Антикризисное управление предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:58, дипломная работа

Краткое описание

Процедура банкротства, сам термин "несостоятельное предприятие" в восприятии большинства людей ассоциируются с разрушением. И это отчасти верно – когда судья Арбитражного суда появляется в зале и зачитывает свое решение, где говорится: "Признать предприятие Х несостоятельным", единственное, что происходит дальше – это полное прекращение деятельности предприятия, его ликвидация и распродажа активов в счет погашения долгов. Объявление предприятия несостоятельным означает признание его банкротом как свершившийся факт и исключает какой-либо иной путь, кроме ликвидации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫМИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ 9
1.1 Понятие и сущность антикризисного управления предприятием 9
1.2. Зарубежный опыт антикризисного управления 22
1.3. Оперативное управление активами как инструмент антикризисного управления муниципальным предприятием 31
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АНТИКРИЗИСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ МУП «СМОЛЕНСКТЕПЛОСЕТЬ» 37
2.1. Краткая характеристика деятельности МУП «Смоленсктеплосеть» 37
2.2. Анализ причин кризисного состояния МУП «Смоленсктеплосеть» 47
2.3. Методика стабилизации финансового состояния муниципального предприятия муниципального предприятия 58
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ВЫВОДА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИЗ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ 67
3.1.Пути оздоровления финансового состояния МУП «Смоленсктеплосеть» 67
3.2.Методические рекомендации по выводу из кризисного состояния МУП «Смоленсктеплосеть». 74
Заключение 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 95

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

Проблемы подобного рода возникли во Франции, при этом, уровень спасения бизнеса там остался чрезвычайно  низким. Требования приоритетного сохранения рабочих мест по сравнению с объявлением предприятия банкротом не только контрпродуктивны, но и не нужны, поскольку в огромном большинстве случаев рабочие места сохраняются не при реорганизации несостоятельных предприятий, а при продаже их действующего бизнеса. К тому же, при этой форме банкротства кредиторы получают наибольшее возмещение [11, с. 123].

В соответствии со сложившейся на Западе практикой, банкротство –  это эффективное средство для  перераспределения ресурсов независимо от того, представлены ли эти ресурсы  основными фондами или квалифицированной рабочей силой. Никакая экономика не может выиграть от того, что на неработающем предприятии будут заняты квалифицированные кадры, которые могли бы быть привлечены к работе на предприятии преуспевающем. Если прибыль – награда предпринимателя за успех, то банкротство – это цена неудачи [9, с. 67].

Общепризнан тот факт, что тот, кто  не выдерживает конкуренции, в конце  концов, ликвидируется – в противном  случае не будет достаточных стимулов для конкуренции. Попытка избежать банкротств любой ценой хорошей альтернативой не является.

В последние годы на Западе наблюдается  движение к реформе законодательства о несостоятельности, что, в частности, указывает на поиск путей повышения  эффективности процедур реорганизации несостоятельных предприятий [6, с. 39].

Законодательством о банкротстве  Канады установлено, что Закон и  процедуры несостоятельности должны пересматриваться каждые три года с  целью приведения их в соответствие с изменяющимися экономическими реалиями. Особое судопроизводство, направленное на защиту предприятий-должников или на стимулирование мирового соглашения между ними и кредиторами, и проводящееся отдельно от процедур признания предприятия банкротом, было отменено в странах Запада (Франция, США, Германия) в результате реформ законодательства о банкротстве. Такое судопроизводство оказалось неспособным в современных финансовых условиях помочь в спасении терпящих трудности предприятий. В Германии, например, только в 1% случаев такого согласительного судопроизводства было достигнуто соглашение между должником и необеспеченными кредиторами. К тому же, условия таких соглашений недостаточно учитывают положения обеспеченных кредиторов [9, с. 87].

