Финансовый менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 18:11, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент представляет собой управление финансами предприятия, направленное на оптимизацию прибыли, максимизацию курса акций, максимизацию стоимости бизнеса, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, чистых активов в расчете на одну акцию, а также на поддержание конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
Финансовый менеджмент как наука управления финансами направлена на достижение стратегических и тактических целей хозяйствующего субъекта.

Файлы: 1 файл

fin_men_ekzamen.doc

— 921.00 Кб (Скачать)

Таким образом, расширение доли заемного финансирования в разумных пределах может приводить  к снижению общей цены привлекаемого  капитала. Определение конкретной величины этих пределов, то есть выработка целевой структуры капитала, наиболее выгодной для данного предприятия, и является одной из важнейших задач финансового менеджмента. Для ее успешного решения необходимо усвоить принципы оценки отдельных составляющих совокупного капитала предприятия.

Пассивы предприятия представляют собой решения по выбору источников финансирования имущества предприятия. Основными структурными разделами пассива являются: краткосрочные обязательства (краткосрочная задолженность, текущие обязательства), долгосрочные обязательства (долгосрочная задолженность), собственный капитал.

Раздел Краткосрочные  обязательства и Долгосрочные обязательства  иногда объединяются в одном разделе  под названием внешние обязательства. Внешние обязательства трактуются как будущие убытки в экономических  выгодах компании, которые могут возникнуть вследствие существующих обязательств этой компании передать средства или оказать услуги другим предприятиям в будущем в результате заключенных сделок или происшедших событий.

Краткосрочные обязательства - это обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Эти обязательства погашаются обычно в течение сравнительно короткого периода времени (обычно в течение периода не более года). В краткосрочные обязательства включаются такие статьи, как счета и векселя к оплате; долговые свидетельства о получении компанией краткосрочного займа; задолженность по налогам и отсроченные налоги; задолженность по заработной плате; различного рода полученные авансы; часть долгосрочных обязательств, подлежащая выплате в текущем периоде.

Долгосрочные  обязательства - это обязательства, которые должны быть погашены в течение  срока, превышающего один год. Основными  примерами долгосрочных обязательств являются облигации к оплате, долгосрочные векселя к оплате, обязательства по пенсионным выплатам и выплатам арендных платежей.

Облигации выпускаются  компанией в качестве источника  заемных средств для финансирования ее деятельности.

Задолженность по пенсионным выплатам возникает, если на предприятии существует пенсионный фонд, формирующийся за счет периодических взносов служащих и работодателя, и средства которого направляются на соответствующие выплаты вышедшим на пенсию служащим, выплаты пособий по нетрудоспособности или в случае смерти служащего.

Арендные выплаты  включаются в баланс в том случае, если компания арендует средства на условиях капитальной аренды, то есть когда  арендатор получает практически  полные права на пользование арендованным имуществом. Поскольку этот вид аренды по существу означает покупку арендуемых средств арендатором, то эти средства отражаются в балансе арендатора: в активе - эти средства отражаются как его имущество, в пассиве - вся сумма арендных платежей отражается как долгосрочные обязательства арендатора. Аренда называется капитальной, если имеется ходя бы одно из следующих условий:

1) право собственности  на арендованные средства переходит  полностью к арендатору по  истечение срока аренды;

2) имеется возможность  для арендатора по истечение срока аренды либо купить арендованное им имущество по минимальной цене, либо возобновить аренду с условием выплаты минимальной арендной платы (то есть гораздо ниже существующей арендной платы);

3) срок аренды  охватывает 75% или более срока  полезного использования имущества;

4) дисконтированная  стоимость минимальных арендных  платежей равна или превышает  90% текущей стоимости имущества. 

Собственный капитал - это вложенный капитал и накопленная  прибыль. В акционерных компаниях  вложенный капитал подразделяется на акционерный капитал по его номинальной стоимости и на дополнительный капитал.

Обычно в отчетности предприятия отражают разрешенный  к выпуску акционерный капитал  и количество фактически выпущенных акций на дату составления отчетности, то есть выпущенных акций за вычетом собственных акций в портфеле.

