Финансовый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:11, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Файлы: 1 файл

fin_men_ekzamen.doc

— 921.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

21. Финансовая микро- и макросреда  предпринимательства.

Финансовая среда предпринимательства представляет совокупность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предприятия и влияющих на возможности финансового менеджмента размещать денежные средства и получать доходы. Финансовая среда предпринимательства состоит из микросреды и макросреды. Микросреда характеризуется субъектами, имеющими непосредственное отношение к данному предприятию и к возможностям его руководства по извлечению доходов. В нее входят поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории. Макросреда представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом, и включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы. Поставщики – юр. и физ. лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов производственными запасами, необходимыми для выпуска готовой продукции. Влияние поставщиков на финансовую деятельность предприятия значительно и может привести к отрицательным результатам. Повышение цен на предметы снабжения во многом обусловливает повышение цен на готовую продукцию предприятия. Непоставки тех или иных производственных запасов, их неритмичность, любые негативные события на предприятиях-поставщиках приводят к нарушению графиков отгрузки готовой продукции предприятия. Посредниками являются организации, помогающие предприятию в продвижении, распространении и сбыте готовой продукции среди покупателей и таким образом влияющие на величину получаемых доходов. Посредники бывают торговые (дилеры)( помогающие данному предприятию находить покупателей и непосредственно продавать им готовую продукцию), по организации товародвижения (складские и транспортные организации), маркетинговые(— помогать производителю точнее адресовать и продвигать готовую продукцию на подходящие рынки сбыта с возможно меньшим риском и большим извлечением дохода) и финансово-кредитные(банки, кредитные учреждения, страховые компании, основное назначение которых помогать производителю финансировать сделки по приобретению производственных запасов и сбыту собственной готовой продукции). Клиенты бывают покупателями потребительского рынка, рынка производителей, рынка промежуточных продавцов, рынка государственных учреждений и международного рынка. Среди конкурентов выделяют желания-конкуренты, товарно-родовые и товарно-видовые. Понимание того, как именно покупатели принимают решение, облегчает финансовому менеджеру выявление возможных конкурентов, мешающих предприятию продавать больше своей продукции. Основополагающей является конкуренция марок-конкурентов, так как именно они активно ограничивают возможности сбыта готовой продукции и получения доходов предприятием. Широкая публика обычно не выступает по отношению к предприятию в качестве организованной силы, но от того, как она воспринимает образ предприятия, зависят результаты его коммерческой деятельности. Хозяйствующему субъекту следует постоянно внимательно следить за отношением широкой публики к производимой им продукции и к своей деятельности. В целях создания более благоприятного образа для широкой публики предприятию целесообразно делать пожертвования на благотворительные цели, избегать недобросовестной рекламы, разработать четкий порядок рассмотрения претензий покупателей и т.д. К внутренним контактным аудиториям относятся собственные рабочие и служащие предприятия, управляющие, а также добровольные помощники. Как правило, если собственные рабочие и служащие позитивно настроены по отношению к своему предприятию, это отношение распространяется и на другие контактные аудитории. Для этого предприятию целесообразно издавать информационные бюллетени, чтобы своевременно информировать собственных работников об актуальных проблемах производства

Характеристика  финансовой макросреды предпринимательства  включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы.

Учет финансовым менеджером всех составляющих микро- и  макросреды предпринимательства является необходимым условием успешной деятельности по инвестированию средств и извлечению более высоких доходов (прибыли) для предприятия.

22. Виды предпринимательских рисков.

Осуществление предпринимательства в его любом  виде связано с риском, который  принято называть хозяйственным, или  предпринимательским. Предпринимательский риск характеризуется как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов.

Существует множество  подходов к классификации рискаОдна  из классификаций выделяет два вида риска:

- риск, связанный  с возможным техническим провалом  производства, сюда же относится  также опасность потери благ, порожденная стихийными бедствиями;

- риск, сопряженный  с отсутствием коммерческого  успеха.

