Финансовый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:11, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Файлы: 1 файл

fin_men_ekzamen.doc

— 921.00 Кб (Скачать)

Неотъемлемым этапом организации риск-менеджмента является организация мероприятий по выполнению намеченной программы действия, т.е. определение отдельных видов мероприятий, объемов и источников финансирования этих работ, конкретных исполнителей, сроков выполнения и т.п.

Важным этапом организации  риск-менеджмента являются контроль за выполнением намеченной программы, анализ и оценка результатов выполнения выбранного варианта рискового решения.

Организация риск-менеджмента  предполагает определение органа управления риском на данном хозяйственном субъекте. Органом управления риском может быть финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий аппарат управления: сектор страховых операций, сектор венчурных инвестиций, отдел рисковых вложений капитала и т.п. Эти секторы или отделы являются структурными подразделениями финансовой службы хозяйствующего субъекта.

Отдел рисковых вложений капитала в соответствии с уставом хозяйствующего субъекта может осуществлять следующие функции:

· проведение венчурных и портфельных инвестиций, т.е. рисковых вложений капитанов в соответствии с действующим законодательством и уставом хозяйствующего субъекта;

· разработка программы рисковой инвестиционной деятельности;

· сбор, обработка, анализ и хранение информации об окружающей обстановке;

· определение степени и стоимости рисков, стратегии и приемов управления риском;

· разработка программы рисковых решений и организация ее выполнения, включая контроль и анализ результатов;

· осуществление страховой деятельности, заключение договоров страхования и перестрахования, проведение страховых и перестраховых операций, расчетов по страхованию;

· разработка условий страхования и перестрахования, установление размеров тарифных ставок по страховым операциям;

· выполнение функции аварийного комиссара, выдача гарантии по поручительству российских и иностранных страховых компаний, возмещение убытков за их счет, поручение другим лицам исполнение аналогичных функций за рубежом;

· ведение соответствующей бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по рисковым вложениям капитала.

 

27. Приемы снижения степени риска.

Приемы управления риском. Они состоят из средств разрешения рисков и приемов снижения степени риска. Средствами разрешения рисков являются избежание их, удержание, передача, снижение степени. Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь. Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются: диверсификация; приобретение дополнительной информации о выборе и результатах; лимитирование; самострахование;страхование.

Диверсификация представляет собой процесс распределения  инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация позволяет избежать часть риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.. Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п. Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и денежных страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску. Наиболее важным и самым распространенным приемом снижения степени риска является страхование риска. Страхование - это отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Классификация страхования представляет собой систему деления страхования на отрасли, виды, разновидности, формы, системы страховых отношений. В основе такого деления лежат различия в объектах страхования, категориях страхователей, объеме страховой ответственности и форме проведения страхования.

В настоящее время  широко стало развиваться страхование  предпринимательских рисков. Основной целевой функцией предпринимательства  является получение прибыли, что ведет к укреплению финансового состояния предпринимателя. Поэтому предпринимательские риски - это финансовые риски. К страхованию этих рисков относятся страхование недополучения прибыли или доходов (упущенной выгоды), страхование на случай неплатежа по счетам продавца продукции, страхование на случай снижения заранее оговоренного уровня рентабельности, страхование от простоев оборудования, перерывов в торговле, валютных рисков и др.

