Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 21:31, курсовая работа
Цель исследования состоит в анализе процесса формирования и функционирования муниципального хозяйства.
Реализация поставленной цели определила решение следующих задач:
рассмотреть современное состояние муниципального хозяйства в России;
показать особенности хозяйственной деятельности органов местного самоуправления;
Введение 3
1. Современное состояние муниципального хозяйства в России 5
1.1. Понятие и компоненты муниципального хозяйства, закономерности его развития 5
1.2. Основные факторы, определяющие особенности формирования и функционирования муниципального хозяйства в России 9
2. Особенности хозяйственной деятельности органов местного самоуправления 12
2.1. Типы муниципальных образований в системе местного самоуправления
2.2. Исполнение бюджета муниципального образования города Брянска в 2011 году................................................................................................................12
2.3. Исполнение доходной части бюджета муниципального образования города Брянска................................................................................................16
2.4. Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования города Брянска в 2011 году............................................................27
3. Направления совершенствования деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством 29
3.1. Определение стратегических направлений и задач социально-экономического развития города Брянска..........................................................29
3.2. Сохранение и развитие человеческого потенциала муниципального образования города................................................................................................30
3.3. Основные показатели социально-экономического развития
г. Брянска за 2011 года............................................................................................32
Заключение 35
Список использованной литературы 36
Приложение............................................................................................................38
Содержание
Введение
В настоящее время возрастает актуальность изучения управления развития муниципального хозяйства. Это обусловлено объективными экономическими причинами и процессами, происходящими в муниципальных образованиях.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена, во-первых, ролью, которую играет муниципальное хозяйство в жизнеобеспечении населения локальных территорий, формируя фактически основные сферы его жизнедеятельности на первичном территориальном уровне. Во-вторых, муниципальное хозяйство является экономической базой местного самоуправления. В-третьих, муниципальное хозяйство мобилизует и использует ресурсно-производственный и социальный потенциал первичных территориальных структур – муниципальных образований. В-четвертых, муниципальное хозяйство имеет важное значение в организации отраслей социальной сферы. На современном этапе развития российской экономики требуется анализ и обобщение опыта, накопленного за годы реформ, муниципальным хозяйством в условиях неотработанных правовых норм, неотрегулированности экономических отношений, игнорирования социальных приоритетов. Они должны послужить базой выработки перспективных подходов к формированию структуры и условий функционирования муниципального хозяйства.
Цель исследования состоит в анализе процесса формирования и функционирования муниципального хозяйства.
Реализация поставленной цели определила решение следующих задач:
Методологической
и теоретической основой
Объект исследования – муниципальное хозяйство, его социально-экономические основы и структура.
Предмет
исследования – система социально-экономических
отношений в муниципальном хозяйстве,
его взаимосвязи с региональным и федеральным
уровнями в сфере социальной инфраструктуры.
Для того, чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде установить родовое понятие "хозяйство", чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина "муниципальное хозяйство". Как правило, под хозяйством понимают совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность. Так, государственное хозяйство любой современной страны существует в ее границах, а права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.
С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны, выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), а с другой - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе признаки как государства, так и хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по определению понятия муниципального хозяйства1.
Таким образом, муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей его населения.
Муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности, и прежде всего в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства - общественным характером использования результатов деятельности.
Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию на практике и выполняют органы местного самоуправления.
Полномочия
органов местного самоуправления в
сфере регулирования
Не
вызывает сомнений сложность управленческой
деятельности органов местного самоуправления,
поскольку они выступают и
как субъект хозяйственной
В связи с этим и возникают сложности в определении понятия "муниципальное управление", поскольку оно, как и понятие "муниципальное хозяйство", имеет двойственную природу. Управленческая деятельность органов местного самоуправления включает в себя вопросы как общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами вне зависимости от формы собственности, так и более глубокого регулирования хозяйственных отношений для муниципальных предприятий и учреждений. В связи с этим в основу определения данного понятия должна быть положена цель управленческой деятельности органов местного самоуправления, а именно реализация общественных интересов, отнесенных к ведению местного самоуправления.
И в связи с этим основной вид деятельности органов местного самоуправления - подчинение деятельности предприятий и учреждений, расположенных на территории муниципального образования, удовлетворению общественных интересов граждан.
Понятие "муниципальное управление" должно в обязательном порядке включать не только цель деятельности, но и ее формы, определяемые законом. Муниципальное управление - деятельность органов местного самоуправления, направленная на удовлетворение общественных интересов, осуществляемая в определенных законом формах посредством муниципального хозяйства.
На
основе этого определения можно
очень рельефно показать отличия
муниципальной службы от службы в
органах государственной
Рассмотрим структуру муниципального хозяйства и приведем классификацию связей, возникающих внутри муниципального хозяйства между его элементами. Методика, предложенная для определения понятия "муниципальное хозяйство", содержит подход, исходящий из того, что:
Муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования3.
Деятельность, осуществляемая этими предприятиями и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов.
Поскольку деятельность осуществляют разнородные по природе субъекты, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.
Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место элемента в реализации общественных потребностей..
С этой точки зрения можно выделить следующие элементы:
Роль каждого из названных элементов различна. Муниципальные предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары или услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.
Органы местного самоуправления осуществляют особую функцию - регулируют деятельности двух предыдущих элементов в интересах населения муниципального образования.
Ценность данной классификации состоит в том, что она позволяет определить место и роль каждого элемента в решении вопросов местного значения, цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством, учитывать их особенности. Из этой классификации видно, что при построении отношений между населением муниципального образования и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они реализуют населению товары и услуги, и прибыль, полученная в итоге их деятельности, также является собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие всегда выгодно муниципальному хозяйству.
Любая управленческая деятельность подразумевает ряд обязательных элементов. Так, структура управления муниципальным образованием должна обеспечить:
В соответствии с этим и сформулированы принципы, перечисленные ниже:
Комплексное
социально-экономическое
Под
комплексным социально-
Информация о работе Формирование и функционирование муниципального хозяйства