С риском предприниматель  сталкивается на разных, этапах своей  деятельности, и, естественно, причин возникновения  конкретной рисковой ситуации может  быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности. Таким образом, следует различать:

- риск, связанный  с хозяйственной деятельностью; 

- риск, связанный  с личностью предпринимателя;

- риск, связанный  с недостатком информации о состоянии внешней среды.

По сфере возникновения  предпринимательские риски можно  подразделить на внешние и внутренние. Источником возникновения внешних  рисков является внешняя среда по отношению к предпринимательской  фирме. Предприниматель не может оказывать на них влияние, он может только предвидеть и учитывать их в своей деятельности. Источником внутренних рисков является сама предпринимательская фирма. Эти риски возникают в случае неэффективного менеджмента, ошибочной маркетинговой политики, а также в результате внутрифирменных злоупотреблении.

В современных  условиях хозяйствования выделяют два  типа предпринимательского риска по уровню принятия решений: макроэкономический (глобальный) риск и риск на уровне отдельных  фирм (локальный). С точки зрения длительности во времени предпринимательские риски можно разделить на кратковременные и постоянные. По степени правомерности предпринимательского риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Все предпринимательские риски можно также разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Предприниматель может частично переложить риск на другие субъекты экономики, в частности обезопасить себя, осуществив определенные затраты в виде страховых взносов.

Иногда выделяются и такие виды: статистические (простые) и динамические (спекулятивные) риски. Особенность статистических рисков заключается в том, что они  практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности.

Как уже говорилось выше, данная работа посвящена анализу  основных видов риска. Поэтому далее  подробно остановимся на следующих  видах риска:

-производственный(Производственный  риск связан с производством  продукции, товаров и услуг; с осуществлением любых видов производственной деятельности, в процессе которой предприниматели сталкиваются с проблемами неадекватного использования сырья, роста себестоимости, увеличения потерь рабочего времени, использования новых методов производства.);

-коммерческий (Коммерческий  риск - это риск, возникающий в  процессе реализации товаров  и услуг, произведенных или  купленных предпринимателем.);

- финансовый(Под  финансовым понимается риск, возникающий  при осуществлении финансового  предпринимательства или финансовых сделок, исходя из того, что в финансовом предпринимательстве в роли товара выступают либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства. К финансовому риску относятся:  валютный риск; кредитный риск;  инвестиционный риск)

23. Система управления финансовыми рисками, основные подходы, этапы, области риска.

Цель - снижение потерь связанных с данными рисками  до минимума.

-физическая  защита заключается в создании  сигнализации, защита данных от  несанкционир-го доступа, найм  охраны.

- экономическая защита, прогнозирование, оценка тяжести возможного ущерба,использование всего финанс. Механизма для ликвидации угрозы Р. И его последствий.

4 метода управления  рисками:

  • Упразднение (отказ в осуществлении рискованного мероприятия),
  • Предотвращение потерь и контроль,
  • Страхование(отказ от части доходов лишь бы избежать Р),
  • Поглощение(признание ущерба, отказ от страхования, при этом сумма ущерба не значительна и ей можно пренебречь).

Наилучшее решение  – сочетание нескольких принципов.  Эффективный контроль включает 3 элемента:

  1. выработка нормативов для определения приемлемых рез-ов.
  2. сравнение реальных результатов с этими нормативами.
  3. корректировка на любом этапе всего процесса для mах сближения рез-ов с условными нормативами.

Процесс управления рисками включает 6 стадий: 1. определение целей, 2. выявление рисков, 3. оценка рисков, 4. выбор метода управления рисками, 5. применение выбранного метода, 6.оценка результата.

Анализ самый  сложный этап! При проведении анализа  Р. Прежде всего нужно определить источники и причины Р, какие из них явл. преобладающими.

Источники Р.- хоз. деятельность;   человек;   природные  факторы.