Валютные риски наступают  в момент поступления выручки  на счет экспортера. Во внешнеэкономическом контракте фиксируются два вида валют: валюта цены и валюта платежа. Валютные риски проявляются при изменении за время осуществления внешнеторговой операции курсового соотношения между валютой платежа и валютой, в которой выражены издержки экспортера или ведется учет его валютных поступлений. Применяются два метода страхования от валютных рисков: валютные оговорки; форвардные операции. Валютные оговорки представляют собой специально включаемое в текст контракта условие, в соответствии с которым сумма платежа должна быть пересмотрена в той же пропорции, в которой произойдет изменение курса валюты платежа по отношению к валюте оговорки. Валютные оговорки увязывают размеры причитающихся платежей с изменениями на валютных и товарных рынках. Это наиболее распространенный метод страхования от валютных рисков. Валютные оговорки бывают: косвенными, прямыми и мультивалютными. Косвенная валютная оговорка применяется в тех случаях, когда цена товара зафиксирована в одной из наиболее распространенных в международных расчетах валют (доллар США, японская иена и др.), а платеж предусматривается в другой денежной единице, обычно национальной валюте. Прямая валютная оговорка применяется, когда валюта цены и валюта платежа, обусловленной в контракте, ставится в зависимость от изменения курса валюты платежей по отношению к другой, более стабильной валюте, так называемой валюте оговорки. Мультивалютные оговорки - это оговорки, действие которых основано на коррекции суммы платежа пропорционально изменению курса валюты платежа, но не к одной, а к специально подобранному набору валют («валютная корзина»), курс которых рассчитывается как их средняя величина по определенной методике, например, на базе среднеарифметического процента отклонения курса каждой из валют «корзины» от исходного уровня или на базе изменения расчетного среднеарифметического курса оговоренного набора валют. Сущность форвардных операций по страхованию валютных рисков заключается в следующем. При представлении коммерческого предложения или при подписании контракта экспортер, зная примерный график поступления платежей по контракту, заключает со своим банком соглашение о переуступке ему будущих поступлений в валюте по заранее определенному форвардному курсу. Форвардные операции проводятся уполномоченными банками, форвардные операции являются также частью хеджирования. Термин «хеджирование» (англ. - ограждать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков от неблагоприятных изменений курса валют в будущем. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов цен, носит название хедж (англ. - изгородь, ограда). Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется хеджер. Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение;хеджирование на понижение. Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов: форвардных или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения курсов валют в будущем. Он позволяет установить покупную цену (т.е. курс валюты) намного раньше, чем будет приобретена валюта. Таким образом, хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себя от возможного повышения курса валюты в будущем. Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей, - это биржевая операция с продажей срочных контрактов. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает осуществить в будущем продажу валюты и поэтому, продавая на бирже форвардный контракт или опцион, страхует себя от возможного снижения курса валюты в будущемТаким образом, хедж на понижение применяется в тех случаях, когда валюту необходимо продать позднее. Хеджер стремится снизить риск, вызванный неопределенностью курсов валюты на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать курс и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, связанный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спекулянты, т.е. участники рынка, идущие на определенный, заранее рассчитанный риск. Хеджирование производится прежде всего на фьючерском рынке. Хеджер приходит на рынок, чтобы передать кому-то свою долю риска. Спекулянт берет этот риск на себя в надежде получить прибыль. Важным моментом является также то, что спекулянт обычно вовлечен в операции лишь на одном рынке. Если хеджер может компенсировать свои потери на фьючерсном рынке прибылью, полученной на рынке реального товара, то спекулянт должен быть готов к возможным убыткам на фьючерсном рынке.

28. Источники финансирования предпринимательской  деятельности, их классификация.

виды финансирования предприятий:

1. Самофинансирование 2. Государственное финансирование 3. Банковский кредит 4. Коммерческий кредит 5. Акционирование 6. Лизинг 7. Межгосударственное финансирование  и т.д.

Коммерческий  кредит принципиально отличается от банковского:

в роли кредитора  выступают не специализированные кредитно-финансовые организации, а любые юридические лица, связанные с производством либо реализацией товаров или услуг;

предоставляется исключительно в товарной форме;

ссудный капитал  интегрирован с промышленным или  торговым, что в современных условиях нашло практическое выражение в создании финансовых компаний, холдингов и других аналогичных структур;

средняя стоимость  коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процента на данный период времени;

при юридическом  оформлении сделки между кредитором и заемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяется специально, например, через фиксированный процент от базовой суммы.

29. Собственные источники финансирования, их роль в решении проблемы  финансового обеспечения предпринимательской  деятельности.

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников.

     Смысл  инвестирования средств в производство  продукции состоит в получении  чистого дохода, и если выручка  превышает себестоимость, то предприятие  получает его в виде прибыли. Прибыль и амортизационные отчисления являются результатом кругооборота средств, вложенных в производство, и относятся к собственным финансовым ресурсам предприятия, которыми они распоряжаются самостоятельно. Оптимальное использование амортизационных отчислений и прибыли по целевому назначению позволяет возобновить производство  продукции на расширенной основе.

