружении, выполняет определенные функции и осуществляет определенную работу.

Возможности включения  человека в организационное окружение, называемые социализацией, зависят не только от характеристик этого окружения, но и в равной мере от характеристик человека. Каждый человек имеет многоплановую структуру личности, и во взаимодействие с организацией он вступает не как механизм, выполняющий конкретные действия и операции, а как разумное и сознательное существо, обладающее устремлениями, желаниями, эмоциями, настроением, имеющее воображение, разделяющее определенные верования и следующее определенной морали.6

Как бы человек и организация  не стремились свести свое взаимодействие только к выполнению определенных работ на определенном рабочем месте, у них этого никогда не получится. Взаимодействие человека с организацией всегда шире, так как человек не может быть низведен до состояния машины, а организационное окружение - до рабочего места.

В каждой конкретной ситуации возникновения трудностей и проблем взаимодействия человека, с организационным окружением могут быть найдены конкретные, соответствующие данной ситуации причины, породившие эти проблемы. 

Основными сторонами  жизнедеятельности организации, ценностные, поведенческие и нормативные характеристики которых должен в первую очередь изучить человек, входящий в организацию, являются следующие:7

- миссия и основные  цели предприятия;

- допустимые и предпочтительные  средства, которые могут быть  использованы для достижений целей организации;

- имидж и отличительный  образ, который имеет и создает  предприятие;

- принципы, правила и  нормы, обеспечивающие отличительные  особенности и существование предприятия;

- поведенческие стандарты,  которым должен будет следовать  человек, выполняя роль.

Вступая в организацию, человек должен уяснить для себя, каким нормам он должен следовать  в общении с коллегами, как  следует  интерпретировать деятельность предприятия, в какой форме и  по каким вопросам обращаться к руководству, в каком виде принято ходить на работу, как принято распоряжаться рабочим времени, а также временем, отведенным для отдыха.

Успешно организованный процесс включения человека в  организационное окружение приводит к тому, что у него появляются  чувство  ответственности за дела предприятия и устойчивые внутренние обязательства по отношению к предприятию. Если процесс ориентации нового сотрудника  завершается этим,  то предприятие может  считать, что добилось  значительного результата. 

Эффективным способом воспитания  нового сотрудника в таком духе  являются заметные вложения средств и времени  в него  на начальном этапе. В этом случае новый сотрудник  начинает ощущать, что предприятие  вкладывает  в него слишком  много, и он должен ему платить  тем же  самым.

Появляется внутреннее чувство  долга перед  предприятием  и вины в том случае,  если он недостаточно ответственно  и результативно  подходит к своей деятельности  в предприятии. Осуществляя такого рода воспитание нового члена, предприятие должно подчеркивать, что оно ожидает  от него добросовестной и напряженной работы и лояльности по отношению к предприятию.

Достаточно заметно  чувство ответственности перед  организацией развивается у новых членов предприятия, если они привлекаются к обсуждениям и аналогичным мероприятиям, проводимым  руководством предприятия.

В этом случае  сопричастность к принятию  глобальных, с точки  зрения предприятия, решений  способствует выработке чувства ответственности  за результаты этих решений, а следовательно, и за функционирование предприятия в целом.

Бесспорным фактом является то,  что все люди различны. Различия проявляются во всем многообразии характеристик человека. Люди имеют разный рост, вес, возраст, пол, образование, используют различные языки, по-разному делают  одинаковые действия и по-разному ведут себя в аналогичных ситуациях. Это разнообразие делает человека человеком, а не машиной, существенно расширяя потенциал и возможности предприятия. И это же разнообразие порождает трудности в управлении предприятием, проблемы и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением.

Для того чтобы разделять  противоречия между стандартизацией  и разнообразием поведения человека, а также  между поведением человека и нормами организационного окружения, необходимо понимать и знать, что определяет поведение человека, то есть необходимо знать, как  он воспринимает  себя и окружающих, каким образом  он реагирует  на те или иные стимулирующие воздействия, чем определяются его предпочтения, что для него неприемлемо,  а что является само собой разумеющимся.

Тремя основополагающими  личностными началами поведения  человека являются  восприятие, критериальная  основа и мотивация. Рассмотрим  же подробно характеристику восприятия и критериальной основы поведения  человека.8

Восприятие может быть определено в самом общем виде как процесс получения из окружения и обработки информации. Сам по себе этот процесс един для всех. 

На входе - получение  информации из внешней среды, далее  обработка этой информации и приведение ее в определенный порядок и, наконец, на выходе - систематизированная информация, заключающая в себе представление человека об окружающей среде  и ложащаяся в основу  его действий, то есть информация, выступающая исходным материалом для поведения человека.

Информация о работе Формирование современной, отечественной этики бизнеса