Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:44, реферат
Муниципальное хозяйство — это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.
Муниципальное хозяйство, с точки зрения ведения хозяйственной деятельности, в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности.
1.Введение
2.Виды муниципального хозяйства
3.Структура муниципального хозяйства
3.1Отличие муниципального хозяйства от государственного и частного хозяйства
4.Формирование муниципальной системы
4.1Соотношение полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных отношений
5.Ресурсы муниципального хозяйства
6.Материально-финансовые основы муниципального хозяйства
7.Основные методы ведения муниципального хозяйства
8.Заключение
9.Список использованной литературы
Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного само-
управления тем не менее имеют особенности, отличающие его от органов
государственной власти
Основных отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти:
1. Самоуправление в отличие от государственной власти — власть
подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти.
2. Самоуправление
возможно лишь тогда, когда
строго определена часть общественных
дел, которыми оно занимается (предметы
его ведения).
4.Формирование муниципальной системы
Для полноценного
анализа принципов формирования
системы субъектов и объектов
муниципальной собственности
Важную роль в переходе к структуризации государственной собственности сыграли Законы РФ "О собственности в РСФСР", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", "О дополнительных полномочиях местных Советов в процессе перехода к экономическим реформам". Эти законы были приняты осенью 1990г. и вступили в действие либо осенью 1990г., либо с 1.01.91г.
Эти законы выделили
несколько уровней
Во-первых, государственная на уровне Федерации. Реальными распорядителями собственности этого уровня стали федеральные органы власти и управления.
Во-вторых, государственная
собственность субъектов
В-третьих, муниципальная
собственность. В статье 37, ч.1 Закона
РФ "О местном самоуправлении
в России" не был определен
субъект данного вида собственности,
и всего лишь говорится, что муниципальная
собственность является достоянием
населения соответствующей
В Постановлении Верховного Совета РСФСР N3020-1 от 27.12.91г. в Приложении 3 был дан перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности:
1. Объекты государственной
собственности, расположенные
жилищный и
нежилой фонд, находящийся в управлении
исполнительных органов местной
власти (местной администрации), в
том числе здания и строения, ранее
переданные ими в ведение (на баланс)
другим юридическим лицам, а также
встроенно-пристроенные нежилые помещения,
построенные за счет 5-и и 7-и процентных
отчислений на строительство объектов
социально-культурного и
жилищно-эксплуатационные
предприятия и ремонтно-
объекты инженерной инфраструктуры города (за исключением, входящей в состав имущества предприятий), городской пассажирский транспорт (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
другие объекты,
находящиеся в оперативном
2. Объекты государственной
собственности, находящиеся в
ведении органов
предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;
оптово-складские
мощности предприятия и подразделения
производственно-технической
учреждения и
объекты здравоохранения (кроме
областных больниц и
3. Предприятия
и объекты общественного
4. Предприятия
розничной торговли, общественного
питания и бытового
4.1Соотношение полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных отношений
Из определения муниципального хозяйства следует, что некоторое
число предприятий и учреждений, выполняющих общественно значимые
функции, нуждается в координации их деятельности. Именно эту функцию
на практике и выполняют органы местного самоуправления.
По своему содержанию деятельность органов местного самоуправления распадается на два направления, поскольку методы деятельности органов, местного самоуправления по реализации групповых интересов граждан напрямую связаны с формами организации субъектов хозяйственной
деятельности, с которыми вынуждены контактировать в процессе своей дея-
тельности органы местного самоуправления.
Сами же субъекты хозяйственной деятельности можно разделить на
следующие основные группы:
• муниципальные предприятия и учреждения;
• предприятия и учреждения иных форм собственности.
Естественно, что права органов местного самоуправления в отношении этих групп и методы управления будут различными.
Так, права органов местного самоуправления в отношении муниципальных предприятий не должны отличаться от прав любого собственника в
отношении принадлежащего ему предприятия, права же на регулирование
хозяйственной деятельности в отношении других собственников должны
быть строго регламентированы законодательством, поскольку здесь речь
идет о применении властных полномочий, а сами органы местного само-
управления выступают не как хозяйствующий субъект, а как власть.
На рисунке достаточно ярко видно, что полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования хозяйственных отношений не просто разведены по двум видам, но в отношении муниципальных предприятий органы местного самоуправления выступают и как собственник с точки зрения организации их деятельности и пользования результатами этой деятельности, но и как власть, поскольку в отношении общеобязательных норм и правил, принимаемых органами местного самоуправления
в пределах их компетенции, все предприятия, и в том числе муниципальные,
равны.
5.Ресурсы муниципального хозяйства
Развитие муниципального хозяйства, как любая деятельность, должно опираться на наличие вполне определенных ресурсов.
Традиционно под ресурсами понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно к хозяйственным отношениям под ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в
хозяйственной деятельности. Прежде всего, в это понятие включаются при-
родные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам от-
носят также и производственный потенциал, производственные мощности,
расположенные на данной территории.
Развитие территории
в значительной степени определяется
наличием материальных ресурсов, поскольку
от них зависит эффективность
инвестиций, вкладываемых в регион,
они определяют структуру производственной
деятельности и благосостояние населения.
Но несмотря на исключительную важность
для ведения хозяйственной
послевоенное развитие Японии, которая сумела достичь огромных успехов в
хозяйственном развитии, не обладая сколько-нибудь серьезнымит природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями является своеобразным ресурсом деятельности.
Так, наличие богатых природных ресурсов еще вовсе не означает
богатства населения, проживающего на данной территории. Примеров тому
достаточно много. Без наличия права на взимание земельного налога земля
как ресурс хозяйственной деятельности органа местного самоуправления
рассматриваться не может.
Значительную роль в структуре понятия играют и другие виды ре-
сурсов: финансовые,
организационные и т.п.
6.Материально-финансовые основы муниципального хозяйства
В законе четко
определены источники доходов местных
бюджетов, в него зачисляются местные
налоги и сборы, а также доходы
от налогов и других финансовых источников,
предусмотренные
Расходы бюджета
района осуществляются за счет их доходов,
а также дотаций и субвенций,
полученных из бюджета города. Местная
администрация может
Финансовые ресурсы
местного самоуправления включают в
себя и внебюджетные фонды, в которых
аккумулируются дополнительные доходы,
полученные за счет осуществления организованных
местной администрации
добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий, учреждений, организаций;
штрафы, взимаемые за получение предприятиями и организациями необоснованной прибыли (доходов), за завышение цен (тарифов) на продукцию (работа, услуги);
штрафы за загрязнение
окружающей среды и нерациональное
использование природных