Структура муниципального хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:44, реферат

Краткое описание

Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.
Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности.

Оглавление

1.Введение
2.Виды муниципального хозяйства
3.Структура муниципального хозяйства
3.1Отличие муниципального хозяйства от государственного и частного хозяйства
4.Формирование муниципальной системы
4.1Соотношение полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных отношений
5.Ресурсы муниципального хозяйства
6.Материально-финансовые основы муниципального хозяйства
7.Основные методы ведения муниципального хозяйства
8.Заключение
9.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 120.84 Кб (Скачать)

штрафы за порчу  и утрату объектов историко-культурного  наследия;

штрафы за административные правонарушения, совершенные на территории местной администрации;

доходы от реализации бесхозного и конфискованного имущества.

Проблемы материальной базы являются "вечной" для местных  органов, хотя время диктует свои повороты в подходах к ее решению. В частности, в прежние времена  шла острая борьба за передачу в  ведение местных советов от ведомственных  предприятий жилищного фонда, детских  садов, объектов коммунально-бытовой  инфраструктуры. Сегодня испытывающие финансовые трудности предприятия  готовы сами "сбросить" всю социальную инфраструктуру органам местного самоуправления. Однако те отказываются от нее, поскольку  не имеют средств на эксплуатацию, ремонт, выплату зарплаты и т.д.

Появление категории "муниципальной собственности" незамедлительно высветило проблемы не просто пополнения ее за счет объектов государственной собственности  федерального уровня и собственности  субъектов РФ, но рационального использования  полученного.

Но одновременно с расширением своего имущества  органы местного самоуправления столкнулись  с новой проблемой - его надо приватизировать. К сожалению, концептуально при  этом не была решена очень важная задача: орган местного самоуправления должен иметь свое хозяйство или нет? И если он его имеет, то, например, что лучше - иметь свое предприятие  по уборке территорий или приватизировать  имеющиеся подразделения и затем  работать с ними по договору?

В условиях углубляющейся  экономической реформы, нарастания рыночных отношений, усиливающейся  инфляции органы местного самоуправления не могут сколько-нибудь эффективно исполнять местный бюджет без  помощи коммерческих банков. Чем эффективнее  используются бюджетные средства, тем  лучше работают власти на местах. При  неумелом использовании бюджетных  средств трудно добиться хорошей  работы бюджетных организаций.

При любом использовании  бюджетных средств их необходимо защитить от инфляции. Как известно бюджет формируется в начале года, а исполняется на протяжении всего  финансового года, поэтапно, в соответствии с планом, который определяется особенностями  финансируемой деятельности. Высказываются  мнения, что эту роль не могут  выполнить коммерческие банки, необходимо создать новый тип коммерческого  банка - муниципальный банк.

По мнению сторонников  этой теории, основателями муниципальных  банков должны выступать муниципалитеты, которые, привлекая местный капитал, создают банк для обслуживания местного хозяйства.

Поскольку муниципальные  банки должны предоставлять и  долгосрочные ссуды, поскольку они  нуждаются в привлечении средств  из центральных источников. Для этого  предлагается создать Центральный  коммунальный банк, который должен возглавить всю систему муниципальных  банков. Задачей этого банка должно быть осуществление посредничества в выходе муниципальных банков на финансовые рынки, посредничество в  рефинансировании операций муниципальных  банков. Центральный коммунальный банк должен концентрировать и перераспределять временно свободные средства городов  и муниципальных банков с целью  оживления хозяйственной жизни  на местах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. Основные методы ведения муниципального хозяйства

Существуют четыре основных метода ведения муниципального хозяйства:

1. Прямое управление.

2. Муниципально-подрядная  система.

3. Муниципально-арендная  система.

4. Муниципальная  концессия.

При прямом управлении муниципалитеты осуществляют непосредственное руководство муниципальными предприятиями  Там же.. В мировой практике органы управления муниципальными предприятиями  могут быть сформированы различными способами. Наиболее распространено назначение руководителей предприятия из числа  муниципальных служащих. Если для  управления муниципальными предприятиями  требуется высокая квалификация и опыт работы, часто производится наем профессиональных, хорошо оплачиваемых специалистов. Практикуется также управление посредством коллегиальных и  выборных органов - дирекций предприятий. По российскому законодательству допустим только один вариант создания органа управления унитарного муниципального предприятия - назначение учредителем  руководителя унитарного предприятия, а управление осуществляется согласно уставу, утверждаемому учредителем.

Муниципальные предприятия могут финансироваться  в сметном порядке или на основе хозрасчета. Хозрасчет используется для предприятий, осуществляющих хозяйственно независимую деятельность, приносящую определенный доход. В местном бюджете  учитывается только определенная доля прибыли, остающаяся в распоряжении учредителя. Сметный порядок применяется  для муниципальных учреждений, а  также предприятий, не приносящих доход.

Органы местного самоуправления имеют право создавать  экономические предприятия лишь при условии, что предприятие  должно преследовать некоммерческую цель, и масштабы деятельности предприятия  должны находиться в приемлемом соответствии с возможностями местного бюджета.

При муниципально-подрядной  системе строительство и выполнение определенных функций ведется не службами муниципалитета, а временно нанимаемыми на конкурсной основе частными подрядчиками, получающими часть  прибыли. Подрядная система играет очень важную роль в современных  муниципальных хозяйствах, однако ее эффективное применение требует  соблюдения определенных принципов  и правил, строгой системы учета  и контроля.

