Формирование и функционирование муниципального хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в анализе процесса формирования и функционирования муниципального хозяйства.
Реализация поставленной цели определила решение следующих задач:
рассмотреть современное состояние муниципального хозяйства в России;
показать особенности хозяйственной деятельности органов местного самоуправления;

Оглавление

Введение 3
1. Современное состояние муниципального хозяйства в России 5
1.1. Понятие и компоненты муниципального хозяйства, закономерности его развития 5
1.2. Основные факторы, определяющие особенности формирования и функционирования муниципального хозяйства в России 9
2. Особенности хозяйственной деятельности органов местного самоуправления 12
2.1. Типы муниципальных образований в системе местного самоуправления
2.2. Исполнение бюджета муниципального образования города Брянска в 2011 году................................................................................................................12
2.3. Исполнение доходной части бюджета муниципального образования города Брянска................................................................................................16
2.4. Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования города Брянска в 2011 году............................................................27
3. Направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством 29
3.1. Определение стратегических направлений и задач социально-экономического развития города Брянска..........................................................29
3.2. Сохранение и развитие человеческого потенциала муниципального образования города................................................................................................30
3.3. Основные показатели социально-экономического развития
г. Брянска за 2011 года............................................................................................32
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Приложение............................................................................................................38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

      Ниже 42,1 процента сложилось исполнение по восьми из тринадцати разделов классификации  расходов бюджета города Брянска:

      «Общегосударственные  вопросы» - 138,6 млн. рублей, или                 41,2 процента от уточненного годового плана (уточненный годовой план – 336,4 млн. рублей);

      «Национальная оборона» - 0,6 млн. рублей, или 28,6 процента от уточненного годового плана (уточненный годовой план – 2,1 млн. рублей);

      «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» - 10,4 млн. рублей, или 38,7 процента от уточненного годового плана (уточненный годовой план – 26,9 млн. рублей);

      «Национальная экономика» - 137,9 млн. рублей, или 40,1 процента от уточненного годового плана (уточненный годовой план – 344,0 млн. рублей);

      «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 516,6 млн. рублей, или           38,2 процента от уточненного годового плана (уточненный годовой план – 1350,8 млн. рублей);

      «Культура и кинематография» - 72,3 млн. рублей, или 39,4 процента от уточненного годового плана (уточненный годовой план - 183,5 млн. рублей);

      «Социальная политика» - 68,2 млн. рублей, или 22,9 процента от уточненного годового плана (уточненный годовой план – 298,1 млн. рублей);

      «Обслуживание государственного и муниципального долга» - 20,2 млн. рублей, или 27,8 процента от уточненного годового плана (уточненный годовой план – 72,6 млн. рублей).

      Бюджет  города Брянска за первое полугодие 2011 года исполнен с дефицитом в сумме 78,7 млн. рублей. 

2.4. Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования города Брянска в 2011 году 

     Более 368 млн. рублей составляет заявка Брянской области на предоставление финансовой поддержки для проведения капитального ремонта, а также переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе и с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в текущем, 2011 году, которую принял к рассмотрению Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, сообщили в управлении по связям с общественностью Фонда.

     Брянская  область планирует получить из средств  Фонда 368,5 млн. руб., из которых 107,3 млн. руб. планируется направить на проведение капитального ремонта многоквартирных  домов в 32 муниципальных образованиях, 203,1 млн. руб. (из которых 0,9 млн. руб. — экономия неизрасходованных средств Фонда за 2010 г.) на переселение граждан в четрёх муниципальных образованиях, а также 57,2 млн. руб. для переселения граждан из аварийного жилья в малоэтажные дома в 4 муниципальных образованиях. В порядке софинансирования регион добавил к этой сумме 398,83 млн. руб. В результате реализации указанных программ в регионе проведен капитальный ремонт 780 многоквартирных домов, что позволило улучшить условия проживания 53 086 человек и расселено 118 аварийных домов. Новые квартиры получили 2 248 человек, в настоящее время для переселения еще 193 человек оформляются необходимые документы. 
 
