Ценовая доступность товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Рост потребительских цен наряду с действием макроэкономических факторов обусловлен факторами, лежащими в сфере оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг. В числе таких факторов высокие издержки обращения, торговые надбавки и наценки, наличие многочисленных посредников в оптовом звене, довольно высокая импортная зависимость особенно по непродовольственным товарам, явления монополизма и другие.
Отрицательные последствия инфляции усиливаются в связи с ограниченной покупательной способностью значительной части населения города. У большинства оренбургских семей значительная часть потребительских расходов приходится на покупку продуктов питания.

Оглавление

Введение
1. Ценовая доступность товаров и услуг
2. Территориальная доступность предприятий потребительского рынка и услуг
3. Качество обслуживания и развитие отраслей потребительского рынка и услуг
4 Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли
5. Развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли
6. Система контроля в сфере потребительского рынка
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Территор орган хоз деят.docx

— 37.97 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Ценовая доступность  товаров и услуг 

2. Территориальная доступность  предприятий потребительского рынка  и услуг 

3. Качество обслуживания  и развитие отраслей потребительского  рынка и услуг 

4 Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли

5. Развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли

6. Система контроля в сфере потребительского рынка

Залючение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Потребительский рынок города Оренбурга является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, которую характеризует положительная динамика развития, высокая предпринимательская и инвестиционная активность.

Торговля и общественное питание города входят в число ведущих отраслей экономики Оренбурга и являются основными отраслями, определяющими направления и результаты развития города.

Развитие сферы услуг торговли и общественного питания в городе обусловлено следующими наиболее значимыми факторами:

- вхождение на городской  рынок и дальнейшее развитие  крупных торговых сетей с высоким  уровнем технологической насыщенности  и повышенным качеством сервиса;

- сохраняющаяся динамика  роста реальных доходов и покупательской  способности населения;

- увеличение масштабов  покупательского кредитования.

Вместе с тем недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.

 

 

 

 

1. Ценовая доступность  товаров и услуг 

Остаются высокими темпы инфляции на потребительском рынке.

Рост потребительских цен наряду с действием макроэкономических факторов обусловлен факторами, лежащими в сфере оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг. В числе таких факторов высокие издержки обращения, торговые надбавки и наценки, наличие многочисленных посредников в оптовом звене, довольно высокая импортная зависимость особенно по непродовольственным товарам, явления монополизма и другие.

Отрицательные последствия инфляции усиливаются в связи с ограниченной покупательной способностью значительной части населения города. У большинства оренбургских семей значительная часть потребительских расходов приходится на покупку продуктов питания.

Проблема ценовой доступности является крупной структурной проблемой потребительского рынка города.

Сектор торговли и общественного питания с умеренными ценами и качеством товаров и услуг развит недостаточно. Особо остро проблема ценовой доступности сказывается на малообеспеченных жителях города, а также жителях, имеющих фиксированные и низкие доходы. Объективно существующая потребность в объектах торговли с низкими ценами восполняется медленно. Нижний ценовой сегмент поддерживается неорганизованными формами торговли, причем наблюдается определенный рост стихийной и несанкционированной уличной торговли, которая в отдельных случаях концентрируется в целые "торговые зоны". Задача состоит в том, чтобы найти им цивилизованную альтернативу.

Неудовлетворительным по отношению к спросу населения является диапазон предложения услуг (цена - качество) в общественном питании. В секторах города - торговля и общественное питание - отсутствует сеть социально ориентированных предприятий, а также недостаточна сеть предприятий, рассчитанных на потребителей с невысоким уровнем доходов.

2. Территориальная  доступность предприятий потребительского  рынка и услуг 

При высоких темпах развития сети предприятий потребительского рынка и услуг достигнутая обеспеченность населения города Оренбурга торговыми площадями, посадочными местами в общественном питании уступает аналогичным показателям городов России.

Важное отличие решения проблемы территориальной доступности в 2008 - 2010 годах от предыдущих периодов состоит в сбалансированном подходе, предусматривающем наряду со строительством крупных объектов торговли активное развитие сети малых предприятий в микрорайонах, необеспеченных торговыми площадями. Следует отметить, что успешность ее решения во многом зависит от поддержки органов власти.

Формирование конкурентной среды в 2008 - 2010 годах должно осуществляться за счет строительства крупных объектов, так и за счет более активного развития сети малых предприятий, в том числе предприятий пешеходной "шаговой" доступности.

3. Качество обслуживания  и развитие отраслей потребительского  рынка и услуг 

В городе ощущается нехватка современных типов торговых структур, отвечающих современным требованиям дизайна, технологического оснащения, применяющих прогрессивные методы обслуживания. В городе наблюдается недостаток современных складских площадей, низкотемпературных холодильников. Отсутствие эффективно действующего опта не позволяет оптимизировать товарные потоки и обеспечить продовольственную безопасность города.

Сегодня в России в ходу более 600 подзаконных актов, касающихся деятельности в сфере торговли. Отношения же между органами власти и бизнесом до настоящего времени не урегулированы, отсутствуют основы регулирования внутренней торговли, отсутствует и целостная концепция развития внутренней торговли в стране, в которой были бы отражены приоритеты краткосрочного и долгосрочного развития на федеральном, региональном и местном уровне.

Исходя из этого, основной идеей, определяющей разработку настоящих направлений, является преодоление указанных пробелов и создание условий для обеспечения населения города услугами торговли и общественного питания.

Приоритетные направления развития сферы торговли и общественного питания

1.

