Структура муниципального хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:44, реферат

Краткое описание

Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.
Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности.

Оглавление

1.Введение
2.Виды муниципального хозяйства
3.Структура муниципального хозяйства
3.1Отличие муниципального хозяйства от государственного и частного хозяйства
4.Формирование муниципальной системы
4.1Соотношение полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных отношений
5.Ресурсы муниципального хозяйства
6.Материально-финансовые основы муниципального хозяйства
7.Основные методы ведения муниципального хозяйства
8.Заключение
9.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 120.84 Кб (Скачать)

Предмет    Экономика  муниципального хозяйства 

  тема 2    1. 21.Структура муниципального хозяйства.  
Содержание

1.Введение

2.Виды муниципального хозяйства

3.Структура муниципального хозяйства

3.1Отличие муниципального хозяйства от государственного и частного хозяйства

4.Формирование муниципальной системы

4.1Соотношение полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных отношений

5.Ресурсы муниципального хозяйства

6.Материально-финансовые основы муниципального хозяйства

7.Основные методы ведения муниципального хозяйства

8.Заключение

9.Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение

 Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения  хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает  на рынке как самостоятельный  и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности. То есть оно может самостоятельно распоряжаться находящейся в  его распоряжении собственностью, финансовыми  ресурсами, землей. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных  на них. В связи с этим и формы  распределения результатов хозяйственной  деятельности общественны по своей  природе. В этом смысле муниципальное  хозяйство представляет собой акционерное  общество, участниками которого являются все жители муниципального образования. Однако выплаты “дивидендов по акциям”  производятся в виде общественно  значимых товаров и услуг. В этом проявляется общественный характер муниципального хозяйства, поскольку  жители являются одновременно и заказчиками  услуг, оказываемых органами местного самоуправления по их поручению, и коллективным собственником муниципального имущества.

С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые  оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых  невозможно централизованными государственными структурами. Это учет движения населения  и собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (социальное обеспечение и др.). Организация  подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства  и создает базу для эффективной  деятельности самих органов государственной  власти всех уровней.

Таким образом, муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области производственной деятельности и, прежде всего, в области  распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства — общественным характером использования результатов  деятельности.

Историческое  развитие общественной жизни опиралось  на последовательное изменение хозяйственной  жизни. Усложнение экономических отношений  носило цикличный характер, заставляя  пересматривать общественные отношения, приспосабливая их к изменившимся требованиям  времени. Это проявлялось, прежде всего, в смене циклов хозяйственной  жизни и систем государственного устройства. Система государственного устройства более инертна и ее изменения следуют за накоплением  «критической массы» экономических новаций и изменений. Лишь после этого происходит изменение системы государственного устройства, которое фиксирует, оформляет новый тип хозяйственного и государственного устройства. При подобном оформлении общественных отношений происходит некоторая унификация хозяйственной жизни, фиксируются ее наиболее общие правила и нормы. Так, на смену достаточно унифицированной системе хозяйственных отношений в родовой общине приходит товарное производство в рабовладельческих государствах, которое в свою очередь сменяется натуральным хозяйством, затем рыночными отношениями. Стремление к унификации и регулированию со стороны государства хозяйственных отношений явно просматривается в современной экономической политике наиболее развитых государств.

Природные условия  оказывают сильное влияние на формирование систем хозяйственной  жизни и образ жизни населения  данной территории. Именно природный  фактор ускорил процессы разделения труда, определил ускоренное развитие товарного характера хозяйства  в странах Западной Европы. Немаловажно  отметить и тот факт, что, несмотря на современный скачок в развитии производства, этот фактор продолжает играть и сегодня огромную роль. Так, условия жизни в разных частях Российской Федерации сильно отличаются. Зависимость от природных условий  в значительной степени определяет основные занятия населения и  условия их жизни, характер поселений  и способы хозяйствования, начиная  от кочевий Севера и казачьих станиц Юга, до индустриальных мегаполисов  и городских агломераций, сформировавшихся на месторождениях полезных ископаемых или на перекрестках торговых путей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Виды муниципального хозяйства

1.Коммунальная модель муниципального хозяйства.

Характеризуется тем, что основную тяжесть затрат на реализацию

общественных  интересов и потребностей несут  сами жители муниципально-

го образования  и основным ресурсом являются налоги на население. Главным элементом в этой системе выступает орган местного самоуправления, который осуществляет как накопление ресурсов, так и их

расходование. Данная модель наиболее приемлема и существует в наиболее

"благополучных"  странах Европы, где права органов  местного самоуправ-

ления на ведение  хозяйственной деятельности ограничены. Недостаточность

ресурсов для  исполнения задач, возложенных на местное  самоуправление,

восполняется  государством.