Муниципально-арендная система применяется не с целью  избавления органов местного самоуправления от расходов по эксплуатации имущества, а лишь при условии невозможности  распорядиться муниципальным имуществом более выгодным образом. Муниципальное  имущество на определенный срок сдается  в аренду частным лицам. При этом муниципалитет на срок аренды полностью  отказывается от доходов, получаемых от использования сдаваемого имущества  в обмен на фиксированные, регулярно  уплачиваемые арендатором платежи. Арендатор обычно занимается деятельностью, не связанной с выполнением поручений  местных органов власти по решению  тех или иных вопросов местного значения, что снижает возможности муниципального регулирования.

Муниципальная концессия представляет собой уступку  муниципалитетом на определенный срок и на договорных условиях частному хозяйствующему субъекту права устраивать и вести хозяйство в определенной сфере деятельности. Фактически, использование  подобной системы означает неспособность  муниципалитета нести ту или иную часть местного хозяйства.

Местные органы власти могут самостоятельно устанавливать  принципы формирования цены на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями. Наиболее распространен подход, согласно которому цена услуги равна себестоимости  оказания, при этом для отдельных  видов услуг в цену может закладываться  определенная норма прибыли.

С точки зрения экономической эффективности желательно, чтобы доходы, получаемые от оказываемых  услуг, позволяли окупать переменные, текущие издержки муниципальных  предприятий. Постоянные, капитальные  издержки допустимо при необходимости  возмещать из средств местного бюджета.

Реальные платежи  имеют место тогда, когда расходуемые  гражданами средства имеют прямое отношение  к пользованию услугами, за которые  осуществляются платежи. К их числу  относят: платежи за пользование  водоснабжением, исчисленные по показанию  счетчиков, платежи по уборке мусора, исчисленные по объему или массе  вывозимого мусора и т.п.

Псевдоплатежи имеют место тогда, когда платежи  отдельных граждан основаны на формуле, отличной от принципа реальной оплаты предоставляемых услуг: оплата водоснабжения  соответственно среднему расходы воды на одного жителя, оплата вывоза мусора соответственно площади помещений  и количеству проживающих; оплата отопления  соответственно площади жилых помещений.

Другая проблема платежей состоит в том, что иногда они могут быть сопряжены со снижением  эффективности. Тарифы должны быть достаточно гибкими, чтобы муниципальные органы власти могли оперативно, путем изменения  ставок корректировать проводимую политику. В интересах социально-экономической политики тарифы могут быть дифференцированы по группам потребителей: промышленность, организации социальной сферы, население с различным уровнем дохода.

Важной проблемой  повышения эффективности деятельности муниципальных предприятий является проблема выравнивания производственной нагрузки. Дело в том, что потребление  воды, газа, электроэнергии, услуг общественного  транспорта в течение суток, недели, года неравномерно и может значительно  колебаться. При достижении максимального  потребления у муниципальных  предприятий может не хватить  имеющейся мощности, а в часы минимального потребления часть мощностей  остается неиспользованной, что увеличивает  себестоимость продукции и уменьшает  экономическую эффективность. В  целях повышения экономической  эффективности рекомендуется принимать  следующие меры по выравниванию производственной нагрузки:

введение там, где это возможно и экономически оправдано, дифференцированных тарифов: более высоких во время максимальной загрузки и более низких во время  минимальной нагрузки;

использование технических средств по накапливанию электроэнергии, воды в часы минимального потребления с тем, чтобы накопленное  пополняло мощности в часы максимального  потребления и т.п.;

для уменьшения загруженности общественного транспорта возможно установление по решению представительного  органа местного самоуправления начала и конца рабочего дня в разных учреждениях и предприятиях в  различное время, что снимает  значительную часть нагрузки на общественный транспорт в часы пик.

Существуют многие сферы, в которых целесообразно  использование специальных платежей и сборов, но где в настоящее  время они не применяются. Особенно это касается заведений, деятельность которых создает дополнительные расходы для общества (например, дискотеки, ночные клубы).

Для эффективного ведения муниципального хозяйства  вся существующая и приобретаемая  муниципальная собственность должна подлежать жесткому учету и включаться в единый реестр муниципальной собственности.

Ведение реестра  муниципальной собственности целесообразно  поручить единой службе. Сведения о  движении муниципального имущества  должны регулярно обновляться путем  направления соответствующих учетных  форм должностными лицами службе, ведущей  реестр. Реестр муниципальной собственности  должен ежегодно предоставляться представительному  органу для учета при составлении бюджета. Население должно иметь право свободно ознакомиться с реестром.

Для повышения  эффективности работы муниципальных  органов власти применяются самые  разные методы: реорганизация, финансирование конкретных работ, применение системы  планирования, программирования и бюджетирования, управление по целям, повышение квалификации муниципальных служащих, стимулирование работников, самофинансирование, привлечение  служащих к участию в управлении, усиление контроля качества, компьютеризация, научное управление.

 

8.Заключение

Значение территориально-хозяйственных  комплексов городов как структурных  единиц народно-хозяйственного комплекса  определяется с одной стороны  бурным развитием городов, с другой децентрализацией экономики и повышением роли территорий в решении экономических  и социальных вопросов. В силу этого  финансовый механизм отрасли в условиях рыночной экономики должен содержать  элементы, обеспечивающие социальную защиту населения территории от стихийного повышения цен на жизнеобеспечивающие  услуги муниципального хозяйства.

Знание муниципальной  экономики, муниципального управления становятся определяющим для эффективного хозяйствования, эффективного управления территорией, для практической реализации миссии муниципального самоуправления. Подводя итоги данной работы, можно  сделать следующие выводы.

Целью муниципального самоуправления и управления муниципальным  хозяйством становится такое комплексное  развитие территории муниципального образования, при котором безусловным приоритетом  становится формирование системы социальной защиты, рассматриваемой как создание и поддержание основных сфер жизнедеятельности  человека.

Информация о работе Структура муниципального хозяйства