 
 
 
 

3.Направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством

3.1. Определение стратегических направлений и задач социально-экономического развития города Брянска

     На  этапе  стратегического  анализа Брянской области были предложены концептуальные схемы трех сценариев - инерционного, оптимального  и  максимального, разработанные на основе оценки  экономического  потенциала региона. Реализация каждого из предложенных сценариев возможна в случае определенного сочетания внешних  и  внутренних факторов, "ограничителей роста", способных повлиять на выбранную траекторию  развития  Брянской области, при этом внутренние  и  внешние факторы могут иметь неравное значение.

     Особое  пограничное геоэкономическое положение  Брянской области предполагает активное межрегиональное  и  международное взаимодействие, что влечет за собой преобладание внешних факторов (рисков) над внутренними. При этом  стратегическая  ориентация региона на  развитие  транспортно-логистического комплекса требует учета горизонта влияния глобальных международных макроэкономических процессов на Российскую Федерацию  и , в частности, на регионы, выделяющие обслуживание транзитных потоков ключевым  направлением   развития  экономики. Кроме этого, мировая тенденция к повышению наукоемкости производственной сферы экономики требует перехода к выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, а увеличение энергоемкости производств - к опережающему  развитию  энергетики Брянской области.

     Однако, кроме внешних факторов, на выбор  пути  стратегического   развития  региона будет оказывать влияние  социальная  составляющая, которую также можно назвать внутренним ограничителем роста,  и  ее влияние на экономику региона в перспективе будет только возрастать. Исходя из этого, определим глобальные внешние факторы, или основные долгосрочные тенденции развития мировой экономики <1>, способные повлиять на развитие экономики Брянской области и страны в целом в долгосрочной перспективе.8

- 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Схема стратегических направлений  социально-экономического развития города Брянска 
 

     3.2. Сохранение и развитие человеческого потенциала муниципального образования города 

Реализация программы  социально-экономического развития города Брянска на 2012 год

намечается в  рамках выполнения совокупности инвестиционных и социальных мероприятий.  
Мероприятия программы социально-экономического развития города Брянска на 2008-2010 годы разделены на 4 группы:  
1. Повышение уровня и качества жизни населения;  
2. Обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста;  
3. Создание потенциала для будущего развития;  
4. Повышение уровня безопасности.  
Основным принципом при подборе программных мероприятий, согласно которому все мероприятия группируются в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития города Брянска, является их целевая направленность.  
Каждое мероприятие имеет следующие характеристики:  
- цели;  
- задачи;  
- определение основного исполнителя;  
- сроки выполнения;  
- объем и источники финансирования;  
- ожидаемые конечные результаты.  
Перечень и описание мероприятий программы приведены в Приложении.  
Наряду с ресурсными мероприятиями намечен и ряд организационных мер, которые будут способствовать росту деловой и инвестиционной активности в городе.  
Критерии эффективности мероприятий программы:  
1. Стратегический – наиболее значимый из критериев эффективности, показывающий соответствие мероприятий стратегическим приоритетам программы. Мероприятие признается соответствующим данному критерию в случае, если его реализация является необходимой для выполнения задач, обозначенных в программе социально-экономического развития города Брянска.  
2. Социальный – характеризует социальную значимость мероприятия для населения.  
В качестве положительных социальных эффектов, связанных с реализацией определенного мероприятия, могут учитываться:  
- повышение уровня здравоохранения (качества оказываемых услуг и их доступности для населения);  
- повышение уровня, качества образования и его доступности для населения;  
- развитие социальной инфраструктуры;  
- развитие инфраструктуры ЖКХ;  
- создание и улучшение транспортной инфраструктуры;  
- сохранение и восстановление памятников истории и культуры;  
- улучшение экологической ситуации, применение технологий, обеспечивающих минимальное негативное воздействие на внешнюю среду;  
- сохранение и развитие научно-технического потенциала.  
3. Экономический – степень экономической результативности мероприятия, которая характеризуется достижением наибольшего экономического эффекта (определенного результата) при минимальных затратах, в том числе бюджетных средств.  
Критерии реализуемости мероприятий программы:  
1. Наличие источников финансирования характеризует обеспеченность мероприятия финансовыми ресурсами, соответствие необходимого объема финансирования мероприятий доступным средствам и имеющимся источникам финансирования.  
2. Наличие требуемых полномочий – обладание правами использования соответствующих материальных и человеческих ресурсов и управления ими для успешной реализации мероприятия.  
3. Наличие необходимых компетенций – обладание опытом, знаниями и навыками, необходимыми для успешной реализации мероприятия.
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Основные показатели социально-экономического развития

