Структура и функции муниципального хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 09:47, реферат

Краткое описание

Актуальность темы определяется возросшей ролью муниципальных образований в обеспечении нормального уровня благосостояния населения в условиях современного экономического и финансового кризиса. Важность происходящего в настоящее время смещения «центра тяжести» в решении социально-экономических проблем в сторону муниципальных образований вызвана тем, что в таких образованиях проживает основная часть населения страны, воспроизводя себя и свою жизнедеятельность во всех ее демографических, экономических, социальных, нравственно-этических, культурных и других составляющих.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы управления муниципальным хозяйством……...5
2. Структура муниципального хозяйства и его виды………………………9
3. Принципы построения структуры управления МХ…………………….14
Заключение…………………………………………………………………..18
Список используемой литературы…………………………………………19

Файлы: 1 файл

реферат2.docx

— 36.64 Кб (Скачать)

2. Коммунально-рентная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов, собираемых с жителей муниципального образования и, кроме этого, органы местного самоуправления могут облагать налогами (в виде ресурсной ренты, например) хозяйствующие субъекты.

3. Коммунальная модель, при которой доходы органов местного самоуправления складываются из налогов с жителей муниципального образования. Хозяйственную деятельность здесь ведут в основном частные предприятия (эта модель всего ближе к концессии в классификации Л.А. Велихова).

Следует отметить, что существование  того или иного вида муниципального хозяйства зависит от ресурсов территории (материальных, финансовых, кадровых); от собираемости налогов и от компетенции  органов местного самоуправления. Так, например коммунальная модель существует в наиболее благополучных странах  Западной Европы, в России же, она  практически нигде не применяется, напротив, российские органы местного самоуправления претендуют, причем часто  необоснованно, на реализацию муниципально-рентной модели.

Традиционно под ресурсами  понимают некую совокупность возможностей той или иной территории. Применительно  к хозяйственным отношениям под  ресурсами, как правило, понимаются материальные и нематериальные показатели территории, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности. Прежде всего в это понятие включаются природные ресурсы (земля, недра и др.). Обычно к материальным ресурсам относят также и производственный потенциал, производственные мощности, расположенные на данной территории.

Развитие территории в  значительной степени определяется наличием материальных ресурсов, поскольку  от них зависит эффективность  инвестиций, вкладываемых в регион, они определяют структуру производственной деятельности и благосостояние населения. Но, несмотря на исключительную важность для ведения хозяйственной деятельности наличия ресурсов, сама деятельность невозможна без основного ресурса - кадрового потенциала территории.

Примером важности данного  ресурса может служить послевоенное развитие Японии, которая сумела достичь  огромных успехов в хозяйственном  развитии, не обладая сколько-нибудь серьезными природными ресурсами. Опыт Японии свидетельствует также и  о том, что в современном обществе не только профессиональная подготовка кадров, но и обладание современными технологиями является своеобразным ресурсом деятельности.

Не менее важным ресурсом, без которого невозможна никакая  хозяйственная деятельность, является тот объем полномочий, которым  наделен хозяйствующий субъект  по закону. Другими словами, определенный правовой ресурс. Так же как без  наличия у работников определенных навыков и технологий деятельности нельзя реализовать возможности  материальных ресурсов, так и без  правового ресурса невозможно осуществление  хозяйственной деятельности.

Так, наличие богатых природных  ресурсов еще вовсе не означает богатства  населения, проживающего на данной территории. Примеров тому достаточно много. Без  наличия права на взимание земельного налога земля как ресурс хозяйственной  деятельности органа местного самоуправления рассматриваться не может. Значительную роль в структуре управления муниципальным  хозяйством играют и другие виды ресурсов: финансовые, организационные.

Общепринято выделять следующие  основные ресурсы местного самоуправления:

1. правовая (законодательная) основа, включающая в себя полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления;

2. финансовая основа местного самоуправления, включающая в себя весь комплекс финансовых ресурсов и проявляющаяся наиболее ярко в бюджетном процессе;

3. экономическая основа, включающая в себя ресурсы, связанные с участием муниципальных образований в хозяйственной деятельности; ключевым вопросом здесь является управление муниципальной собственностью.

4. управленческие основы. Включающие в себя структурно-организационные, информационные и кадровые ресурсы.

Ресурсы муниципального хозяйства  должны быть:

- во-первых, соразмерны объему задач, решаемых органами местного самоуправления данного муниципального образования;

- во-вторых, за органами местного самоуправления должны закрепляться ресурсы, обеспечивающие комплексное решение задач.

Так, например, если за местным  самоуправлением закреплена задача обеспечения населения коммунальными  услугами, то весь производственный потенциал, работающий в этой сфере (инженерные сети, коммуникации, финансовые ресурсы, источники тепла и), должен быть отнесен  к ведению органов местного самоуправления.

 

3. Принципы построения  структуры управления муниципальным  хозяйством

Любая управленческая деятельность подразумевает ряд обязательных элементов. Прежде всего, она сопряжена с этапностью его осуществления и видами принимаемых управленческих решений. Существуют следующие этапы управленческой деятельности:

1) аналитический (анализ проблемы, определяют возможные пути ее решения);

2) постановка задачи (выявляют приоритеты деятельности);

3) принятие управленческого решения (устанавливают технологию и алгоритм решения задачи, конечный и промежуточные результаты);

4) исполнение решения (конкретная деятельность по реализации управленческого решения);

5) оценки результатов (анализ результатов деятельности, подготовка к очередному аналитическому этапу и новому циклу).

Из приведенного выше перечня  этапов становится понятным, что при  построении структуры управления муниципальным  хозяйством необходимо учитывать, что  все эти этапы должны быть структурно обеспечены в ходе управленческой деятельности. При этом важно, чтобы каждое структурное  подразделение должно четко осознавать пределы своей компетенции и  специфику принимаемых управленческих решений.

