Антикризисное управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Процедура банкротства, сам термин "несостоятельное предприятие" в восприятии большинства людей ассоциируются с разрушением. И это отчасти верно – когда судья Арбитражного суда появляется в зале и зачитывает свое решение, где говорится: "Признать предприятие Х несостоятельным", единственное, что происходит дальше – это полное прекращение деятельности предприятия, его ликвидация и распродажа активов в счет погашения долгов. Объявление предприятия несостоятельным означает признание его банкротом как свершившийся факт и исключает какой-либо иной путь, кроме ликвидации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ 9
1.1 Понятие и сущность антикризисного управления предприятием 9
1.2. Зарубежный опыт антикризисного управления 22
1.3. Оперативное управление активами как инструмент антикризисного управления муниципальным предприятием 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АНТИКРИЗИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ МУП «СМОЛЕНСКТЕПЛОСЕТЬ» 37
2.1. Краткая характеристика деятельности МУП «Смоленсктеплосеть» 37
2.2. Анализ причин кризисного состояния МУП «Смоленсктеплосеть» 47
2.3. Методика стабилизации финансового состояния муниципального предприятия муниципального предприятия 58
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ВЫВОДА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИЗ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ 67
3.1.Пути оздоровления финансового состояния МУП «Смоленсктеплосеть» 67
3.2.Методические рекомендации по выводу из кризисного состояния МУП «Смоленсктеплосеть». 74
Заключение 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 95

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

Механизм несостоятельности –  судебная процедура признания должника банкротом.

Конкурсное производство – процедура  банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Следует признать, что на различных  этапах экономических отношений  несостоятельность предприятий  и связанные с ней процедуры  регулярно применялись для разрешения долговых споров между кредиторами и заемщиками. Как показывает анализ, экономические аспекты антикризисного управления очень тесно переплетены с юридическими аспектами. В связи с этим, нам представляется целесообразным, подробно рассмотреть основные моменты российского законодательства о банкротстве.

В своей основе российское законодательство о банкротстве основывается на мировом  опыте. Как известно, возможность признания предприятия несостоятельным появилась в России достаточно недавно, с середины 1992 г., когда вышел первый Указ Президента, который впервые ввел процедуру банкротства. Чуть позже, 19 ноября 1992 г., был принят Закон Российской Федерации №3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" [58], который стал основой для последующего регулирования в этой области. Далее в связи с изменившейся экономико-политической ситуацией был принят новый Федеральный закон от 8 января 1998 г. №6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" [6, с. 51]. На сегодняшний день действует Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Таким образом, данный закон и его подзаконные акты являются, по существу, правовой основой для применения мероприятий по реорганизации в настоящее время.

Необходимо отметить, что закон  не делает различий в отношении того, является ли предприятие государственным или частным, он ко всем применяет одинаковые критерии, процедуры и требования. Другая важная черта этого закона состоит в том, что судьбу предприятия, в конечном счете, решает арбитражный суд. Только он правомочен принимать решение о проведении реорганизационных мероприятий или об их отмене. Никакие решения других органов (как, например, собрания кредиторов или учредителей) по этому вопросу не имеют юридической силы и не порождают юридических последствий.

Помимо вводимых федеральным законодательством  основных понятий, связанных непосредственно  с банкротством, законодательством  определяются и основные признаки банкротства, определяющие условия начала процедуры  банкротства. Так, юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения. То есть, в основу определения признаков банкротства юридических лиц положен принцип "неплатежеспособности". Существо этого принципа заключается в следующем: если должник длительное время (свыше трех месяцев) не расплачивается с кредиторами по обязательствам и не вносит обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, предполагается, что он не в состоянии этого сделать, т. е. является неплатежеспособным.

Дела о банкротстве рассматриваются  арбитражным судом. Дело может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу по совокупности составляет не менее 100 тыс. рублей, а к должнику-гражданину - не менее 10 тыс. рублей.

По мнению западных юристов для  того, чтобы федеральный закон  о банкротстве соответствовал требованиям рыночно ориентированного законодательства, он должен, как и другие современные нормативно-правовые акты, содержать возможности реорганизации и ликвидации предприятий-должников в рамках процедуры банкротства. Процедура ликвидации должна быть ясно структурирована и соответствовать современным представлениям. Возложение ответственности за процедуру банкротства на суды и обучение (лицензирование) внешних управляющих Государственным органом по банкротству должно позволить в сравнительно короткое время ознакомить специализирующихся на этих вопросах людей, управляющих и юристов с новым законодательством о банкротстве. Единообразные процедуры банкротства служат тому, чтобы избежать возможных нарушений интересов участников процесса при применении различных процедур, как например, мирового соглашения или ликвидации. Кроме того, это единообразие позволяет продать бизнес предприятия.