2.Коммунально-рентная модель муниципального хозяйства.

Данная модель по сравнению с предыдущей отличается тем, что

предусматривает участие органов местного самоуправления в сфере исполь-

зования ресурсов территории и в ее развитии через  предоставление ограни-ченных прав в  финансово-кредитной деятельности и права ресурсной ренты

То есть налоги с населения дополняются возможностью обложения произ-

водителя продукции  и услуг на территории муниципального образования.

3. Муниципально-рентная  модель муниципального хозяйства.

Данная модель подразумевает, что основное бремя  по обслужива-

нию интересов  населения и по решению вопросов местного значения несут

органы местного самоуправления, для чего им предоставляется  возмож-

ность стать полноценным  хозяйствующим субъектом на своей  территории.

Безусловно, та или  иная модель не существует в чистом виде, одна-

ко роль и место  того или иного элемента в различных  странах серьезно от-

личаются друг от друга.

От чего зависит  существование той или иной модели?

От огромного  количества факторов, главными из которых  безусловно являются:

1. Объем компетенции  органов местного самоуправления, определенный законодательством.

2. Наличие и  характер основных ресурсов территории.

3. Наличие квалифицированных  кадров в органах местного  самоуправления и муниципальных  предприятиях.

4. Налогоспособность  населения.

В зависимости  от этих факторов формируется конкретный вид  муниципального хозяйства. 
 
 

3.Структура муниципального хозяйства

1. Муниципальное  хозяйство — это совокупность  предприятий и

учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального

образования.

2. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями  и учрежде-

ниями, направлена на удовлетворение общественных интересов.

3. Поскольку  деятельность осуществляют разнородные  по своей

природе субъекты этой деятельности, то необходим и  субъект, координи-

рующий их деятельность.

Исходя из данного  анализа, основным признаком, по которому мы

можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является

роль и место  того или иного элемента в реализации общественных потреб-

ностей.

И с этой точки  зрения мы можем выделить следующие  элементы:

•муниципальные  предприятия (поскольку их деятельность полно-

стью подчинена  интересам населения муниципального образования);

•иные предприятия  и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных  образований;

•органы местного самоуправления.

Роль каждого  из названных элементов различна. Муниципальные

предприятия, являясь  по своей природе явлением общественным, все свои

результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют

на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены уча-

ствовать в  реализации общественных интересов  в силу нормативного (в ви-

де налагаемых на них в нормативном или законодательном  порядке обязан-

ностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет

особую функцию  — функцию регулирования деятельности двух предыду-

щих групп в  интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации в том, что она  позволяет на основе

выделения этих трех групп определить не просто роль и место каждой из

них в решении  вопросов местного значения, но и в  зависимости от этого

цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным

хозяйством, учитывать  их особенности. Так, из этой классификации  явно видно, что при построении отношений  между населением муниципального образования  и хозяйствующими субъектами по вопросам местного значения наиболее выгодно иметь отношения с муниципальными предприятиями, так как они не только реализуют населению товары и услуги, но и прибыль, полученная в итоге их деятельности, является также собственностью данного местного сообщества. Поэтому хорошо работающее муниципальное предприятие в принципе всегда выгоднее для муниципального хозяйства.

Однако это  лишь теоретическая модель, поскольку  подобное со-

стояние муниципальных  предприятий является плодом достаточно длитель-

ной и сложной  работой. Так, для муниципалитетов  дореволюционной Рос-

сии потребовалось  почти пятьдесят лет реформ для  того, чтобы хозяйственная деятельность муниципалитетов начала приносить  до пятидесяти процентов доходной части  бюджетов.

3.1Отличие муниципального хозяйства от государственного и частного хозяйства

Система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы. С этой точки зрения она выполняет две важнейшиефункции:

• связь  между государством и населением;

• связь  между государством и мелким собственником.

В связи  с этим очень важно определить отличия местного самоуправления от государственной власти, и муниципального хозяйства от государственного и  частного.

Местное самоуправление обладает всеми признаками власти и прежде всего главным — обязательностью ее решений для населения муниципального образования (не случайно в статье 3 Конституции Российской Федерации говорится: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления").

Информация о работе Структура муниципального хозяйства