г. Брянска за  2011 года. 

п/п

Показатели Ед.

изм.

2011 года В % к  2010 году
ДЕМОГРАФИЯ 

Численность населения на 1 января 2012 года с учетом предварительных итогов ВПН 2010 года

тыс. чел. 432,0 -
Число родившихся в расчете на 1000 человек населения чел. 10,4 100,0
Число умерших  в расчете на 1000 человек

населения

чел. 13,7 97,9
Естественный прирост (- убыль) населения в расчете на 1000 человек населения чел. -3,3 91,7
Миграция населения:

- число прибывших

- число выбывших

чел. 7879

8970

148,2

133,6

Миграционный  прирост чел. -1091 Было

-1396

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Объем отгруженных  товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами предприятий по хозяйственным видам экономической деятельности (крупные и средние предприятия)- всего, в том числе

по промышленным видам деятельности:

млн. руб. 151383,5 147,3
-обрабатывающие производства   44 364,3 129,5
-производство  и распределение электроэнергии, газа и воды   10 441,9 103,2
СТРОИТЕЛЬСТВО      
Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"

 крупными  и средними предприятиями

млн.

руб.

4 138,1 87,2
Ввод в действие жилых домов за счет всех источников финансирования тыс.м2 общ. площ. 295,0 109,5
-в том  числе: индивидуальными застройщиками 65,5 137,0
ТРАНСПОРТ

Перевезено  пассажиров транспортом общего пользования

     
-автомобильным млн. чел. 33,8 98,7
-троллейбусным 33,3 94,1
Перевезено  грузов предприятиями транспорта тыс. тонн 18,3 138,7
Грузооборот млн. тонн-км 32,4 в2,1 р.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК

Оборот розничной  торговли на крупных и средних предприятиях всех видов экономической деятельности

 
млн. руб.
27 309,4 152,8
Оборот общественного  питания на крупных и средних предприятиях млн. руб. 366,7 98,4
Объем платных  услуг (крупные и средние предприятия) в фактических ценах млн. руб. 17 025,0 118,3
в том  числе: бытовые услуги 152,8 -
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Количество учтенных в Статрегистре хозяйствующих субъектов; 

в том числе:   

ед. 11 731 100,3
-государственная   и муниципальная собственность 736 97,2
- частная  собственность 9871 100,4
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ      
Индекс  потребительских цен на товары и  платные услуги:

-декабрь2011 г.к  декабрю 2010 г.

- декабрь 2010 к декабрю2009г.

 
%
 
 
105,5
 
 
 
111,1
Величина прожиточного минимума

(4 кв.2011)

руб. 5 231,9 104,7
Стоимость потребительской  корзины руб. 4 877,55 104,8
Стоимость  минимального набора продуктов питания входящих в  потребительскую корзину  на душу населения – в 4 кв. 2011 г. руб. 1995,75 95,5
ФИНАНСЫ

Доходы местного бюджета

     -из  них:

млн. руб. 4 979,5 103,3
налоговые   2774,1 112,9
неналоговые   670,3 82,2
Расходы местного бюджета млн. руб. 5 251,5 103,0
Профицит, дефицит (-) млн. руб. -271,9 Был

  – 277,7

Сальдированный  финансовый результат крупных и средних предприятий города

(+,-),  в том  числе:

млн. руб. 54916,1 в2,5 р.
-убытки убыточных млн. руб. 1 675,6 108,0
Доля убыточных  организаций в % к общему числу  предприятий  % 23,2 2010г.

21,7

Кредиторская  задолженность

в т.ч. просроченная  

на начало года

в т.ч. просроченная

млн. руб. 
33 863,4

1 327,1

40 805,5

2 690,6

82,9

49,3

Дебиторская задолженность

 в т.ч. просроченная  

на начало года

в т.ч. просроченная

млн. руб. 
32 144,1

815,5 

37 321,1

980,1

86,1

83,2

ОПЛАТА  ТРУДА

Среднемесячная  начисленная заработная плата одного работающего по крупным и средним предприятиях

(в том числе):

руб. 18 126,2 115,2
- обрабатывающие  производства  15 801,1 117,6
- производство  и распределение электроэнергии, газа и воды  17 321,6 112,0
- транспорт  и связь  26 343,2 114,7
Фонд оплаты труда всех работников млн. руб. 29 899,8 115,5
Задолженность по заработной плате  млн. руб. 0,0 -
Соотношение средней  заработной платы к прожиточному минимуму   3,46 -
ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

Среднесписочная численность работающих на крупных и средних  предприятиях города

в том числе:

тыс. чел. 137,5 100,3
- обрабатывающие  производства 31,9 103,9
- производство  и распределение электроэнергии, газа и воды 8,9 92,6
- транспорт  и связь 15,9 103,2
Уровень безработицы % 1,2 -
Численность официально зарегистрированных безработных и получающих пособие по безработице чел. 2 630 73,0
Нагрузка незанятого населения на 1 заявленную вакансию чел. 1,4 -
ИНВЕСТИЦИИ  

Инвестиции в  основной капитал крупных и средних  организаций 

млн. руб. 14 708,2 93,5
 По  источникам  финансирования: млн. руб.    
-собственные  средства предприятий 5 027,0 121,5
-привлеченные  средства 9 681,2 142,3
         из них:    
      - кредиты банков 2 482,3 192,1
        -бюджетные средства 1 794,7 95,1
       - заемные средства других организаций   1 153,8 240,5
Иностранные инвестиции (поступило) тыс. долларов США 22 715,4 138,8
- прямые  инвестиции 1 864,3 217,9
- портфельные  инвестиции 3,4 было 0,0
- прочие  инвестиции 20 847,7 138,2

Заключение

      Современная социально-экономическая ситуация отличается значительным обострением противоречий, связанным с переводом экономики на рыночные отношения, приватизацией собственности, формированием рыночной инфраструктуры, обеспечением социальных гарантий населению. Все это обуславливает необходимость критического переосмысления теоретических положений и осуществления новых исследований в области муниципальной экономики.

      Как показал проведенный анализ хозяйственной  деятельности органов местного самоуправления, города Брянска является динамично развивающимся муниципальным образованием, однако для дальнейшего устойчивого развития необходимо следование стратегической концепции.

      Концепция социально-экономического развития города Брянска на 2011-2015 годы и на перспективу до 2025 года содержит элементы перспективного видения города (стратегическую цель, перспективное видение и миссию города), краткую характеристику стратегических направлений его развития и перечень задач в привязке к стратегическим направлениям. Решение задач, поставленных в рамках стратегических направлений, осуществляется посредством инструментов реализации муниципальных долгосрочных и ведомственных целевых программ, инвестиционных программ и проектов, участия в федеральных и региональных программах, а также отдельных непрограммных мероприятий.

      Факт  и степень решения каждой задачи должно оцениваться на базе индикаторов  решения задач. Каждой задаче должны быть поставлены в соответствие один или несколько измеримых индикаторов, значение которых призвано количественно  характеризовать ожидаемый результат решения данной задачи.

 

Список  использованной литературы 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ". – Загл. с экрана.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ". – Загл. с экрана.

3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 2005 г. № 154-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

Информация о работе Формирование и функционирование муниципального хозяйства