По мнению немецких юристов, наиболее практичным и часто используемым способом спасения предприятий-должников является полная продажа активов таких предприятий новому собственнику. В 1989 г. Федеральное Министерство юстиции Германии опубликовало реформированный Закон о банкротстве, в котором целью производства по несостоятельности заявлено максимальное увеличение стоимости активов должника и распределение этой стоимости среди различных претендентов на нее в соответствии с относительной очередностью прав финансовых требований. Германский подход состоит в том, что нужно предоставить рыночным силам решать, что лучше подходит для максимального увеличения стоимости активов действующего предприятия: реорганизация должника или продажа его бизнеса и активов после ликвидации. Исходя из этой цели, германское законодательство о банкротстве не отдает предпочтение продолжению деятельности существующего предприятия-должника по сравнению с продажей предприятия другому субъекту или даже расчленения активов должника с последующим их более эффективным распределением. Иными словами, современная цель процедур несостоятельности в Германии – эффективное использование активов, а не защита попавших в затруднительное положение фирм от действия рыночных сил.

Как полагают ведущие  западные специалисты по несостоятельности, если принцип приоритетности сохранения предприятия и рабочих мест, а не удовлетворения исков кредиторов возобладает в России, то ни у российских, ни у западных инвесторов не будет стимула вкладывать средства в российские предприятия или предоставлять им кредиты, ибо не будет гарантии хотя бы частичного возврата вложенных средств в случае их неэффективного использования.

По итогам анализа зарубежного  опыта можно сделать вывод  о том, что применение внесудебных, например, экономико-предпринимательских  процедур антикризисного управления более  целесообразно. В этой связи нам представляется целесообразным рассмотреть некоторые аспекты антикризисного управления, в частности, оперативное управление, как его основу.

1.3. Оперативное управление активами как инструмент антикризисного управления муниципальным предприятием

 

Во всем мире перед любой организацией возникает проблема управления активами в краткосрочном периоде. Это  связано с тем, что под воздействием различных факторов активы находятся  в динамическом состоянии, то есть совокупность их характеристик постоянно меняется.

Для наиболее эффективного управления муниципальное предприятие должно сформировать контур оперативного управления, к которому могут быть отнесены задачи, непосредственно связанные с реализацией планов. Среди этих задач можно выделить такие задачи как снабжение, складской учет, аренда помещений. Задачи технико-экономического планирования и технической подготовки ориентированы на практическую деятельность. При этом, создание контура должно быть направлено на решение следующих целей [38, с. 56]:

1. Формулирование текущих задач.

2. Временная организация деятельности  муниципального предприятия.

3. Полное, целесообразное и равномерное  использование всех ресурсов  муниципального предприятия.

4. Минимизация связывания оборотных  средств.

5. Создание условий для развития предприятия, его организационной структуры.

Рассмотрим кратко эти цели.

Формулирование текущих задач. При осуществлении повседневной деятельности в связи с влиянием внешних и внутренних воздействий состояние предприятия подвержено постоянным колебаниям. В этой связи зачастую возникает необходимость решения некоего набора задач для стабилизации его деятельности. Для фиксации действий и предупреждения нежелательных воздействий может осуществляться процедура краткосрочного планирования повседневной работы, текущий мониторинг и контроллинг деятельности.

Временная организация деятельности предприятия. В соответствии со сказанным выше, в качестве реакции на длительные колебания руководство предприятия может принять решение о переходе на временные режимы работы, для этого может быть создана временная организация работы, планы-графики строительства и др.

Полное, целесообразное и равномерное  использования всех ресурсов предприятия. При наличии ограниченного набора и объема имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов постоянно возникает необходимость оперативного переброса наиболее дефицитных из них на наиболее важные строительные объекты, утвержденные в рамках общей стратегии предприятия. В этой связи основным критерием перераспределения ресурсов выступает их полное, целесообразное и равномерное использование.

Минимизация связывания оборотных  средств. Наиболее показательной характеристикой эффективности использования оборотных средств является их оборачиваемость, то есть количество так называемых оборотов вида оборотных активов. В этой связи, экономически нецелесообразным является связывание оборотных активов, выражающееся в уменьшении скорости их оборота. Таким образом, одной из основных задач антикризисного управления активами предприятия является повышение их оборачиваемости, например за счет грамотной логистики и четкого использования людских ресурсов.

Создание условий для развития предприятия, его организационной  структуры. Ресурсы предприятия, затрачиваемые на основную деятельность, должны быть распределены таким образом, чтобы существовал резерв на собственное развитие, осуществление научных разработок и другие мероприятия, позволяющие укрепить положение на рынке.