Дополнительный  капитал включает эмиссионную премию и резерв переоценки. Эмиссионная  премия является разницей от продажи  акций по рыночной цене и их номинальной  стоимостью. Резерв переоценки имущества  отражает изменение цен имущества в условиях инфляции.

В составе накопленной  прибыли может выделяться резерв прибыли, который согласно законодательству многих стран создается путем  ежегодных отчислений из чистой прибыли  до тех пор, пока величина резерва  не достигнет определенной величины. Этот резерв не затрагивается распределением дивидендов, но может быть использован для их поддержания на должном уровне в убыточные годы или обращен в акционерный капитал резолюцией совета директоров.

Резервы. В структуре  пассива предприятия (источников имущества) возможно отражение различного рода резервов. Резервы рассматриваются экономистами как меры разумной предосторожности для устранения нарушений нормального хода производственно-хозяйственной деятельности. Резервы являются отражением принципа осторожности. В зависимости от срока, в течение которого должен использоваться резерв, и источника его создания, резервы могут отражаться в разделах краткосрочных обязательств, долгосрочных обязательств или собственного капитала.

В целом резервы  можно подразделить на три категории. Первая группа резервов представляет резервный капитал в собственном  смысле слова. Они создаются из чистой прибыли после уплаты налога. Это  резервы, имеющие характер добавочного  капитала. К ним относятся резервы, предписанные законом; добровольные резервы и нераспределенная прибыль.

Вторая группа резервов - это оценочные резервы. Их создание непосредственно отражает стремление предпринимателей оградить себя от неустойчивой конъюнктуры и  инфляционных потерь. Создаются из валовой прибыли, то есть до уплаты налога. Оценочные резервы отражаются в отчетности в форме скидок, подлежащих вычету из соответствующих статей актива баланса. Они предназначены для покрытия текущих или будущих убытков или расходов: резерв сомнительных долгов, фонды возмещения (амортизационные фонды и др.).

Третья группа резервов - это резервы, имеющие характер долгов. Создаются, как и предыдущая группа, за счет отчислений из валовой  прибыли, то есть до уплаты налога. К  таким резервам относятся: пенсионные фонды, долгосрочные депозиты служащих, резервов для выплаты бонусов персоналу и др.

Управление пассивами  включает в себя формирование структуры  капитала компании, разработку политики привлечения капитала на наиболее выгодных для компании условиях и в наиболее выгодной комбинации собственных и заемных средств, определение принципов дивидендной политики.

Основными принципами формирования капитала являются:

1. Учет перспектив  развития хозяйственной деятельности  предприятия; 

2. Обеспечение соответствия объема привлекаемого капитала объему формируемых активов предприятия;

3. Обеспечение  оптимальности структуры капитала  в целях эффективного использования; 

4. Обеспечение  минимизации затрат по формированию  капитала из различных источников;

5. Обеспечение эффективного использования капитала в процессе хозяйственной деятельности.

41. Дивидендная политика, существующие  теории, сравнительный анализ.

Дивидендная политика – это составная часть общей  политики управления прибылью, связанная  с расширением прибыли в акционерных обществах.

Дивиденды –  денежный доход акционеров, получаемый в соответствии с долей его  вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Выбор дивидендной  политики предполагает решение двух ключевых вопросов:

1. влияет ли величина дивидендов на изменение совокупного богатства акционеров?

2. если да, то  какова должна быть оптимальная  их величина?

Существует 2 подхода  в теории дивидендной политики.

Первый подход – «Теория начисления дивидендов по остаточному принципу». Оптимальная доля дивидендов в прибыли зависит от 4 факторов:

1. предпочтений  инвесторов в отношении дивидендов;

2. инвестиционных  возможностей предприятия;

3. целевой структуры  капитала предприятия;

4. доступности  и цены внешнего капитала.

Три последних  фактора объединяются в модель «выплаты дивидендов по остаточному принципу». Согласно этой модели, предприятие:

1. определяет  оптимальный бюджет капиталовложений;

2. определяет  сумму акционерного капитала, необходимую  для финансирования этого бюджета;

3. осуществляет максимально возможное финансирование бюджета капиталовложений из прибыли;

4. выплачивает  дивиденды только в том случае, если полученная прибыль больше, чему сумма необходимая для  обеспечения бюджета капиталовложений (остаточный принцип).

