Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:54, курсовая работа
Предпринимательство - неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций. Однако до самого последнего времени эта важнейшая функция управления экономикой очень слабо освещалась не только в российской, но и в зарубежной литературе. Наука стороной обошла этот активный вид человеческой деятельности, отдав его на откуп народному творчеству.
Советская наука в прошлом вообще обходила вопросы предпринимательства. Советские обществоведы рассматривали предпринимательство как сугубо классовое явление, хотя повседневной жизни и хозяйственной практике большинство людей (а руководители непременно) в той или иной мере соприкасались с практикой предпринимательства. Предпринимательство - это хозяйственная предприимчивость, отрицающая самоуспокоенность, застой, самодовольство, расточительство.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 4
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭТИКИ И ЭТИКИ БИЗНЕСА……………………………………………………………………. 11
1.1. Управленческая этика………………………………………………….. 11
1.2. Этика и культура фирмы……………………………………………….. 13
1.3. Этика деловых контактов………………………………………………. 21
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ…………………………………………………………………... 31
2.1. Основные проблемы осуществления предпринимательской деятельности в России………………………………………………………………….. 31
2.2. Общие тенденции развития экономики в России…………………….. 37
2.3. Эффективность бизнеса и этики бизнеса……………………………... 43
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЭТИКИ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ НГУ “АВТОПАРИТЕТ”…………………………………………………………... 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…… 50
Несмотря на внешнее единообразие процесса, восприятие каждым человеком действительно различно.
Оно всегда носит субъективный характер. Даже если воспринимаются совершенно одинаковые явления, на выходе каждый индивид имеет собственную информацию о них, которая может существенно различаться у различных индивидов. В жизни часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному.
Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов: отбора информации и систематизации информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности.
Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит выборочный характер. Используя доступные ему каналы получения информации, человек воспринимает зрительную, звуковую, осязательную информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию.
В то же время отбор информации может привести к потере важной информации, к существенному искажению реальности. Важной особенностью информации является то, что она носит преимущественно объективный характер, хотя в целом она и не адекватна полностью отражаемой ею реальности.
Социальными характеристиками человека, оказывающими влияние на его восприятие окружением, являются его стиль и манера ведения разговора, стиль и манера одеваться. Очень часто люди с определенным уровнем образования, относящиеся к определенным профессиям или же принадлежащие к определенным социальным группам, имеют определенную манеру разговора, интонацию и стиль ведения беседы. Поэтому, в зависимости от того, как говорит человек, может складываться его восприятие.9
Анкетные данные, такие как пол, возраст, образование, национальность, религия, сфера деятельности и др., достаточно сильно влияют на наше восприятие человека. Стереотипные представления, соответствующие этим характеристикам, как бы подменяют реальный образ воспринимаемого человека, создавая очень часто при восприятии человека искаженное представление о нем. В то же время необходимо знать, что полностью устранить влияние анкетных данных на восприятие человека окружением невозможно. Поэтому, вступая в контакт с окружением, человек должен предвидеть то, как он будет восприниматься с учетом его “анкетных” характеристик. Это может существенно помочь ему реалистично и более успешно построить свое взаимодействие с окружающими.
Очевидно, что восприятие и оценка своего опыта, а также процесс адаптации к условиям и требованиям организационного окружения, во многом носят индивидуальный характер. В одной и той же среде люди ведут себя по-разному. У человека как бы имеется две степени свободы в построении своего поведения в предприятии. С одной стороны, он обладает свободой в выборе форм поведения: принимать или не принимать существующие в предприятии формы и нормы поведения, с другой - он может принимать или не принимать ценности организации, разделять или не разделять ее цели и философию. Таким образом, можно выделить четыре предельных типа поведения человека в организации.10
Первый тип - полностью принимаются ценности и нормы поведения. В этом случае человек старается вести себя так, чтобы своими действиями никак не входить в противоречие с интересами предприятия.
Он искренне старается быть дисциплинированным, полностью выполнять свою роль.
Второй тип - человек не приемлет ценностей предприятия, однако старается вести себя, полностью следуя нормам и формам поведения, принятым в организации.
Третий тип - человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае человек может порождать много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством.
Четвертый тип - индивид не приемлет ни норм поведения, ни ценностей предприятия. Это открытый бунтарь, который все время входит в противоречия с организационным окружением и создает конфликтные ситуации.
