Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 15:11, курсовая работа
Рост потребительских цен наряду с действием макроэкономических факторов обусловлен факторами, лежащими в сфере оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг. В числе таких факторов высокие издержки обращения, торговые надбавки и наценки, наличие многочисленных посредников в оптовом звене, довольно высокая импортная зависимость особенно по непродовольственным товарам, явления монополизма и другие.
Отрицательные последствия инфляции усиливаются в связи с ограниченной покупательной способностью значительной части населения города. У большинства оренбургских семей значительная часть потребительских расходов приходится на покупку продуктов питания.
Введение
1. Ценовая доступность товаров и услуг
2. Территориальная доступность предприятий потребительского рынка и услуг
3. Качество обслуживания и развитие отраслей потребительского рынка и услуг
4 Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли
5. Развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли
6. Система контроля в сфере потребительского рынка
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1. Ценовая доступность товаров и услуг
2. Территориальная доступность
предприятий потребительского
3. Качество обслуживания
и развитие отраслей
4 Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли
5. Развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли
6. Система контроля в сфере потребительского рынка
Залючение
Список литературы
Введение
Потребительский рынок города Оренбурга является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения, которую характеризует положительная динамика развития, высокая предпринимательская и инвестиционная активность.
Торговля и общественное питание города входят в число ведущих отраслей экономики Оренбурга и являются основными отраслями, определяющими направления и результаты развития города.
Развитие сферы услуг торговли и общественного питания в городе обусловлено следующими наиболее значимыми факторами:
- вхождение на городской
рынок и дальнейшее развитие
крупных торговых сетей с
- сохраняющаяся динамика
роста реальных доходов и
- увеличение масштабов покупательского кредитования.
Вместе с тем недостаточное развитие конкурентной среды не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы для повышения качества товаров и услуг, их ценовой и территориальной доступности.
1. Ценовая доступность товаров и услуг
Остаются высокими темпы инфляции на потребительском рынке.
Рост потребительских цен наряду с действием макроэкономических факторов обусловлен факторами, лежащими в сфере оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг. В числе таких факторов высокие издержки обращения, торговые надбавки и наценки, наличие многочисленных посредников в оптовом звене, довольно высокая импортная зависимость особенно по непродовольственным товарам, явления монополизма и другие.
Отрицательные последствия инфляции усиливаются в связи с ограниченной покупательной способностью значительной части населения города. У большинства оренбургских семей значительная часть потребительских расходов приходится на покупку продуктов питания.
Проблема ценовой доступности является крупной структурной проблемой потребительского рынка города.
Сектор торговли и общественного питания с умеренными ценами и качеством товаров и услуг развит недостаточно. Особо остро проблема ценовой доступности сказывается на малообеспеченных жителях города, а также жителях, имеющих фиксированные и низкие доходы. Объективно существующая потребность в объектах торговли с низкими ценами восполняется медленно. Нижний ценовой сегмент поддерживается неорганизованными формами торговли, причем наблюдается определенный рост стихийной и несанкционированной уличной торговли, которая в отдельных случаях концентрируется в целые "торговые зоны". Задача состоит в том, чтобы найти им цивилизованную альтернативу.
Неудовлетворительным по отношению к спросу населения является диапазон предложения услуг (цена - качество) в общественном питании. В секторах города - торговля и общественное питание - отсутствует сеть социально ориентированных предприятий, а также недостаточна сеть предприятий, рассчитанных на потребителей с невысоким уровнем доходов.
2. Территориальная
доступность предприятий
При высоких темпах развития сети предприятий потребительского рынка и услуг достигнутая обеспеченность населения города Оренбурга торговыми площадями, посадочными местами в общественном питании уступает аналогичным показателям городов России.
Важное отличие решения проблемы территориальной доступности в 2008 - 2010 годах от предыдущих периодов состоит в сбалансированном подходе, предусматривающем наряду со строительством крупных объектов торговли активное развитие сети малых предприятий в микрорайонах, необеспеченных торговыми площадями. Следует отметить, что успешность ее решения во многом зависит от поддержки органов власти.
Формирование конкурентной среды в 2008 - 2010 годах должно осуществляться за счет строительства крупных объектов, так и за счет более активного развития сети малых предприятий, в том числе предприятий пешеходной "шаговой" доступности.
3. Качество обслуживания
и развитие отраслей
В городе ощущается нехватка современных типов торговых структур, отвечающих современным требованиям дизайна, технологического оснащения, применяющих прогрессивные методы обслуживания. В городе наблюдается недостаток современных складских площадей, низкотемпературных холодильников. Отсутствие эффективно действующего опта не позволяет оптимизировать товарные потоки и обеспечить продовольственную безопасность города.