Второй подход – «лучше синица в руке» (М. Гордон, Д. Линтнер) заключается в том, что инвесторы с учетом уменьшения риска предпочитают текущие дивиденды доходам, потенциально возможным в будущем. Основной вывод теории – в формуле общей доходности дивидендная сумма имеет приоритетное значение и, увеличивая ее долю, можно способствовать повышению рыночной стоимости предприятия, т.е. увеличению благосостояния акционеров.

Теория Модильяни  и Миллера – цена акций предприятия, или цена его капитала, не зависит  от дивидендной политики. Согласно этой теории стоимость предприятия определяется его способностью приносить прибыль и степенью риска.

Теория налоговой  дифференциации основана на налоговых  эффектах. Предложена Литценбергом Р. Согласно этой теории инвесторы отдают предпочтение акциям, общая доходность которых за период владения, исчисленная с учетом налогов на дивиденды и на прирост стоимости, выше.

42. Основные подходы к формированию  дивидендной политики, методики  формирования дивидендных выплат.

Термин «дивидендная политика» в принципе связан с распределением прибыли в акционерных обществах. В финансовом менеджменте используется широкая трактовка термина «дивидендная политика», под которой понимают механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственнику в соответствии с  долей его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия.

Поскольку основной целью дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли  и будущим ее ростом, который обеспечит  инвестиционное финансирование, то  с помощью дивидендной политики можно максимизировать рыночную стоимость предприятия и обеспечить стратегическое развитие.

Исходя из цели дивидендной политики, под дивидендной  политикой понимают составную часть  общей финансовой политики предприятия, заключающейся в оптимизации пропорции между потребляемой и капитализируемой прибылью с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Основные типы:

Консервативная  дивидендная политика – вариант  дивидендной политики, основной целью  которой является первоочередное удовлетворение инвестиционных потребностей предприятия, а выплата дивидендов осуществляется в минимальном стабильном размере или по остаточному принципу.

Компромиссная (умеренная) дивидендная политика –  вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с надбавкой в отдельные периоды. Эта политика в наибольшей степени увязана с результатами фин. деятельности предприятия и уровнем удовлетворения его инвестиционных  потребностей.

Агрессивная дивидендная политика – вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с “агрессивной” надбавкой в отдельные периоды с целью рыночной фондовой “раскрутки” предприятия. Эта политика в наименьшей степени увязана с результатами финансовой деятельности предприятия.

Предприятие должно выбрать оптимальную дивидендную  политику предприятия, которая определяется:

1. инвестиционными  возможностями предприятия,

2. ценой заемного  капитала (по сравнению с ценой  собственного капитала),

3. сроками появления инвестиционных возможностей,

4. ликвидностью  и кредитоспособностью предприятия,

5. инфляцией,

6. установленными  законом ограничениями,

7. предпочтениями  акционеров,

8. контролем  со стороны акционеров.

Цель дивидендной  политики – максимизация богатства акционеров (а также обеспечение достаточного финансирования деятельности предприятия ).

Завершающим этапом формирования дивидендной политики является выбор форм:

1. выплаты дивидендов  наличными деньгами,

2. выплаты акциями.  Она интересна для акционеров, ориентированных на рост капитала в предстоящем периоде,

3. автоматическое  реинвестирование, т.е. право выбора  получить наличные деньги или  реинвестировать в дополнительные  акции,

4. выкуп акции  компании, т.е. на сумму дивидендного  фонда фирма выкупает на рынке свободно обращающиеся акции.

Порядок выплаты  дивидендов

Порядок выплаты  дивидендов устанавливается обычно законодательными актами, в частности  ГК РФ, ФЗ об АО.

По российскому  законодательству источниками средств  для выплаты дивидендов являются:

1. прибыль за  текущий год по обыкновенным  акциям,

Информация о работе Финансовый менеджмент