Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 13:21, курсовая работа
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое актуальное значение приобретают вопросы совершенствования организации и управления, позволяющие повысить социально-экономическую эффективность предприятия. На сегодняшний день производственные системы стремятся превратиться в многофакторные социально- экономические системы, в которых осуществляются производственная, маркетинговая, воспитательная, информационная и другие виды деятельности коллектива.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………… 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………7
1.1. Иерархический тип структур управления…………………………………………..7
1.2. Органический тип структур управления…………………………………………..14
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «УРЮПИНСКИЙ ЭЛЕВАТОР»……………………………………………………...27
2.1. Общая характеристика предприятия и анализ основных финансово-экономических показателей деятельности……………………………………………..27
2.2. Организационная структура управления предприятием…………………………35
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОАО «УРЮПИНСКИЙ ЭЛЕВАТОР»…………………………. 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...53
ПРИЛОЖЕНИЯ
• осуществлять оперативный контроль за состоянием складского хозяйства, сдачей готовой продукции, ритмичности и своевременности отгрузки готовой продукции, координировать действия по приему и реализации сырья;
контролировать обеспеченность основного производства сырьем, необходимыми материалами, погрузочно-разгрузочными средствами. Основные преимущества информационно-аналитического отдела по сравнению со службой материально-технического снабжения будут заключаться в:
• высокой скорости и точности обработки информации;
• быстрым поиском необходимой информации;
• свободный доступ к информации прямо из отделов, служб;
• сокращением потери рабочего времени;
• сокращением рабочих мест, что сократит затраты на оплату
труда.
В каждом отделе, службе аппарата управления предприятием существует ряд функций, выполняемых работниками вручную, это приводит к тому, что данные работы выполняются медленно, зачастую неквалифицированно, с большим числом грубых ошибок.
Документация, проходящая через все эти отделы, очень часто вовремя не попадает к нужному адресату. Из-за чего наблюдаются большие потери рабочего времени ряда служащих предприятия. С введением информационно-аналитического отдела отпадает необходимость в выполнении ряда функций.
Данные изменения в организационной структуре управления ОАО «Урюпинский элеватор» не только не повлекут за собой снижение эффективности управления предприятием, а наоборот, будут способствовать:
• уменьшению бюрократических барьеров;
• снижению затрат на аппарат управления (за счет перераспределения рабочей нагрузки на работников, а следовательно и некоторое снижение надбавок к окладу и премий);
• повышению скорости прохождения информации;
• сокращению потерь рабочего времени, ввиду большей загруженности работников.
Эффективное функционирование любого предприятия, в частности его организационная структура, зависит от состояния и развития трудовых ресурсов. Эффективность деятельности работников зависит от состояния социально-психологического климата в коллективе. Учитывая важность социального развития коллектива в современных условиях, предлагается ввести должность социального психолога, напрямую подчиненного директору по персоналу. В функции социального психолога будут входить совместная работа с отделом кадров предприятия по подбору персонала; совместно с руководителями подразделений разрешение вопросов, связанных с возникающими конфликтами; консультирование руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством.
В результате предложенных выше изменений в организационной структуре управления ОАО «Урюпинский элеватор» произойдут следующие корректировки: вместо отдела материально-технического снабжения, отдела отгрузки и отдела складского хозяйства появится новый информационно-аналитический отдел, а так же появится совершенно новая для предприятия маркетинговая служба, подчиненная напрямую директора по закупкам. В итоге общая численность персонала организации предположительно сократится на 11 человек.
Важным аспектом оценки эффективности управления является определение эффективности мер, направленных на совершенствование структуры управления. Предложенные мероприятия по совершенствованию структуры управления направлены на улучшение экономических параметров производственно-хозяйственной деятельности организации.
Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий можно рассчитать в несколько этапов:
1. экономия по фонду оплаты труда можно рассчитать путем умножения средней заработной платы одного работника из увольняемой группы на предполагаемое количество уволенных работников (4, с. 83). Учитывая, что средняя заработная плата работника из увольняемой группы составляет 5020 рублей в месяц экономия по фонду оплаты труда составит 55220 рублей в месяц или 662640 рублей в год;
2. экономию по расходам на взносы во внебюджетные фонды можно рассчитать путем умножения суммы отчисления во внебюджетные фонды на количество уволенных работников (4, с. 84). Учитывая, что отчисления во внебюджетные фонды на одного работника из увольняемой группы в среднем составляет 28,4% или 1425 рублей в месяц экономия по расходам на взносы во внебюджетные фонды составит 15675 рублей в месяц или 188100 рублей в год;
3. годовой экономический эффект по расходам на оплату труда и отчислениям во внебюджетные фонды составляет 850740 рублей;
Учитывая, что на данный момент на предприятии работают 131 человек прирост производительности на ОАО «Урюпинский элеватор» составит 9,17%.
Таким образом, можно говорить о том, что предлагаемые мероприятия по усовершенствованию организационной структуры управления ОАО «Урюпинский элеватор» положительно скажутся на эффективности его деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация - это не только первичное хозяйственное звено в экономике, но и совокупность долговременных норм и правил построения и функционирования рациональных структур и производственных процессов предприятия, обеспечивающих достижение им установленных целей перспективного развития.