Сегодня в России в ходу более 600 подзаконных актов, касающихся деятельности в сфере торговли. Отношения же между органами власти и бизнесом до настоящего времени не урегулированы, отсутствуют основы регулирования внутренней торговли, отсутствует и целостная концепция развития внутренней торговли в стране, в которой были бы отражены приоритеты краткосрочного и долгосрочного развития на федеральном, региональном и местном уровне.
Исходя из этого, основной идеей, определяющей разработку настоящих направлений, является преодоление указанных пробелов и создание условий для обеспечения населения города услугами торговли и общественного питания.
Приоритетные направления развития сферы торговли и общественного питания | |
1. |
Целенаправленная структурная
перестройка на потребительском рынке, |
2. |
Дальнейшее развитие и поддержка
предпринимательской деятельности |
3. |
Формирование нормативно-правового
обеспечения сферы торговли |
4. |
Совершенствование и развитие
инфраструктуры оптовой и розничной |
5. |
Развитие видового разнообразия
предприятий потребительского рынка |
6. |
Создание условий для продвижения
местных товаропроизводителей |
7. |
Повышение качества оказываемых потребительских услуг |
8. |
Обеспечение доступности потребительского
рынка и прав граждан |
9. |
Поведение мероприятий, препятствующих
проникновению и распространению |
10. |
Пропаганда и внедрение основ культуры потребления товаров и услуг |
11. |
Определение новых условий,
направлений и путей повышения |
12. |
Формирование и развитие информационной системы потребительского рынка |
13. |
Разработка комплекса мероприятий
по профессиональной подготовке |
14. |
Оказание методической, консультативной
и организационной помощи |
4 Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли
Несмотря на важность и значимость оптового звена в эффективной системе товародвижения, в Оренбурге значение оптового звена как основного регулятора рынка во многом утрачено, исключением являются предприятия, организующие оборот алкогольной продукции, пива, табачных и некоторых других позиций продовольственных товаров.
Цели развития оптового звена:
- создание эффективной
системы товародвижения с
- поддержание благоприятных
условий для работы на рынке
предприятий промышленности
- формирование резервных
источников товаров первой
- предоставление предприятиям
розничной сети широкого круга
услуг (обеспечение информацией, складскими
площадями, проведение
Задачи развития оптового звена:
- создание системы
- восстановление, реконструкция
и развитие бывших оптовых
баз, оптовых предприятий с полным
комплексом процесса
- создание развитой структуры
каналов товародвижения, поддерживающей
необходимую интенсивность
- развитие посреднических оптовых структур, основным предметом деятельности которых должно стать обеспечение покупателей информацией о товарах, объемах выпуска, ценах, условиях поставки и т.п.;
- развитие организаторов
оптового оборота (ярмарок, выставок-ярмарок,
оптовых рынков), не работающих
с товаром, но оказывающих услуги
по организации оптового
5. Развитие инфраструктуры и совершенствование розничной торговли
Розничная торговля - ведущее звено всей системы торгового обслуживания, так как непосредственно затрагивает интересы населения.
Современные тенденции развития розничной торговли г. Оренбурга опираются, прежде всего, на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.
Настоящие Направления исходят из того, что розничная торговля должна существенно улучшить качество обслуживания населения при расширении своего типового разнообразия, территориального развития и доступности, перемещении покупательского спроса населения с рынков и других объектов внемагазинной торговли в стационарную сеть.
Розничная торговля включает в себя следующие сегменты потребительского рынка:
- стационарная торговая сеть;
- рынки и рыночные объекты инфраструктуры;
- мелкорозничная торговая сеть.
Цели розничной торговли - доведение до покупателя товара, отвечающего требованиям безопасности и качества, удовлетворение потребительского спроса, насыщение рынка товарами.
В совершенствовании розничной торговли следует считать приоритетными следующие направления:
- оптимизация сети и
качественное улучшение ее
- создание эффективной
конкурентной среды как
- развитие сетевого принципа
организации торговли, привлечение
в город крупных компаний, занимающихся
созданием и эксплуатацией
- обеспечение условий
для создания в жилых
- обеспечение доступности объектов инфраструктуры розничной торговли города для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями путем оснащения предприятий специальным оборудованием (пандусы, поручни, лифты и т.д.);
- разработка совместных
с коммерческими и
- развитие специализированной
торговли, позволяющей наиболее
полно учитывать реальные
- универсализация торговых предприятий, предполагающая формат торгового предприятия, в котором посетители имеют возможность совершить все виды покупок, получить необходимые услуги, провести свой досуг;
- формирование и развитие фирменной торговой сети, в том числе от предприятий местной промышленности;
- создание социально-
6. Система контроля в сфере потребительского рынка
Формирование эффективной системы контроля должно опираться на обеспечение безопасности и качества товаров на всех этапах товародвижения. На каждом этапе должен быть задействован механизм обеспечения безопасности и качества.