Основой контура оперативного управления является система оперативного управления, созданная в соответствии с требованиями, предъявляемыми к традиционным схемам управления. В рамках таких схем управление рассматривается, как процесс выработки и осуществления управляющих воздействий субъектом управления [39, с. 145].

Рассмотрим основные принципы, реализация которых необходима в ходе формирования системы оперативного управления [39, с. 146]:

1. Принцип своевременности.

2. Принцип рациональной точности.

3. Принцип группировки.

4. Принцип делегирования полномочий.

5. Принцип адаптивности.

Принцип своевременности заключается в оперативном реагировании субъектом управления на изменения информации о функционировании объекта управления. Решения должны приниматься своевременно, то есть реакция на событие должна осуществляться в срок, требуемый для эффективного решения возникшей проблемы.

Принцип рациональной точности заключается в том, чтобы затраты на решение проблемы не превышали тех возможных потерь или убытков, которыми чревато произошедшее событие.

Принцип группировки состоит в том, что некоторые проблемы или события в деятельности муниципального предприятия могут быть сгруппированы для их наиболее эффективного решения.

Принцип делегирования полномочий сводится к тому, чтобы руководитель определенного уровня не опускался до проблем более низкого уровня и занимался только проблемами соответствующей сложности.

Принцип адаптивности позволяет применять некоторые стандартные наборы действий при решении типовых проблем, то есть адаптировать типовые ходы для решения типовых проблем.

Таким образом, на наш взгляд, с целью повышения эффективности при осуществлении текущей деятельности муниципального предприятия должна функционировать система оперативного управления его активами. Аспекты системы оперативного управления приведены на рисунке 4.

Оперативное управление – целенаправленное воздействие на объект управления для стабилизации текущего состояния и приведения основных характеристик объекта в соответствие со стратегией его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Аспекты системы оперативного управления

На основе механизмов оперативного управления разрабатывается комплексная  программа антикризисного управления, которая должна включать мероприятия  по внесудебному оздоровлению предприятия  с целью вывода его из кризиса.

По нашему мнению, система мер  антикризисного управления может иметь следующий вид (рис. 5).


 

Рис. 5. Аспекты системы оперативного управления

 

 

 

 

Рис. 5. Комплексная программа антикризисного управления.

Основные составляющие программы, как явствует из рис. 5, призваны не только стабилизировать деятельность предприятия, но и повысить его эффективность, то есть максимально отдалить от состояния банкротства. Как уже было сказано, такой подход обусловлен не только субъективными представлениями автора об антикризисном управлении, но и богатым отечественным и зарубежным опытом, имеющем многолетние наработки и апробацию.

Система антикризисных  мер, предлагаемая автором, состоит  из двух этапов, основные методологические основы которых рассмотрены нами в следующих главах. При этом необходимо отметить следующее. Как считает, например, А. Г. Грязнова, одним из инструментов антикризисного менеджмента является декомпозиция, то есть разделение предприятия на отдельные самостоятельные бизнесы [10, с. 201]. Однако проблему необходимо решать комплексно, то есть реализовывать этапы антикризисного управления на предприятии как имущественно-хозяйственном комплексе без его деления.

 

Глава 2. Анализ основ стабилизации деятельности предприятия МУП «Смоленсктеплосеть»

2.1. Общая характеристика деятельности МУП «Смоленсктеплосеть»

 

Муниципальное унитарное предприятие  «Смоленсктеплосеть» (в дальнейшем - Предприятие) создано в соответствии с постановлением мэра г. Смоленска  от 15.03.95 № 185 и является правопреемником  филиала «Смоленсктеплосеть» ГЭГШ «Облкоммунэнерго» в соответствии с разделительным балансом.

Предприятие является самостоятельным  хозяйствующим субъектом, коммерческой организацией, имущество которой  находится в собственности города Смоленска и принадлежит Предприятию  на праве хозяйственного ведения.

Предприятие создается для обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения в городе Смоленске.

Учредителем Предприятия является   администрация    города Смоленска (далее -  Учредитель).