     Прибыль,  остающаяся в распоряжении предприятия  - это многоцелевой источник финансирования  его потребностей, но основные  направления ее использования можно определить как накопление и потребление. Пропорции распределения прибыли на накопление, и потребление определяют перспективы развития  предприятия.

     Амортизационные  отчисления и часть прибыли,  направляемая на накопление, составляют денежные ресурсы предприятия, используемые на его производственное и научно - техническое развитие, формирование финансовых активов - приобретение ценных бумаг, вклады в уставной капитал других предприятий и т. п. Другая часть прибыли, используемая на накопление, направляется на социальное развитие предприятия. Часть прибыли используется на потребление, в результате чего возникают финансовые отношения между предприятием и лицами, как занятыми, так и не занятыми на предприятии.

     Поскольку   финансы предприятия как отношения являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности, принципы их организации определяются основами хозяйственной деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно сформулировать следующим образом: самостоятельность в области финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности, ответственность за ее результаты, контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия.

     Целевые  фонды, обычно создаваемые предприятием  из нераспределенной чистой прибыли.

1. Фонд накопления.

     Этот  фонд представляет собой источник  средств хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие  источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операции по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления.

2. Амортизационные отчисления.

     Назначение  амортизационных отчислений - обеспечивать  воспроизводство основных производственных  фондов и нематериальных активов. 

3. Резервный  фонд.

      Резервный фонд создается  хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Образование резервного фонда является обязательным для акционерного общества, кооператива, предприятия с иностранными инвестициями. Отчисления в резервный фонд и другие, аналогичные по назначению фонды производятся до достижения размеров этих фондов, установленных учредительными документами, но не более 25% уставного капитала, а для акционерного общества - не менее 10%. При этом сумма отчислений в указанные фонды не должна превышать 50% облагаемой налогом прибыли.

     Фонд  потребления является источником  средств хозяйствующего субъекта, зарезервированный для осуществления  мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению коллектива.

30. Ускоренная амортизация, экономическая  сущность, влияние на издержки, налоги, прибыль.

Ускоренная амортизация  – начисление износа основного средства с применением к норме амортизационных  отчислений повышающего коэффициента. Ускоренная амортизация позволяет ускорить списание имущества на себестоимость продукции, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу налога на прибыль организации. В практике разных стран этот метод рассматривается как способ для скорейшего обновления основных фондов и как механизм снижения инфляционных потерь. К преимуществам метода ускоренной амортизации можно отнести быстрое возмещение значительной части затрат, выигрыш за счет фактора времени. Однако политика ускоренной амортизации ведет к завышению себестоимости и, следовательно, к завышению цены реализации произведенной продукции. В связи с этим, практика применения ускоренной амортизации в России пока незначительна.  Более широко ускоренная амортизация до последнего времени применялась в практике хозяйствования малых предприятий.

При использовании  методов ускоренной амор¬тизации в  первые годы эксплуатации основных средств  списывается большая (основная) часть  их стоимости. Ускоренная амортизация  означает еже¬годное снижение суммы  амортизационных отчис¬лений.

Целесообразность  применения методов ускорен¬ной  амортизации объясняется следующими при¬чинами:

• наибольшая интенсивность  использования ос¬новных средств  приходится на первые годы их эксплуатации, когда они физически и морально еще являются новыми;

• накапливаются  средства для замены амортизи¬руемого объекта в случае его быстрого мораль¬ного старения и инфляции;

• обеспечивается возможность увеличения доли рас¬ходов  на ремонт амортизируемых объектов, кото¬рая приходится на последние годы их использо¬вания, без соответствующего увеличения издер¬жек производства (за счет того, что сумма начис¬ленной амортизации в эти годы уменьшается).

Наиболее распространенными  методами ускорен¬ной амортизации  являются метод суммы цифр лет (кумулятивный метод) и метод снижения остатка.

          Наряду с применением механизма  ускоренной амортизации субъекты  малого предпринимательства могут  списывать дополнительно как  амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости  основных фондов со сроком службы более трех лет.

Информация о работе Финансовый менеджмент