Как считают западные эксперты, принятый Федеральный закон "О банкротстве (несостоятельности)" соответствует основополагающим моментам законодательства о банкротстве Канады, США, Великобритании и других стран и действующим международным правовым нормам в области банкротства и несостоятельности [8, с. 42]. Как принято в этих странах, процедуры проходят под общим наблюдением суда и под постоянным руководством и наблюдением арбитражного управляющего на каждой отдельной стадии. Вместе с тем, основной проблемой дел о банкротстве, слушающихся в России, является недостаточное количество арбитражных судей. Так в 1999 г. было подано 581 729 исков, а судей было всего 2 354 чел., то есть на одного судью приходилось от 28 до 45 дел в месяц2.

Для решения этой проблемы в 2000 г. указом исполняющего обязанности Президента РФ количество арбитражных судей  увеличено на 500 чел., а персонала судов – на 2000 чел.

Процесс управления кризисными (несостоятельными) предприятиями должен быть эффективным, то есть, должен осуществляться таким  образом, чтобы затраты на проведение процедуры банкротства не превышали  доходов, полученных от процесса управления. Для этого в процессе управления необходимо применять некий набор приемов управления, которые в совокупности составляют методологию управления несостоятельными предприятиями в переходной экономике.

Таким образом, методология управления несостоятельными предприятиями представляет собой систему общих правил (принципов), а также специальных приемов и методов антикризисного управления. Общие правила антикризисного управления исходят из положений социально-экономической теории и принципа диалектического метода познания. Они составляют теоретическую базу управления как науки.

Теоретический (качественный) анализ объекта управления, основанный на социально-экономических науках, всегда предшествует его детальному изучению и является необходимым условием правильной организации процесса управления и безошибочного толкования его финансовых результатов. Необходимым условием успешного управления несостоятельным предприятием является понимание сущности объекта управления или технологического процесса, знание причин развития и особенностей конкретной обстановки. Так, прежде чем выработать управляющее воздействие и оценить насколько эффективны последствия принимаемых решений, необходимо выявить влияние отдельных факторов на изменение финансовых результатов объекта управления – несостоятельного предприятия, необходимо обосновать метод расчета эффективности мероприятий по выводу из кризиса либо отдельного предприятия, либо совокупности предприятий, то есть определить состав влияющих факторов и характер их воздействия. Решение этих вопросов требует соответствующих знаний экономики той отрасли, в которой функционирует предприятие.

На наш взгляд, для осуществления  процедуры управления кризисным  муниципальным предприятием в условиях современной российской экономики должны быть введены некоторые понятия и определения, по существу оказывающие влияние на разработку и принятие управленческих решений при проведении процедуры банкротства.

К таким понятиям и определениям относятся: кредитный портфель, коэффициент  важности долга, качество финансового состояния предприятия, степень качества финансового состояния предприятия, признаки несостоятельности.

Как известно, любое предприятие  осуществляет займы не у одного кредитора, а пытается диверсифицировать финансовые источники, используя все возможные варианты привлечения средств как бюджетные так и внебюджетные. В этой связи, у муниципального предприятия формируется кредитный портфель, представляющий собой совокупность средств, привлеченных на финансовом рынке. Таким образом, рассматривая каждую составляющую кредитного портфеля как отдельный элемент, можно охарактеризовать этот элемент, используя несколько количественных показателей, таких как [16, с.76]:

    • сумма кредита;
    • количество дней до погашения кредита;
    • ставка штрафа за просрочку погашения кредита.

Здесь, необходимо отметить, что в  качестве кредитов предприятию рассматриваются  все заемные средства, полученные не только в кредитных организациях, но и, например, в виде отсрочек по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в  виде авансов поставщиков и т. д., даже если они выдаются на достаточно длительный срок и без процентов за их использование.

На основании значений этих показателей  можно сформировать некий показатель важности кредита – коэффициент важности долга.

Коэффициент важности долга – интегральный показатель, рассчитываемый по значениям характеристик элемента кредитного портфеля, позволяющий ранжировать все кредиты по степени важности, то есть определить приоритеты при осуществлении контроля за их погашением. Коэффициент важности i-того долга (КВАЖНi) вычисляется с использованием мультипликативной модели вида:

КВАЖНi = Ai * Xi,

где

Ai – вектор-строка, состоящий из весов соответствующих значений показателей i-того кредита;

Xi – вектор-столбец, состоящий из значений соответствующих показателей i-того кредита.