Юридический адрес предприятия: Российская Федерация, город Смоленск, Тульский пер., д. 7.

Функции Учредителя Предприятия в  отношении имущества от имени  Учредителя осуществляются Управлением  имущественных и земельных отношений  администрации города Смоленска.

Предприятие находится в ведомственном  подчинении (подведомственно) Управления энергетики и инженерной инфраструктуры администрации города.

Предприятие является  юридическим  лицом, имеет круглую печать, бланки и штампы со своим наименованием, расчетный и иные счета в банковских учреждениях.

Предприятие имеет самостоятельный баланс и обособленное имущество, которое принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.

Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое, согласно действующему законодательству, может быть наложено взыскание.

Предприятие не отвечает по обязательствам Учредителя. Учредитель не несёт ответственности  по обязательствам  Предприятия.

Предприятие создано и действует  в соответствии с настоящим Уставом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002   № 161- ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», на основе хозяйственного расчета, заключает договоры, от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом, ответчиком и третьим лицом в суде, арбитражном суде и третейских судах.

Предприятие может быть участником коммерческих, а также некоммерческих организаций с согласия собственника имущества унитарного предприятия.

Целью создания Предприятия является обеспечения надежного и бесперебойного теплоснабжения в городе Смоленске.

Для достижения указанных целей  Предприятие осуществляет в установленном  законодательством   порядке следующие  виды  деятельности:

    • производство, покупка и продажа тепловой энергии;
    • эксплуатация и проведение ремонтов систем теплоснабжения, находящихся на балансе Предприятия;
    • осуществление мер по рациональному использованию и экономному расходованию топливо - энергетических ресурсов;
    • координация работы по разработке - перспективных планов централизованного теплоснабжения коммунально-бытовых потребителей, "подготовка заключений  по схемам теплоснабжения объектов,  обслуживаемых предприятием и его подразделениями;
    • планирование топливных режимов и определение потребности в топливо - энергетических ресурсах;
    • выдача технических условий на проектирование и строительство объектов теплоснабжения от тепловых сетей, находящихся на балансе Предприятия, а так же заключений по техническим условиям на проектирование и строительство таких объектов от источников тепловой энергии, тепловых сетей, находящихся на балансе других организаций (за исключением предприятий и организаций Минтопэнерго. России);
    • изготовление специального и нестандартного оборудования, запасных частей теплоэнергетического оборудования Предприятия; обеспечение широкого  использования достижений науки и техники, передового опыта, повышения производительности труда и эффективности производства на основе максимального использования внутренних резервов;
    • совершенствование структуры организации, планирования и управления, внедрение НОТ, повышение роли экономических методов хозяйствования;
    • создание и поддержание здоровых и безопасных условий труда и быта работающих с учетам характера и специфики энергетического производства;
    • своевременная подготовка к работе в зимних условиях объектов теплового хозяйства, находящихся на балансе Предприятия;
    • разработка и утверждение плановых заданий по установленным показателям производственной деятельности подразделений, обеспечение их выполнения;
    • организация планово-предупредительных ремонтов (ППР) оборудования, зданий, сооружений и передаточных устройств и обеспечение качественного и своевременного их проведения;
    • проведение организационной работы по составлению баланса энергопотребления и, согласно заключенным договорам с абонентами, осуществление контроля за выполнением договорных обязательств, обеспечение, поддержание   нормированного   качества  отпускаемой электроэнергии (давление, температура пара и горячей воды), выработка, передача и распределение теплоэнергии;
    • участие представителей Предприятия в государственных комиссиях по приемке в эксплуатацию законченных строительством теплоэнергетических объектов;
    • организация оперативно - диспетчерского управления тепловыми сетям; разработка и представление на утверждение в установленном порядке проектов цен (тарифов) на отпускаемую продукцию (работу, услуги);
    • надлежащее ведение бухгалтерского, оперативного и статического учета; организация подготовки кадров и повышения квалификации работников; виды деятельности, требующие лицензирования, осуществляются после получения соответствующего документа (лицензии);
    • торгово-закупочная деятельность.

Информация о работе Антикризисное управление предприятием