Управление людьми имеет важное значение для всех организаций — больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Несомненно, что управление трудовыми ресурсами является одним из важнейших аспектов теории и практики управления.
Если не будут четко определены и скоординированы отношения между людьми и организационными подразделениями, эффективность специализации будет потеряна. Чтобы планы были реализованы, кто-то должен фактически выполнить каждую из задач, вытекающих из целей организации. Для этого руководство обязано найти эффективный способ сочетания ключевых переменных, характеризующих задачи и людей (11, с. 114).
Организационная структура — один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации. По сути, структура управления - это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.
Организационная структура управления не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с изменившимися условиями. В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие категории организационных структур: бюрократические структуры (они относительно стабильны во времени): линейная; функциональная; линейно-функциональная; дивизиональная; адаптивные структуры: проектная; бригадная; матричная.
Большинство специалистов в области управления видят в органическом подходе будущее, и критикует бюрократические структуры. Однако при выборе структуры необходимо принимать во внимание условия, в которых действует конкретное предприятие. Дело в том, что бюрократические и адаптивные структуры представляют собой лишь крайние точки в составе таких фирм. Конкретные структуры реальных предприятий (фирм) лежат между ними, обладая признаками тех и других в разных соотношениях. Иными словами, в управлении, как и в любой другой сфере социальной активности человека, не существует понятия «хорошая» или «плохая» система. Есть выбор, соответствующий или не соответствующий имеющимся условиям (16, с. 21).
Целью данной курсовой работы является выделение стратегических преимуществ и недостатков различных организационных структур управления и разработка предложений по совершенствованию организационной структуры управления ОАО «Урюпинский элеватор».
Для достижения поставленной цели, была определена основная задача: изучить основные типы и виды организационных структур управления и проанализировать действующую организационную структуру управления ОАО «Урюпинский элеватор», а также предложить меры по ее совершенствованию.
В работе были изучены и проанализированы различные типы и виды организационных структур управления; были выявлены основные стратегические преимущества и недостатки различных организационных структур управления; проведен анализ основных показателей финансово- хозяйственной деятельности ОАО «Урюпинский элеватор»; проанализирована существующая система управления данным предприятием.
Анализ организационной структуры управления показал ряд недостатков, таких как:
• высокая степень централизации управления;
• низкая эффективность работы аппарата управления из-за большого числа его служащих;
• неспособность адаптироваться к быстрым изменениям внешней и внутренней среды;
• трудность в прохождении информации между отделами, службами.
На основе проведенного анализа системы управления были выдвинуты
предложения по ее совершенствованию, такие как:
1. создать маркетинговую службу;
2. создать информационно-аналитический отдел;
3. ввести должность социального психолога;
4. сократить штат аппарата управления и общую численность административного персонала.
В курсовой работе проведен расчёт эффективности совершенствования системы управления, который показал, что предложенные изменения положительным образом повлияют на дальнейшую деятельность ОАО «Урюпинский элеватор».
В заключении необходимо подчеркнуть, что проведение организационных изменений может служить серьезным механизмом поддержки и развития системы управления предприятия. В руках компетентного руководителя осуществление организационных изменений представляет собой мощное средство усовершенствования работы предприятия и повышения его эффективности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ансофф И. Стратегическое управление [текст] / И. Ансофф. - М.: Экономика, 2009.
2. Арсеньев Ю.Н. Управление персоналом. Технологии: Учебное пособие для студентов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 192 с.
3. Банов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент [текст]: Учебное пособие для вузов. / А.И. Банов, И.О. Коробейников. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 285 с.
4. Бурганова Л.А. Теория управления: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2009. – 153 с.
5. Быкова Л. Основные этапы формирования производственного коллектива // Справочник по управлению персоналом. – 2006. - № 10. – С. 60-66.
6. Вергилес Э.В. Стратегическое управление организацией [текст] / Э.В. Вергилес. - М.: ММИЭИФП, 2003. — 17 с.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: МГУ, 2005. – 247 с.
8. Владимирова И.Г. Организационные структуры управления компаниями // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 5. – С. 23-30.
9. Демчук О.Н., Ефремова Т.А. Антикризисное управление: Учебное пособие. – М.: Флинта, МПСИ, 2009. – 256 с.
10. Демчук О.Н., Ефремова Т.А. Теория организации: Учебное пособие. - М.: Флинта, МПСИ, 2009. – 264 с.
11. Джон ван Маурик. Эффективный стратег [текст] / Джон ван Маурик. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 208 с.
12. Душенькина Е.А. Экономика предприятия: Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2009. – 160 с.
13. Егошин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 2009. – 624 с.
14. Жариков В.В., Жариков И.А., Евсейчев А.И. Антикризисное управление предприятием: Учебник. – Тамбов: ТГТУ, 2009. — 128 с.
15. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – 455 с.
16. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2011. – 236 с.
17. Кибанов А.Я. Управление персоналом: Учебник для вузов. М.: РИОР, 2009. – 288 с.
18. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации [текст] / пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского / Г. Минцберг. – СПб.: Питер, 2007. – 512 с.
19. Теория организации: Учебник / Под ред. Д.В. Олянич. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 408 с.
20. Типовые организационные структуры предприятий: Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/
21. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент [текст]: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Дело, 2008. - 448 с.