Исходя из вышеизложенного, структура управления муниципальным образованием должна обеспечить:

  • процесс формирования и исполнения управленческих решений на всех этапах цикла;
  • комплексность и внутреннюю координацию деятельности всех структурных подразделений, завершенность и поступательность развития.

В соответствии с этим и  сформулированы принципы организации  управления муниципальным хозяйством.

Принцип целевой ориентации муниципального образования.

Развитие любого муниципального образования, как и его возникновение, базируется на определенных целях совместной деятельности. Умение грамотно определять и устанавливать цели развития - наиболее важный и значимый элемент  управления. Первичное определение  целей и задач деятельности муниципального образования происходит при его  формировании посредством определения  его компетенции.

Принцип горизонтального  разделения функций.

Функции, исполняемые органами местного самоуправления, различны, причем разделение функций проводится как  по вертикали, так и по горизонтали. Под разделением функций по горизонтали  подразумевается разграничение  их между органами и должностными лицами одного уровня. Спектр возможного разделения функций достаточно широк. Так, традиционная для нашей страны схема разграничения функций  предусматривает деление их на представительные и исполнительные.

Принцип вертикального разделения функций.

Кроме горизонтальных отношений, возникающих между органами местного самоуправления, значительную роль играет система вертикального взаимодействия, поскольку на территории муниципального образования существует ряд иных структур, без которых невозможно управление муниципальным образованием.

Крайне важно при разработке устава муниципального образования  определить систему отношений с  разными видами субъектов этих отношений. К ним, в частности относятся:

- хозяйствующие субъекты, как муниципальные, так и иных форм собственности;

- общественные организации, объединения граждан, иные формы самоорганизации;

- территориальные отделы администрации и муниципальные учреждения.

Говоря об отношениях первой группы, необходимо определить, что  органы местного самоуправления осуществляют несколько различных функций, которые соответственно должны найти отражение в структуре управления.

Во-первых, в отношении  всех хозяйствующих субъектов орган  местного самоуправления выступает  как орган нормативный, имеющий  право регулировать определенные виды хозяйственных отношений и издающий обязательные для исполнения на территории муниципального образования нормативные  акты и правила.

Во-вторых, орган местного самоуправления выступает для большинства  хозяйствующих субъектов в роли заказчика определенных видов работ, причем в последнее время эта  роль все время возрастает.

В-третьих, абсолютно для  всех хозяйствующих субъектов орган  местного самоуправления выступает  как организация, обеспечивающая условия  для осуществления хозяйственной  деятельности.

И наконец, в-четвертых, для  муниципальных предприятий орган  местного самоуправления выполняет  функции собственника.

Как видно из перечисленных  функций, все они должны осуществляться в различных структурных подразделениях, и взаимодействие с хозяйствующими субъектами должно строиться на разных принципах. Так, с точки зрения размещения муниципального заказа органу местного самоуправления безразлично, какое  предприятие будет его выполнять, лишь бы условия (стоимость, сроки и  др.) были наиболее выгодными.

Принцип одноуровневости бюджета.

При изложении предыдущего  принципа было сказано, что могут  существовать территориальные структурные  подразделения органов местного самоуправления. Так, в крупном городе могут существовать районные администрации, а в сельском районе - старосты сел  или волостей. Принципиально важен  при построении подобных структур принцип  сохранения одноуровневости бюджета, поскольку в современной Конституции РФ и законодательстве по вопросам местного самоуправления установлены равные права для муниципальных образований. В связи с этим появление местных бюджетов на уровне территориальных структурных подразделений приведет к образованию самостоятельного образования. Даже без создания муниципального образования управление подобными бюджетами затруднено из-за невозможности разграничения полномочий с подобными территориями. Для стимулирования инициативы территориальных органов можно использовать автономию в рамках сметы расходов или разрешить образование внебюджетных целевых фондов.

Принцип комплексности.

Этот принцип важен  для целостности при построении структуры и требует при анализе  структуры исходить, прежде всего, из целостности той или иной функции. Особенно это важно в том случае, когда исполнение функции разнесено по разным структурам или в ходе исполнения данной функции использованы все структуры администрации. Так, например, в бюджетном процессе участвуют абсолютно все структуры администрации, и, следовательно, важно определить место и роль каждой из них. Для этого необходимо разбить бюджетный процесс на элементы и этапы и разделить их между органами местного самоуправления.

Формирование структуры  управления муниципальным образованием сложный и многомерный процесс, но уже первые шаги в этом направлении, показывают, что отказ от унифицированных  моделей, опора на анализ и учет местных  особенностей должны дать положительные  результаты.

 

Заключение

По материалам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Муниципальное хозяйство - это  совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования. Деятельность, осуществляемая этими предприятиями  и учреждениями, направлена на удовлетворение общественных интересов. Поскольку  деятельность осуществляют разнородные  по природе субъекты, то необходим  и субъект, координирующий их деятельность в виде органов местного самоуправления. Таким образом, структура управления муниципальным хозяйством включает в себя объекты и субъект управления.

В качестве объектов управления выступают:

муниципальные предприятия, деятельность которых полностью  подчинена интересам населения  муниципального образования;

иные предприятия и  учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных  образований.

В качестве субъекта управления выступают органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных  элементов различна. Муниципальные  предприятия свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары или услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном  или законодательном порядке  обязанностей) либо общественного (добровольного  по форме) принуждения.

Органы местного самоуправления осуществляют особую функцию - регулируют деятельности двух предыдущих элементов в интересах населения муниципального образования. 

Информация о работе Структура и функции муниципального хозяйства