Структура и функции муниципального хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:47, реферат

Краткое описание

Актуальность темы определяется возросшей ролью муниципальных образований в обеспечении нормального уровня благосостояния населения в условиях современного экономического и финансового кризиса. Важность происходящего в настоящее время смещения «центра тяжести» в решении социально-экономических проблем в сторону муниципальных образований вызвана тем, что в таких образованиях проживает основная часть населения страны, воспроизводя себя и свою жизнедеятельность во всех ее демографических, экономических, социальных, нравственно-этических, культурных и других составляющих.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы управления муниципальным хозяйством……...5
2. Структура муниципального хозяйства и его виды………………………9
3. Принципы построения структуры управления МХ…………………….14
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………………19

Файлы: 1 файл

реферат2.docx

— 36.64 Кб (Скачать)

Департамент научно-технической  политики и образования при МСХ  РФ

ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная  сельскохозяйственная академия

им. В.Р. Филиппова»

Институт дополнительного  профессионального образования  и инноваций

 

Кафедра бизнеса и инноваций

 

 

 

Реферат

 

 

по дисциплине: муниципальное  хозяйство

 

на тему: «Структура и  функции муниципального

хозяйства»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 8501 - Г

Черных В.А.

Проверил: к.и.н. Аюшеев Д.Н.

 

 

 

 

Улан-Удэ, 2012

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы управления муниципальным хозяйством……...5

2. Структура муниципального хозяйства и его виды………………………9

3. Принципы построения структуры управления МХ…………………….14

Заключение…………………………………………………………………..18

Список используемой литературы…………………………………………19

 

Введение

Местное самоуправление, опираясь на инициативу и активность населения, реализует властные полномочия по обеспечению жизнедеятельности населения на локальной территории. В общей системе организации власти на местное самоуправление, наиболее тесно связанное с населением, возлагается ответственность за решение практически всех социально-экономических проблем местного характера. К ним относятся: комплексное социально-экономическое развитие локальной территории; часть образовательной системы страны, включающая среднее образование; здравоохранение; жилищно-коммунальное хозяйство; управление и распоряжение муниципальной собственностью; содержание муниципальных дорог и муниципального транспорта; организация на территории торговли, общественного питания, бытового обслуживания; социальная поддержка населения; пожарная безопасность.

Актуальность темы определяется возросшей ролью муниципальных образований в обеспечении нормального уровня благосостояния населения в условиях современного экономического и финансового кризиса. Важность происходящего в настоящее время смещения «центра тяжести» в решении социально-экономических проблем в сторону муниципальных образований вызвана тем, что в таких образованиях проживает основная часть населения страны, воспроизводя себя и свою жизнедеятельность во всех ее демографических, экономических, социальных, нравственно-этических, культурных и других составляющих.

Целью реферата является раскрыть содержание структуры управления муниципальным хозяйством.

Объектом выступает система муниципального управления.

Предмет – структура управления муниципальным хозяйством.

В соответствии с целью реферата, передо мной стояли следующие задачи:

- исследовать теоретические  основы управления муниципальным  хозяйством;

- проанализировать структуру  муниципального хозяйства и его  виды;

- рассмотреть принципы построения структуры управления муниципальным хозяйством;

- ознакомиться с особенностями  муниципального управления в  городском хозяйстве.

 

1. Теоретические основы  управления муниципальным хозяйством

Реализация населением права  на местное самоуправление, в том  числе и на управление муниципальным  хозяйством, возможна либо непосредственно, либо через создаваемые местным  сообществом органы местного самоуправления и должностных лиц. Можно рассматривать  местное сообщество в целом как представительный, имея ввиду, что существуют процедуры принятия решений в формах прямого волеизъявления (местный референдум, сход).