Причины Р.  –  недостаток информации; - неопределенность будущего;  непредсказуемость партнера.

Анализ риска  учитывает 2 вида Р.- качественный и количественный.

Количественный  – определение конкретного размера  ден. Ущерба отдельных подвидов фин. Риска и риска в совокупности.  В абсолютном выражении Р может  определятся величиной возможных  потерь в материально вещественном, физ. истоимостном выражении.

Качественный- идентификация  всех возможных рисков м.б. сравнительно проста. Его главная задача- определить, факторы Р., этапы работы при которых  Р. возникает и т.д.

 Проводя анализ  необходимо определить степень  риска

- допустимый (полная  потеря прибыли от реализации планируемого проекта)

-критический  (не поступление не только прибыли,  но и выручки, покрытие убытков  за счет предприятия.

В основе оценки фин. Риска лежит нахождение зависимости  м/у опред. Размером потери предприятия  и вероятностью их возникновения.

24. Методы и критерии количественной  оценки риска.

Величина риска, или степень риска, измеряется двумя  критериями: среднее ожидаемое значение; колеблемость (изменчивость) возможного результата. Среднее ожидаемое значение - это то значение величины события, которое связано с неопределенной ситуацией. Среднее ожидаемое значение является средневзвешенным для всех возможных результатов, где вероятность каждого результата используется в качестве частоты или веса соответствующего значения. Среднее ожидаемое значение измеряет результат, который мы ожидаем в среднем. Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решения в пользу какого-либо варианта вложения капитала. Для окончательного принятия решения необходимо измерить колеблемость показателей, т.е. определить меру колеблемости возможного результата. Колеблемость возможного результата представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от средней величины.

(и См предыдущий  вопрос)

25. Риск банкротства как основное проявление финансового риска, законодательная база.

Риск банкротства - риск невыполнения компанией своих долговых обязательств.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.10.2002 N 127-ФЗ(ред. от 05.02.2007, с изм. от 26.04.2007)"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"(принят ГД ФС РФ 27.09.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.02.1999 N 40-ФЗ(ред. от 29.12.2006)"О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"(принят ГД ФС РФ 18.09.1998)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.06.1999 N 122-ФЗ(ред. от 18.07.2005)"ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА"(принят ГД ФС РФ 04.06.1999)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.08.2005 N 510"ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ ИЗДАНИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМ ОПУБЛИКОВАНИЕ СВЕДЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.12.2006 N 247-ФЗ"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 50.36 И 50.39 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ" И СТАТЬЮ 72 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (БАНКЕ РОССИИ)"(принят ГД ФС РФ 22.12.2006)

Банкротство — сложная  категория, которую следует рассматривать с различных сторон: юридической, организационной, финансовой и др. С 1 марта 1993 г. введен в действие Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятия», согласно которому под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств над имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов, если его обязательства не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения.

Причины возникновения  банкротства делятся на объективные  и субъективные.

Объективные причины  связаны с общеэкономической  ситуацией в стране и практически неустранимы на уровне предприятия. Однако их необходимо учитывать при планировании и прогнозировании финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Объективными причинами являются нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране, высокие темпы инфляции, кризис неплатежей, замедление платежного оборота, несовершенство законодательной и нормативной базы, несовершенная налоговая и денежная политика государства, недостатки в работе финансово-кредитной системы страны, неблагоприятная рыночная конъюнктура и др.

Субъективные причины  вытекают непосредственно из хозяйственной деятельности предприятия и являются следствием его неудовлетворительной работы. К ним относятся неоправданно высокие затраты на производство и реализацию продукции, снижение качества продукции и ее невостребованность, длительный производственный цикл, неэффективное использование ресурсов, в том числе финансовых, снижение объемов производства и продаж, рост внешней задолженности другим предприятиям и бюджету, необоснованное увеличение дебиторской задолженности, низкий уровень планирования и прогнозирования, недостаточная квалификация сотрудников.

Информация о работе Финансовый менеджмент