Веса показателей определяются, исходя из управленческой концепции руководства предприятия, и зависят от того, какому показателю при оценке кредита придается большее значение, а также от того, как влияет этот показатель на важность долга: если влияние прямо пропорционально, вес больше единицы, если влияние обратно пропорционально – меньше единицы.

При оценке финансового состояния  предприятия необходимо использовать некий измеритель, позволяющий на качественном уровне оценить предприятие  и сделать вывод о его состоятельности, либо о несостоятельности. Для этих целей используется термин качество финансового состояния. Качество финансового состояния – комплексная качественная характеристика муниципального предприятия, свидетельствующая о его состоятельности в момент анализа. Измерение качества финансового состояния производится не по финансовой отчетности, а лишь на основании анализа договоров предприятия и сопоставления графика платежей по кредитам с календарем.

Для того чтобы определить качество финансового состояния, используются несколько степеней качества :

    • состоятельное предприятие;
    • предкризисное предприятие;
    • кризисное предприятие;
    • несостоятельное предприятие (после решения Арбитражного Суда).

Критерием отнесения к определенной степени качества являются следующие  качественные условия (табл. 1).

Таблица 1

Критерии степеней качества финансового состояния предприятия

Условие

Степень

График платежей по долгам выполняется

состоятельность

Более половины долгов просрочено до двух месяцев от договорного срока

предкризисное

Более трех четвертей долгов просрочено до двух месяцев от договорного срока

кризисное

Хотя бы один долг просрочен более чем на три месяца

несостоятельность


Зачастую бывает важно  определить глубину несостоятельности  предприятия. На этапе предварительного анализа можно пользоваться качественным и количественным измерителем (рис. 1). Качественный измеритель позволяет определить – насколько долги предприятия мешают ему эффективно работать. Количественный измеритель свидетельствует о том, скольким кредиторам из общего количества предприятие просрочило выплаты по долгам.

 

 


 

 

 

 

Рис. 1. Предварительное измерение  глубины несостоятельности.

При обнаружении на этапе предварительного анализа признаков несостоятельности  необходимо применять антикризисные  меры, цель которых – реализация комплекса мероприятий по возврату предприятия к состоятельности. Для этих целей проводится комплексный анализ качества финансового состояния. Комплексность анализа заключается в его полноте и всеобъемлемости. Проводится не только качественный, но и количественный анализ качества финансового состояния. Анализируются причины ухудшения качества и мероприятия по стабилизации финансового состояния предприятия.

В соответствии с причинами, выявленными  в процессе анализа, проводятся мероприятия  по фиксации и минимизации несостоятельности, цель которых вывести предприятие на уровень нормально функционирующего. В процессе вывода предприятия из кризиса необходимо устранить экономические предпосылки для попадания в кризис в дальнейшем, поэтому программа вывода предприятия из кризиса должна основываться на принципах разумного сочетания риска и надежности, ликвидности и доходности и других.

От того, насколько верно будет  выбрана стратегия и тактика  мероприятий по выводу предприятия  из кризиса зависит его перспектива  и потенциал в будущем. Схематично процесс вывода предприятия из кризиса представлен на рис. 2.

Процесс вывода предприятия из кризиса  представляет собой набор мероприятий  направленных на постепенное улучшение  качества финансового состояния  и перевод предприятия из разряда  кризисных в разряд состоятельных.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Процесс выхода предприятия  из кризиса.

 

Это достигается в ходе реализации процесса управления несостоятельным  предприятием в условиях переходной экономики, структура которого представлена на рис. 3.

Как видно из рисунка, процесс состоит из нескольких этапов, которые кратко могут быть охарактеризованы следующим образом [11, с. 97]:

    1. анализ качества финансового состояния предприятия – этап выявления причин кризиса;
    2. финансовая стабилизация несостоятельного предприятия – этап ужесточения финансовой политики предприятия для поиска выхода из создавшейся ситуации;
    3. анализ возможностей финансового оздоровления – этап поиска альтернатив, их технико-экономического обоснования, выбора наилучшего способа вывода предприятия из кризиса;
    4. разработка инвестиционной программы для вывода предприятия из кризиса – этап реализации мероприятий по подготовке предприятия к финансовому оздоровлению;
    5. вывод предприятия из кризисного состояния – этап улучшения качества финансового состояния и доведения предприятия до состоятельности.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием