Формирование и функционирование муниципального хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в анализе процесса формирования и функционирования муниципального хозяйства.
Реализация поставленной цели определила решение следующих задач:
рассмотреть современное состояние муниципального хозяйства в России;
показать особенности хозяйственной деятельности органов местного самоуправления;

Оглавление

Введение 3
1. Современное состояние муниципального хозяйства в России 5
1.1. Понятие и компоненты муниципального хозяйства, закономерности его развития 5
1.2. Основные факторы, определяющие особенности формирования и функционирования муниципального хозяйства в России 9
2. Особенности хозяйственной деятельности органов местного самоуправления 12
2.1. Типы муниципальных образований в системе местного самоуправления
2.2. Исполнение бюджета муниципального образования города Брянска в 2011 году................................................................................................................12
2.3. Исполнение доходной части бюджета муниципального образования города Брянска................................................................................................16
2.4. Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования города Брянска в 2011 году............................................................27
3. Направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством 29
3.1. Определение стратегических направлений и задач социально-экономического развития города Брянска..........................................................29
3.2. Сохранение и развитие человеческого потенциала муниципального образования города................................................................................................30
3.3. Основные показатели социально-экономического развития
г. Брянска за 2011 года............................................................................................32
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Приложение............................................................................................................38

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

     В данном направлении осуществляются следующие действия: утверждаются и  реализуются местные целевые  программы, даются муниципальные заказы, согласовываются формы участия  предприятий и организаций в  развитии муниципального образования, заключаются договоры и т. д.

     Однако, каким бы сложным ни был процесс  управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие  по срокам проекты, в управлении которыми можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:

     а) в период разработки программы развития:

  • сбор и обработка информации;
  • целеопределение (постановка целей);
  • выработка стратегических установок и критериев развития;
  • оценка потенциала и ресурса развития;
  • разработка концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
  • разработка и принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования

     б) в период реализации программы развития:

  • разработка и принятие бюджета развития;
  • исполнение бюджета развития в соответствии с программой комплексного социально-экономического развития;
  • контроль, сбор и обработка информации и выработка предложений по корректировке программы (концепции).

     Итак, основная особенность планирования и распределения по этапам процесса комплексного социально-экономического развития муниципального образования  заключается в том, что периоды  планирования и корректировки планов должны быть согласованы с характерными временными циклами жизни муниципального образования, такими как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органов местного самоуправления и др.

 

2. Особенности хозяйственной деятельности органов местного самоуправления

2.1. Типы муниципальных образований в системе местного самоуправления

      Муниципальное образование - это городское или  сельское поселение, муниципальный  район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

      Рассмотрим подробнее типы муниципальных образований:

  • сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
  • внутригородская территория города федерального значения -часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений4.

      Л.А. Велихов выделяет четыре модели муниципального хозяйства:

  • муниципализация;
  • муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;
  • муниципально-концессионная;
  • концессия.

      Эти модели различаются по степени вмешательства  органа местного самоуправления в хозяйственную  деятельность предприятия. Максимальное вмешательство, когда местное самоуправление становится по существу собственником  предприятия, предполагается при муниципализации, минимальное вмешательство предполагает концессия, когда местное самоуправление на договорных условиях предоставляет частному лицу управлять предприятием.

      В настоящее время реализуются  следующие модели муниципального хозяйства.

  1. Муниципально-рентная модель, при которой органы местного самоуправления несут основную нагрузку по решению вопросов местного значения и являются полноценными хозяйствующими субъектами на территории муниципального образования (эта модель соответствует муниципализации в классификации Л.А. Велихова).
  2. Коммунально-рентная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов, собираемых с жителей муниципального образования, и, кроме этого, органы местного самоуправления могут облагать (в виде ресурсной ренты, например) хозяйствующие субъекты.
  3. Коммунальная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов с жителей муниципального образования. Хозяйственную деятельность здесь ведут в основном частные предприятия (эта модель всего ближе к концессии в классификации Л.А. Велихова)5.

      Следует отметить, что существование того или иного вида муниципального хозяйства  зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых), от собираемости налогов и от компетенции органов местного самоуправления. Так, коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах Западной Европы, в России же она практически нигде не применяется, напротив, российские органы местного самоуправления претендуют, причем часто необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

  Муниципальное хозяйство: сущность и основные черты

      Целью совершенствования и развития экономических  основ местного самоуправления является повышение эффективности решения  вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления.

      Ключевыми задачами в этой сфере являются совершенствование  системы местного самоуправления; приведение компетенции муниципальных образований  в соответствие с их ролью в  системе власти и общественном хозяйстве; совершенствование структуры органов местного самоуправления; создание территориальной структуры местного самоуправления, обеспечивающей его реальное осуществление на всей территории Российской Федерации; обеспечение соответствия финансовых и материальных средств, находящихся в муниципальной собственности, полномочиям органов местного самоуправления; повышение эффективности управления муниципальным хозяйством.

      В основе развития местного самоуправления лежат экономические процессы. Следовательно, экономическую деятельность местного сообщества можно описать через понятие «муниципальное хозяйство». Муниципальное хозяйство можно рассматривать как инструмент, с помощью которого органы местного самоуправления осуществляют экономическую и хозяйственную деятельность. Эта категория имеет множество толкований, предопределяемых различным пониманием ее сущности.

      Раскроем  некоторые из встречающихся в  литературе определений муниципального хозяйства.

      Первая  точка зрения представлена классиками муниципальной науки (Л.А. Велихов). Это деятельность населения и органов местного самоуправления с использованием муниципальной собственности по воздействию на поведение хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности в интересах населения.

      Вторая  точка зрения сводит муниципальное  хозяйство к совокупности предприятий  и организаций муниципальной  собственности, т. е. речь идет о коммунальном хозяйстве.

      Третья  точка зрения относит к муниципальному хозяйству хозяйствующие субъекты, действующие в границах муниципального образования и в определенной законом степени подвластные муниципалитету.

      Четвертая точка зрения признает муниципальным  хозяйством хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и других форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

      В понимании муниципального хозяйства  наиболее полной и системной представляется точка зрения Л.А. Велихова. Под муниципальным  хозяйством он понимает совокупность организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения6.

      Муниципальное хозяйство имеет целью решение  местных вопросов, т.е. вопросов местного значения. Результатом такой деятельности пользуются все жители муниципального образования, они выступают «заказчиками» услуг, оказываемых с помощью муниципального хозяйства. В основе данного процесса находится осуществление собственных полномочий органами местного самоуправления7. 
 

2.2. Исполнение бюджета муниципального образования города Брянска в 2011 году

     Исполнение  бюджета города Брянска в течение 2011 года осуществлялось в рамках действующих  положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, межбюджетных отношений, сформированных между областным бюджетом и бюджетом города Брянска, и в соответствии с Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 22.12.2010    № 462 «О бюджете города Брянска на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».

     За 2011 год бюджет города Брянска по доходам исполнен в сумме 4 979 542,4 тыс. рублей или на 98,6 процента от уточненного годового плана, в том числе по:

       -налоговым  и неналоговым доходам – 3 444 366,7 тыс. рублей;

       -безвозмездным  поступлениям из областного бюджета –       1 535 175,7 тыс. рублей.

     Рост  объема доходов бюджета города Брянска, полученных за 2011 год к 2010 году, составил 160 184,4 тыс. рублей или 3,3 процента.

      Безвозмездные поступления из областного бюджета  в бюджет       города Брянска в форме дотаций, субсидий и субвенций за 2011 год исполнены на 99,2 процента от уточненного годового плана со снижением по сравнению с 2010 годом на 13 894,4 тыс. рублей, в связи с переходом муниципальных учреждений здравоохранения города Брянска                           с 1 января 2011 года на финансирование из областного бюджета.

      В процессе исполнения бюджета города Брянска в 2011 году были приняты меры по выявлению резервов и увеличению поступления платежей, в результате чего утвержденный план бюджетных назначений был увеличен на 137 118,1 тыс. рублей, в том числе по налогу на доходы физических лиц на 81 366 тыс. рублей, по земельному налогу на 50 634 тыс. рублей, по доходам от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности,   на 88 607,7 тыс. рублей. План поступления доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей муниципальных унитарных предприятий, был увеличен на                       10 971 тыс. рублей. Однако по отдельным доходным источникам уточненный план не исполнен.

      На  протяжении последних лет в структуре  налоговых и неналоговых доходов  бюджета города Брянска наибольший удельный вес составили поступления  налога на доходы физических лиц – 42,6 процента.

     Поступления налога на доходы физических лиц в бюджет города Брянска за 2011 год возросли к 2010 году на 197 329,4 тыс. рублей или на 15,6 процента. Увеличение поступлений налога на доходы физических лиц в 2011 году по сравнению с 2010 годом обеспечено ростом налоговой базы. Фонд начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий города Брянска составил 29 899,7 млн. рублей, что на         4 003,8 млн. рублей или на 15,5 процента выше, чем в 2010 году. Среднемесячная начисленная заработная плата на крупных и средних предприятиях города Брянска увеличилась на 115,2 процента к уровню 2010 года и составила 18 126,2 рубля.

Информация о работе Формирование и функционирование муниципального хозяйства