1.3. Этика деловых контактов
Этика деловых контактов подразумевает отдачу и получение, оказание взаимной помощи в случае необходимости и деликатное отношение к окружающим.
В бизнесе, как и любых других сферах, первые впечатления важны и запоминаются надолго. Неважно, ищете ли вы работу, или сами кого-то нанимаете, вам следует особенно внимательно следить за своими манерами в ходе деловой беседы.
В России довольно-таки сложно соблюдать правила бизнес-этикета. Виной тому и смешение бизнес-традиций разных стран, и традиционно русские элементы, еще не совсем приспособленные к деловой деятельности.11
Важно понимать, что у нас в России вежливая форма общения не по фамилии, а по имени и отчеству, что до равноправия мужчин и женщин в деловой сфере нам еще очень далеко.
Сколько раз вы слышали, что большое складывается из мелочей? Как бы банально ни звучала эта аксиома, она отражает истину, которая в высшей степени справедлива в мире конкурентного бизнеса, где некоторые, незначительные на первый взгляд точности и вежливое поведение в обществе, - могут определить разницу между простым существованием и конкурентоспособным уровнем, так необходимых для современных условий ожесточенной конкуренции в бизнесе.12
Но мир изменился, став высокотехническим и сложным. Но все же основные правила поведения никогда не выходили из моды.
Как раз наоборот, в нынешней деловой обстановке они стали еще более важны для достижения конкурентоспособного уровня. Почему? Обратимся к фактам.
Автоматизация стала неотъемлемой частью нашей жизни. Чем более высокотехническим становится мир, тем более важным будет активное общение между людьми.
Многие из нынешних молодых
бизнесменов принадлежат к “моторизированно
К сожалению, руководство фирмы обнаруживает, что многие из новичков не имеют представления о существовании каких-либо правил. Больше нельзя считать, что если новый работник имеет одну-две или более академических степеней и внушительные профессиональные характеристики, то владеет основами вежливого поведения.
Деловые переговоры предполагают
наличие несовпадающих или даже
противоположных интересов
Достигнуть разумного решения сложно, необходимо осуществлять сотрудничество сторон, когда происходят сближение интересов и поиск обоюдной выгоды, на основе взаимоприемлемого и взаимовыгодного варианта решения спорного вопроса.
Тактика ведения переговоров предусматривает:14
Максимально эффективны принципиальные переговоры, то есть переговоры по существу дела, направленные на сотрудничество и поиск разумного принципиального соглашения. Принципиальные переговоры предполагают следующие процедуры:
При соблюдении указанных правил возможно осуществление переговоров “без поражений”.
Может показаться парадоксальным, но
успех переговоров часто
Начинать переговоры следует с наиболее важных вопросов повестки дня, пытаясь постепенно достигнуть согласия по принципиальным вопросам. Затем обсуждаются проблемы, по которым можно договориться сравнительно легко и без особых затрат времени, и только после этого переходят к ключевым вопросам, требующим подробного разбора. Старайтесь так построить беседу, чтобы рассмотрение вопросов, в которых вы единодушны, предшествовало обсуждению вопросов дискуссионных.
Не торопитесь с навязыванием собеседнику своих “ценных” идей и “идеальных” решений. Они могут стать таковыми, если “возникнут” в его голове. Для этого необходимо научиться подавать идеи как бы случайно, но так чтобы собеседник воспринял их и мог позднее высказывать как собственные. С таким психологическим феноменом мы встречаемся часто, но редко пользуемся этим приемом в деловых взаимоотношениях.
Прежде чем вынести свои идеи на рассмотрение партнеров, желательно посмотреть на свои предложения и аргументы их глазами, предугадать их сомнения и возражения, предусмотреть альтернативные варианты. Такая подготовка к переговорам позволит сократить их продолжительность, избежать напряжения в отношениях, поддерживать спокойную деловую обстановку до конца встречи.
Уважайте мнение своего собеседника. Старайтесь не перебивать его. Написаны сотни книг об искусстве переговоров, но в конце концов важно не то, что выступающий скажет, а то, что его собеседник услышит и поймут.
Никогда не следует делать замечания
собеседнику и тем более
Желательно говорить негромко и спокойно даже в самых острых ситуациях. Умение сдерживать себя и управлять своими действиями и эмоциями является непременным качеством делового человека.
Информация о работе Формирование современной, отечественной этики бизнеса