Целенаправленная структурная перестройка на потребительском рынке,  
способная обеспечить сбалансированное развитие отдельных звеньев  
на принципах рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности

2.

Дальнейшее развитие и поддержка предпринимательской деятельности  
на рынке услуг торговли и общественного питания

3.

Формирование нормативно-правового обеспечения сферы торговли  
и общественного питания

4.

Совершенствование и развитие инфраструктуры оптовой и розничной  
торговли, общественного питания

5.

Развитие видового разнообразия предприятий потребительского рынка  
и сферы услуг с целью обеспечения территориальной и ценовой  
доступности товаров и услуг

6.

Создание условий для продвижения местных товаропроизводителей  
на потребительский рынок других регионов

7.

Повышение качества оказываемых потребительских услуг

8.

Обеспечение доступности потребительского рынка и прав граждан  
на безопасность и качество товаров

9.

Поведение мероприятий, препятствующих проникновению и распространению 
контрафактной и фальсифицированной продукции

10.

Пропаганда и внедрение основ культуры потребления товаров и услуг

11.

Определение новых условий, направлений и путей повышения  
эффективности торговой деятельности

12.

Формирование и развитие информационной системы потребительского рынка

13.

Разработка комплекса мероприятий по профессиональной подготовке  
и переподготовке работников потребительского рынка

14.

Оказание методической, консультативной и организационной помощи  
предприятиям потребительского рынка


4 Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли

Несмотря на важность и значимость оптового звена в эффективной системе товародвижения, в Оренбурге значение оптового звена как основного регулятора рынка во многом утрачено, исключением являются предприятия, организующие оборот алкогольной продукции, пива, табачных и некоторых других позиций продовольственных товаров.

Цели развития оптового звена:

- создание эффективной  системы товародвижения с минимальными  транспортными издержками;

- поддержание благоприятных  условий для работы на рынке  предприятий промышленности города  и области;

- формирование резервных  источников товаров первой необходимости;

- предоставление предприятиям  розничной сети широкого круга  услуг (обеспечение информацией, складскими  площадями, проведение погрузоразгрузочных  работ, лизинга оборудования, оказание  транспортно-экспедиционных услуг).

Задачи развития оптового звена:

- создание системы товародвижения, благоприятствующего развитию промышленных  предприятий области и способствующего  оптимальному соотношению товаров  местного производства и завезенных  из-за пределов области;

- восстановление, реконструкция  и развитие бывших оптовых  баз, оптовых предприятий с полным  комплексом процесса товародвижения  от производителя до потребителя.

- создание развитой структуры  каналов товародвижения, поддерживающей  необходимую интенсивность товаропотоков в городе;

- развитие посреднических  оптовых структур, основным предметом  деятельности которых должно  стать обеспечение покупателей  информацией о товарах, объемах  выпуска, ценах, условиях поставки  и т.п.;

- развитие организаторов  оптового оборота (ярмарок, выставок-ярмарок, оптовых рынков), не работающих  с товаром, но оказывающих услуги  по организации оптового оборота, стимулирующих расширение потребительского  рынка.

5. Развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли

Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, так как непосредственно затрагивает интересы населения.

Современные тенденции развития розничной торговли г. Оренбурга опираются, прежде всего, на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

Настоящие Направления исходят из того, что розничная торговля должна существенно улучшить качество обслуживания населения при расширении своего типового разнообразия, территориального развития и доступности, перемещении покупательского спроса населения с рынков и других объектов внемагазинной торговли в стационарную сеть.

Розничная торговля включает в себя следующие сегменты потребительского рынка:

- стационарная торговая  сеть;

- рынки и рыночные объекты  инфраструктуры;

- мелкорозничная торговая  сеть.

Цели розничной торговли - доведение до покупателя товара, отвечающего требованиям безопасности и качества, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка товарами.

В совершенствовании розничной торговли следует считать приоритетными следующие направления:

- оптимизация сети и  качественное улучшение ее структуры  за счет роста числа крупных  современных торговых объектов (гипермаркетов, супермаркетов, торговых центров  и т.д.);

- создание эффективной  конкурентной среды как фактора  сдерживания роста цен и предотвращения  монополизации отдельных сегментов  рынка;

- развитие сетевого принципа  организации торговли, привлечение  в город крупных компаний, занимающихся  созданием и эксплуатацией торговых  сетей;

- обеспечение условий  для создания в жилых кварталах, в том числе субъектами малого  предпринимательства, магазинов пешеходной "шаговой" доступности для населения;

- обеспечение доступности объектов инфраструктуры розничной торговли города для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями путем оснащения предприятий специальным оборудованием (пандусы, поручни, лифты и т.д.);

- разработка совместных  с коммерческими и некоммерческими  организациями проектов, ориентированных  на обслуживание населения с  низким уровнем доходов;

- развитие специализированной  торговли, позволяющей наиболее  полно учитывать реальные потребности  покупателей благодаря ориентации  на конкретные сегменты потребителей;

- универсализация торговых  предприятий, предполагающая формат  торгового предприятия, в котором  посетители имеют возможность  совершить все виды покупок, получить  необходимые услуги, провести свой  досуг;

- формирование и развитие  фирменной торговой сети, в том  числе от предприятий местной  промышленности;

- создание социально-ориентированных  предприятий торговли.

6. Система контроля в сфере потребительского рынка

Формирование эффективной системы контроля должно опираться на обеспечение безопасности и качества товаров на всех этапах товародвижения. На каждом этапе должен быть задействован механизм обеспечения безопасности и качества.

Информация о работе Ценовая доступность товаров и услуг