Сход для небольших  сельских поселений, где по различным  соображениям нет необходимости  избирать представительные органы, может  быть довольно устойчивой и систематически применяемой формой волеизъявления. В крупных поселениях, особенно в  городах, а также в муниципальных  образованиях, объединяющих несколько  поселений, прямое участие населения  в оперативном управлении муниципальным  хозяйством нецелесообразно, точнее, практически  невозможно.

Поэтому, оставляя за непосредственными  формами прямого волеизъявления населения (местный референдум, сход) право на принятие решений по принципиальным, наиболее существенным вопросам местного значения (приобретение, создание, отчуждение и перепрофилирование наиболее значимых объектов муниципальной собственности, принятие планов и программ развития муниципального образования), необходимо признать, что регулярная, повседневная деятельность по осуществлению местного самоуправления и, в частности, по управлению муниципальным хозяйством практически  невозможна вне системы органов местного самоуправления, наделенных компетенцией, необходимой для исполнения возложенных на них функций.

Таким образом, текущее, оперативное  управление муниципальным хозяйством должно осуществляться специально создаваемыми для этого структурами, сформированными  из профессионально подготовленных кадров. Функции таких структур управления в муниципальных образованиях выполняют органы местного самоуправления. Они создаются для более широких целей и решения как минимум двух задач: политического (властного) и хозяйственного управления.

При изучении органов местного самоуправления как субъектов управления муниципальным хозяйством воспользуемся  классификацией их по следующим основаниям: способу образования; назначению (степени  специализации): предметам ведения; способу принятия решений: типу исполняемых  функций.

По способу образования  органы местного самоуправления в самом  общем случае могут быть разделены  на выборные и другие. Если в отношении выборных органов не требуется дополнительных разъяснений, нужно только отметить обязательность выборного органа в муниципальном образовании как одного из основных принципов местного самоуправления, то другие создаются по мере необходимости и в свою очередь могут подразделяться на: формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа), но основе назначения (местная администрация), на основе кооптации по установленным нормам (комиссии при местной администрации: административная, жилищная).

Точно такая же классификация  может быть результатом применения другого основания - способа делегирования  полномочий. Общепризнанным в демократических  государствах считается, что источником и носителем власти является народ. Исходя из этого всякие органы власти, в том числе и органы местного самоуправления как одна из форм осуществления  власти, получают свои полномочия от народа, то есть выборы являются способом не только образования органов, но и наделения этих органов полномочиями. Органы, формируемые иными способами, получают свои полномочия опосредованно либо от выборных органов, либо в соответствии с правовым актом, принимаемым выборным органом или населением непосредственно. Указанный правовой акт может быть общегосударственным (например, Конституция) или местным (устав муниципального образования).

По назначению органы местного самоуправления можно классифицировать как органы общего и специального назначения (органы с широкой и  узкой специализацией), понимая при  этом под органами общего назначения те, деятельность которых распространяется на все сферы местного самоуправления (или их большую часть), а под  органами специального назначения - «отраслевые» органы, то есть органы, занимающиеся узким направлением деятельности местного самоуправления, одной или несколькими из его сфер.

Деление по предметам ведения  связано с тем, что органы местного самоуправления не только решают вопросы  местного значения, отнесенные к ведению  местного самоуправления, но и исполняют  отдельные государственные полномочия, возложенные на них органами государственной  власти. Расширение самостоятельности  местного самоуправления в управлении местными делами и одновременное  обременение органов местного самоуправления государственными полномочиями, которые  более целесообразно исполнять  на местах, стало общемировой тенденцией, направленной на создание разумного  баланса между централизацией и  децентрализацией. Отношение к этому  процессу со стороны населения, органов  местного самоуправления, теоретиков муниципального права неоднозначно, но это реальный факт, который нужно  учитывать.

Отдельные государственные  полномочия могут исполняться и  органами, созданными для решения  вопросов местного значения, хотя, как  правило, исполняются специально создаваемыми органами (отделами записи актов гражданского состояния, военно-учетными столами). В части исполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления подконтрольны государственным органам. Выделение органов, исполняющих отдельные государственные полномочия, существенно уже и потому, что материально-финансовое обеспечение их деятельности должно гарантироваться государством, что предполагает закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов, передачу материальных и финансовых ресурсов.

Классификация по способу  принятия решений вводится в силу того, что в зависимости от характера  решений они могут приниматься  в коллегиальном порядке или  единолично, Волевой подход в отношении  того, какие органы и по каким  вопросам принимают решения тем  или иным способом возможен, и тогда  не имело бы смысла рассматривать  предложенную классификацию как  основание для структурирования органов местного самоуправления. На самом деле способ принятия решений обусловлен как природой органа, так и характером принимаемого решения. Самый очевидный пример - представительный орган местного самоуправления. Его основное назначение - представление интегрированных интересов населения; коллективный интерес выражается здесь посредством выборного коллегиального органа, следовательно, свои решения от имени населения этот орган принимает коллегиально.

 

2. Структура муниципального  хозяйства и его виды

Муниципальное хозяйство состоит из различных хозяйствующих субъектов, деятельность которых определяет и координирует соответствующий орган местного самоуправления. Исходя из этого можно выделить три элемента в структуре муниципального хозяйства:

*органы местного самоуправления, осуществляющие нормативное и экономическое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования, при этом целью такого регулирования является удовлетворение коллективных потребностей населения данной территории;

*предприятия, учреждения и организации, находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются ст. 31 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок их деятельности; регулируют цены и тарифы на их продукцию, утверждают их уставы, назначают и увольняют их руководителей;

*предприятия, учреждения и организации, не находящиеся в муниципальной собственности. Взаимоотношения с органами местного самоуправления этих хозяйствующих субъектов регламентируются статьями 32 и 33 ФЗ № 131. Эти статьи определяют договорный характер взаимоотношений, дают право органам местного самоуправления координировать деятельность этих субъектов в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования, устанавливать в определенных случаях ограничения на их деятельность.

Весь мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективно работают отнюдь не муниципальные предприятия, а  предприятия, находящиеся в частной  собственности, поэтому целесообразно  заинтересовывать их в производстве товаров и услуг, направленных на удовлетворение общественных потребностей населения данной территории. Сделать это органы местного самоуправления могут с помощью муниципального заказа, льгот, предоставляемых таким предприятиям.

Муниципальный заказ, являясь  наиболее эффективным способом взаимодействия органов местного самоуправления с  предприятиями, не находящимися в муниципальной  собственности, в настоящее время  получает все более широкое распространение. Основными принципами формирования, размещения и исполнения заказа являются поддержка конкурентоспособных  производств (заказ размещается  по итогам конкурса) и создание благоприятных  условий для их развития в городе, обеспечение приоритетности именно петербургских производителей (путем  предоставления льгот и квот).

Рассмотрим теперь виды муниципального хозяйства: Л.А. Велихов1 выделяет четыре модели муниципального хозяйства:

1. муниципализация;

2. муниципально-подрядная и муниципально-рентная модели;

3. муниципально-концессионная;

4. концессия.

Эти модели различаются по степени вмешательства органа местного самоуправления в хозяйственную  деятельность предприятия. Максимальное вмешательство осуществляется при  муниципализации, когда местное  самоуправление по существу становится собственником предприятия, минимальное  вмешательство предполагает концессия, когда местное самоуправление на договорных условиях предоставляет  частному лицу управлять предприятием. Следует иметь ввиду, что книга  Велихова вышла в свет в 1928 году, и некоторые из ее положений устарели.

 

В настоящее время реализуются  следующие виды муниципального хозяйства:

1. Муниципально-рентная модель, при которой органы местного самоуправления несут основную нагрузку по решению вопросов местного значения и являются полноценным хозяйствующим субъектом на территории муниципального образования (эта модель соответствует муниципализации в классификации Л.А.Велихова).

Информация о работе Структура и функции муниципального хозяйства